Налоги большие, зато нет хаоса — русский UX-дизайнер о жизни во Вьетнаме

За четыре года во Вьетнаме Игорь успел поработать над аналогом «Яндекс.Советника» и сменить позицию менеджера на пост тимлида в команде UX-дизайнеров.

Игорь Бабичев

Вьетнам, город Ханой


Пройденные курсы


Достижения

Переход с позиции руководителя отдела дизайна вьетнамского стартапа Cốc Cốc на позицию UX and Service Design Expert в B2B во вьетнамский стартап Tripi.


Рост дохода

+100%


Ссылки



Антонина Никулина

Проводит интервью со студентами и выпускниками Skillbox, любит digital и иностранные языки. В 2016 году стажировалась на радио в Германии.


В интервью Игорь рассказывает:

Экзотические условия труда

— Ты уже четыре года работаешь во Вьетнаме. Почему именно Вьетнам, как это вообще получилось?

— Меня пригласил мой бывший работодатель. Мы удаленно сотрудничали примерно с 2009 года, я из Ульяновска занимался техподдержкой, писал инструкции, успел проявить себя как менеджер. Так что когда компания запустила новый проект Cốc Cốc во Вьетнаме, то меня пригласили — и я поехал.

С командой маркетинга и дизайна компании Cốc Cốc

— Не смутила перспектива работать в Азии?

— Абсолютно нет. Мне выслали договор, в нем была заранее оговоренная зарплата. Плюс там было зафиксировано, что компания поможет мне при релокации, будет оплачивать съемную квартиру и четыре перелета в год домой. Так что социально я был полностью защищен. Да и вообще, я не ехал в никуда, уже знал многих коллег по прошлому проекту, знал работодателя.

— Сейчас ты продолжаешь там работать?

— Нет. С декабря я тимлид дизайнерской команды в компании Tripi. Это сервис по бронированию в сегменте B2B, B2C, аналог Airbnb, Booking, но с местными фишками.

С командой Tripi

— Ты в новую команду сразу тимлидом пришел? Их отсутствие аналогичного опыта не смутило?

— Нет. Во-первых, уровень моих навыков объективно выше, чем у коллег. А во-вторых, нельзя сказать, что я пришел совсем без опыта. У меня было портфолио по сервисам, по прототипам. Последние 1,5 года в прошлой фирме я так или иначе соприкасался с дизайном, есть сервисы, которые я проектировал.

— Твоя новая работа — это полностью вьетнамский проект. Почувствовал разницу между российскими и азиатскими компаниями?

— Основное отличие — это отсутствие спешки в Азии. Когда ты работаешь с русским заказчиком или в русской команде, то вокруг всегда какой-то хаос, какой задачи ни коснись, она обязательно срочная, а дедлайн по ней горит. В Азии такого нет. Чаще всего местные стейкхолдеры имеют какой-то западный опыт: образование или работу. Так что возвращаются они во Вьетнам уже с другим мировоззрением, они хорошо понимают, что задача бизнеса — зарабатывать деньги, но при этом умеют выстраивать менеджмент и общаться с командой.

— У тебя интернациональная команда или в основном вьетнамцы?

В моей команде я единственный иностранец, более того, по-английски хорошо говорит только менеджмент, отдел SEO и разработчики. Я поначалу с коллегами жестами, скетчами общался, через Google Translate переводил каждое слово. Звучит страшно, но на деле языковой барьер довольно быстро исчезает. Сейчас мы уже спокойно общаемся, а я по субботам рассказываю им о том, что сам узнаю в Skillbox.

— А почему тебя вообще пригласили в эту команду, при таких-то ограничениях? Да еще на позицию, изначально подразумевающую много коммуникации. У тебя есть какие-то особые навыки, которых нельзя было найти у местных?

— Дело даже не конкретно в этой компании, так будет в любой азиатской фирме. Здесь нанимают иностранца, чтобы он передал свои навыки. У тебя есть европейский опыт, компетенции из предыдущей компании на местном рынке, и этим ты можешь поделиться. Иногда работодатели это заранее обговаривают на собеседовании.

— Делиться знаниями по субботам — это твоя инициатива или в договоре прописали?

— Изначально мне сказали, что было бы хорошо, если бы я поделился опытом с прошлой работы. Но в целом это моя инициатива. Я понимаю, что в команде обучаться намного лучше, есть конкретные задачи, которые можно разобрать и на месте закрепить практикой. Да и мне приятно видеть, как растут мои коллеги.

— Сколько нужно получать, чтобы переехать во Вьетнам и работать отсюда?

— Это легко посчитать: в среднем $300 в месяц на жилье, $200–300 на еду и на visa run раз в три месяца — $200, то есть на $800, в принципе, можно выжить. Но если вы хотите хороший сервис, путешествия по Азии, одежду какую-то покупать, то надо минимум на $2 000 ориентироваться.

От менеджмента проектов до UX-дизайна

— Почему сменил менеджмент на дизайн?

— Работа дизайнера более творческая. Ему ставят задачу, но у него остается свобода в выборе решения. Менеджер отвечает за процессы: организует, контролирует, вечно суетится. Самовыражения здесь в разы меньше — ты ведь организатор, а не создатель. А создавать, конечно, интереснее.

— Но ты же не сразу стал дизайнером. Как происходил переход?

— Я думаю, что это случилось в тот момент, когда из компании начали уходить менеджеры. Получилось так, что их проекты оставались без хозяина и перекидывались в разные отделы. Фактически в нашей команде оказалась чужая задача на проектирование сервиса, за которую мы и взялись. И вот в процессе работы, исследований я понял, что мне это нравится, и я хочу пойти в UX-дизайн.

C командой Cốc Cốc

— Другими словами, толчком стало то, что на тебя упали не твои обязанности?

— По сути, да. На нас перешел не дизайн, а именно разработка сервиса.

Вьетнамские проекты

— В каких интересных проектах успел поучаствовать?

— На предыдущем месте работы мы запускали аналог «Яндекс.Советника» по ценам — Cốc Cốc Shopping. Он с точки зрения опыта интересный, но, к сожалению, сейчас не работает. И это, конечно, грустно. Мы делали его с нуля, проектировали всю логику сами. Сервис должен был собирать разные ценовые предложения, сравнивать их, предлагать пользователю оптимальный вариант.

Еще мы разрабатывали Cốc Cốc Maps — это было что-то среднее между картами и каталогом организаций, который делает 2GIS. Специфика была в том, что в Азии практически нереально уследить за открытием и закрытием малого бизнеса — это быстрые процессы, поэтому их сложно зафиксировать на карте. Так вот наши ребята сами объезжали улицы, снимали на видео то, где какой бизнес функционирует, и заливали актуальную информацию в приложение. Но и этот проект сейчас тоже не работает.

Скрин проекта Cốc Cốc Maps

— А почему не работает? «Не взлетело»? Что пошло не так?

— У компании случились проблемы с монетизацией. Я думаю, это частая болезнь стартапов: разработчики начинают пилить сервис раньше, чем руководство продумывает, как на этом заработать. И хоть проекты были полезные в социальном плане, денег они не приносили. Со стороны руководства были, конечно, попытки встроить в них рекламу, или, в случае Cốc Cốc Maps, установить платное добавление в каталог организаций, но это не сработало, потому что у компании не было толкового бизнес-стратега. Задачи постепенно начали перекладываться на непрофильных сотрудников, которые с этим, естественно, не справлялись.

Три курса и один дизайнер

— Если ты уже до обучения разбирался в дизайне, почему вообще пошел на курсы?

— У самоучки есть проблема: он не знает, как структурировано подходить к задачам. Он что-то умеет, может быть, даже и неплохо, но работает неэффективно, потому что хватается то за одно, то за другое. Правильный порядок действий и логику работы можно получить только на обучении.

— Курсы тебе в этом помогли?

— Начнем с того, что я взял сразу три курса: «UX-дизайн», «UX-аналитик» и «Анимацию интерфейсов». Из их плюсов — структурированность всех лекций и разносторонность обучения: ты слушаешь, пишешь конспекты, ищешь какую-то информацию дополнительно. Но главная фишка обучения в Skillbox все-таки — это его комьюнити: профильные обсуждения в Telegram, в Facebook, общение с преподавателями, плюс чаты с разных вебинаров. Эти контакты очень помогают: во-первых, люди в них оперативно делятся опытом, во-вторых, там можно найти ответ на какой-то очень узкоспециальный вопрос, с которым кто-то раньше тебя столкнулся на практике.

— Но ты же не закончил обучение. Почему?

— Я закончу обязательно, хотя для меня это и не принципиально. Я взял три курса, и на сегодняшний день ни один из них не закрыл, но для меня это не проблема. Это важно для того, кто с нуля осваивает профессию, чтобы начать зарабатывать чем-то другим. А у меня уже была работа в сфере UX-дизайна, я руководил командой. Мне курс был нужен, чтобы находить ответы на те вопросы, которые возникают по ходу моей деятельности. Я спокойно ищу то, что нужно, в чатах, в моих лекциях, переключаюсь с курса на курс — и в итоге я получаю именно то, за чем пришел.

Назад в будущее:
из UX-дизайна снова в менеджмент

— Какие планы на будущее?

— Я хочу вернуться к менеджменту, но теперь перейти именно к product-управлению.

— Ушел из менеджмента в дизайн, чтобы снова вернуться. В чем логика?

— В том, что я хочу развиваться как сервис-менеджер, чтобы получить больше свободы в проектировании. Наверное, смог бы проработать UX-дизайнером еще год или два, но потом решение рутинных задач мне точно надоест. Мне интересно планировать логику, я бы попробовал создать собственные паттерны, а не только работать с тем, что есть. Для этого нужно расти, и дизайн в данном случае нельзя перешагнуть, этот опыт нужен мне, чтобы забраться еще выше.

Блиц

— Какой еще курс на Skillbox прошел бы?

— Что-нибудь по менеджменту и, пока во Вьетнаме живу, актуален курс по ведению блога.

— Самое популярное заблуждение россиян об Азии?

— «Азия — это дешево». Это уже давно не так. Хороший сервис и здесь стоит дорого, а на доллар нельзя накупить корзину продуктов.

— Отличительная черта хорошего UX-дизайна?

— Он не заставляет пользователя думать и спрашивать «Почему?». Человек просто находит то, что нужно, там, где он ожидает это увидеть.

— Где кофе вкуснее: в России или во Вьетнаме?

— Во Вьетнаме. У бариста здесь свои методики варки: они делают кофе со сгущенкой, с кокосовым молоком. А еще он здесь по умолчанию холодный и со льдом, но можно попросить и привычный для нас горячий.

Курс

UX-дизайн


Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как делать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально менять мышление бизнеса.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox
Посмотреть