Дизайн
#Мнения

В Мумбай! Как выглядит индийский промышленный дизайн

Историк искусства Мария Савостьянова продолжает «путешествовать» по разным странам, рассказывая о местных талантливых проектировщиках и их работах.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В календаре дизайнерских ярмарок, фестивалей и важных для индустрии смотров появилась новая географическая точка — Мумбай. В ноябре анонсирована ярмарка Design Mumbai, а значит, Индия накопила силы для важного шага: внутри страны появилось необходимое количество студий и коллекционеров, готовых покупать стулья и столы по стоимости произведений искусства.

Что мы знаем о современных индийцах, занимающихся предметным дизайном? Рассказывает историк искусства Мария Савостьянова.

Дизайнеры

Самая солидная фигура — Сатиендра Пакхале, глава компании Satyendra Pakhalé Associates. Студия работает в нескольких областях: промышленном дизайне, здравоохранении, мобильности, занимается экспозиционным дизайном и архитектурой.

Пакхале учился сначала в Индии (в Индийском технологическом институте IIT-B, Бомбей), потом в Швейцарии (Art CenterCollege of Design Europe). Карьеру начинал в середине 1990-х — разработал для нидерландской компании Philips Design первые продукты в области цифровой связи, здравоохранения и мобильности. В 1998-м в Амстердаме основал собственное бюро.

Среди клиентов Пакхале известные компании: Alcantara, Cappellini, Franke, Fiam, Hästens, Magis, Moon Life Foundation, Poltrona Frau, Novartis и Tubes. Его дизайнерский подход — сочетание высоких и низких технологий, промышленное производство и ремёсла, функциональность и изысканная поэтика. Работы Пакхале находятся в постоянных коллекциях престижных музеев по всему миру.

Среди объектов коллекционного дизайна, сделанных Сатиендрой Пакхале, — стул и табурет из серии BM Horse, а также деревянный шезлонг Kubu из липы, разрезанной на станке и вручную. Вневременные вещи демонстрируют особое формообразование, основанное на традициях индуистской скульптуры.

Фото: Satyendra Pakhalé
Фото: Satyendra Pakhalé
Фото: Satyendra Pakhalé / Stir Pad

Ещё одно громкое имя — Нипа Доши из британской студии DoshiLevien. Нипа выросла в Индии, детство провела в доме деда, коллекционера индийской живописи и тканей. Училась в Национальном институте дизайна в Ахмадабаде, учреждённом по манифесту Чарльза и Рэя Имз. Заканчивала образование в лондонском Королевском колледже искусств, где и познакомилась с будущим мужем и партнёром по проектированию Джонатаном Левеном.

Среди клиентов студии: Moroso, Kvadrat, B&B Italia, Cappellini, Camper, Swarovski, Galerie Kreo, много музеев и культурных институций. В совместной работе Джонатан отвечает за технологию и выбор материалов, а образ продукта придумывает Нипа, опираясь на свою мультикультурную оптику, в которой всегда были важны индийские цитаты и референсы. Например, кушетка Object of Devotion («Объект преданности») с цитатами из архитектуры Чандигарха, города, спроектированного Ле Корбюзье, или декоративный красный шкаф Kundan с декором из маленьких зеркал, имитирующий технику индийских ювелирных украшений кундан. Обе вещи сделаны для парижской галереи Kreo.

Фото: Doshi Levien / Galerie Kreo
Фото: Doshi Levien / Galerie kreo
Фото: Doshi Levien / Galerie kreo
Фото: Doshi Levien

Безусловно, самый актуальный и оригинальный индус сейчас — архитектор Биджой Джейн, основатель Studio Mumbai. Только что завершилась его персональная выставка «Дыхание архитектора» в парижском Fondation Cartier — площадке, на которой показывают интеллектуальные, культурно значимые проекты.

Сама выставка, как и всё, что сегодня делает Биджой Джейн, необычна — ни фотографий проектов, ни макетов, ни чертежей, ни визуализаций. Вместо всего привычного в экспозиции — палатка шамана, ком навоза, обёрнутый жгутом, бамбуковая ограда и объекты из гранита и керамики, демонстрирующие нетривиальный интерес дизайнера к индийским ремесленным техникам и природным процессам.

За последние двадцать лет Джейн создал ореол мифа вокруг своей практики. Его здания хвалят за вневременной дух. Он часто использует необработанные элементы базальта, бамбука, бетона и земли. Строит дома и виллы вокруг дворов и бассейнов с водой, которые хорошо вписываются в тропическую среду. Его стройки резко контрастируют с архитектурным мейнстримом быстро развивающегося Мумбая, в котором царит блеск металла и стекла. Джейн умеет работать с фактурами, грязью, растительными волокнами, опираясь на народные формы и традиционное мастерство.

Биджой Джейн как профессионал сформировался на Западе. Он выпускник Вашингтонского университета в Сент-Луисе, несколько лет проработал макетчиком в бюро Ричарда Мейера (Richard Meier & Partners Architects). Но затем он вернулся в Мумбай и открыл собственную студию в удалённом прибрежном районе мегаполиса. Говорят, страдал там от дождей, наводнений и ядовитых змей. Потом перебрался на старую фабрику в районе Бикула, превратив свою студию практически в мастерскую, где нет ни компьютеров, ни столов, ни макетов, ни рабочих чертежей. А есть большое пространство, в котором сидят ремесленники, каждый со своим материалом и инструментом, и ходящий между ними босоногий гуру — сам Биджой Джейн.

Он по-прежнему проектирует архитектуру и предметы, но в последнее время сократил состав студии, и стал больше ориентироваться на арт-проекты. Его европейские коллаборации несут отпечаток выработанного им подхода. Например, 22 предмета, сделанные для бельгийской галереи Maniera. Удивительные предметы из мрамора, бамбука, дерева, в которых проявлен сам способ изготовления вещей, основанный на ремесленных практиках и естественных природных процессах.

Кое-что Биджей Джейн подсмотрел в Европе — например, форму церемониальной мебели нашёл на фресках верхней церкви Сан-Франциско в Ассизи. Но помимо формы ритуальных столов и кресел, изображённых Джотто, Джейна интересовала и сама техника фресок, основанная на сцеплении пигментов с мокрой штукатуркой. Стол и кресло, сделанные в коллаборации c Hermes (линия Hermes Universe) выглядит достаточно традиционно, с лёгким привкусом колониального интереса к индийской этнике. Но сами предметы — многодельные и c характером.

Фото: Bijoy Jian / Studio Mumbai / Maniera Gallery
Фото: Bijoy Jian / Studio Mumbai / Maniera Gallery
Фото: Bijoy Jian / Studio Mumbai / Maniera Gallery

Компании

Компанию Scarlet Splendour в 2014 году основали брат и сестра Ашиш Баджория и Суман Канодия. Они выросли в Калькутте, в полном обожании местной эстетики, оба любили дизайн и именно поэтому им удалось стать фактически первыми продюсерами предметного дизайна в Индии. Сейчас с брендом Scarlet Splendour работают знаменитые дизайнеры, например Карим Рашид, Ника Зупанц, Элена Сальмистраро. Что производят и продают? Дизайнерскую мебель, освещение и ковры — предметы классические и современные, причудливые и серьёзные, функциональные и скульптурные.

Фото: Scarlet Splendour
Фото: Scarlet Splendour
Фото: Matteo Cibic / Scarlet Splendour

Основатель компании Design Clinic India Партх Парикх — выпускник миланской Domus Academy. Свой дипломный проект он посвятил тканям и ремесленным изделиям Раджастана и немного стажировался в итальянской компании Gufram. Ещё в годы учёбы Партх Парикх заметил, как высоко ценят итальянцы своё дизайнерское наследие. И подумал о том, что Индии тоже есть что предложить: так в 2015 году появилась Design Clinic India — международная многопрофильная дизайн-студия, специализирующаяся на мебели, вдохновлённой Индией. Партх рисует карандашом, но дорабатывает модели в компьютерных программах. К сожалению, у студии нет возможности создавать ряд прототипов. Сырьё она закупает на местных рынках Дели и в соседних штатах.

Благодаря миланскому бэкграунду основателя коллекции бренда Design Clinic India представлены на самых важных выставках дизайна, в том числе на Миланской неделе дизайна.

Фото: Design Clinic India

Специализация Klove Studio — стекло. Коллекционные подарки, сувениры, настольные лампы, изысканные вазы продаются в элегантном пассаже The Dhan Mill в Дели. Дизайнеры Пратик Джайн и Гутам Сета создали особое пространство своего флагманского магазина Collektklove — почти деревенский сарай с высокими соломенными потолками, грубыми оштукатуренными стенами и огромными окнами, пропускающими дневной свет. В такой «близкой к земле» декорации особенно эффектно смотрятся их стеклянные работы.

Оба дизайнера — самоучки, тонкости работы со стеклом они изучали уже в процессе. Самое аутентичное и роскошное предложение студии — Indian Collection, в основе которой уникальная люстра-трансформер и её производные.

Фото: Klove Studio
Фото: Klove Studio

Дизайнерское ателье Studio Wood прославилось коллекцией «Плоды воображения» (Figments). Журнальный столик Moon, скамейка Gingham в основном сделаны вручную. Материалы коллекции: дерево, металл, натуральный тростник и икат. Орнаментальное плетение из тростника — шик всех предметов. Это действительно очень красиво, изысканно и необычно.

Studio Wood сфокусирована на изделиях из дерева, дизайнеры умеют работать с индийской эстетикой, которая помогает этим вещам восприниматься люксовыми. Ведь чем больше местного колорита, тем проще конкурировать на международном рынке.

Фото: Studio Wood
Фото: Studio Wood
Фото: Studio Wood

Студия Spin проектирует мебель для дома и офиса, а также множество интерьерных аксессуаров. Базируется в Нью-Дели, но не делает ставку на своё происхождение, а стремится быть международным брендом.

Основатели Spin — группа близких друзей. Они часто тусуются, и дух товарищества составляет основу непринуждённой, весёлой и захватывающей рабочей культуры в Spin.

Фото: Spin
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована