Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Нейронаука и UX-дизайн: как выпускница Skillbox создала свой отдел в Иннополисе

После курса по UX-дизайну Соня устроилась на работу в Университет Иннополис и теперь развивает продукты одного из самых трендовых вузов страны.

Соня Яковчук

Россия, г. Казань

Дипломная работа

Бизнес-портал для «Промсвязьбанка»


Пройденный курс


Достижения

Сформировала отдел развития продуктов и маркетинга в Университете Иннополис.


Рост дохода

+40%


Ссылки


Антонина Никулина

Автор историй Skillbox


В интервью Соня рассказывает:

Борьба за отдел

— Как получилось, что ты сама создала целый отдел в Университете Иннополис?

— Вообще, я устраивалась в университет как проектный менеджер и первые 
4-5 месяцев занималась реализацией цифровой 4D-модели Республики Татарстан c детализированным изображением городов и отдельных объектов в масштабе 1:500.

После этого мы с командой постепенно перешли в продуктовое направление, то есть сфокусировались на развитии решений в области геоинформационных технологий, робототехники и образования. Я стала инициатором создания нового отдела. Позже начала приглашать к себе сотрудников: кого-то привлекала из коллектива университета, а кого-то нашла через HeadHunter.

Сейчас у меня работает десять человек. Первый проект, который мы вместе реализовали, — это экосистема для работы с геоданными Geocode. Она представляет собой площадку, на которой разработчики приложений в сфере геоинформационных технологий могут покупать геоданные, хранить их, обрабатывать, тестировать готовый продукт и собирать по нему аналитику.

Стартовая страница Geocode

Справка


Иннополис — первый российский город
для ИТ-специалистов.
Его ядро — Университет Иннополис, в котором работают и учатся люди со всей России. Университет открылся в 2013 году; годом позже на карте появился город Иннополис. Дорога от Казани до Иннополиса на автомобиле займет порядка 40–50 минут.

— Трудно было убедить начальство, что нужно собрать целую команду?

— Конечно, я до сих пор воюю. Отдел был создан в мае прошлого года, и первые пять-шесть месяцев я, по сути, занималась тем, что лоббировала все эти идеи, параллельно объясняя, что такое продуктовый менеджмент, что такое UX-дизайн и почему мы не просто рисуем картинки, а делаем нечто полезное для всего университета.

Фото с командой сектора развития продуктов Университета Иннополис

— Если это такое важное дело, то почему никто не собрал команду до тебя?

— Дело в том, что университет еще достаточно молодой, Университету Иннополис нет и семи лет. Здесь пока не все бизнес-процессы налажены. Но у этого есть свои плюсы: перед тобой невероятный простор для действий, ты сам выбираешь пути реализации проекта. Так и мы решили продвигать перспективные продукты университета, не ограничиваясь сроками грантов.

— А какие в принципе продукты есть у университета?

— Глобально сам университет можно рассматривать как продукт. У него несколько ключевых направлений, и в первую очередь образовательное: бакалавриат, магистратура, аспирантура, дополнительное образование и научные мероприятия. Сейчас мы работаем с представителями довузовского обучения. Делаем полноценный анализ их продуктов, проектируем информационный портал, на котором они смогут все свои услуги представить.

— Какие основные задачи у вашего сектора?

— Непосредственно развитие образовательных предложений университета, маркетинг, в том числе дизайн. Часть команды ответственна за визуальные коммуникации, часть — за проектирование и UX/UI-дизайн. Мы комплексно, начиная с постановки задачи до реализации, прорабатываем перспективные проекты вуза.

Фото с лекции для сотрудников Университета Иннополис

Многопрофильный специалист

— Как ты сейчас себя профессионально идентифицируешь?

— Сложный вопрос, наверное, по большей части как product-менеджер. Но если разбирать задачи, с которыми я сталкиваюсь в нашей работе, — они бывают очень разные, вплоть до исследования того, как люди воспринимают ту или иную фразу, предложение. В каких-то случаях я занимаюсь проектированием процесса, где-то решаю маркетинговые задачи. В общем, у меня жуткий микс, и я даже не знаю, как называется такая должность, когда делаешь всё и сразу.

— В чем специфика работы в научном городке?

— Там всё очень трендовое. Тебя постоянно окружают инновационные идеи, инженеры, которые занимаются передовыми исследованиями. Ты находишься в тусовке, где по одну сторону от тебя сидит человек, который заставляет роботов ходить, а по другую — кто-то, кто классно пишет код.

— До Иннополиса ты работала в IT-компании project-менеджером, там ты руководила командой, которую тебе назначали, а отдел в Иннополисе собирала сама. На какие критерии ориентировалась?

— Я побеседовала примерно с 40–50 дизайнерами. Если отбросить
hard-скиллы, то в первую очередь я смотрела на умение человека формулировать свои мысли. В дизайне это особенно показательно: люди, которые умеют упорядочивать сложную систему и большое количество элементов, очень грамотно выстраивают речь.

Дизайнеру крайне важно уметь объяснять свои решения, обосновывать их, поэтому с речью и логикой всё должно быть хорошо. Сейчас у меня в команде дизайнеры из разных регионов России: Свердловской, Кировской областей, Омска, Уфы. Теперь они все живут и работают в Иннополисе.

