Дизайн
#истории

От практики в театре до оформления настольной игры: путь графдизайнера Ольги Серовой

Ольга посмотрела сериал о дизайнерах, изменивших мир, и вдохновилась. Отучилась, набрала клиентскую базу и теперь сама готовится войти в их число.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ольга Серова

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Вместе с другими студентами, как дизайнер, прошла практику в театре, а ещё — уже во время обучения набрала клиентскую базу. Теперь выполняет заказы на фрилансе: от оформления фотокниг до создания концептуальных логотипов.



ссылки


Ольга рассказала:

  • какой сериал вдохновил её на обучение дизайну;
  • зачем театру графический дизайнер;
  • как получила первые заказы, ещё не окончив учёбу на курсе;
  • о «ленивом» способе придумывания идей.

«Пришла в дизайн благодаря Netflix»: о первых шагах в профессии

— Ольга, вы ведь не абсолютный новичок в графическом дизайне, верно?

— Да, однажды я уже пробовала освоить профессию на одной иностранной платформе, но не преуспела. Тот курс оказался не слишком информативным, да и я в те времена была занята совсем другими делами, поэтому так и не досмотрела его.

Но это не единственное моё пересечение со сферой. Раньше я также училась на иллюстратора, даже продавала открытки со своими рисунками. Но, не имея академического художественного образования, постоянно ощущала себя самозванцем. Стеснялась продвигаться в этом деле, потому что мне всё время казалось, что на самом деле я не умею рисовать.

— Когда же возникла мысль вернуться к графическому дизайну?

— Во время пандемии. Как и все, я целыми днями сидела дома и смотрела кино. И вот однажды случайно наткнулась на сериал «Абстракция: Искусство дизайна» от Netflix. В нём рассказывали про известных дизайнеров, изменивших мир своими идеями. Меня так захватили истории героев, что я решила вновь попробовать себя в деле!

Начала искать курсы по графическому дизайну, изучать программы. Одной из первых мне на глаза попалась реклама от Skillbox, и я оставила заявку. Мне перезвонила менеджер, подробно рассказала о процессе обучения и предложила бесплатный пробный период, чтобы я посмотрела на курс изнутри и поняла, насколько он вообще мне подходит.

— Какую цель на обучение вы ставили перед собой: получить новую профессию, чтобы потом по ней работать, или скорее обрести хобби для души?

— Первое. Более того, на графдизайн я делала большие ставки. До карантина я работала в сфере туризма и, как вы понимаете, с началом пандемии своего места лишилась. Точнее, руководство попросило меня временно уволиться, но, учитывая обстановку в мире, слово «временно» тогда приравнивалось к «навсегда».

По правде говоря, я не сильно расстроилась: к моменту своего увольнения я уже так устала от 12-часового рабочего дня, что сама мечтала уйти. Просто не знала куда. Грезила об удалённой работе, чтобы не ездить в офис, но не представляла, в какой роли это возможно. Зато, когда вернулась в дизайн, пазл сложился — вот он, идеальный вариант. Ни минуты не сомневалась, что буду заниматься новым делом профессионально.

Фото: личный архив Ольги Серовой

«Я до сих пор дружу с „Таким театром“»: о дизайне графических проекций, особенностях работы с режиссёрами и полезных связях

— У вас весьма нестандартный опыт обучения на курсе. Свою практику вы проходили в… театре!

— Да, и если бы вы спросили, за что я благодарна Skillbox больше всего, я бы ответила, что в первую очередь как раз за такую необычную практику 🙂 Я знаю, что онлайн-платформа постоянно проводит конкурсы совместно с реальными клиентами — брендами и компаниями. В рамках таких мероприятий студенты могут попробовать себя в разноплановых дизайн-задачах: от оформления стаканчиков для кофе до прорисовки графических проекций на экранах.

«Заказчиком» моей практики выступал независимый петербургский театр «Такой театр». Для участия с нашего потока отобрали пять дизайнеров. К тому моменту мы как раз уже подготовились профессионально: успели пройти внушительную часть курса и выполнить большинство практических работ.

Спектакль назывался «Хуманитас Инжиниринг». Его действие происходило в ближайшем будущем, где человечество научилось делать роботов-партнёров. Одиноким людям нужно было лишь верно сформулировать свои пожелания для идеального мужа или жены, но тут-то и возникала основная загвоздка.

Наша дизайн-задача звучала так: придумать и воплотить фирменный стиль IT-компании будущего «Хуманитас Инжиниринг», которая этих человекоподобных роботов создаёт. 

— Насколько трудной показалась работа впятером? Всё-таки обычно у каждого творческого специалиста своё видение и из-за этого нередко возникают разногласия.

— В нашем случае так и было! Сперва каждый предлагал свои идеи и никто не соглашался идти на компромисс.

Затем мы всё же попробовать объединить замыслы, но у нас ничего не получилось: было видно, что элементы разрозненны — не сочетаются друг с другом и не складываются в единую линию повествования. Мы крутили всё и так и этак, но не выходило: мы не понимали, что убрать, а что — оставить. Вдобавок мы все жили в разных городах и не могли встретиться, чтобы обсудить процесс вживую.

Наш куратор довольно долго не вмешивался в процесс, чтобы мы разрулили всё самостоятельно, но в итоге всё же помог — посмотрел на наши наработки и, наконец, собрал их в одну стильную концепцию. Когда мы её увидели, то обомлели от результата: настолько получилось круто!

— Круто, что вам удалось не рассориться между собой в процессе!

— Думаю, в любом из возможных сценариев до этого вряд ли бы дошло. Да и вообще: у нас на потоке все ребята были очень добрыми и общительными. Я нашла много новых друзей: в студенческом телеграм-чате мы постоянно болтали о дизайне и жизни, делились работами, советами и контактами.

Благодаря чату у меня появилась хорошая подруга Маша, мы с ней до сих пор общаемся. Правда, на расстоянии, но пару раз, когда она приезжала в Питер, даже виделись вживую. Сама она уже стала успешным дизайнером и работает в крутом агентстве у себя в городе.

Многие ребята с нашего курса устроились на хорошие должности или приобрели полезные связи, постоянных заказчиков.

— А у вас получилось обзавестись полезными контактами?

— Конечно! Я до сих пор дружу с «Таким театром» и его режиссёром, Таней Вайнштейн.

Мне изначально повезло с местом: среди всей команды дизайнеров я единственная жила в Петербурге, где и находился театр. Так что в процессе подготовки к премьере «Хуманитас Инжиниринг» только я могла посещать площадку вживую и контролировать нашу часть работы.

Поначалу — сильно волновалась, так как понимала, что мне и только мне придётся закрывать все вопросы и слушать недовольство насчёт дизайна как представителю команды на месте. Но, когда первый показ наконец прошёл, немного выдохнула. И осталась дорабатывать и дальше.

В процессе меня сильно заинтересовала сценография, художественная стилизация пространства. Таня, зная об этом, рассказала, что собирается снимать фильм, и позвала меня помочь ей с его оформлением. В итоге я не только пространство стилизовала, но и костюмы помогала выбирать 🙂

— Многие режиссёры — эксцентричны, с ними нелегко найти общий язык. А как складывалось ваше общение с Таней?

— Если честно, я не заметила особенных различий между Таней и моими клиентами из других сфер, не связанных с творчеством. Мы с ней быстро поняли друг друга. Таня — адекватный человек и руководитель, всегда чётко знает, чего хочет, и понятно объясняет задачи. Да, во время работы на площадке может повысить голос или сказать резкое слово, но я к этому отношусь спокойно, так как чаще всего это обоснованно.

«Ради развития в дизайне я готова снова ездить в офис»: о том, как рождаются идеи, и о других особенностях работы

— Поговорим о других ваших клиентах. Вы ведь начали брать первые заказы, ещё даже не окончив курс. Как вам это удалось?

— Вышло как-то само собой. Как только я рассказала знакомым, где учусь и чем теперь занимаюсь, практически сразу получила первые предложения о работе. Их было немало. Я и представить не могла, что столкнусь с таким ажиотажем!

Расскажу про свой первый внеучебный проект. Подружка попросила создать фотокнигу для детсадовской воспитательницы её детей. Та переезжала в другой город, и родители хотели подарить ей что-то на память о группе.

Казалось бы: довольно понятная и простая задача, но… фотографии, которые прислала подруга, были сняты на телефон. Многие из них оказались настолько плохого качества, что я поначалу даже растерялась. Ума не могла приложить, что же мне с ними делать.

Та самая фотокнига
Фото: личный архив Ольги Серовой

Решила поискать ответы в курсе. Ударилась в него с новой силой и в особенности интенсивно изучала блок по Photoshop. Если что-то не понимала — не стеснялась спрашивать совета у сокурсников и кураторов в чате, а ещё дополнительно искала сама и смотрела много бесплатных туториалов. В том числе по повышению качества фото.

Наконец новые знания и навыки стали выстраиваться в моей голове и, благодаря им, я сумела оформить красивую и трогательную фотокнигу. Памятный подарок всем очень понравился 🙂

— Как складывался ваш дальнейший карьерный путь?

— Параллельно выполнению подработок для друзей я обратилась в Центр карьеры. Там мне помогли найти официальную работу с проектной занятостью. Оклад предлагали небольшой, но вопрос денег и не был для меня решающим в тот момент. Всё-таки в первую очередь я трудоустраивалась ради опыта и проектов в портфолио. К тому же брать заказы на фрилансе мне никто не запрещал.

Поначалу на новом месте всё складывалось круто. Классная команда, необычные задачи. Например, я создавала дизайн для настольной игры! Но потом что-то пошло не так: по-видимому, в фирме случился кассовый разрыв, и зарплату стали сильно задерживать. Пока другие мои коллеги бездействовали и терпеливо ждали разрешения ситуации, я обратилась к сотрудникам Центра карьеры, и те помогли решить этот вопрос.

Благодаря вмешательству Skillbox ситуацию удалось уладить. Я получила свой оклад и уволилась. И всё же, несмотря на непростой финансовый вопрос, я благодарна тому месту. Во-первых, этот опыт научил меня отстаивать личные границы и не стесняться этого. А во-вторых, именно в той компании я наработала себе приличную базу заказчиков, для которых теперь делаю проекты на фрилансе.

— К слову о ваших проектах, поделитесь: как вы придумываете для них идеи? Как строится этот процесс? Понятно, что вам дают задание, но ведь оно скорее техническое, чем творческое, в нём ещё нет концепции.

— Ох, вопрос непростой. Я бы даже сказала — один из самых сложных для творческого человека 🙂

У меня идеи рождаются каждый раз по-разному. Иногда определённое видение появляется сразу, как я прочту ТЗ, — тогда я начинаю моментально с ним работать, раскручивать. Я не сторонница той теории, что первая пришедшая на ум мысль — банальная и её нужно тут же отбросить. Нет, я предпочитаю пробовать.

На мой взгляд, лучше на практике понять, что получается ерунда, чем вовсе не взять идею в работу, поставив на ней крест уже на старте.

Также я люблю метод «ленивого придумывания». Как он работает: я беру заказ у клиента заранее, за несколько недель или хотя бы дней до того, как я на самом деле к нему приступлю (о чём, естественно, предупреждаю), и, пока доделываю другие проекты или занимаюсь повседневными делами, позволяю идеи «вариться» в моей голове.

Я не думаю о задаче специально, не сажусь и не прорабатываю её, просто всегда держу в уме. Мол, вот она такая существует. А потом, бывает, замечу какой-то интересный элемент и резко понимаю, что именно он может отлично вписываться в новый проект. Потом ещё что-то увижу и тоже занесу в заметки. Таким образом, затем к задаче подхожу уже с багажом находок.

— В каком направлении вы планируете двигаться и развиваться дальше?

— В этом году хочу вновь устроиться в брендинговое агентство. Мне не хватает живого общения, не хватает коллег, у которых я могла бы поучиться, спросить совета, с кем бы могла обменяться идеями. К тому же я убеждена, что в агентстве быстрее, чем на фрилансе, растёшь как профессионал. И ради этого я согласна на многое: даже снова ездить в офис 🙂

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована