Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Налоги большие, зато нет хаоса — русский UX-дизайнер о жизни во Вьетнаме

За четыре года во Вьетнаме Игорь успел поработать над аналогом «Яндекс.Советника» и сменить позицию менеджера на пост тимлида в команде UX-дизайнеров.

Игорь Бабичев

Вьетнам, город Ханой


Пройденные курсы


Достижения

Переход с позиции руководителя отдела дизайна вьетнамского стартапа Cốc Cốc на позицию UX and Service Design Expert в B2B во вьетнамский стартап Tripi.


Рост дохода

+100%


Ссылки


Антонина Никулина

Автор историй Skillbox


В интервью Игорь рассказывает:

Экзотические условия труда

— Ты уже четыре года работаешь во Вьетнаме. Почему именно Вьетнам, как это вообще получилось?

— Меня пригласил мой бывший работодатель. Мы удаленно сотрудничали примерно с 2009 года, я из Ульяновска занимался техподдержкой, писал инструкции, успел проявить себя как менеджер. Так что когда компания запустила новый проект Cốc Cốc во Вьетнаме, то меня пригласили — и я поехал.

С командой маркетинга и дизайна компании Cốc Cốc

— Не смутила перспектива работать в Азии?

— Абсолютно нет. Мне выслали договор, в нем была заранее оговоренная зарплата. Плюс там было зафиксировано, что компания поможет мне при релокации, будет оплачивать съемную квартиру и четыре перелета в год домой. Так что социально я был полностью защищен. Да и вообще, я не ехал в никуда, уже знал многих коллег по прошлому проекту, знал работодателя.

— Сейчас ты продолжаешь там работать?

— Нет. С декабря я тимлид дизайнерской команды в компании Tripi. Это сервис по бронированию в сегменте B2B, B2C, аналог Airbnb, Booking, но с местными фишками.

С командой Tripi

— Ты в новую команду сразу тимлидом пришел? Их отсутствие аналогичного опыта не смутило?

— Нет. Во-первых, уровень моих навыков объективно выше, чем у коллег. А во-вторых, нельзя сказать, что я пришел совсем без опыта. У меня было портфолио по сервисам, по прототипам. Последние 1,5 года в прошлой фирме я так или иначе соприкасался с дизайном, есть сервисы, которые я проектировал.

— Твоя новая работа — это полностью вьетнамский проект. Почувствовал разницу между российскими и азиатскими компаниями?

— Основное отличие — это отсутствие спешки в Азии. Когда ты работаешь с русским заказчиком или в русской команде, то вокруг всегда какой-то хаос, какой задачи ни коснись, она обязательно срочная, а дедлайн по ней горит. В Азии такого нет. Чаще всего местные стейкхолдеры имеют какой-то западный опыт: образование или работу. Так что возвращаются они во Вьетнам уже с другим мировоззрением, они хорошо понимают, что задача бизнеса — зарабатывать деньги, но при этом умеют выстраивать менеджмент и общаться с командой.

— У тебя интернациональная команда или в основном вьетнамцы?

В моей команде я единственный иностранец, более того, по-английски хорошо говорит только менеджмент, отдел SEO и разработчики. Я поначалу с коллегами жестами, скетчами общался, через Google Translate переводил каждое слово. Звучит страшно, но на деле языковой барьер довольно быстро исчезает. Сейчас мы уже спокойно общаемся, а я по субботам рассказываю им о том, что сам узнаю в Skillbox.

— А почему тебя вообще пригласили в эту команду, при таких-то ограничениях? Да еще на позицию, изначально подразумевающую много коммуникации. У тебя есть какие-то особые навыки, которых нельзя было найти у местных?

— Дело даже не конкретно в этой компании, так будет в любой азиатской фирме. Здесь нанимают иностранца, чтобы он передал свои навыки. У тебя есть европейский опыт, компетенции из предыдущей компании на местном рынке, и этим ты можешь поделиться. Иногда работодатели это заранее обговаривают на собеседовании.

— Делиться знаниями по субботам — это твоя инициатива или в договоре прописали?

— Изначально мне сказали, что было бы хорошо, если бы я поделился опытом с прошлой работы. Но в целом это моя инициатива. Я понимаю, что в команде обучаться намного лучше, есть конкретные задачи, которые можно разобрать и на месте закрепить практикой. Да и мне приятно видеть, как растут мои коллеги.

— Сколько нужно получать, чтобы переехать во Вьетнам и работать отсюда?

— Это легко посчитать: в среднем $300 в месяц на жилье, $200–300 на еду и на visa run раз в три месяца — $200, то есть на $800, в принципе, можно выжить. Но если вы хотите хороший сервис, путешествия по Азии, одежду какую-то покупать, то надо минимум на $2 000 ориентироваться.

От менеджмента проектов до UX-дизайна

— Почему сменил менеджмент на дизайн?

— Работа дизайнера более творческая. Ему ставят задачу, но у него остается свобода в выборе решения. Менеджер отвечает за процессы: организует, контролирует, вечно суетится. Самовыражения здесь в разы меньше — ты ведь организатор, а не создатель. А создавать, конечно, интереснее.

— Но ты же не сразу стал дизайнером. Как происходил переход?

— Я думаю, что это случилось в тот момент, когда из компании начали уходить менеджеры. Получилось так, что их проекты оставались без хозяина и перекидывались в разные отделы. Фактически в нашей команде оказалась чужая задача на проектирование сервиса, за которую мы и взялись. И вот в процессе работы, исследований я понял, что мне это нравится, и я хочу пойти в UX-дизайн.

C командой Cốc Cốc

— Другими словами, толчком стало то, что на тебя упали не твои обязанности?

— По сути, да. На нас перешел не дизайн, а именно разработка сервиса.

Вьетнамские проекты

— В каких интересных проектах успел поучаствовать?

— На предыдущем месте работы мы запускали аналог «Яндекс.Советника» по ценам — Cốc Cốc Shopping. Он с точки зрения опыта интересный, но, к сожалению, сейчас не работает. И это, конечно, грустно. Мы делали его с нуля, проектировали всю логику сами. Сервис должен был собирать разные ценовые предложения, сравнивать их, предлагать пользователю оптимальный вариант.

Еще мы разрабатывали Cốc Cốc Maps — это было что-то среднее между картами и каталогом организаций, который делает 2GIS. Специфика была в том, что в Азии практически нереально уследить за открытием и закрытием малого бизнеса — это быстрые процессы, поэтому их сложно зафиксировать на карте. Так вот наши ребята сами объезжали улицы, снимали на видео то, где какой бизнес функционирует, и заливали актуальную информацию в приложение. Но и этот проект сейчас тоже не работает.

Скрин проекта Cốc Cốc Maps

— А почему не работает? «Не взлетело»? Что пошло не так?

— У компании случились проблемы с монетизацией. Я думаю, это частая болезнь стартапов: разработчики начинают пилить сервис раньше, чем руководство продумывает, как на этом заработать. И хоть проекты были полезные в социальном плане, денег они не приносили. Со стороны руководства были, конечно, попытки встроить в них рекламу, или, в случае Cốc Cốc Maps, установить платное добавление в каталог организаций, но это не сработало, потому что у компании не было толкового бизнес-стратега. Задачи постепенно начали перекладываться на непрофильных сотрудников, которые с этим, естественно, не справлялись.

Три курса и один дизайнер

— Если ты уже до обучения разбирался в дизайне, почему вообще пошел на курсы?

— У самоучки есть проблема: он не знает, как структурировано подходить к задачам. Он что-то умеет, может быть, даже и неплохо, но работает неэффективно, потому что хватается то за одно, то за другое. Правильный порядок действий и логику работы можно получить только на обучении.

— Курсы тебе в этом помогли?

— Начнем с того, что я взял сразу три курса: «UX-дизайн», «UX-аналитик» и «Анимацию интерфейсов». Из их плюсов — структурированность всех лекций и разносторонность обучения: ты слушаешь, пишешь конспекты, ищешь какую-то информацию дополнительно. Но главная фишка обучения в Skillbox все-таки — это его комьюнити: профильные обсуждения в Telegram, в Facebook, общение с преподавателями, плюс чаты с разных вебинаров. Эти контакты очень помогают: во-первых, люди в них оперативно делятся опытом, во-вторых, там можно найти ответ на какой-то очень узкоспециальный вопрос, с которым кто-то раньше тебя столкнулся на практике.

— Но ты же не закончил обучение. Почему?

— Я закончу обязательно, хотя для меня это и не принципиально. Я взял три курса, и на сегодняшний день ни один из них не закрыл, но для меня это не проблема. Это важно для того, кто с нуля осваивает профессию, чтобы начать зарабатывать чем-то другим. А у меня уже была работа в сфере UX-дизайна, я руководил командой. Мне курс был нужен, чтобы находить ответы на те вопросы, которые возникают по ходу моей деятельности. Я спокойно ищу то, что нужно, в чатах, в моих лекциях, переключаюсь с курса на курс — и в итоге я получаю именно то, за чем пришел.

Назад в будущее:
из UX-дизайна снова в менеджмент

— Какие планы на будущее?

— Я хочу вернуться к менеджменту, но теперь перейти именно к product-управлению.

— Ушел из менеджмента в дизайн, чтобы снова вернуться. В чем логика?

— В том, что я хочу развиваться как сервис-менеджер, чтобы получить больше свободы в проектировании. Наверное, смог бы проработать UX-дизайнером еще год или два, но потом решение рутинных задач мне точно надоест. Мне интересно планировать логику, я бы попробовал создать собственные паттерны, а не только работать с тем, что есть. Для этого нужно расти, и дизайн в данном случае нельзя перешагнуть, этот опыт нужен мне, чтобы забраться еще выше.

Блиц

— Какой еще курс на Skillbox прошел бы?

— Что-нибудь по менеджменту и, пока во Вьетнаме живу, актуален курс по ведению блога.

— Самое популярное заблуждение россиян об Азии?

— «Азия — это дешево». Это уже давно не так. Хороший сервис и здесь стоит дорого, а на доллар нельзя накупить корзину продуктов.

— Отличительная черта хорошего UX-дизайна?

— Он не заставляет пользователя думать и спрашивать «Почему?». Человек просто находит то, что нужно, там, где он ожидает это увидеть.

— Где кофе вкуснее: в России или во Вьетнаме?

— Во Вьетнаме. У бариста здесь свои методики варки: они делают кофе со сгущенкой, с кокосовым молоком. А еще он здесь по умолчанию холодный и со льдом, но можно попросить и привычный для нас горячий.

Курс

UX-дизайн


Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как делать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально менять мышление бизнеса.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox