Учителя вкуса. Главные дизайнеры современной Японии
Историк искусства Мария Савостьянова продолжает «путешествовать» по разным странам, рассказывая о местных талантливых проектировщиках и их работах.
Фото: Tadao Ando Architect & Associates / He Art Museum
Утончённый или суровый минимализм, стремление оригинальным образом соединить традиционное и сверхтехнологичное, одухотворённые пространства и одушевлённые предметы, умение работать в монохроме и самое изысканное владение цветом — всё это делает японцев учителями вкуса.
В своей новой колонке расскажу, кто производит, рисует, сочиняет и придумывает японские предметы. Мы намеренно оставляем в стороне ремесленников, фантастически работающих с бумагой, керамикой, лаком, стеклом или деревом, но покажем архитекторов и тех, кто проектирует и делает мебель, бытовые предметы, интерьерные аксессуары.
Компании
Muji
Есть бренды, без которых нельзя представить себе современный японский дизайн — и Muji, основанный в 1980 году, в их числе. В компании создают простые, недорогие и качественные продукты. Дизайн заточен на то, чтобы правильно выбрать материалы, оптимизировать производство и упростить упаковку — например, не отбеливать для неё целлюлозу. Отделы Muji есть почти во всех токийских супермаркетах, в мире у них больше 1000 магазинов с одеждой, канцтоварами, домашней утварью, едой и даже домами. Сегодня годовой оборот компании — примерно 3 миллиарда долларов. Простота как основа успешного бизнеса оказалась результативной.
Karimoku
Старое, если не сказать старинное производство, существующее ещё с эпохи Эдо. Изначально его продукцией были пиломатериалы. С 1940 года компания переключилась на прядильные машины, а с 1960-х начала заниматься японской мебелью. Интересно, что в ассортименте есть раздел «Японское жилище» — с татами, низкими столами и ширмами. Но есть и вполне универсальная мебель для всех континентов.
Miyazaki Chair Factory
Среди ключевых и стилеобразующих компаний Японии — фабрика Miyazaki Chair Factory, основанная в 1969 году и до сих пор функционирующая как семейный бизнес. В 1993 году Такахару Миядзаки скончался, и компанию возглавил его сын Масахиро.
В Miyazaki Chair Factory производят элегантные вещи отличного качества. Самые интересные спроектированы так, будто японцам рассказали о передовой европейской мебели, а они это интерпретировали. Иногда кажется, что дизайнеры смотрели на кресла Джо Понти, порой — что перерабатывали идеи датчан середины ХХ века. В этом нет вторичности — наоборот, прослеживается японская способность адаптировать чужие культуры.
Koyori
Молодой, но динамично развивающийся Koyori объединил производителей по всей Японии. Компания появилась в 2019-м, за год до пандемии, и успешно пережила испытание, которое погубило много старых предприятий.
Мебель у Koyori минималистичная, элегантная, с лёгким пиететом к природе, в ходу — формы листьев, камней, веток. Это поэтичное представление европейцев о Японии. Проектируют, кстати, в основном как раз европейцы: французы братья Буруллек, миланская студия GamFratesi, живущий в Лондоне грек Майкл Анастассиадес.
Time & Style
Это премиальная компания, в которой работают не только японцы, но и звёзды европейского дизайна: француз Жар-Мари Массо, шведы Claesson Koivisto Rune. Особую коллекцию для бренда спроектировал швейцарский архитектор, притцкеровский лауреат Петер Цумтор.
На фабрике Time & Style, расположенной на острове Хоккайдо, производят мебель: заготавливают брёвна, сушат, распиливают, собирают, полируют древесину. Многие процессы делают вручную и времени на тщательную обработку вещей не жалеют.
Ambientec
У светового бренда Ambientec необычная специализация — портативные, перезаряжающиеся и водонепроницаемые светильники. Технологически передовые лампы ещё и выглядят по-эстетски. Для Ambientec проектируют не только японцы, но и, например, перспективная модная итальянка Лиза Оссино.
Архитекторы
Тадао Андо (р. 1941)
Мировая знаменитость, автор множества музеев. Он реконструировал Палаццо Грасси и Догану в Венеции, Биржу в Париже, его музеи на острове Наосима — магнит для архитекторов и любителей современного искусства. Это архитектор-самоучка: он изучал памятники традиционной японской архитектуры, а также западную архитектуру, историю и технику, путешествуя по США, Европе и Африке. В 1969 году основал компанию Tadao Ando Architect and Associates в Осаке.
Сейчас Андо — почётный член архитектурных академий шести стран, приглашённый профессор Йельского, Колумбийского и Гарвардского университетов. В 1997 году стал профессором архитектуры в Токийском университете. Андо получил престижную Притцкеровскую архитектурную премию, Золотую медаль Американского института архитекторов, назван лауреатом Киотской премии за достижения всей жизни в области искусства и философии.
Его здания можно увидеть в Японии, Европе, США и Индии. Хрестоматийными постройками стали Церковь Света в Осаке, «храм воды» Хомпукундзи в Японии, храм ветра на горе Роккё, Театр Poly Grand — в Шанхае. Вклад в предметный дизайн — скромнее, но вещи отличные. Есть, например, вазы и лампы из муранского стекла для Venini — коллекция светильников Veliero, коллекции ваз Ando Cosmos и Ando Time, а ещё очень красивое кресло Dream Chair 2013 — для Carl Hansen & Son.
Су Фудзимото (р. 1971)
Один из самых известных современных японских архитекторов. Выпускник инженерного факультета Токийского университета по специальности «архитектура». Известность пришла к Фудзимото через несколько лет после того, как он три года подряд выигрывал приз Architectural Review Awards, присуждаемый новым личностям в мире архитектуры. В 2012 году он был членом команды, получившей «Золотого льва» на архитектурной биеннале в Венеции.
Славится постройками и инсталляциями. Его временный павильон галереи Serpentine в Лондоне напоминал застывшую в воздухе штриховку белым маркером по фотографии лондонского парка. Самый известный предмет Су Фудзимото — книжный стеллаж с выдвигающимся стулом Bookchair для Alias.
SANAA
Токийское бюро, которое существует с 1995 года. Основатели — архитекторы Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, мастера белых, минималистичных, хрупких объёмов. Их конёк — специфическая японская тонкость и необычная трактовка деталей.
Сегодня Сэдзима и Нисидзава — одни из самых востребованных специалистов, многие реализованные проекты SANAA удостоены престижных наград. Сами архитекторы в 2010 году получили почётную Притцкеровскую премию. Среди наиболее известных работ студии — стеклянный павильон в Музее искусств Толедо, здание Dior в токийском районе Омотесандо, музей Лувр-Ланс, или Лувр II, на севере Франции, Музей современного искусства XXI века в Канадзаве, а также проект нового пространства «Шестигранник» для музея Гараж в Москве.
SANAA плодотворны по части архитектурных проектов, а предметами занимаются постольку-поскольку. Среди очень известных — стул с заячьими ушами Maruni, коллекция алюминиевых столов Bordeau Table для LigneRoset, Drop Chair, спроектированный архитекторами для Музея современного искусства в Канадзаве, а также скамейка Flower, похожая на пазл, — для Vitra.
Дзюнья Исигами (р. 1974)
Родился в префектуре Канагава. В 2000 году получил степень магистра архитектуры и планирования в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки. Начал свою карьеру в Studio SANAA, а в 2004 году открыл студию Junya.ishigami+associates.
Среди наиболее интересных проектов Исигами: Table — 10-метровый стальной стол с ультратонким колеблющимся верхом, Balloon — огромный аэростат, представленный на выставке Space for Your Future в Токийском музее современного искусства в 2007 году, японский павильон на архитектурной биеннале в Венеции в 2008 году. В 2010 году на архитектурной биеннале в Венеции Junya.ishigami+associates удостоена «Золотого льва» за лучший проект.
Пока самая известная мебель Исигами — рахитичные стулья-призраки для Living Divani. Недавно им связали шерстяные копытца на ножки и стали продавать как коллекционный дизайн. На эксперимент решилась галерея Downtown +, которую ведёт дочь известного парижского галериста Франсуа Лаффанура — страстная любительница Японии Луна Лаффанур.
Кэнго Кума (р. 1954)
Архитектор-легенда. Получил архитектурное образование в Токийском университете, поступил в аспирантуру Колумбийского университета. В 1985 году познакомился с историком архитектуры Кеннетом Фрэмптоном — адептом регионализма в архитектуре. Тот направил Куму на поиск баланса между универсальным языком современной архитектуры и географическим контекстом конкретного места.
В 1986 году Кума вернулся в Японию. В 1990 году основал компанию Kengo Kuma & Associates, которая постепенно выросла в многонациональную фирму с сотнями проектов на разных континентах.
Кума верит в то, что гармоничная и привязанная к месту архитектура делается с опорой на чувственные ощущения, то есть за счёт работы со светом, акустикой и даже запахами. Он склонен использовать материалы, которые издавна применяли при строительстве в Японии (керамика, камень, бамбук и дерево).
Для своего друга, парижского галериста Паскаля Гравье, Кэнго Кума спроектировал изящный дом для номадов Yure. Он создал и несколько отличных мебельных коллекций. Самая японская или региональная из них — Migumi, сделанная для Aman Miami Beach Residences. Каркасы столов и стульев собраны из дубовых элементов толщиной 20 мм. Хрупкие на вид основания с изысканной графикой в некоторых местах усилены стальными трубками, но в целом создают впечатление лёгких бамбуковых конструкций. Вещи спроектировали дизайнеры бюро Кадзухико Маядзава и Микуру Хирасава, но общее видение осуществлял сам мастер.
Тойо Ито (р. 1941)
Родился в Сеуле. В 1965-м окончил архитектурный факультет Токийского университета. Изучил архитектурный метаболизм, работая в бюро Киёнори Кикутакэ. В 1971-м основал мастерскую Urbanrobot (Urbot), в 1979-м переименовал её в Toyo Ito & Associates. Лауреат Praemium Imperiale, Притцкеровской премии, Золотых медалей Королевского института британских архитекторов и Международного союза архитекторов.
Среди самых популярных предметов — деревянная скамейка Ripples Like a River (Casamania & Horm), стеллаж Sendai Crystal и светильники Mayahana для японской фабрики Yamagiwa. Плафоны-коконы этих светильников задуманы как формы, обмотанные нитями. Они дают мягкий свет, напоминающий традиционный японский переносной фонарь бонбори.
Хикару Мори (р. 1964)
Японка на миланской проектной сцене. Родилась в Саппоро, получила диплом архитектора, а затем — степень доктора философии в Токийском государственном университете Geijytsu Daigaku. Переехала в Милан, где в Европейском институте дизайна училась проектировать интерьеры.
В 1997 году Хикару объединилась с Маурицио Зито в группу Zito+Mori, которая работает над архитектурными зданиями, объектами для городской среды, садами и инсталляциями.
На дизайнерской сцене Хикару Мори выделилась тремя предметами: деревянным столом для Riva 1920, деревянной скамьёй для него и настольными лампами Lota для Nemo. Lota 1980 года уже продаётся на аукционах как антиквариат. Лампу любят за форму, корпус и галогеновый светильник — он поворачивается во все стороны и напоминает фигурку в плаще с капюшоном.
Японцы умеют очеловечить быт — сделать так, чтобы вещи оказывали психологическую поддержку измотанным жизнью в мегаполисе одиноким труженикам.
Студии
Drill Design
Дизайнеры-предметники Юсуке Хайаше и Ёко Ясунише объединились в студию Drill Design в 2001 году. Помимо мебели, они придумывают папки для бумаг, контейнеры для еды, мини-подставки: для очков, наручных часов, ручки или карандаша. В этой нежной почтительности к обычным предметам — умение японцев всё «одушевить».
Студия также проектирует для Muji, Canon, Mercedes, Camper. Drill Design выставляла свои работы в Токио, Сингапуре, Милане, Париже и Стокгольме, проекты получали награды Red Dot Design Award, German Design Award, Good Design Award в Японии, Design For Asia Award и Wallpaper* Design Award.
Nendo
Студия, доказавшая, что японский дизайн может быть востребован по всему миру. Секрет успеха в основателе — Оки Сато, японце, родившемся в Торонто. После окончания архитектурного факультета Университета Васэда, он создал в Токио студию Nendo. Название происходит от японского термина, означающего «глина» — оно показывает, насколько гибкими и адаптированными под клиентов могут быть концепции студии. Дизайнеры Nendo проектируют во всех масштабах: от архитектуры, интерьеров до мебели, инсталляций и графики, занимаются корпоративным стилем и консалтингом. В 2013 году в Nendo спроектировали портативную лампу на батарейках Surface для Louis Vuitton — она стала первым светильником в коллекции мебели французского бренда.
Nendo открывала филиалы в Милане и Сингапуре. Сегодня это команда из сорока молодых дизайнеров и архитекторов, их КПД — более двухсот первоклассных проектов в год. Студия сотрудничает с Bisazza, Moroso, Glas Italia, Georg Jensen, La Manufacture, Stellar Works, Desalto, FritzHansen, WonderGlass, Lasvit, Atelier Swarovski, Kartell, Nodus и Alias. В её портфолио — интерьеры розничных магазинов Camper, Issey Miyake, la Rinascente в Милане и Starbucks. У Nendo много наград, их работы выставляют в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее декоративного искусства и Центре Помпиду в Париже.
Промышленные дизайнеры
Наото Фукасава (р. 1956)
Живой классик. Родился в Яманаси, окончил факультет дизайна продуктов в Университете искусств Тама в Токио (где сейчас приглашённый профессор). Стал руководителем отдела разработок в компании Seiko Epson. В 1989 году переехал в Кремниевую долину, где присоединился к ID Two (сейчас IDEO San Francisco), а в 1996 году вернулся в Токио, где создал и возглавил компанию IDEO.
Спустя семь лет основал Naoto Fukasawa Design.
Фукасава — любимец итальянских фабрик. Например, для Artemide он разработал семейство регулируемых ламп Demetra, а для Alessi — столовые приборы Itsumo. Для B&B Italia дизайнер спроектировал мебель Papilio, Bull и Harbor, для Boffi — раковины Sabbia и Lotus, для Danese Milano — лампы Itka из травленого опалового стекла, а также коллекцию мебельных аксессуаров Bincan. Проектировщик создал коллекцию стульев Thonet 130 — классический дизайн, вдохновлённый легендарным стулом Thonet.
Фукасава входит в консультативный совет по дизайну Muji. Он разработал для этого бренда настенный CD-плеер в виде настенного вентилятора — культовая вещь.
Многие из работ Фукасавы находятся в музеях, например в MoMA в Нью-Йорке — увлажнитель в форме белого пончика. В 2007 году Королевское общество искусств Великобритании присвоило ему звание почётного королевского дизайнера в области промышленности. В том же году он победил в конкурсе EDIDAs и был назван дизайнером года. В 2018 году получил премию Исамы Ногучи. Дизайнер опубликовал две монографии: «Наото Фукасава» и «Воплощение Наото Фукасавы».
Важный фактор профессиональной жизни Фукасавы — размышление об архетипических предметах. Вместе с британским промдизайнером Джаспером Моррисоном он отработал концепцию сверхнормальных вещей и сформировал выставку Supernormal. Sensations of the Ordinary. В 2012-м Фукасава стал куратором Японского музея народных ремёсел в Токио.
Риозуке Фукузада (р. 1979)
Дизайнер, который в своей работе использует традиционные ремёсла. Родился в Осаке, сейчас живёт и работает в Киото. С 1998 по 2002 год изучал дизайн изделий в Колледже искусств Канадзавы. До 2007 года был дизайнером бытовой техники в Sharp. В Италии окончил Академию Domus, получив степень магистра в области дизайна интерьеров и жилых помещений. С 2008 по 2012 год работал в миланской студии Studio Urquiola помощником дизайнера по предметному дизайну Патрисии Уркиолы.
В 2012-м открыл дизайн-студию в Киото. Среди необычных проектов — предметы для ванной комнаты Bug collection — деликатные, с эффектом «так получилось», но на самом деле продуманные до миллиметра.
В 2021 году разработал серию современных аксессуаров для кимоно и женских декоративных заколок по заказу компании Chikueido, которая существует в Киото более 200 лет. Заколки в виде металлических решёток со сложным рисунком напоминают бамбуковое плетение. Несмотря на тонкость узора, мастера Chikueido смогли выполнить точные прототипы. Готовые изделия льются из серебра методом «потерянного воска».
Исиро Ивасаки (р. 1965)
Родился в Токио. Начал свою карьеру в Sony Design Center, в 1995 году основал Iwasaki Design Studio в Токио. Проектировал посуду, часы, освещение, мебель, а также электронику — цифровые фотоаппараты и мобильные телефоны. Ивасаки интересен специфической японской нейтральностью. Почти все его проекты, продуманные до мельчайших деталей и технологически безупречные, полны смирения, граничащего с робостью.
Ивасаки получил золотую японскую награду Good Design Award, золотую награду iF Design Award, Red Dot Best of the Best и серебряную награду German Design Award. Сейчас работает преподавателем на полставки в Токийском университете искусств и университете искусств Тама.
Тосиюки Кита (р. 1942)
Японский дизайнер с идеальной итальянской карьерой. Учился в Милане и Осаке, с 1969 года работает в Милане (его офис на Корсо Гарибальди — достопримечательность города). В 1964 году получил диплом промдизайнера в японском колледже Нарита и начал работать в компании по производству алюминия. Сотрудничал с итальянскими компаниями Bernini и Bilumen. В 1967 году разработал кресло Saruyama для Moroso.
Кита создал много продуктов для европейских и японских брендов, от мебели до ЖК-телевизоров, роботов (знаменитый робот для Mitsubishi Electric) и аксессуаров для дома. Среди его самых известных работ — стул Wink и стол Kick, оба для Cassina, а также стул Multilingual Chair (Kotobuki Corporation), который был представлен в японском павильоне на Международной выставке в Севилье.
Работы дизайнера находятся в постоянных коллекциях международных музеев: MoMA в Нью-Йорке, Центра Жоржа Помпиду в Париже, Пинакотеке современности в Мюнхене и Музее искусств и ремёсел в Гамбурге. Кита работал советником правительств в Сингапуре, Таиланде и Китае, курируя проекты по возрождению искусства и дизайна в этих странах. В последнее время проектировщик посвятил себя образованию и преподаванию. Он также продолжает изучать традиционные японские ремёсла.
Микия Кобаяши (р. 1981)
Один из самых продуктивных японских дизайнеров мебели. В 2006 году основал собственную студию. С самого начала карьеры Кобаяши ориентируется не на функциональность объекта, а на его чувствительное восприятие. Его предметы минималистичны, но всегда «субъективны».
Кобаяши много работает с деревом. Смешивая управление дизайн-студией и магазином-салоном, он избегает ограничений обычных компаний и напрямую ставит большинство своих работ перед потребителями. Дизайнер любит лично встречаться с покупателями и слушать их мнения.
С 2008 по 2015 год Кобаяши создал крупную коллекцию предметов и мебели, предназначенных только для японских компаний. Он регулярно получает награды и сотрудничает с японскими мебельными компаниями Karimoku, Fuji Furniture, Takumi Kohgei, Dreamy Person, AIWA Metal, Usuiworks, Lemnos, Tendo Mokko.
Ватару Кумано (р. 1980)
Самый скандинавский из японцев. Родился в Токио, в 2001 году переехал в Финляндию, изучал дизайн мебели в Политехническом институте Лахти, а также в аспирантуре Университета искусства и дизайна Хельсинки. В 2008-м вернулся в Японию и работал дизайнером в Jasper Morrison Tokyo Studio.
В 2011-м основал дизайн-студию Kumano, которая специализируется на дизайне интерьеров, мебели, продуктов и управлении проектами на международном уровне. В 2021 году стал доцентом университета искусств Мусасино.
В портфолио Кумано много мебели из светлого дерева с «привкусом» дачного релакса. Среди необычных вещей — эстетский деревянный флакон для парфюма (сам парфюм в стекле) и идеальные кожаные тапки.
Джин Курамото (р. 1976)
Дизайнер, мастер эффектных деталей. Родился на небольшом острове в сельской местности. Выпускник колледжа искусств в Канадзаве. В 2008-м основал Jin Kuramoto Studio INC.
Разрабатывает много продуктов, в том числе мебель, бытовую технику, посуду и интерьерные аксессуары. Для датской компании HAY разработал дизайн эффектной и лаконичной вешалки Knit.
Сейчас сочетает дизайнерскую практику с преподаванием в Университете искусств в Мусасино и Университете искусства и дизайна в Киото. Получал награды Red Dot Award Best of the Best и iF Product Design Award.
Фуми Шибата
После окончания Университета искусств Мусасино Фуми Шибата работала в крупной компании по производству электротоваров. Набралась опыта, но заскучала, поэтому основала студию Design Studio S, специализирующуюся на промышленном дизайне. В студии проектируют всё — от повседневной электроники и специализированной медицинской техники до уникальных капсульных отелей. Design Studio S получала награды за достижения в области дизайна: iF Gold Award, Design for Asia Top, Culture и Gold Awards.
Сейчас Фуми Шибата уже профессор Университета искусств Мусасино и председатель судейского комитета премии Good Design Awards 2018–2019. Дизайнер поделилась своим взглядом на профессию в книге «Формы внутри форм».
Токуджин Йосиока (р. 1967)
Дизайнер, экспериментирующий с материалами и технологиями. Родился в Саге, в 1988 году окончил Школу дизайна Кувасава в Токио. Сотрудничал с Широ Кураматой и Иссеем Мияке: эти мастера развили его индивидуальность, научили, как в серийных вещах проявлять тонкое поэтическое видение.
В 2000 году основал студию Tokujin Yoshioka Inc. в Токио. Как дизайнер и художник, работающий в области архитектуры, инсталляций и современного искусства, Токуджин Йосиока сфокусирован на японской культуре и теме природы. Среди хитов — «Прозрачный японский дом», позже дополненный чайным домиком Kou-an Glass (установлен в храме Сёгунзука в Киото). В 2013 году спроектировал Rainbow Church, сенсорную инсталляцию, представленную в Музее современного искусства в Токио.
Любимый материал дизайнера — стекло. Примеры работ из этого материала — серия прозрачных скамеек Water Block или коллекция мебели, выпущенная Glas Italia.
С Токуджином Йосиокой сотрудничают большие бренды: BMW, Cartier, Driade, Hermès, Louis Vuitton, Lexus, Kartell, Moroso, Swarovski. Его функциональные предметы и произведения искусства уже приняты в постоянные коллекции музеев по всему миру. Дизайнер сотрудничал с итальянскими фабриками Desalto, Moroso и Mutina. В 2019-м разработал дизайн факела для Олимпийских игр 2022 года в Токио. Журнал Newsweek включил его в число ста самых уважаемых японских деятелей в мире.
Шинзаку Миямото (р. 1978)
Мебельный дизайнер, который дарит рынку японский стиль с отсылкой к ар-деко и mid century modern. Родился в префектуре Фукуока. После получения степени по архитектуре в Университете Кюсю Сангё работал в компании Hida-Takayama, которая производит деревянную мебель.
Во время самостоятельного путешествия по Италии в возрасте 25 лет прошёл курс обучения в мастерской классического производства в Меда. Вернувшись в Японию, начал проектировать в разных областях. Сейчас Миямото — креативный директор компании Ritzwell. За диван Lightfield удостоен премии IF Design Award.
Нао Тамура (р. 1976)
Изучала коммуникации и графический дизайн в Parsons School of Design в Нью-Йорке. После работы в нескольких нью-йоркских дизайн-студиях основала агентство в Токио, а вскоре перевела его в Бруклин. Тамура — дизайнер в третьем поколении. Её бабушка занималась производством одежды в 1940-х, мать — дизайнер интерьеров, отец — промышленный дизайнер.
В 2012 году разработала деревянный табурет July для финской компании Nikari и ковры Quill для испанского бренда Nanimarquina. Её студия использует междисциплинарный подход и может похвастаться сотрудничеством с Artek, Nike, Wonderglass и Issey Miyake. Для Miyake она разработала унисекс-часы «1/6». Совсем недавно Тамура сделал проекты для японского бренда дизайнерского освещения Ambientec. Она создала семейство беспроводных USB-заряжаемых ламп Turn и Sage: классические формы и инновационная оптика.
Тамура умеет найти баланс между инновациями, эстетикой, технологиями и устойчивым развитием. Особое внимание уделяет упрощению, а также поиску специфического баланса между японской и американской культурой проектирования.
Масаюки Курокава (р. 1937)
«Крёстный отец японского дизайна» — не только архитектор и дизайнер, но и пропагандист профессии. Родился в Нагое. Окончив Технологический институт Нагои и защитив докторскую диссертацию в университете Васэда, в 1967 году основал компанию Masayuki Kurokawa Architect & Associates. В 2001 году создал веб-сайт Designtope, чтобы привлечь больше молодых людей к проектированию. Курокава занимался архитектурой, интерьером, мебелью и дизайном товаров. Иногда впадал в сентиментальность и мог сделать нечто по-японски кавайное (то есть милое), пример — лампа Lavinia.
Курокава получил награды Design of the Day, German IF Award и Good Design Golden Award. Работы дизайнера входят в постоянные коллекции мощных институций: Музея современного искусства в Нью-Йорке, Метрополитен-музея и Художественного музея Денвера.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!