«В некоторые районы не стоит заходить даже художникам»: большой обзор стрит-арта Бразилии
Уличные художники — о заработке, стилях граффити и взаимодействии с государством и обществом.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Стрит-арт — молодое направление искусства, представители которого взаимодействуют с обществом и государством. Оно появилось в шестидесятых как обычные теги с надписями на уличных стенах, а сейчас его представители открывают свои выставки в престижных галереях и музеях.
Мы пообщались с бразильскими уличными художниками — они рассказали нам об основных направлениях граффити и о том, как начать им заниматься и превратить это в профессию. Из статьи вы узнаете:
- зачем бразильцы рисуют нелегально;
- как нестандартные материалы и техники могут раскрыть смысл работы;
- почему стрит-арт бывает опасен;
- где зарабатывают уличные художники;
- с чего начать новичкам.
Как появился стрит-арт
Стрит-арт начал зарождаться в США в шестидесятых как форма самовыражения и протеста. Повсюду стали появляться теги — подписи, обозначающие псевдоним или зону гангстеров.
История стрит-арта тесно связана с хип-хопом, брейк-дансом и скейтбордингом. Художники отличались по внешнему виду и поведению.
Под термином «стрит-арт» объединяют легальные и нелегальные граффити, постеры, инсталляции, стикеры и перформансы. Уличное искусство невозможно купить или застраховать. Художники соревнуются в количестве работ и рисуют поверх других, в том числе в опасных и сложнодосягаемых местах: на поездах, крышах, мостах.
Теги, блокбастеры, баблы и дикий стиль
Пишасао (от браз. pixação) — бразильское название бомбинга, или нелегального стрит-арта, включая теги и граффити.
Теги остаются популярным самостоятельным направлением, и ими подписывают рисунки. Блокбастером называют огромные двумерные надписи. Бабл-стиль можно отличить по буквам, напоминающим пузыри. Дикий стиль, или вайлд-стиль, — трёхмерные, сложные для прочтения надписи.
Мне всегда нравились хип-хоп и уличная культура. Я занялась пишасао, чтобы попасть в сообщество и научиться рисовать граффити, не тратя время на его согласование.
Кэрол Dragonfly,
Сан-Паулу
Я начал рисовать на улице в 12 лет. Делая граффити, я строю своё наследство. С помощью нелегальных работ я приобрёл известность и выработал уверенную технику. Благодаря этому частные заказчики и люди из администрации общаются со мной как с художником, а не вандалом.
Enivo,
Сан-Паулу
Стикеры, постеры и трафареты
Это направление, связанное с печатью. Раньше художники обменивались стикерами по почте. Теги и логотипы печатали дома или на студии, а затем расклеивали по городу. Крупные стикеры и постеры стали особенно популярны среди музыкантов, желающих заявить о себе.
В Бразилии отсутствует наказание за стикеры и постеры. Я расклеиваю кастомизированные стикеры с 1996-го и ни разу не получил штраф или исправительные работы.
Художник Ponezio
Бэнкси популяризировал постеры и трафареты с начала нулевых. Сейчас с их помощью создают не только небольшие арт-объекты и расклейки, но и огромные муралы.
Я начала карьеру художника в 1995-м, делала скульптуры и рисовала акрилом. После посещения мастер-класса по трафаретам в 2010-м я влюбилась в эту технику и стала регулярно использовать её в работе. На мой взгляд, трафареты идеально подходят, чтобы зарядить рисунок политическим и социальным контекстом.
Мои первый двойной мурал на высотках был создан в партнёрстве с Гринписом. Мы стараемся предотвратить строительство новой гидроэлектростанции на Тапажосе, одной из последних живых рек Амазонки.
Симона Сисс,
Сан-Пауло
Бразильцы называют социальные и политические арт-проекты, такие как мурал с «Гринпис», артивизмом. Ещё один бразильский художник Тиаго Мундано называет себя артивистом и не привязывается к художественным стилям.
В 2012-м Мундано организовал проект Pimp My Carroca, чтобы оказать социальную помощь катадорес — городским коллекторам мусора. Группа волонёров и уличных художников помогла отремонтировать и разрисовать сотни мусорных тележек по всей Латинской Америке.
Леттеринг и каллиграфия
Это рисование декоративных букв. Леттеринг востребован в коммерческом секторе и часто используется как вывеска или реклама.
Я всегда любила типографику: пыталась прочитать самые сложные теги по дороге в школу, рисовала буквы в тетради и пошла учиться на графического дизайнера. Я занималась леттерингом для социальных проектов и стала по-новому смотреть на улицы Сан-Паулу. Поворотным моментом стало моё участие в проекте Мундано Pimp My Carroca. Я познакомилась с уличными художниками, что мотивировало меня применить свои навыки на улицах.
Serifa
Фэнтези и сюрреализм
Братья Os Gemeos (от португальского «близнецы») — одни из самых известных сюрреалистов и родоначальники стрит-арта в Бразилии. Братья начали увлекаться хип-хопом, брейком и стрит-артом в восьмидесятых, копируя то, что видели по телевизору и на фотографиях Нью-Йорка.
В 1993-м Os Gemeos познакомились с американским художником Twist, который провёл в Бразилии несколько месяцев и научил их техникам, которые используют в США. Фантазийные работы близнецов можно узнать по жёлтому цвету кожи и пропорциям туловища персонажей.
Enivo начал рисовать в фавелах в 1998-м и также нашёл себя в сюрреализме, смешивая новые и традиционные техники.
Навыки в живописи помогают уличным художникам рисовать гиперреалистичные изображения.
Абстракция
Ещё одно направление в уличном искусстве. Может быть в 2D или 3D.
Смешанные техники и коллаборации
Фотограф и каллиграфист Рауль Зито создаёт реалистичные арт-объекты с помощью постеров и рисунка. В центре изображения обычно находится фотография, вокруг которой художник с помощью валика или кисти рисует текст.
Художники могут рисовать вдвоём или в команде, смешивая абсолютно разные стили.
Луна Бастос получила первый творческий опыт, создавая принты, вышивки и аппликации. Какое-то время Луна набивала татуировки и только затем пришла в стрит-арт. Паттерны, напоминающие текстиль, и тату-эстетика отразились в её уличном творчестве.
Прежде чем создавать муралы, я работала в офисе и рисовала всё свободное время карандашами или акварелью. Иногда мы с друзьями оставляли теги, но я не думала о том, чтобы серьёзно увлечься стрит-артом, пока не увидела фотографии живописных муралов голландской художницы Нины Валкхофф. То, что женщина может рисовать огромные муралы и составить конкуренцию в мужской стрит-арт-среде, вдохновило меня на то, чтобы начать делать это самой. Мои первые работы напоминали акварельный характер иллюстраций Нины. Только потом у меня появилась любимая палитра и собственный стиль, напоминающий векторные иллюстрации. В них часто изображены цветы и женщины.
Мари Паванелли,
Сан-Паулу
Материалы для стрит-арта
Вместе с аэрозолем всегда продают универсальный кэп (клапан). Для удобства рисования линий или градиента художники пользуются специально предназначенными кэпами или подручными средствами.
В стрит-арте используют не только маркеры и аэрозоли. Чтобы сэкономить бюджет и потренироваться, подойдёт любой акрил на водной основе. Художники могут использовать кисти, валики, любые подручные материалы и экспериментировать. Можно рисовать на стенах и маслом, но сохнет оно долго.
Для быстрого проведения тонких линий акрил смешивают с чернилами. Когда в магазине нет нужных цветов, белую или другую краску смешивают с пигментом.
Нестандартные техники могут служить не только для того, чтобы сэкономить бюджет или добиться глубины цвета. Например, в 2015-м в качестве пигмента для получения краски Тиаго Мундано использовал глину, найденную в местах обрушившейся дамбы. В 2019-м художник применил пепел, оставшийся после пожаров в лесах Амазонии, и создал «Лесную бригаду», мурал площадью 1000 квадратных метров.
Обычно в качестве материала для трафаретов используют бумагу, картон или пластик. Для вырезания фигур из бумаги подходит канцелярский нож, но для больших фигур из пластика Симона Сисс использует специальное режущее оборудование.
Я самостоятельно искала подходящий способ изготовления трафаретов для огромных муралов. Собирая пазлы на огромном полу, я делю трафареты на части и привожу на место проекта. Я не очень люблю маленькие детали, поэтому большинство моих работ довольно большие.
Симона Сисс,
Сан-Пауло
Перенос скетча на стену
Братья Os Gemeos используют традиционный способ переноса скетча от руки, иногда помогая линейкой. Техника дудл-сетки (с англ. doodle grid) может быть более удобной, чтобы рисовать без замеров:
- На чистой стене рисуют паттерн из различных фигур.
- Паттерн фотографируют и открывают в Procreate, Photoshop или любом удобном приложении.
- Получившееся фото совмещают со скетчем, увеличив прозрачность скетч-слоя.
- Новое изображение позволяет свободно ориентироваться в рисовании линий со скетча.
Для соблюдения идентичности или при переносе огромных изображений также используют прожектор.
В чём опасность занятия стрит-артом
Художники и заказчики могут сталкиваться с проблемами из-за незнания актуальных законов. Например, в Сан-Паулу запретили муралы с изображением логотипов и открытой рекламы коммерческих брендов. Недавно в городе удалили целый мурал Netflix, так как в рекламе использовали название сериала и логотип платформы.
Рисуя ночью, можно не заметить яму, машину или поезд. Но основной риск для вандалов — трудности с полицией и жителями района. В 2015-м меня привлекли к суду за теги Vida («жизнь» с португальского). Один неосторожно оставленный тег привёл к тому, что полиция нашла ещё 40. Тогда я отделалась штрафом.
Мне и сейчас приходится рисковать, стоя на лестницах или подъёмниках, особенно в ветреную погоду. Однажды из-за неосторожности я сломала лодыжку. Теперь, договариваясь о новом проекте, мне важно убедиться в том, что заказчик согласен обеспечить безопасность, предоставить оборудование для освещения, тросы и так далее.
Иногда слишком увлекаешься процессом, забываешь о себе, и из-за этого случаются проблемы. В 2016 году, после того как я рисовала 12 часов подряд без маски и перерывов, чтобы попить или перекусить, у меня произошло отравление печени токсичными веществами.
Последние несколько лет у меня не бывало проблем с прохожими. Иногда люди видят, что я начинаю рисовать на стене, ворчат и называют вандалом. А потом проходят через несколько часов, видят, что получается, извиняются и говорят, как это красиво. Во время работы ко мне из любопытства часто подходят бездомные, и с ними никогда не было проблем. Я также принимала участие в проекте Pimp My Carroca, где тесно общалась со сборщиками мусора. Это люди, у которых нет возможности пойти в музей или галерею, и уличное искусство — одна из немногих вещей, которая может их радовать.
Мари Паванелли,
Сан-Паулу
В некоторые районы Сан-Паулу не стоит заходить даже художникам. Но я вырос в фавелах, поэтому могу спокойно рисовать в трущобах и учить местных детей.
Enivo,
Сан-Паулу
Как контролируют художников в разных странах
Часто схема взаимодействия уличных художников, заказчиков и городских властей выглядит так:
- Художник договаривается с владельцем или арендатором недвижимости.
- Тот запрашивает разрешение на видоизменение объекта у городской администрации. Помимо заявления, может потребоваться эскиз или описание будущего арт-объекта.
- Администрация выдаёт отказ, временное или перманентное разрешение.
Власти борются с несанкционированными объектами. Например, закон в Южной Африке обязывает владельцев недвижимости удалять нелегальные рисунки в течение десяти дней после их обнаружения. Иногда бывает, что собственники имеют исключительные права на недвижимость и могут рисовать на территории без ограничений.
Страны Запада
Американский закон защищает как домовладельцев, так и авторов граффити. Однажды владелец заброшенного завода на Лонг-Айленде сдал здание в аренду художникам и разрешил им рисовать граффити. Завод превратился в арт-резиденцию 5Pointz и существовал до 2013-го, пока владелец не решил построить на его месте новый жилой комплекс. Он удалил граффити и выселил художников, за что 20 из них подали в суд. Спустя пять лет суд приказал владельцу здания выплатить авторам граффити 6,75 млн долларов за ущерб.
Случаи, когда нелегальный арт-объект становится легальным — исключение. В 2006-м голого мужчину, нарисованного Бэнкси в центре Бристоля, решили оставить в результате публичного онлайн-голосования.
Как правило, за вандализм наказывают даже в таких популярных для граффити городах, как Бристоль, Берлин или Париж. За 70 нелегальных тегов художник SESK из Бристоля получил 16 месяцев тюрьмы.
Лиссабон отличается лояльным отношением к стрит-арту. Художники рисуют на зданиях, транспорте и памятниках. Власти пытаются влиять на вандалов, открывая свободные для граффити пространства. К концу 2022 года в Лиссабоне должен появиться парк уличного искусства площадью 4300 квадратных метров.
Азия, Африка и Средний Восток
Стрит-арт в Азии и Африке начал развиваться с нулевых в наиболее крупных городах и туристических местах, таких как Гоа в Индии или Малакка в Малайзии. У художников появился доступ к информации, но возможностей купить или заказать качественные аэрозоли по-прежнему мало.
В некоторых странах система контроля уличного искусства отсутствует или только зарождается. Мьянма не запрещала стрит-арт до 2012-го, пока 19-летний художник Аркер Киау не нарисовал на улице огромный портрет президента Обамы за день до его визита в страну. На следующий день любой стрит-арт запретили, а портрет удалили.
В Египте стрит-арт начал зарождаться в 2011 году после начала революции и отставки президента Мубарака. В интервью EgyptToday художник Sad Panda рассказывает, что однажды, рисуя на улице, он увидел приближающуюся полицию и ожидал, что те начнут задавать вопросы о том, есть ли у него разрешение. Вместо этого полицейские поблагодарили художника и предложили помощь, чтобы подать краску или трафареты.
Как и где зарабатывают с помощью стрит-арта
Фотографии и сохранившиеся работы самых первых уличных художников продают на аукционах. Специализированные музеи и галереи уличного искусства можно посетить в Нью-Йорке, Берлине, Амстердаме и других городах.
Стрит-арт может положительно влиять на туризм. Бристоль стал популярным туристическим направлением благодаря Бэнкси. В городе также проводят крупнейший в Европе стрит-арт-фестиваль Upfest.
Обычно стрит-арт-фестивали поддерживает городская администрация и местные компании. Например, в 2021 году бюджет для фестиваля муралов в Берлине выделил крупный застройщик Deutsche Wohnen.
Художники могут сотрудничать с бизнесом напрямую: для запуска рекламных кампаний, дизайна офисов и магазинов или выпуска мерча.
В последние несколько лет уличное искусство не так маргинализировано, как раньше. Художники получили публичность, из-за чего я стала настороженнее относиться ко всем новым проектам и иногда очень волнуюсь.
Симона Сисс,
Сан-Пауло
Рисуя на улицах, довольно легко заводить новые знакомства. Многие наблюдают и задают вопросы, поэтому, работая в людных местах, приходится сильно отвлекаться. Но иногда такие случайные знакомства приносят новые заказы.
За последние 3–4 года моя известность и аудитория в соцсетях выросли, и я начала регулярно получать имейлы от потенциальных заказчиков. Чем больше компания, тем больше времени может уходить на документооборот и согласование скетчей. Некоторые заказчики становятся постоянными. Например, в этом году я повторно занимаюсь оформлением шатра ежегодной конференции, посвящённой раку груди.
Муралистов часто приглашают на фестивали, социальные и благотворительные проекты. Художники получают возможность путешествовать и обмениваться опытом. Одним из последних международных проектов была моя поездка в Южную Африку в рамках программы, связанной с развитием и укреплением санитарных норм.
Мари Паванелли,
Сан-Паулу
Советы для тех, кто хочет попробовать себя в роли уличного художника
Я долго училась тому, чтобы принимать свои ошибки. Ошибки — неотъемлемая часть работы и развития навыков. Главное для начинающих — перебороть свой страх и начать регулярно практиковаться, улучшая портфолио.
При работе с заказчиками важно уделять внимание коммуникации. Опыт работы в социальных проектах помогает мне поддерживать репутацию и получать эффект сарафанного радио.
Serifa,
Сан-Паулу
Это нормально, что большинство начинает с копирования олдскульных художников. С опытом следование собственному стилю помогает привлечь клиентов, заинтересованных в похожей идее. Конечно, я опираюсь на бриф заказчика, когда показываю скетч будущего проекта. Но с ростом известности я всё больше могу делать то, что мне нравится.
Enivo,
Сан-Паулу
Мне повезло, что Бразилия — большая страна. Несмотря на то что стрит-арт и пишасао-среда остаются преимущественно мужскими, здесь есть большое количество девушек со схожими интересами в граффити и хип-хоп-культуре. Соцсети очень помогают позиционировать себя как творческую фигуру и показывать работы как можно большему количеству людей. Необходимо найти свою нишу и много тренироваться, чтобы понять, как работать с линиями и цветами.
Кэрол Dragonfly,
Сан-Паулу
Художники могут начать с рисования фристайл-граффити (сделанного без подготовки и скетча) или завести блэкбук (альбом для скетчинга), упражняться в леттеринге и копить в нём идеи.
В России легальные стены для граффити находятся в Петербургском парке «ЗимаЛето». Их утвердили в начале 2022 года. В Сочи легальная стена существовала в течение семи лет, но в 2022 году её закрыли. Потренироваться в Европе проще. Список легальных стен можно найти на сайте Graffolution.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».