Дизайн
#Историческое

История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура

Имзы придумывают систему шкафов, открывается Ульмская школа дизайна, Ле Корбюзье становится знаменитым.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Дарья Сорокина

Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.

1950-е годы — время, когда мир приходит в себя после войны. Именно в эту декаду расцветает феномен «мидсенчури», или дизайна середины века, который во многом — продолжение межвоенного модернизма.

И бонус:

США


Имзы, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя

Именно в 1950-е модернисты Чарльз и Рэй Имз вошли в зенит славы. В этот период пара создала иконические образцы мебели, в частности — систему модульных шкафов ESU. Они были изготовлены из фанеры, мазонита и хромированных стальных рам. Шкафы можно было штабелировать или использовать по отдельности, они поставлялись с выдвижными ящиками или без них.

Фото: Wikimedia Commons

Нужно отметить и друга Имзов — выдающегося модерниста Ээро Сааринена. Он был и архитектором, и скульптором — это позволило ему разработать инновационный для своего времени дизайн мебели. Настоящей сенсацией стал его стул «Тюльпан», основная идея которого — избавиться от мешающих под ногами ножек. Сааринен разработал сотни чертежей, а затем сделал макет и поместил его в кукольный домик, чтобы посмотреть, как мебель будет выглядеть в интерьере. Результат превзошёл ожидания — «Тюльпан» и сейчас желанный предмет для любителей утончённого дизайна.

Фото: Wikimedia Commons

Третьим столпом американского дизайна 1950-х можно назвать Гарри Бертойю, итальянца по происхождению и мультидисциплинарного художника. Бертойя занимался работами по металлу: создавал из него и ювелирные украшения, и мебель. Важнейший объект Бертойи — стул из проволоки. Дизайнер нашёл изящество в промышленном материале и сделал предмет, который подходит для любого интерьера.

Фото: Wikimedia Commons

Германия


Макс Билл, Ханс Гугелот и Дитер Рамс

Германия в 1950-е по-прежнему переживала сложные времена — восстанавливалась после войны и фашизма. Многие модернисты первой волны, гонимые при нацистской власти, либо уехали из страны, либо сменили профессию. Однако были исключения: например, Макс Билл, который в 1920-е учился в Баухаусе, но не окончил его.

Билл — швейцарец по происхождению, но именно ему было суждено создать очередную выдающуюся школу дизайна в Германии. Он основал её в 1953 году вместе с Инге Айхер-Шолл и Отлом Айхером. Ульмская школа была создана в традициях Баухауса, но позже там был выработан новый подход к обучению, объединявший искусство и науку.

Фото: Wikimedia Commons

Один из самых знаменитых образцов дизайна Ульмской школы — табурет, созданный Максом Биллом и Хансом Гугелотом. Он был разработан в качестве мебели для учебного заведения, но благодаря простоте и функциональности, вошёл в историю. Этот табурет можно использовать как переноску, полку, приставной столик и даже как небольшой письменный стол.

Фото: Wikimedia Commons

Ханс Гугелот в соавторстве с Дитером Рамсом создал ещё одну вещь, характеризующую десятилетие, — радиопроигрыватель СК-4 компании Braun. Его называли «Белоснежный гроб» из-за белого оформления и прозрачной пластиковой крышки.

Фото: Wikimedia Commons

Франция


Жан Пруве, Шарлотта Перриан, Жан Ройер

Пожалуй, важнейшей фигурой в послевоенном французском проектировании был архитектор и дизайнер Жан Пруве из Нанси. В 1954 году вместе с Шарлоттой Перриан он получил заказ на мебель для университетского общежития Жана Зея в Антони. Они создали знаменитые письменные столы, книжные шкафы, кровати, стулья и кресла Антони: предметы, которые сегодня высоко ценятся коллекционерами.

Фото: Wikimedia Commons

Упомянутая Шарлотта Перриан на протяжении многих лет сотрудничала с Ле Корбюзье, разрабатывая дизайн интерьеров для его архитектурных проектов. Ей удалось сделать имя в мире проектирования, где доминировали мужчины.

В 1950-е под влиянием поездки в Японию Перриан разработала мебель для гостиной, которая включала систему хранения, а также небольшие предметы вроде табуретов. Проект под названием «Предложение для синтеза искусств» стал воплощением функциональности, которая сочеталась с чистотой линий и японскими традициями.

Фото: artsy.net

Из этого поколения можно также выделить дизайнера интерьера Жана Ройера. Он происходил из обеспеченной семьи, но решил сменить карьеру банкира на работу краснодеревщика. В середине 1930-х Жан выиграл престижный конкурс на разработку дизайна ресторана роскошного отеля Carlton на Елисейских полях и положил начало своей карьере. Позднее Ройер основал компанию, которая открыла филиалы в разных уголках земли: в Каире, Бейруте, Тегеране и Сан-Паулу. Среди клиентов дизайнера были короли, шахи и шейхи.

Этот дизайнер хорошо чувствовал формы: например, спроектированная им яркая плюшевая мебель необычной конфигурации переосмыслялась и модифицировалась последователями на протяжении десятилетий.

Фото: Sotheby’s
Изображение: Les Arts Décoratifs

Италия


Джио Понти и Марко Дзанузо

Во время Второй мировой войны большая часть итальянского архитектурного наследия была разрушена, поэтому было важно найти новые идеи для восстановления страны. В этом десятилетии лучшие итальянские дизайнеры в первую очередь были архитекторами: их методы проектирования были переложены с больших проектов на меньшие.

Джио Понти — один из классиков итальянского модернизма. Он отдавал предпочтение многофункциональным решениям: в 1951 году для Миланской триеннале он разработал гостиничный номер, в котором представил изголовье кровати в виде приборной панели. На ней были полки, в том числе раздвижные, а также кнопки управления электричеством и радио. Позже Понти применил это решение к другим помещениям, создав так называемые организованные стены. Затем появились «встроенные окна», которые представляли собой вертикальные и горизонтальные рамы, на которых можно было расположить полки и книжные шкафы.

Фото: Galerie Bruno Bischofberger / Joe Wolf / Flickr

И это лишь небольшая часть того, что Понти спроектировал за это десятилетие.

Фото: Wikimedia Commons

Второй классик итальянского дизайна середины века Марко Дзанузо убедил людей в том, что пластик — жизнеспособный и подходящий материал для современного дома. В 1957 году вместе с немецким дизайнером Ричардом Саппером он разработал детский штабелируемый стул из неармированного пластика. Это лёгкое, яркое и игривое изделие стало очень популярным.

Не менее значимый объект Дзанузо — лаунж-кресло «Леди». Оно довольно компактное — за счёт лёгких и тонких ножек, но при этом удобное — благодаря подлокотникам и спинке.

Фото: Galerie 44

Дания


Ханс Вегнер, Арне Якобсен

Ещё одной страной, где расцвёл модернистский дизайн, стала Дания. В 1950-е годы растущий средний класс начал проявлять интерес к датскому модерну и способствовал дальнейшим инвестициям в этот стиль. Особое внимание в это десятилетие уделялось созданию доступной мебели и предметов быта, которые были бы одновременно функциональными и элегантными.

Дизайнеры плодотворно сотрудничали между собой. Первоначально мебель изготавливалась ими вручную, но, осознав, что работы будут продаваться лучше, если снизить цены, проектировщики вскоре перешли к фабричному производству.

В первую очередь среди датских дизайнеров стоит выделить «короля стульев и кресел» — Ханса Вегнера. За свою жизнь он спроектировал около 500 моделей, из них более 100 входят в коллекции лучших музеев мира.

Одним из важнейших объектов в карьере Вегнера стал «круглый» стул, названный так благодаря форме спинки. Этот стул покорил американский рынок в 1950-е и вошёл в мировую историю благодаря теледебатам Кеннеди и Никсона, где, по легенде, триумф Кеннеди был обеспечен именно формой спинки стула, которая не напрягала его больной позвоночник.

Фото: Wikimedia Commons

Датские дизайнеры середины века также были мультидисциплинарными художниками. Таким человеком был и Арне Якобсен, который в 1952 году совместно с Фрицем Хансеном выпустил стул «Муравей». Это был маленький, лёгкий, штабелируемый стул, который можно производить промышленным способом и который вписывается в небольшие совмещённые обеденные пространства.

Этот стул неоднократно модифицировался, например в 1957 году вариация стула получила высшую награду триеннале в Милане.

Фото: Wikimedia Commons

Мастодонты модернизма

В 1950-е годы продолжали творить и «выдавать» шедевры модернисты первой волны: Алвар Аалто, Мис ван дер Роэ, Фрэнк Ллойд Райт и Ле Корбюзье.

Аалто погрузился в скульптуру: он использовал дерево, бронзу, мрамор или смешанные материалы, но особенное место в его творчестве занял кирпич. В 1952 году Алвар вместе с женой Элизой начал проектировать экспериментальный дом, внутренний двор которого был вдохновлён римским атриумом. Стены и пол в нём были выложены кирпичами разных форм и цветов. Дом был и ателье, и летней резиденцией архитектурной четы Аалто.

Фото: Alvar Aalto Foundation

Мис ван дер Роэ

В середине 1950-х канадская винокуренная компания Сигрэм ошиблась в выборе архитектора для строительства своей штаб-квартиры на Манхэттене — и в качестве замены в проект попал Мис ван дер Роэ. Он спроектировал для Сигрэм здание, которое вошло в историю (при этом значительное влияние на дизайн строения оказала дочь генерального директора Seagram — Филлис Ламберт).

Это здание — пример функционалистской эстетики и выдающийся образец современной корпоративной архитектуры. Внешний облик Сигрэм-билдинг формирует стеклянная навесная стена с вертикальными рёбрами из бронзы и горизонтальными эстакадами из металла. На площади из розового гранита, выходящей на Парк-авеню, расположены два фонтана. За площадью находится высокий лифтовый холл, дизайн которого аналогичен дизайну площади. На нижних этажах располагаются рестораны, на верхних — офисы.

Фото: Wikimedia Commons

В конце десятилетия был закончен один важнейших проектов в карьере великого архитектора Фрэнка Ллойда Райта — здание музея Соломона Гуггенхайма на Манхэттене в Нью-Йорке. Этот проект реализовывался на протяжении двух десятилетий: до открытия Райт не дожил шесть месяцев, а Соломон Гуггенхайм — шесть лет.

Проект, который вызвал немало споров в творческой среде, как ни крути, значим как для Нью-Йорка, так и для архитектуры всего ХХ века. Согласно первоначальной концепции, здание должно было воплощать «перевёрнутый Зиккурат». Примерно так и получилось: музей представляет собой конус, расширяющийся к верху, внутри которого на стенах находится пандус для экспозиции и прохода посетителей.

По первоначальной задумке нужно было подниматься на лифте на самый верх и затем медленно и размеренно спускаться вниз, но в итоге зрители могут начинать осмотр экспозиций и с нижнего уровня.

Фото: Wikimedia Commons

В 1950-е признание, наконец, настигло Ле Корбюзье, но это не вдохновляло архитектора — роль гонимого непризнанного гения нравилась ему куда больше. Он продолжал воплощать масштабные и даже провокационные проекты — например, собор Нотр-Дам-дю-О.

Это довольно компактное строение, являющее собой нечто среднее между скульптурой и архитектурой. Крыша напоминает парус, она не касается стен и держится на специальных опорных колоннах. У стен — разная толщина, только одна из них украшена окнами необычной формы. Это уникальный объект в творчестве Ле Корбюзье, поскольку при проектировании архитектор ушёл от его принципов стандартизации и машинной эстетики, уступая место специфике конкретного места.

Фото: Wikimedia Commons

* * *

Можно сказать, что в дизайне и архитектуре в 1950-е годы — апофеоз интернационального стиля. Именно в это десятилетие продолжали творить родоначальники модернизма, при этом появились молодые специалисты, чьи имена оказались вписаны в историю дизайна ХХ века.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована