Меню
Дизайн
Дизайн
#статьи
  • 566

Три приёма классической живописи, без которых не обойтись дизайнеру

Изучаете дизайн и привыкли орудовать исключительно мышью и клавиатурой? Попробуйте взять в руки карандаш.

Раньше графических дизайнеров учили в художественных вузах. Теперь освоить азы можно на краткосрочных курсах, сочетая учёбу с работой. Многие приходят в профессию, имея навыки работы в программах и понимание брендинга, но не умея рисовать.

Должен ли дизайнер уметь рисовать? Необязательно. Но знание художественных приемов расширит арсенал навыков и может стать источником вдохновения. Давайте рассмотрим принципы живописи и рисунка, которые пригодятся при создании логотипов и рекламных креативов.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Тональный контраст

Цвета задают настроение и воздействуют на эмоции зрителя. Но одних только цветов недостаточно, чтобы точно передать форму предметов и их границы. Именно поэтому обучение рисунку начинается с работы простым карандашом. И даже для живописи и цветной графики многие делают эскизы в монохроме, чтобы сохранить тональный контраст (между тёмным и светлым) в полноцветном изображении.

Многие из великих художников начинали работу с чёрно-белых эскизов — например, так работал Рубенс.

Давайте посмотрим на тональный контраст в живописи Тициана: слева оригинал, а справа — отредактированный вариант, в котором осветлён фон.

На оригинале взгляд прикован к Магдалине, которая находится в центре композиции. Без тонального контраста границы фигуры с трудом различимы, несмотря на то что остаётся цветовой контраст: холодный голубой цвет фона сочетается с тёплыми оттенками кожи и одежды.

Художники-импрессионисты намеренно избавляются от контраста светлого и тёмного. За счёт сближенных по тону цветовых пятен создаётся нечёткое, будто вибрирующее изображение.

На оригинале за счёт сближенных по тону цветов чувствуется движение воздуха. В монохроме вся прелесть импрессионизма теряется.

Для дизайна фирменного стиля такой подход импрессионистов не подойдёт. Во-первых, логотип должен быть читаемым на чёрно-белых документах. Во-вторых, важно выделить знак так, чтобы даже при беглом взгляде он был узнаваемым. Магдалину на полотне Тициана видно сразу и издалека, а в пруд на картине Моне надо долго всматриваться, чтобы разглядеть кувшинки.

Контраст по тону необходим для создания хорошего логотипа, и начинать работу полезно с чёрно-белых эскизов. Кстати, любой из известных фирменных знаков остаётся понятным и узнаваемым в монохроме.

Изображения справа легко узнаваемы

Если уменьшить контраст тёмного и светлого, получится вот так:

Логотипы Tik Tok и Shell слились в одно пятно, а Starbucks и Slack с трудом различимы на белом фоне.

Теоретически можно допустить отсутствие тонального контраста в дизайне рекламы как намеренный приём. Но получится, скорее всего, картинка, на которой будет ничего непонятно. Привычные рекламные объявления в этом смысле устроены примерно так же, как классическая живопись.

Композиционный центр здесь светлый по отношению к фону и за счёт этого сразу бросается в глаза. Слово «продвигайся» — наоборот, тёмное на светлом и тоже легко читается.

В некоторых рекламных фотографиях границы света и тени могут быть менее отчётливыми, но заметны, если просто прищуриться.

Акула выделяется благодаря белой окраске и брызгам воды.

Неравномерная проработка деталей

Художники обычно не изображают мир в точности таким, как мы его видим. Они акцентируют внимание на самом важном. Например, детализированно прописывают лица и обобщают всё второстепенное. Это характерно для любой живописи, кроме фотореализма. Вот пример из XX века — автопортрет Эгона Шиле.

Акцент сделан на лице и цветах физалиса. Здесь нет ни складок на одежде, ни прядей волос, ни мелких объектов на заднем плане.

При взгляде на картину мы рассматриваем её части не одинаково внимательно. Всегда есть смысловые узлы, на которых останавливаемся, и нейтральные части изображения, где глаз отдыхает. В живописи художник с помощью акцентов управляет взглядом зрителя, рассказывая визуальную историю.

В дизайне тоже нужно уметь выделить главное. Поскольку образ в логотипе должен быть лаконичным и хорошо различимым в любом масштабе, все детали в картинке передать невозможно. Для изображения сложных вещей используют стилизацию — упрощение формы и заострение характерных узнаваемых черт объекта.

Логотипы с птицами, крокодилами и слонами такие непохожие, потому что акцент сделан на разном

В этих знаках, как в живописи, есть детализированные места, на которых мы концентрируем внимание, и обобщённые — там, где мы не отвлекаемся. Перья на крыльях птичек, глаза и ноздри у крокодила Crocs, открытая пасть крокодила Lacoste, хвост и голова у синего слона и негативное пространство в логотипе с зелёным — те детали, за которые цепляется взгляд.

Часто при создании логотипа возникает соблазн добавлять всё больше и больше деталей — от этого процесса трудно оторваться. Но если все части картинки проработаны с одинаковой интенсивностью, зрителю не понять, на что смотреть, что в знаке главное и какой месседж несёт бренд.

В дизайне рекламы работают те же самые принципы. Вот пример баннера компании Ford:

Сначала мы видим банан и нарисованную обезьянку. Человеческое лицо и рука — второстепенные элементы, которые обобщены с помощью единого цвета.

Выделение фигуры из фона

Художник обычно изображает объекты не в вакууме, а в окружающей их среде. Поэтому на большинстве картин есть фигура и фон. Тициан, о котором мы уже говорили, выделил Магдалину с помощью тонального контраста, но есть и другие способы.

Тональный контраст важен для создания стройной композиции, но это не всегда единственный приём, выделяющий фигуру на фоне. Вот, например, картина Одилона Редона: фон написан крупными размашистыми мазками, а ваза с букетом изображена более аккуратно и имеет чёткие контуры.

Здесь не видно чётких границ стола и непонятно, что изображено на заднем плане. Это может быть окно, стена или шкаф — художник показал только сине-зелёное пятно. Благодаря этой нечёткости ваза выходит на передний план.

Художники часто используют такой приём: фон написан размыто и грубо, а главный объект — чётко и аккуратно. Но иногда для изображения фигуры и фона могут использоваться разные техники. Вот картина Климта:

Женщина выделяется, потому что она объёмная: есть тени и светлые участки кожи. Изображение платья и орнаментов на фоне — плоскостное.

Эти приемы могут быть актуальны для дизайна. Например, при наложении логотипа на фирменные графические элементы:

Логотип — это чёткий контурный рисунок. В нём даже есть намёк на объём — выступающий листик явно лежит на переднем плане. Дополнительная графика — это светлые пятна, границы которых по сравнению с логотипом видны менее явно.

Конечно, чаще всего логотип состоит из одной цельной фигуры и ни на что не накладывается. Но в дизайне рекламы выделение объекта из фона особенно актуально. Поскольку цель рекламы — привлечь внимание и показать максимально яркую картинку, фон в ней отсутствует крайне редко. Вот как работают здесь художественные приёмы:

Даже если реклама сделана на основе одной фотографии, можно вспомнить вазу с цветами Редона и увидеть аналогию. Фокус камеры создает размытие фона, нужное для выделения объектов на переднем плане.

Реклама с фотографиями смотрится просто и традиционно, но сейчас часто можно встретить сочетание снимков с векторной графикой:

Эта реклама устроена как картина Климта: плоскостной декоративный фон и фотография, показывающая живого объёмного человека.

Заключение

Дизайн возник как прикладное ответвление искусства, и визуальные приёмы в этих областях во многом схожи. Законы композиции, которые используют известные живописцы, актуальны и для дизайна. Анализировать работы классиков и приобщаться к основам рисования может быть полезно для обучения и вдохновения.

Чтобы получить художественные навыки и выйти на новый уровень в дизайне, записывайтесь на наш курс по скетчингу.

Курс

Скетчинг для дизайнеров


Скетчинг — это навык быстрого рисования окружающих вещей, предметов и придуманных сцен. Для людей, работающих в сфере digital — это язык общения с коллегами и заказчиками. Навык скетчинга позволяет зафиксировать свои мысли, идеи и наблюдения в наглядной, всем понятной и выразительной форме.

Понравилась статья?
Да