Из стажёра в лида всего за два года: история дизайнера Skillbox Ксении Червяковой
Ксения всегда тяготела к творчеству и в итоге нашла себя в UX-дизайне. Всего за два года она доросла до тимлида, сильно прокачав софт- и хард-скиллы.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Ксения Червякова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Прошла стажировку и всего за два года выросла до тимлида в дизайн-отделе. Создаёт креативные лендинги мини-курсов и руководит командой.
✅ Помощь
Ксения рассказала:
- как детские хобби и работа в ретейле привели её в UX-дизайн;
- что помогло ей преодолеть кризис мотивации;
- как досрочно завершила стажировку в Skillbox и устроилась в штат;
- почему искусственный интеллект — не угроза для дизайнеров;
- ему хочет научиться в будущем.
«Я боялась проснуться в 40 лет с ощущением, что потратила свою жизнь на нелюбимое дело»: о приходе в UX-дизайн
— Ксения, чем ты занималась до прихода в веб-дизайн?
— Я окончила институт связи и информатики и, ещё учась в магистратуре, устроилась инженером по международно-правовой защите в Научно-исследовательский институт радио. В основном работала с документами и участвовала в различных конференциях в сфере связи, а также международных переговорах.
— Было ли в твоей профессии что-то творческое?
— Скорее нет. Хотя именно во время работы в институте я впервые попробовала себя в роли дизайнера и начала оформлять презентации для конференций. Мне нравилось! Помню, всегда старалась задизайнить слайды максимально симпатично и оригинально.
Вообще, к творчеству меня тянуло всегда: с самого детства я обожала рисовать и танцевать.
— Почему ты в итоге решила оставить свою работу? Желание реализовать свой творческий потенциал всё-таки победило?
— Можно сказать и так. Изначально я работала в Институте на полставки, поскольку в ином случае не могла бы совмещать работу с учёбой. В целом, в таком формате я чувствовала себя нормально.
Всё изменилось после окончания магистратуры, когда я перешла на полную ставку и начала работать по восемь часов пять дней в неделю. Тут-то я и ощутила, что одно дело — выполнять неинтересные задачи пару-тройку часов в день, и совсем другое — с утра и до вечера.
Работа превратилась в рутину, а у меня появился страх проснуться в 40 лет с ощущением, что я потратила жизнь на нелюбимое дело.
В попытке что-то изменить я и купила курс по UX-дизайну. Проходить его стала потихоньку, совмещая с работой. А потом, чтобы полностью посвятить время учёбе, и вовсе уволилась. Благо позволяли накопления.
— Почему ты выбрала именно UX-дизайн?
— Я точно знала, что хочу развиваться в дизайне. Видимо, здесь свою роль сыграла моя любовь к красивым презентациям, которые я делала время от времени на работе. А направление выбрала уже после того, как подробно почитала о каждом из существующих: продуктовом, графическом, веб-…
UX мне пришёлся по душе тем, что здесь важны не только красивые картинки, но и исследования. Мне, как человеку с техническим складом ума, это очень понравилось.
«Осталось чуть-чуть, ты справишься»: как не потерять мотивацию и собрать портфолио
— Техническое образование и склад ума помогли тебе в UX-исследованиях. А что, наоборот, в процессе обучения давалось тяжелее всего?
— Сохранение мотивации. Курс был рассчитан на четыре или пять месяцев, а я проходила его больше года. Помогло то, что я нашла себе ментора через сервис Solvery. Она не только давала обратную связь на мои работы, но и подбадривала, повторяя: «Осталось пройти чуть-чуть, всё будет хорошо, ты справишься».
В итоге мы с ментором отлично сработались и даже сделали ещё пару «внеучебных» проектов под её руководством: дизайн приложения для поиска потерявшихся животных и информационный лендинг о жизни британской сестры милосердия Флоренс Найтингейл — первого медика, предложившего реформу здравоохранения на основе статистических данных.
Эти проекты были некоммерческими, но здорово украсили моё портфолио.
— А какими ещё проектами ты наполнила своё портфолио?
— Мне больше всего полюбился мой итоговый проект по курсу, в рамках которого я разрабатывала интерфейс вишлиста для покупателей «Детского мира».
Идея состояла в том, что каждый родитель хочет получить на день рождения ребёнка действительно нужный подарок, а каждый гость — его подарить. И как раз встроенный в сайт вишлист помог бы решить эту проблему: родители бы просто делились публичной ссылкой со всем необходимым, а гости — выбирали из списка.
Прежде чем приступить к самому дизайну, я проанализировала предложения конкурентов и провела исследование среди потенциальных пользователей. И только потом красиво оформила проект. Получился классный вишлист с удобными функциями. Например, я предусмотрела автоматическое удаление товара из списка, если его уже кто-то купил.
— Звучит как отличный кейс для портфолио! Кстати о нём: все те проекты, о которых ты рассказала, помогли тебе быстро найти работу по новой профессии?
— С поиском работы были свои проблемы: так сложилось, что я начала её искать весной 2022 года — тогда было очень сложно устроиться. Ситуация на рынке была нестабильной, и многие компании в качестве перестраховки просто закрывали вакансии и ставили наём на паузу.
Выручили специалисты Центра карьеры — они предложили мне стажировку в дизайн-отделе Skillbox. Я согласилась и с тех пор, вот уже два года, работаю здесь — сейчас на позиции тимлида.
«Чем раньше начнёшь, тем быстрее придёшь к желаемому»: как реализоваться в новой сфере
— Как думаешь, что выделило тебя среди других кандидатов на дизайн-стажировку?
— Думаю, мне помогло то, что я очень внимательно выполнила тестовое задание. Требовалось сверстать баннеры и методичку, и я тщательно подошла к задаче: соблюла все отступы, размеры шрифтов — в общем, учла всё необходимое и качественно выполнила работу.
Насколько я знаю, всего на стажировку подавались 30 человек, а выбрали двух — меня и ещё одну девушку. Конечно, это было очень приятно.
— Тяжело было влиться в рабочие процессы в совершенно новой сфере?
— Конечно, поначалу я испытывала сложности, задавала вопросы, но, думаю, это вполне нормально. Повезло, что я попала в классную команду — старшие коллеги всегда были готовы помочь и объяснить непонятные моменты. Так что я не чувствовала себя потерянной.
Задачи мне сразу ставили «боевые»: я верстала полезные материалы для студентов курсов, оформляла презентации и письма, дизайнила баннеры.
Самое классное, что всё это потом отправлялось реальным студентам и преподавателям! Конечно, сначала любой результат отсматривал руководитель и вносил правки. Но со временем их становилось меньше.
— А потом тебя позвали в штат?
— Да. Изначально стажировка должна была длиться три месяца, но меня пригласили на полноценную ставку уже на второй. Видимо, я хорошо себя показала. Менеджер тогда сказала: «А какой смысл держать тебя стажёром третий месяц? Пойдём оформляться».
К тому же мы отлично сработались с командой — это сильно повлияло на мои рабочие результаты. Я знала и знаю, что могу не бояться и задавать любые, даже самые глупые вопросы, просить обратную связь, совет или помощь.
Сейчас в нашем департаменте около 25 человек, в среднем 5–7 из них, включая меня, регулярно ходят в московский офис. В этом мини-коллективе у нас сложились очень тёплые рабочие отношения.
— Я знаю, что многим трудно начинать со стажёрских позиций, особенно если до этого они уже преуспели на прошлой работе. Что помогло тебе с энтузиазмом воспринять старт в новом деле?
— Меня поддерживала та же мысль, которая в своё время помогла мне решиться на смену профессии. Тогда я спросила себя, кем и где я вижу себя через пять лет, и… поняла, что ужасно боюсь остаться на том же месте, выполняя все те же рутинные задачи.
Так вот, чтобы не проснуться однажды с ощущением, что ты так и продолжаешь заниматься не тем, лучше начать путь к новому как можно раньше.
Да, это страшно и некомфортно, но чем раньше начнёшь, тем быстрее придёшь к желаемому.
— Сейчас, спустя два года после начала стажировки, ты уже тимлид. Как удалось дорасти до этой позиции?
— Сначала меня взяли на позицию дизайнера в команду сопровождения — я занималась материалами для студентов: оформляла методички, презентации, рассылки. Задачи не сильно отличались от стажёрских — в основном, работала по шаблону.
Постепенно задачи усложнялись. Это позволяло мне плавно развивать свои скиллы и постепенно расти как специалисту: сначала до мидла, а потом — до лида.
— В чём заключается твоя работа сегодня?
— Сейчас в моей команде, кроме меня, три человека. Двое из них — как и я, бывшие стажёры — это приятно осознавать. С одной из девушек мы даже проходили практику одновременно.
Моя главная ответственность сейчас — распределять задачи между дизайнерами, контролировать процессы и вдохновлять команду. При этом я и сама беру проекты — например, оформляю лендинги для наших курсов, профессий и бесплатных мини-курсов. Это уже не шаблонные задачи, а действительно креативные.
«UX-дизайн — это не просто рисовать красивые картинки»: как решать конфликты и дружить с нейросетями
— Насколько ты можешь творчески «разгуляться» в повседневных задачах?
— По-разному. Иногда продюсеры приходят с чётким ТЗ, от которого нельзя отступать, а иногда — просто просят сделать «красиво». Первый вариант даже комфортнее — удобно работать, когда человек уже знает, чего хочет, понимает свою ЦА и предпочтительную цветовую гамму для оформления.
Конечно, с видением продюсера можно не согласиться. Например, если арт-директор посмотрел получившийся по ТЗ проект и решил, что в него нужно внести правки. Тогда нужно творчески подойти к общению с продюсером и мягко объяснить, почему лучше сделать так, как советуем мы, а не как просит он.
— Кажется, что такие диалоги вести непросто, особенно если человек твёрдо стоит на своём. Как поступаешь в таких ситуациях?
— На самом деле в 90–95% случаев любое обсуждение проходит гладко. Но иногда, конечно, возникают спорные ситуации. Например, коллеги сталкивались с тем, что из-за растущей популярности ИИ к ним часто обращаются с запросами по типу «сгенерировать зайца в позе лотоса у компьютера» 🙂
Это не хорошо и не плохо. Главное — понимать, что все мы люди, у каждого из нас своё видение, и это нормально. И помнить про спасительные «три кита» — спокойствие, умение аргументировать позицию и готовность идти на компромисс.
— Кстати, про искусственный интеллект. Часто пользуешься им в работе?
— Конечно! В основном мы используем Midjourney для генерации визуалов. Знаю, что коллеги из других команд также прибегают к помощи нейросетей для создания музыки, текстов, озвучки видео.
Я уверена, что ИИ не представляет никакой угрозы для нашей профессии, как принято считать, а, наоборот, может здорово облегчить работу. Кстати, на ежемесячной конференции Skillbox «Навыки будущего» эксперты как раз рассказывают о том, почему нейросети — не зло, а классное подспорье для дизайнеров и других специалистов.
К тому же навык работы с искусственным интеллектом — это ещё и конкурентное преимущество, которое выделит вас среди остальных кандидатов.
— Сейчас ты тимлид, уверенный специалист. Как бы ты сама описала свой рост в навыках за эти два года: в чём они существенно изменились?
— У меня есть забавная история, которая как раз хорошо отвечает на этот вопрос. Когда я отсматривала тестовые задания второго потока стажёров, то не могла избавиться от мыслей: «Ну почему у них такой невысокий уровень работ? Вот я, когда выполняла тестовое, выложилась, сделала классно». А потом из любопытства нашла своё тестовое, посмотрела на него и ужаснулась, увидев результат. Подумала: «И как меня вообще взяли?!»
Так что, безусловно, мои навыки сильно выросли за прошедшие два года. В первую очередь я развила насмотренность, а за ней подтянулось и всё остальное. Да и вообще: когда анализирую, то понимаю, что весь наш дизайн-отдел круто прокачался за это время. Чтобы оценить это, достаточно взглянуть на лендинги курсов два года назад и сейчас — разница колоссальная. Страницы стали красивее, удобнее, современнее.
— Что сегодня тебе кажется самым сложным в профессии?
— Я с самого начала понимала, что UX-дизайн — это не просто «рисовать красивые картиночки». Но после двух лет работы окончательно убедилась в том, что наша профессия труднее, чем кажется на первый взгляд.
Кроме обычной дизайнерской работы, важно всегда оставаться в теме: следить за тем, что сейчас актуально на рынке, постоянно находить новые решения. Мы в нашем департаменте регулярно обучаемся чему-то новому, проводим общие встречи, делимся новостями в сфере дизайна.
«Если не расти и не учиться, то зачем это всё?»: как непрерывное обучение помогает в профессии
— Ксения, где видишь себя в будущем: всё так же в компании или, может быть, на фрилансе?
— Я точно не готова уходить на фриланс: мне нравится стабильность и поддержка коллег. Так что планирую продолжать своё развитие в компании.
Вообще, ещё с того момента, как я только начала стажировку, многие шутят, что я однажды стану директором дизайн-департамента. Не знаю, откуда это пошло. Возможно, потому, что у меня довольно пробивной характер. Посмотрим 🙂
Вспоминая себя два года назад, я понимаю, что ещё с первого дня стажировки чётко знала, что останусь в компании. Хотя ничто этого не предвещало: руководители нам ничего не обещали, а наоборот — аккуратно подчёркивали, что по истечении трёх месяцев мы, скорее всего, «расстанемся».
А я тогда подумала: «Нет, не расстанемся». И вот, уже два года тут.
— Есть ещё что-то, чему ты хочешь научиться?
— Сейчас я подумываю взять курс по управлению. Я хорошо знаю, как в Skillbox строится работа, кому и как делегировать ту или иную задачу. Но важно знать не только технические тонкости и процессы, но и понимать психологию управления: как мотивировать, корректно давать фидбэк, решать недопонимания.
Да и вообще: хочется научиться ещё многому. Сфера дизайна постоянно меняется, появляются новые инструменты. Если оставаться на том же уровне знаний, с которого начал, то зачем всё это нужно?