Три приёма классической живописи, без которых не обойтись дизайнеру
Изучаете дизайн и привыкли орудовать исключительно мышью и клавиатурой? Попробуйте взять в руки карандаш.
vlada_maestro / shutterstock
Раньше графических дизайнеров учили в художественных вузах. Теперь освоить азы можно на краткосрочных курсах, сочетая учёбу с работой. Многие приходят в профессию, имея навыки работы в программах и понимание брендинга, но не умея рисовать.
Должен ли дизайнер уметь рисовать? Необязательно. Но знание художественных приемов расширит арсенал навыков и может стать источником вдохновения. Давайте рассмотрим принципы живописи и рисунка, которые пригодятся при создании логотипов и рекламных креативов.
Тональный контраст
Цвета задают настроение и воздействуют на эмоции зрителя. Но одних только цветов недостаточно, чтобы точно передать форму предметов и их границы. Именно поэтому обучение рисунку начинается с работы простым карандашом. И даже для живописи и цветной графики многие делают эскизы в монохроме, чтобы сохранить тональный контраст (между тёмным и светлым) в полноцветном изображении.
Давайте посмотрим на тональный контраст в живописи Тициана: слева оригинал, а справа — отредактированный вариант, в котором осветлён фон.
Художники-импрессионисты намеренно избавляются от контраста светлого и тёмного. За счёт сближенных по тону цветовых пятен создаётся нечёткое, будто вибрирующее изображение.
Для дизайна фирменного стиля такой подход импрессионистов не подойдёт. Во-первых, логотип должен быть читаемым на чёрно-белых документах. Во-вторых, важно выделить знак так, чтобы даже при беглом взгляде он был узнаваемым. Магдалину на полотне Тициана видно сразу и издалека, а в пруд на картине Моне надо долго всматриваться, чтобы разглядеть кувшинки.
Контраст по тону необходим для создания хорошего логотипа, и начинать работу полезно с чёрно-белых эскизов. Кстати, любой из известных фирменных знаков остаётся понятным и узнаваемым в монохроме.
Если уменьшить контраст тёмного и светлого, получится вот так:
Теоретически можно допустить отсутствие тонального контраста в дизайне рекламы как намеренный приём. Но получится, скорее всего, картинка, на которой будет ничего непонятно. Привычные рекламные объявления в этом смысле устроены примерно так же, как классическая живопись.
В некоторых рекламных фотографиях границы света и тени могут быть менее отчётливыми, но заметны, если просто прищуриться.
Неравномерная проработка деталей
Художники обычно не изображают мир в точности таким, как мы его видим. Они акцентируют внимание на самом важном. Например, детализированно прописывают лица и обобщают всё второстепенное. Это характерно для любой живописи, кроме фотореализма. Вот пример из XX века — автопортрет Эгона Шиле.
При взгляде на картину мы рассматриваем её части не одинаково внимательно. Всегда есть смысловые узлы, на которых останавливаемся, и нейтральные части изображения, где глаз отдыхает. В живописи художник с помощью акцентов управляет взглядом зрителя, рассказывая визуальную историю.
В дизайне тоже нужно уметь выделить главное. Поскольку образ в логотипе должен быть лаконичным и хорошо различимым в любом масштабе, все детали в картинке передать невозможно. Для изображения сложных вещей используют стилизацию — упрощение формы и заострение характерных узнаваемых черт объекта.
В этих знаках, как в живописи, есть детализированные места, на которых мы концентрируем внимание, и обобщённые — там, где мы не отвлекаемся. Перья на крыльях птичек, глаза и ноздри у крокодила Crocs, открытая пасть крокодила Lacoste, хвост и голова у синего слона и негативное пространство в логотипе с зелёным — те детали, за которые цепляется взгляд.
Часто при создании логотипа возникает соблазн добавлять всё больше и больше деталей — от этого процесса трудно оторваться. Но если все части картинки проработаны с одинаковой интенсивностью, зрителю не понять, на что смотреть, что в знаке главное и какой месседж несёт бренд.
В дизайне рекламы работают те же самые принципы. Вот пример баннера компании Ford:
Выделение фигуры из фона
Художник обычно изображает объекты не в вакууме, а в окружающей их среде. Поэтому на большинстве картин есть фигура и фон. Тициан, о котором мы уже говорили, выделил Магдалину с помощью тонального контраста, но есть и другие способы.
Тональный контраст важен для создания стройной композиции, но это не всегда единственный приём, выделяющий фигуру на фоне. Вот, например, картина Одилона Редона: фон написан крупными размашистыми мазками, а ваза с букетом изображена более аккуратно и имеет чёткие контуры.
Художники часто используют такой приём: фон написан размыто и грубо, а главный объект — чётко и аккуратно. Но иногда для изображения фигуры и фона могут использоваться разные техники. Вот картина Климта:
Эти приемы могут быть актуальны для дизайна. Например, при наложении логотипа на фирменные графические элементы:
Конечно, чаще всего логотип состоит из одной цельной фигуры и ни на что не накладывается. Но в дизайне рекламы выделение объекта из фона особенно актуально. Поскольку цель рекламы — привлечь внимание и показать максимально яркую картинку, фон в ней отсутствует крайне редко. Вот как работают здесь художественные приёмы:
Реклама с фотографиями смотрится просто и традиционно, но сейчас часто можно встретить сочетание снимков с векторной графикой:
Заключение
Дизайн возник как прикладное ответвление искусства, и визуальные приёмы в этих областях во многом схожи. Законы композиции, которые используют известные живописцы, актуальны и для дизайна. Анализировать работы классиков и приобщаться к основам рисования может быть полезно для обучения и вдохновения.
Чтобы получить художественные навыки и выйти на новый уровень в дизайне, записывайтесь на наш курс по скетчингу.