Фото с коллегами по отделу

— Насколько сложно управлять командой разных специалистов?

— Мой опыт в project-менеджменте однозначно помогает. Но трудности возникают, когда в прямом подчинении появляются дизайнеры. Им нельзя просто раздать задачи, как это обычно делает project-менеджер, — нужно именно прорабатывать каждый шаг, потому что от них зависит продукт.

Надо объяснять, если у них что-то идет не так, где-то настаивать на изменениях, где-то хвалить. Для меня всё это до сих пор серьезный вызов. Но вот благодаря теоретической базе по дизайну, которую я на курсах получила, мне в разы проще.

Через дизайн —
в product-менеджмент

— Почему ты пришла на курсы?

— Я начала учиться еще до перехода в Иннополис, тогда у меня возникла задачка по изучению финансовых сервисов: как это всё происходит и как создается логика. На курсах я с этим разобралась.

— Как тебе помогло обучение UX-дизайну в карьере?

— Благодаря ему мне сейчас проще взаимодействовать с командой, я сама понимаю, как это работает. В силу того, что у меня профильное образование в сфере управления, расширять знания надо было не в сторону менеджмента, а в сторону смежных областей.

Не бывает так, что ты знаешь только UX-дизайн, а остальное тебя не волнует. Если ты отвечаешь за продукт, то тебе надо уметь и с потенциальными клиентами общаться, и знать, как ты будешь маркетинговую стратегию вывода строить, и как у тебя внутри это будет работать. Так что курс закрыл пробел в сфере дизайна.

— Такой разброс интересов от маркетинга до IT, как поддерживаешь компетенции?

— Я разделяю подход, что в каждой профессиональной сфере, с которой взаимодействую, мне достаточно погружения на 30–40%. Так я могу понимать весь процесс, а если мне попадается вопрос, который выходит за рамки моих компетенций, то я доверяюсь специалистам узкой области.

Фото с WebSummit-2018 в Лиссабоне в составе делегации от Республики Татарстан

— Что на обучении понравилось?

— Во-первых, объем теоретического материала. После него я смогла понять, куда дальше копать и как развиваться в том, что мне интересно. Во-вторых, практический кейс, который возвращает к реальности. Пока ты эфемерно размышляешь о дизайне — это одно, а когда у тебя есть реальный пример, дипломная работа, то ты на деле понимаешь, как там всё устроено и как это работает.

— После курса не было желания заняться фрилансом?

— С моей спецификой очень сложно быть фрилансером. Я так или иначе всегда зависима от команды. Тут два варианта: либо собирать коллектив удаленно, либо становиться специалистом в какой-то конкретной отрасли. Но несмотря на курсы и двухлетнюю практику, я не дизайнер, то есть я до определенного уровня могу, но всё, что связано с UI, — это уже не ко мне.

Конечно, я могла бы доучиться, но это не совсем то, чего я хочу. Все-таки мне ближе product-менеджмент, а он подразумевает постоянную коммуникацию, которую в офисе проще выстроить.

Планы высокого полета

— Как видишь свое профессиональное развитие в будущем?

— Я сейчас ухожу в изучение поведенческой экономики, нейронауки именно в части того, как люди что-либо покупают. Пока ищу информацию сама, потому что трудно подобрать готовые курсы в этой области. Частично то, что я узнаю, стараюсь внедрять в проекты, которыми мы уже занимаемся.

— Над каким проектом ты хотела бы поработать?

— В последнее время меня привлекает всё, что связано с авиакомпаниями. Это очень показательная отрасль в плане сведения всего профессионального опыта, большой фронт работы: начиная с сайта и покупки билетов и заканчивая мобильным приложением, регистрацией, непосредственно перелетом.

Фото с презентации проекта на «Открытых инновациях» в Сколково

— А каковы ближайшие приоритеты в развитии отдела?

— Сейчас самое главное — выстроить и наладить внутренние процессы, потому что мы все-таки молодая команда. Но я думаю, что когда сделаем еще несколько кейсов, то прибавится опыта, и мы сможем выйти на стабильную работу сектора.

Блиц

— В каких странах хотела бы поработать?

— Неважно, главное — интересный проект. В Иннополисе большинство преподавателей — иностранцы, я с ними общаюсь и понимаю, что специфика везде своя, но в целом сработаться можно.

— Сколково или Иннополис?

— Иннополис, потому что он более доступный для внешнего мира, чем Сколково. Понятно, что везде своя кухня, но все-таки в Сколково закрытое сообщество: туда трудно попасть, и люди там немного отличаются.

— Книга, которую ты могла бы посоветовать?

— «Искусство системного мышления» Иана Макдермотта и Джозефа О’Коннора.

Курс

UX-дизайн


Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как делать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально менять мышление бизнеса.

1.

4 месяца практических занятий, 21 учебный модуль


2.

Живая обратная связь
с преподавателями


3.

Неограниченый доступ к материалам курса


4.

Стажировки
в компаниях-партнерах


5.

Дипломный проект от реального заказчика


6.

Гарантия трудоустройства для выпускников


Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть