Дизайн
#статьи

Визуальные исследования: зачем они нужны и как их делают

Разбираемся, что такое Visual Studies и «визуалки».

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Матвей Малкин, студент Школы дизайна НИУ ВШЭ, и куратор Евгений Григорьев объясняют, как выстраивать анализ наблюдаемого, и делятся полезными советами.

Что такое визуальное исследование

Визуальное исследование строится на анализе видимых, наблюдаемых, визуальных характеристик явления или предмета.

Это научный метод — например, его используют в антропологии, социологии, этнографии: исследователи наблюдают повседневные практики, артефакты, культурные явления, собирают и анализируют их визуальные атрибуты и эффекты, которые они создают в культуре.

«Визуальное представление прядения в соответствии с деколонизирующей исследовательской практикой, изображённое Мишель Кеннеди»
Изображение: Michelle Kennedy / Research Gate

Самое важное, что нужно знать о визуальном исследовании:

  • Наблюдать и анализировать нужно не только и не столько эстетичное.

В визуальном исследовании изучают и «некрасивое», и привычное, и странное, и декоративное, и повседневное.

Артефакт для визуального исследования о дорожных знаках в контекстах разных культур — знаки и навигация в калмыцком посёлке
Изображение: Матвей Малкин

Матвей Малкин

студент бакалавриата Школы дизайна НИУ ВШЭ


— Мои любимые проекты — те, где предметом исследования становится нечто повседневное, бытовое, такое, на которое редко в целом обращают внимание, а тем более уж анализируют и делают какие-то выводы.

Находить красоту в обыденном — удивительный процесс.

  • Его всегда делают ради значимой цели.

Просто фиксировать визуальные характеристики объектов (например, фотографировать забавные граффити) не подойдёт: в исследовании всегда есть главный вопрос, гипотеза, которую надо подтвердить или опровергнуть.

Матвей Малкин


— Правильное визуальное исследование должно иметь гипотезу, на которую можно ответить либо «да», либо «нет». Без неё визуальное исследование превращается в лонгрид — просто историю чего-то, рассказ об эволюции предмета или практики — и, по сути, исследованием как таковым не является.

Сбор визуальной информации без гипотезы не означает, что это плохая работа — это просто другой жанр, который некорректно оценивать именно как визуальное исследование.

Гипотеза в визуальном исследовании о дорожных знаках
Скриншот: сайт НИУ ВШЭ / Skillbox Media
Пример лонгрида, который фиксирует информацию и пересказывает факты, но не выводит новое теоретическое или практическое знание
Скриншот: сайт Bowies Heroes / Skillbox Media
  • Это комплексное, системное изучение определённой темы.

Это значит, что исследователь должен охватить много аспектов и проследить много связей между визуальными элементами и социальными, культурными, поведенческими практиками.

Поиск артефактов для визуального исследования в Москве
Изображение: Матвей Малкин
Поиск артефактов для визуального исследования в Бельгии
Изображение: Матвей Малкин
  • Визуальные исследования — не то же самое, что мудборды и рефборды.

Мудборды — креативная подборка визуальной информации, которая должна передать настроение, показать примеры, очертить некий желаемый образ. Визуальные исследования объёмнее: в них есть конкретный предмет и точное описание фактов, и их делают не для того, чтобы набросать визуальный ряд, а чтобы получить новое знание о визуальном в культуре.

Кто и зачем проводит визуальные исследования

Визуальные исследования могут быть и отдельным проектом, и инструментом для более крупной работы, где важно определить и проанализировать связь видимого и социальных, экономических, политических практик.

Например, они нужны:

