Дизайн
#подборки

Во имя функциональности: 5 проектов Чарльза и Рэй Имз

Знаковые работы знаменитой пары дизайнеров.

Фото: Tristan Fewings / Getty Images for Barbican Art Gallery

15 декабря исполняется 110 лет со дня рождения Рэй Имз (Бернис Александра Кайзер), ― художницы и дизайнера, работавшей в тандеме с мужем Чарльзом. Их знакомство состоялось в 1940 году. К тому моменту Чарльз уже поработал архитектором, уличным художником в Мексике и декоратором в Голливуде. Рэй занималась абстрактной живописью и изучала ткацкое искусство в Крэнбрукской академии искусств. В 1941 году они поженились и переехали в Калифорнию, где и началась их совместная работа.

Одним из первых успешных проектов Имзов стала не мебель, а медицинская шина для ноги, сделанная из формованной фанеры. Этот заказ дизайнеры сделали для американского флота во время Второй мировой.

Фото: Wikimedia Commons

Эксперименты с формованной фанерой Имзы начали в 1940-х. В условиях дефицита материалов они искали способ применять прессованную древесину, стекловолокно, пластик. Целью дизайнеров было создать не просто эстетичную, а в первую очередь качественную и функциональную мебель по доступной цене. И уже в 1949 году разработки Чарльза и Рэй Имз вышли на промышленное производство.

Сегодня мебель по проектам этих дизайнеров официально производят только две компании ― Herman Miller и Vitra, с которыми они сотрудничали ещё в 1940–1950-е годы.

В этой статье мы расскажем о нескольких оригинальных проектах знаменитой пары.

Elephant

1945

В рамках экспериментов с прессованной древесиной Имзы спроектировали деревянную скульптуру слона, которую можно было использовать и как детскую игрушку, и как необычный элемент интерьера.

Конструкция состояла из двух частей ― корпуса и головы. Дизайнеры сделали несколько экземпляров, вручную придав жёсткому материалу плавные линии, однако проект был технически сложным, и в серийное производство Elephant так и не поступил. В 2007 году компания Vitra выпустила фанерную версию декоративного слона по проекту Имзов, а позднее ― массовый тираж в пластике.

Фото: Eames Office / VITRA INTERNATIONAL AG
Фото: Eames Office / VITRA INTERNATIONAL AG

Eames Lounge Chair Wood

1945

За годы работы Имзы выпустили серию стульев из формованной фанеры. Eames Lounge Chair Wood (LCW) стал одним из первых успешных вариантов.

Долгое время, работая с фанерой, дизайнеры терпели неудачу: материал трескался, когда они пытались его согнуть. В итоге Имзы решили не использовать для спинки и сиденья цельный кусок фанеры, а сделали их отдельными блоками и прикрепили на L-образный корпус. При этом Чарльз и Рэй добавили в крепления резиновые шайбы, создав амортизационный эффект, ― они действительно были пионерами в эргономичном дизайне мебели.

Фото: Eames Office
Фото: Eames Office

Hang-It-All

1953

Ещё одно неординарное дизайнерское решение Имзов ― разноцветная вешалка Hang‑It-All. В оригинальной версии каркас вешалки был покрыт белой порошковой краской, защищающей металл от коррозии. Вместо крючков были разноцветные заглушки-шарики ― 14 штук. Такие яркие элементы должны были вызывать интерес у детей и мотивировать их аккуратно развешивать свою одежду, если вешалку разместить в детской. Впрочем, Hang-It-All можно было гармонично вписать в интерьер и других комнат.

В 2012 году, к столетию Рэй Имз, Vitra в сотрудничестве с дизайнером Хеллой Йонгериус переиздали серию вешалок Hang-It-All в новом цветовом оформлении. Собственную серию вешалок в новых цветах запустила и компания Herman Miller.

Фото: Eames Office
Фото: Eames Office / VITRA INTERNATIONAL AG
Фото: Herman Miller

Eames House

1949

Это особенный проект в жизни Чарльза и Рэй Имз ― их собственный дом в Калифорнии. В конце сороковых несколько знаменитых архитекторов и дизайнеров, в том числе Имзы, приняли участие в проекте Case Study House журнала «Искусство и архитектура». Это был творческий эксперимент, цель — создать серию недорогих, но практичных домов. Проект Имзов, Case Study House 8, был одним из немногих реализованных.

Этот двухэтажный дом состоит из двух прямоугольных стальных блоков-каркасов. В фасаде — стёкла разного размера, стеновые панели окрашены в разные цвета, они напоминают работы Пита Мондриана.

Помещение разделили на жилую часть и мастерскую. Центральным элементом была гостиная, объединяющая два этажа, ― уютная, тёплая, наполненная интересными предметами декора и авторской мебелью Имзов. При жизни дизайнеров этот дом был местом встречи для представителей мира искусства. Сейчас Case Study House 8 можно посетить с экскурсией.

Фото: Stephanie Braconnier / Shutterstock
Фото: Eames Office
Фото: Eames Foundation

ESU Bookcase

1950

В 1950 году дизайнеры создали модель стеллажа ESU (Eames Storage Units), с помощью которого можно было зонировать помещение, размещая его не у стены, а, например, в центре комнаты.

Стеллаж выполнен из фанеры, берёзового шпона с рельефным узором и перфорированных металлических панелей. В основе конструкции ― чёрный металлический каркас.

Имзы разработали несколько вариантов стеллажа — в один, два и четыре яруса. Можно было выбрать серию с выдвижными ящиками, открытыми и закрывающимися полками ― каждый пользователь адаптировал стеллаж под своё пространство.

Фото: VITRA INTERNATIONAL AG
Фото: VITRA INTERNATIONAL AG
Научитесь: Профессия Дизайнер интерьеров Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована