Во имя функциональности: 5 проектов Чарльза и Рэй Имз
Знаковые работы знаменитой пары дизайнеров.
Фото: Tristan Fewings / Getty Images for Barbican Art Gallery
15 декабря исполняется 110 лет со дня рождения Рэй Имз (Бернис Александра Кайзер), ― художницы и дизайнера, работавшей в тандеме с мужем Чарльзом. Их знакомство состоялось в 1940 году. К тому моменту Чарльз уже поработал архитектором, уличным художником в Мексике и декоратором в Голливуде. Рэй занималась абстрактной живописью и изучала ткацкое искусство в Крэнбрукской академии искусств. В 1941 году они поженились и переехали в Калифорнию, где и началась их совместная работа.
Одним из первых успешных проектов Имзов стала не мебель, а медицинская шина для ноги, сделанная из формованной фанеры. Этот заказ дизайнеры сделали для американского флота во время Второй мировой.
Эксперименты с формованной фанерой Имзы начали в 1940-х. В условиях дефицита материалов они искали способ применять прессованную древесину, стекловолокно, пластик. Целью дизайнеров было создать не просто эстетичную, а в первую очередь качественную и функциональную мебель по доступной цене. И уже в 1949 году разработки Чарльза и Рэй Имз вышли на промышленное производство.
Сегодня мебель по проектам этих дизайнеров официально производят только две компании ― Herman Miller и Vitra, с которыми они сотрудничали ещё в 1940–1950-е годы.
В этой статье мы расскажем о нескольких оригинальных проектах знаменитой пары.
Elephant
1945
В рамках экспериментов с прессованной древесиной Имзы спроектировали деревянную скульптуру слона, которую можно было использовать и как детскую игрушку, и как необычный элемент интерьера.
Конструкция состояла из двух частей ― корпуса и головы. Дизайнеры сделали несколько экземпляров, вручную придав жёсткому материалу плавные линии, однако проект был технически сложным, и в серийное производство Elephant так и не поступил. В 2007 году компания Vitra выпустила фанерную версию декоративного слона по проекту Имзов, а позднее ― массовый тираж в пластике.
Eames Lounge Chair Wood
1945
За годы работы Имзы выпустили серию стульев из формованной фанеры. Eames Lounge Chair Wood (LCW) стал одним из первых успешных вариантов.
Долгое время, работая с фанерой, дизайнеры терпели неудачу: материал трескался, когда они пытались его согнуть. В итоге Имзы решили не использовать для спинки и сиденья цельный кусок фанеры, а сделали их отдельными блоками и прикрепили на L-образный корпус. При этом Чарльз и Рэй добавили в крепления резиновые шайбы, создав амортизационный эффект, ― они действительно были пионерами в эргономичном дизайне мебели.
Hang-It-All
1953
Ещё одно неординарное дизайнерское решение Имзов ― разноцветная вешалка Hang‑It-All. В оригинальной версии каркас вешалки был покрыт белой порошковой краской, защищающей металл от коррозии. Вместо крючков были разноцветные заглушки-шарики ― 14 штук. Такие яркие элементы должны были вызывать интерес у детей и мотивировать их аккуратно развешивать свою одежду, если вешалку разместить в детской. Впрочем, Hang-It-All можно было гармонично вписать в интерьер и других комнат.
В 2012 году, к столетию Рэй Имз, Vitra в сотрудничестве с дизайнером Хеллой Йонгериус переиздали серию вешалок Hang-It-All в новом цветовом оформлении. Собственную серию вешалок в новых цветах запустила и компания Herman Miller.
Eames House
1949
Это особенный проект в жизни Чарльза и Рэй Имз ― их собственный дом в Калифорнии. В конце сороковых несколько знаменитых архитекторов и дизайнеров, в том числе Имзы, приняли участие в проекте Case Study House журнала «Искусство и архитектура». Это был творческий эксперимент, цель — создать серию недорогих, но практичных домов. Проект Имзов, Case Study House 8, был одним из немногих реализованных.
Этот двухэтажный дом состоит из двух прямоугольных стальных блоков-каркасов. В фасаде — стёкла разного размера, стеновые панели окрашены в разные цвета, они напоминают работы Пита Мондриана.
Помещение разделили на жилую часть и мастерскую. Центральным элементом была гостиная, объединяющая два этажа, ― уютная, тёплая, наполненная интересными предметами декора и авторской мебелью Имзов. При жизни дизайнеров этот дом был местом встречи для представителей мира искусства. Сейчас Case Study House 8 можно посетить с экскурсией.
ESU Bookcase
1950
В 1950 году дизайнеры создали модель стеллажа ESU (Eames Storage Units), с помощью которого можно было зонировать помещение, размещая его не у стены, а, например, в центре комнаты.
Стеллаж выполнен из фанеры, берёзового шпона с рельефным узором и перфорированных металлических панелей. В основе конструкции ― чёрный металлический каркас.
Имзы разработали несколько вариантов стеллажа — в один, два и четыре яруса. Можно было выбрать серию с выдвижными ящиками, открытыми и закрывающимися полками ― каждый пользователь адаптировал стеллаж под своё пространство.