  • Художникам совриска, чтобы изучать практики, предметы и ценности, по-новому интерпретировать их, создавать новые работы и высказывания.
Художница Дарья Фёдорова работает с плесенью. Прежде чем разрабатывать это художественное высказывание, она проводила масштабное исследование, в том числе визуальное, о плесени в культуре
Фото: Dasha Plesen
  • Архитекторам, чтобы адекватно вписывать строения в ландшафт, социальный и культурный контекст местности.
Больничный комплекс в Гренландии: обшивка медными листами сигнализирует жителям, что это публичное, а не частное здание
Фото: C.F. Møller Architects
  • Профессионалам из киноиндустрии — гримёрам, костюмерам, сценаристам, — чтобы правильно или, наоборот, неожиданно передавать в съёмке настроение времени, места и героев.
Визуальные исследования маргинальных субкультур, бытовых практик, магических ритуалов и способов самопрезентации психически нездоровых людей помогли создателям сериала «Настоящий детектив» собрать именно эти детали в этом кадре и нарисовать именно эти татуировки на теле героя
Кадр: сериал «Настоящий детектив» / HBO
  • Кутюрье, историкам и теоретикам моды, чтобы находить связи между политическим и экономическим контекстом и одеждой, макияжем, причёсками и осмысленно работать с архивами и трендами.
Модель в «военном» пальто Gucci на исландском пляже. За этим образом может стоять визуальное исследование милитаристской одежды, её деталей, статуса и поз людей, которые её надевали
Фото: Джон Коуэн / Condé Nast Archive / Google Arts & Culture
Исследование русского фольклора в fashion-фото
Изображение: Katya Chumachenko / Behance
  • Графическим дизайнерам, чтобы разрабатывать личные креативные проекты и глубоко изучать идеи, материалы, методы и медиумы для коммерческой работы.
Чтобы создать действительно интересный зин, может потребоваться качественное визуальное исследование
Изображение: Galina Dautova / Behance
Визуальное исследование маркировок
Изображение: Karina Yazylyan / ​​Behance

Дизайнеры в основном занимаются визуальными исследованиями не для развития гуманитарного знания, а для работы, учёбы, самообразования и креативного вдохновения.

  • Анализ материалов помогает понять, как именно изображения, буквы и способы передачи наглядной информации создают смысл в визуальных коммуникациях и какие реакции способны вызвать.
Исследование городской среды Красноярска
Изображение: Ekaterina Vakhrusheva / Behance
  • Визуальные исследования помогают наглядно представить сложные образы и развёрнуто объяснить контекст, в которых они существуют.

Это особенно полезно, если дизайнер и заказчик из разных культур.

Проект-исследование о юморе вне границ языка «Почему это смешно?»
Изображение: Vanessa Göttle / Behance
  • И, как и любой глубокий ресёрч, который нужно проанализировать и представить его выводы другим, эта работа развивает навыки письма, критического мышления, экспериментирования, презентации информации и дискуссии об идеях.
Поиск артефактов для визуального исследования в Австралии и США
Изображение: Матвей Малкин

Евгений Григорьев

куратор специализации «Шрифт. Книга. Типографика», преподаватель специальных технологий в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург


— Есть предпроектные визуальные исследования (которые редко демонстрируются, хотя иногда они интереснее результата), где исследование — это процесс изучения и проверки некой рабочей гипотезы, так что автору выражать в них собственное мнение особо нельзя, а вот доказывать — можно.

И есть Visual Studies как самостоятельный творческий процесс. К нему можно отнести работу со всевозможными архивами, артефактами, фотографиями, found objects и тому подобным в рамках каких-то искусствоведческих и/или художественных задач: книг, выставок, сайтов и так далее.

Что нужно для визуального исследования

Для каждого визуального исследования автор должен:

  • обозначить тему, гипотезу и план;
  • определить метод;
  • собрать релевантную фактуру;
  • проанализировать и оформить собранное по плану и методу;
  • сделать вывод.

Где брать фактуру

Нет чёткого обязательного списка источников, где нужно собирать информацию для исследований. Однако можно обозначить примерные области, к которым точно стоит обращаться:

Архивы и библиотеки музеев, где можно изучить фотоматериалы, видео, карты, инфографику, графику.

К примеру, в digital порекомендуем смотреть:

Архив визуальных материалов библиотеки Конгресса
Скриншот: сайт Library of Congress / Skillbox Media
  • Раздел документальных кадров на Getty Images.

Образцы обыденного, ежедневного и бытового из реальной и цифровой среды.

Например, полезно обратиться к сайтам:

Матвей Малкин


— У меня было визуальное исследование субтитров в видеоиграх: почему в некоторых играх они хорошие, а в некоторых воспринимаются как плохие, хотя это утилитарные тексты и там, и там. Первоисточником были, соответственно, видеоигры, в которых я делал скриншоты.

Это был довольно глубокий ресёрч, насколько это было возможно сделать в рамках учебного модуля, и получилось собрать уникальный материал. На эту тему была всего буквально пара постов на «Пикабу» и на Reddit, причём просто с картинками из игр — исследования, сравнения и копания в контексте не было.

Обычно в рамках «визуалки» ты сам методом проб и ошибок пытаешься нащупать, как работают исследования. По сути, для дизайнеров это новый жанр, и как таковых чётких методических материалов пока нет. Но у меня был большой опыт создания лонгридов про поп-культуру, музыку, моду, и это помогло базово разобраться, как выстраивать более глубокую аналитическую работу.

Пример «плохих» субтитров
Кадр: игра Grand Theft Auto V / Rockstar Games

— Вряд ли есть рецепт «как найти крутой источник» — для каждой темы можно найти «тот самый» ресурс, что станет основным в проекте. Допустим, в исследовании про дорожные знаки моим главным источником изображений стал Wikimedia Commons. Только там я мог найти фото «убитого» бангладешского знака в разрешении 5K.

Хороший способ найти дополнительные важные источники — это изучить ссылки на источники в уже найденных готовых материалах. Например, в той же «Википедии» раздел со сносками может таить огромное количество ценнейших первоисточников. Смотрите чуть глубже заголовков, и будет вам счастье.

Нет «важных» и «неважных» ресурсов — есть «глубокие» и «поверхностные». И те, и те полезны в исследовании, но лучше искать те самые источники-изумруды. Google Scholar — уникальное место.

На какие примеры ориентироваться

Матвей Малкин:

— Есть несколько качественных, глубоких визуальных исследований на русском языке, которые я могу выделить:

Изображение: Антонина Самохина / НИУ ВШЭ
Изображение: Арина Семененко / НИУ ВШЭ
Изображение: Валентина Бадальянц / НИУ ВШЭ

Евгений Григорьев

куратор специализации «Шрифт. Книга. Типографика», преподаватель специальных технологий в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург


— Чтобы посмотреть на образцы хороших визуальных исследований, я рекомендую обратиться к этим ресурсам:

Сколько потребуется времени

Матвей Малкин:

— Если коротко: чем больше времени вы выделите на визуальное исследование — тем лучше. Какую бы тему ты ни взял, вероятнее всего, в процессе работы предмет исследования будет показывать новые и новые грани, каждую из которых точно захочется осветить. Соответственно, чем меньше у вас времени — тем больше материала придётся отбросить, что всегда очень неприятно и создаёт ощущение непрофессионального отношения.

Но если вернуться на землю, где дедлайны у проектов всё-таки есть, то минимальное время полного цикла создания визуального исследования — полтора месяца.

Полный цикл включает:

  • поиск источников;
  • рубрикацию;
  • построение повествования исследования;
  • «упаковку» в ту форму, которую выбрали для презентации проекта: это может быть книга, лонгрид, сайт-спецпроект и так далее.

Безусловно, исследование, на которое потратили год, будет более глубоким и проработанным, чем то, которому уделили месяц, но если тема достаточно конкретна, а знания в этой сфере уже есть, то можно сделать достаточно хороший лонгрид. Потом, в будущем, он может стать фундаментом последующих проектов. Правда, если спросить обычного студента «Вышки», сколько он потратил на последнее визуальное исследование, то самый частый ответ будет 2–3 дня без сна. Мой рекорд — 14 часов. Не горжусь этим.

Чем дольше вы можете думать об исследовании, а не делать его — тем лучше. Когда проект уже сложился в голове, то перенести его на экран — дело двух дней. А вот когда этого образа в голове нет, то работа тянется мучительно долго. Игорь Гурович на одной лекции как-то сказал: «Я учу своих студентов как можно дольше думать над проектами, чтобы потом быстро делать».

Но я не думаю, что есть какое-то время, за которое даже не стоит браться за какой-либо проект. Если у вас руки чешутся, то зачем себя ограничивать? А без этого запала и начинать не стоит. Душа горит у вас сделать исследование о протестных практиках работников fast-fashion-заводов — делайте! Не успеете / недовольны результатом? Супер, повод поставить себе напоминалку в календаре и через пару месяцев вернуться к нему с новым взглядом.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована