Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :07 :03 Выбрать курс
Дизайн
#истории

«За два года ни разу не регистрировалась на фриланс-биржах»: путь веб-дизайнера Елизаветы

Освоив веб-дизайн, Елизавета быстро нашла клиентов среди бывших коллег и теперь развивается на фрилансе.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Елизавета Свиридович

Беларусь, Гродно


Пройденные курсы


Достижения

Освоила новую профессию и уже берёт коммерческие заказы.


Елизавета рассказала:

  • как получила свои первые заказы;
  • что помогло ей справиться с тревогой в начале пути;
  • об алгоритме работы с творческими заказчиками;
  • почему синдром самозванца — это не всегда плохо.

«Поняла, что визуальная часть работы приносит мне больше всего удовольствия»: как найти своё дело

— Чем ты занималась до дизайна? Это тоже была творческая сфера?

— Нет, до дизайна последний раз я занималась творчеством только в детстве — ходила в художественную школу. А дальше пошла в инженерное дело — по первому образованию я организатор дорожного движения.

Правда, эта сфера никогда меня особо не привлекала, и по специальности я не проработала ни дня.

Вместо этого я начала развиваться в эзотерике. Но со временем мне захотелось чего-то более прикладного и понятного, и я стала думать, где могла бы реализоваться. Ещё работая в эзотерике, я много времени уделяла оформлению контента: разрабатывала для себя сайты, красиво визуализировала конспекты для клиентов.

Так я поняла, что именно эта часть работы: визуальная и эстетическая, — приносит мне больше всего удовольствия. Это и подтолкнуло меня освоить дизайн. Начала я с небольшого курса по созданию сайтов на Tilda — просто решила попробовать себя в новом деле.Отучилась, сделала несколько лендингов и решилась двигаться дальше. Купила курс по графическому дизайну, но вскоре поняла, что больше тяготею к веб-дизайну. Благо в Skillbox есть возможность сменить направление обучения, что я и сделала.

— А что тебя больше привлекло в веб-дизайне?

— Поначалу мне просто очень хотелось разбираться в сайтах, и я даже не до конца понимала разницу между графическим и веб-дизайном. Выбрала сначала графический, потому что меня зацепили модули про фирменный стиль, логотипы, визуальную айдентику — всё это казалось невероятно интересным.

В процессе обучения я стала потихоньку брать первые заказы и, выполняя их, поняла, что всё-таки больше люблю создавать сайты. Так что мне потребовалась практика, чтобы окончательно решить, чем я хочу заниматься.

«Первое время была тревога»: как найти первые заказы

— Помнишь свой первый сайт?

— Первый сайт я сделала для себя ещё до обучения. А потом, получив новые знания, стала потихоньку помогать знакомым. Первый мой заказ был от знакомой, которая захотела себе красивый сайт, чтобы рекламировать свои услуги.

Помню, как приятно было, что человек мне доверился, несмотря на отсутствие опыта. В итоге у нас получился классный результат.

Заказы приходили ко мне в основном из Instagram*. У меня небольшой аккаунт, где меньше 600 подписчиков, но зато это вовлечённая аудитория. Большинство из них — мои коллеги по эзотерике, специалисты помогающих профессий: психологи, коучи. Им важно, чтобы дизайнер не просто сделал им «красиво», но чтобы он понимал их внутренний мир и tone of voice.

Поэтому, когда я начала делиться в сторис*, что учусь на дизайнера, они обратились именно ко мне — знали, что я своя.

— Сложно было устанавливать прайс на свои услуги?

— Для самых близких я работала бесплатно — просто чтобы набить руку и получить кейсы в портфолио. С первыми клиентами за деньги, конечно, было тревожно.

Трудно найти баланс, чтобы и не занизить, и не завысить цены за свои услуги.

В итоге я просто гуглила, сколько берут другие специалисты за аналогичную работу, и ставила цену чуть ниже этого значения, потому что на тот момент была начинающей. В общем, частично ориентировалась на рынок, частично — на интуицию: чтобы сумма была справедливой для меня и приятной для клиента.

— Здорово, что получилось преодолеть тревогу! А чувствовала ли ты страх перед своим первым заказом? Были переживания, что у тебя не получится?

— Да, тревога, конечно, была. И, если честно, есть и сейчас. Бывает, что я берусь за проект, не будучи до конца уверенной, что я справлюсь.

Помогает напоминать себе, что неразрешимых ситуаций нет: всегда можно погуглить, спросить совета. Инженерное образование научило меня, что любую задачу можно разложить по полочкам.

Ещё выручает честность. Когда я выполняла первые заказы для знакомых, я прямо говорила: «Не уверена, что получится, но давай попробуем». Это снимало градус напряжения.

Я знала: в крайнем случае я всегда смогу вернуть деньги, извиниться и объяснить, что не справилась. Но в итоге каждый раз у меня всё получалось, и это тоже придало уверенности — я поняла, что справляюсь.

— Как изменился твой подход к дизайну после обучения?

— Поменялось многое. Например, теперь я гораздо лучше понимаю, как выстраивать взаимодействие с клиентом и организовывать сам процесс работы. Сначала я не понимала, с чего начать, какова последовательность этапов, как оформлять оплату — у меня просто не было опыта и знаний в этой сфере. Теперь у меня всё чётко структурировано: я знаю последовательность шагов, порядок постановки задач, алгоритм согласования промежуточных результатов.

Второе большое изменение, конечно, касается моих технических и визуальных навыков. Раньше я использовала только стандартные блоки на Taplink и Tilda, не задумываясь о композиции, цвете, типографике… Пройдя курс, я поняла, насколько важно соблюдать основные принципы дизайна и правильно работать с референсами и логикой визуального восприятия.

Недавно мы с одной из моих первых заказчиц пересобирали сайт, который я сделала для неё ещё в начале своего пути. Вернувшись к этой работе, я увидела, как сильно выросла.

«Моя задача — помочь воплотить задумку в реальность»: как взаимодействовать с заказчиками

— Кстати, про клиентов — какие правила коммуникации с заказчиками ты выработала за время работы?

— У меня выработался определённый тип клиентов, с которыми я чаще всего сотрудничаю. В основном это творческие люди, у которых много идей, но им трудно структурировать и заземлять свои задумки. Поэтому я не жду от них чётко сформулированного и структурированного ТЗ. Конечно, бывают клиенты, которые сразу присылают ТЗ и референсы, но это случается редко. Чаще всего мне приходится собирать информацию по крупицам и подключать интуицию, чтобы прочувствовать клиента и сформировать из его идей ТЗ. И это нормально!

В этом и есть моя задача как специалиста — помочь воплотить задумку в реальность.

Сначала мы с заказчиками просто разговариваем и обсуждаем общие пожелания. Клиентам очень нравится, когда затем я структурирую весь материал, который мы обсудили, даже если он поступил в виде длинных голосовых сообщений или аудиозвонков. На основе этого я оформляю и согласовываю ТЗ и только потом начинаю работу над сайтом.

— А уже был момент в твоей карьере, когда тебе пришёл заказ не от знакомых или подписчиков, а от людей не из твоего окружения?

— Большинство заказов я получаю через сарафанное радио и среди них, конечно, бывают проекты, приходящие от людей, которых я не знаю лично, но которым меня порекомендовали.

За два года работы я ни разу не регистрировалась на фриланс-биржах — в этом просто не было необходимости.

Через сарафанное радио, например, я получила свой первый большой командный проект. Нужно было сделать кастомный лендинг на Tilda для интернет-магазина одежды, используя оригинальные блоки и код. Изначально этот проект мне предложили ещё два года назад, но тогда я поняла, что не справлюсь, и передала его знакомому. В итоге проект полтора года простоял на паузе, пока подруга, которая работает над ним графическим дизайнером, не привлекла меня к нему снова.

Сначала было сложно, потому что я не понимала многих нюансов работы с кодами и особенностей платформы, но в итоге разобралась. Получился классный проект, который мне очень нравится.

— Чему научил тебя первый опыт работы в команде?

— Мне очень понравился этот формат. Во-первых, потому, что я работала с подругой, и это сделало взаимодействие в команде особенно комфортным. Во-вторых, я впервые поняла, каково это, когда не все задачи лежат на мне. Мне понравилось, что я чётко понимаю свою зону ответственности и не выхожу за её пределы.

«Дизайн помогает в моей другой реализации. Я делаю сама для себя презентации, нарисовала игру»
Изображение: личный архив Елизаветы Свиридович

«Мне интересны нестандартные проекты»: о стиле и мотивации в профессии

— Ты уже многое поняла про комфортные для тебя форматы работы и типы заказчиков. А что насчёт стиля? Чувствуешь, что у тебя уже выработался свой узнаваемый почерк?

— Наверное, пока ещё рано говорить о собственном стиле. Первый год работы я больше училась и только во второй начала работать плотнее. Но даже сейчас у меня не так много проектов — примерно один в месяц. Поэтому мой почерк пока что ещё не успел сформироваться.

Но уже точно могу сказать, что мне интересно делать нестандартные проекты, а не просто белый фон и чёрные буквы на стандартных блоках.

Мне нравится работать с zero-блоками, создавать кастомные решения.

— Многим сложно мотивировать себя на фрилансе, особенно если до этого они работали в строго регламентированном корпоративном формате. Как обстоят дела с этим у тебя?

— Непросто. В офисе хочешь не хочешь, а нужно вставать и работать. Дома, конечно, гораздо сложнее. Благо я от природы ответственный и тревожный человек — мне крайне важно всё успеть и никого не подвести.

Поэтому, если я пообещала, что сдам задачу в определённый срок, я сделаю всё, чтобы выполнить это обещание.

Сложнее с поиском новых клиентов. Я понимаю, что мне стоит уделять этому больше внимание и развивать свои соцсети, но не могу себя на это мотивировать.

Рабочее место Елизаветы
Фото: личный архив Елизаветы Свиридович

— А что позволяет тебе развиваться в новой профессии в расслабленном темпе?

— Я продолжаю брать заказы по эзотерике, и мне повезло иметь поддержку от мужа. Поэтому на развитие в дизайне меня мотивирует в первую очередь не финансовая нужна, а желание новизны. У меня нет ощущения, что надо как можно скорее взяться за какой-то проект, лишь бы пополнить портфолио или получить нового клиента. Но есть моменты, когда я понимаю, что пора двигаться дальше и искать вдохновение на новый виток развития в карьере.

— Здорово, что ты можешь развиваться в своём ритме. Кстати, как ты видишь идеальную траекторию своего развития?

— Хотелось бы больше заказов. Весной и летом всё было отлично по загруженности, поток клиентов позволял получать достаточный доход, и я даже не думала о поиске новых проектов. Но в начале осени начался штиль, и это совпало с моей собственной эмоциональной ямой — у меня просто не было энергии.

В любом случае, чтобы избегать таких периодов застоя, хотелось бы расширить свой пул клиентов. В целом уже сейчас я работаю не только с помогающими специалистами, но и с представителями бьюти-сферы.

Главное, чтобы проект соответствовал моим внутренним ценностям, а сфера не так важна.

Кроме того, было бы здорово освоить анимацию и UX-дизайн, которые входят в курс по веб-дизайну. Планирую скоро пройти эти модули.

«Синдром самозванца — это нормально»: как принять свой страх в освоении нового

— Какой совет ты бы дала людям, которые уже начали изучать дизайн, но боятся брать заказы из-за синдрома самозванца?

— Скажу неожиданную вещь, но синдром самозванца — это нормально. Если вы его испытываете в начале пути, то, скорее всего, будете сталкиваться с ним и дальше, ведь чем дальше вы продвигаетесь в карьере, тем сложнее становятся задачи. Конечно, это страшно. Но если вы не возьмётесь даже за маленькие задачи, которые кажутся сложными на первый взгляд, то вы никогда не узнаете, на что способны, и не реализуете свой потенциал.

Я думаю, что на рынке нужны абсолютно разные специалисты. Где-то требуется опытный профессионал, а где-то — начинающий дизайнер, которого драйвит и который работает страстно, пусть и не идеально.

Главное — не бояться сложных задач и учиться искать информацию самостоятельно.

Не стоит ограничиваться только обучением на платформе или в университете. Любое обучение даст базу, но никогда не предоставит всего объёма знаний, нужного для работы. Очень многое приходит через опыт: наблюдение за другими, практику, поиск информации на YouTube и ошибки.

— А как смириться с тем, что синдром самозванца будет преследовать тебя всегда? Звучит как минимум некомфортно!

— Важно скорее не смириться, а принять свой страх. Просто увидеть его и не делать вид, что его нет. Если мы отодвигаем его, то он неизбежно будет разрастаться.

А если мы честно признаём, что можем облажаться и не справиться с задачей, то есть дадим место своему страху, то он так и останется локализованным и не займёт всё наше внутреннее пространство.

При таком подходе синдром самозванца будет скорее не врагом, а мотиватором, который поможет развиваться и искать новые пути и решения. Важно вспоминать позитивный опыт — моменты, когда что-то получилось, — чтобы видеть, что страх не всегда блокирует, но и подталкивает к росту.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».






Курс с трудоустройством: «Профессия Веб-дизайнер» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована