Типографика без правил: швейцарский панк
Рассказываем, как дизайнеры семидесятых сломали шаблоны ради чистого творчества.


Изображение: Эйприл Грейман / WET Magazine, сентябрь-октябрь 1979 года
В шестидесятых годах в графическом дизайне царил идеальный порядок — всё было строго подчинено правилам интернационального швейцарского стиля: минимализм, наличие модульной сетки, читабельность и чистота. Всё должно было работать на стремление к чёткой коммуникации со зрителем. Но некоторым дизайнерам послевоенного поколения такой подход уже казался устаревшим, поэтому они взяли модернистские правила и сломали их. Так появилась новая волна типографики — швейцарский панк.
Если хотите лучше понять контекст, у нас есть статья и о швейцарском стиле.
Создатели
В шестидесятых молодой дизайнер-самоучка из Базеля, типограф Вольфганг Вайнгарт, начал экспериментировать с межстрочными интервалами и размером шрифта в металлическом наборе. Ему было интересно нащупать границы читаемости слов и придать жёсткой и застойной типографике экспрессию. В процессе он пришёл к выводу, что современная типографика может быть не только проводником информации и основой корпоративного стиля, но и настоящим искусством.

Фото: Linus Bill / BAK / Bundesamt für Kultur
Вайнгарт не пытался создать новое направление, ему было интересно брать доминирующий швейцарский стиль как отправную точку и «разносить его по частям», чтобы посмотреть, что из этого выйдет. Для плакатов он делал сложные перегруженные фотоколлажи, сильно варьировал размер слов и хаотично расставлял визуальные элементы.
В 1968 году он начал преподавать в Школе дизайна в Базеле. Студенты увидели его работы и вдохновились бунтарским духом, вскоре захватившим всю Швейцарию, а затем и остальную Европу, США и Японию, куда Вайнгарт ездил с лекциями.




Как направление швейцарский панк сформировали многочисленные ученики Вайнгарта, среди которых самыми яркими были Дэн Фридман и Эйприл Грейман.
Американец Дэн Фридман учился у Вайнгарта в Швейцарии, а затем вернулся в США, где эстетика новой волны нашла место в постмодернизме. Фридман меньше работал с коллажем, но много внимания уделял шрифтам, на пустом пространстве он создавал выразительные композиции из разностилевых букв, словно зависших в космосе.
Фридман преподавал в Йеле, работал в Pentagram, оформлял книгу для своего друга Кита Харинга и много сделал для развития швейцарского панка в типографике. Ему даже удалось оживить корпоративный стиль Сitibank, для которого он в 1976 году сделал логотип в наклоне и с акцентом на сдвоенной NK. Логотип Фридмана использовали до 2002 года.

Эйприл Грейман была одной из первых дизайнерок, кто начал использовать в работе компьютер. Многие её коллеги опасались новых технологий, так как считали, что они уничтожат швейцарский стиль, но поскольку Грейман уже не раз «ломала» его в мастерской у Вайнгарта, то эти страхи были ей чужды, и она оказалась среди первопроходцев.

Читайте также:
Грейман работала в MoMA, затем возглавила отдел дизайна в Калифорнийском институте искусств, получила главный приз на первом конкурсе MacWorld в номинации Macintosh Masters in Art Competition, но особенно прославилась благодаря журналу Design Quarterly. В 1986 году вышел номер с заголовком «Does It Make Sense?» под редакцией Милдред Фридман, это не обычный журнал, а сложенный в 12 раз плакат, который можно было развернуть почти на метр в ширину и два метра в длину.
На постере Грейман сгенерировала с помощью MacVision своё обнажённое тело в натуральную величину и расположила короткие тексты номера вокруг него. Это была очень дерзкая и феминистская работа в профессии, где всегда доминировали мужчины.

Дизайнеры новой волны в типографике демонстрировали независимое мышление и свободу от шаблонов, и проект Грейман можно назвать квинтэссенцией всего направления благодаря масштабу и изобретению нового формата. И всё-таки даже в таких работах в конечном итоге можно проследить общие черты.
Принципы
Швейцарский панк нарушил правила и отказался от готовых решений, а значит, нужно было каждый раз придумывать что-то оригинальное. Но поскольку новая волна развивалась именно через разрушение прошлого, то она быстро приняла черты «антистиля», поэтому революционные решения базировались на противоположных швейцарскому стилю принципах:
- Свободное расположение элементов. Дизайнеры сохраняют модульную сетку, но заполняют её интуитивно, а не согласно правилам.
- Отсутствие композиционного центра. В работах множество акцентов, нет плавного и логичного перехода от одного образа к другому.
- Рваные края букв, фигур и фотографий. Так авторы добавляют неаккуратности в дизайн, делают его более демократичным.
- Смешение жанров. Приёмы из разных областей перемешиваются, шутливое проникает в официальное, уродливое в красивое и так далее.
- Активная работа со шрифтами. Дизайнеры отказываются от ограничений в выборе шрифтов, свободно дробят слова и меняют размеры букв.
Применение
Во второй половине прошлого столетия швейцарский панк использовали прежде всего в оформлении плакатов и обложек журналов, то есть форм, близких к искусству, где аудитория готова к экспериментам, а затраты на рекламную печать невелики.
Сейчас стиль, осознанно или нет, часто используют в оформлении книг. Например, студия ABCDesign для обложек издательства Ad Marginem часто выбирает яркие цвета, уходящие за край рваные заголовки, неровные межбуквенные интервалы, повтор слов с наложением друг на друга и необоснованные переносы.





Среди зарубежных издательств особенно заметен лейпцигский Spector Books: там не боятся ставить текст и фото в разных ориентациях, белый текст на светлые участки фона и использовать для обложек мемы.




Подводя итоги
Тем не менее в других областях дизайна швейцарский панк либо не смог стать заметным направлением, либо смешался со швейцарским стилем, который существовал параллельно новой волне и никуда не исчезал. Некоторые исследователи даже считают швейцарский панк «мягкой версией» интернационального стиля. С этим согласны не все, но в целом новую волну в типографике уже относят к историческим течениям семидесятых и восьмидесятых годов, наравне с другими экспериментальными практиками.

Читайте также:
Влияние швейцарского панка ощутимо и сейчас: Музей дизайна в Цюрихе в 2015 году открыл архив Вайнгарта, выходят книги о направлении и в его эстетике, многие современные дизайнеры пользуются свободой, которую культивировали Вайнгарт и его ученики, а благодаря новой волне и классический швейцарский стиль стал более ярким и менее ортодоксальным.