«Веб-дизайнер — это архитектор виртуального мира»: история Софии Шишкиной
София освоила профессию веб-дизайнера параллельно очной учёбе в вузе. Теперь берёт фриланс-заказы и участвует в крупных мероприятиях Skillbox.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
София Шишкина
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы
Достижения
После выполнения первого же практического задания получила коммерческий заказ и теперь работает на фрилансе. А ещё защитила итоговый проект для крупного бренда.
✅ Помощь
София рассказала:
- как не смогла выбрать между двумя профессиями и что из этого вышло;
- что помогало ей эффективно совмещать учёбу в университете и на курсе;
- зачем ради очной защиты итоговой работы приехала из Санкт-Петербурга в Москву;
- какую оригинальную идею придумала для лендинга компании «Самолет»;
- как случайность принесла ей первый коммерческий заказ.
«Я совмещаю очную учёбу с дистанционной»: проджект-менеджер и веб-дизайнер в одном лице
— София, ты учишься в университете. Почему решила получить ещё и онлайн-образование? Недовольна первым выбором?
— Я учусь на программе «Управление проектами». Если честно, вуз и специальность выбрала почти наугад. Дело в том, что, окончив школу, я совсем не знала, кем хочу стать и чем буду заниматься, — вот и остановилась на чём-то универсальном.
Но сейчас не жалею: со временем я поняла, что выбранная специальность мне подходит и даже нравится. И, главное, точно пригодится в будущем.
Что до обучения веб-дизайну — здесь я изначально оказалась для души. В детстве я посещала курсы по графическому дизайну, работала с Photoshop и другими векторными программами. И вот, вспомнив однажды, как мне нравилось создавать что-то с нуля, рисовать, я решила вернуться к этому.
Просто подумала: «Если дизайн-процесс приносил мне такое удовольствие раньше, возможно, принесёт и сейчас?»
— На первый взгляд кажется, что с твоим бэкграундом логичнее было бы развиваться в графическом дизайне… Почему же ты выбрала веб?
— Графический дизайнер — это художник. А веб-дизайнер — архитектор виртуального мира. Я вижу это именно так, и эта широта профессии меня и привлекла.
Мне нравится разнообразие задач, которое открывается передо мной как перед специалистом. В веб-дизайне никогда не заскучаешь: здесь ты будешь заниматься не только визуалом, но и исследованиями, маркетингом, аналитикой.
— А ты не боялась, что не сможешь совмещать учёбу в университете с учёбой на онлайн-курсе? Ведь нужно ещё и жить успевать.
— У меня не очень большая нагрузка в вузе, поэтому на этот счёт я сильно не переживала. Тем более онлайн-обучение очень вариативно: ты сам выбираешь, когда смотреть лекции и делать практические задания. Это не вебинары, которые проводят в определённое время и не дают в записи.
В онлайне всё проще: хочешь в четыре часа ночи учиться? Пожалуйста. И никаких проблем.
— Твой опыт даёт тебе классную возможность сравнить очную учёбу и дистанционную. Какому формату отдашь предпочтение?
— Эти модели обучения отлично дополняют друг друга — сравнивать их сложно.
Да, с одной стороны, онлайн-формат удобнее: не нужно тратить время на дорогу — учиться можно из любого места, хоть из парка. Да и общаться в онлайне проще: можно подумать, прежде чем сформулировать вопрос, сохранить ответ себе.
С другой стороны, учиться в онлайне — совсем не то же самое, что ходить в универ каждый день и видеться там с однокурсниками. Так что я рада, что мне выпала возможность попробовать оба стиля обучения и взять всё лучшее от обоих подходов 🙂
— Какой модуль на курсе по веб-дизайну понравился тебе больше всего?
— Трудно выделить, их было несколько. Во-первых, мне было очень интересно слушать о теории создания многостраничных сайтов: о работе с галереями, формами регистрации, меню.
Во-вторых, мне полюбился более сложный уровень, когда мы уже не просто учились рисовать красивые макеты, а разбирались, как использовать аналитику, проводить исследования, выявлять целевую аудиторию для создания более удобного и функционального дизайна. Причём всё это — на примере реальных приложений.
Если же говорить о домашних заданиях, то больше всего мне запомнилось создание CJM — карты пользовательского пути, от первого касания до покупки.
Этот инструмент позволил посмотреть на дизайн глазами покупателя, попробовать понять его желания, страхи, неудобства. Лектор очень интересно, подробно, с примерами всё объяснял, поэтому информация усваивались хорошо.
«Я сильно переживала, но волнение быстро прошло»: об офлайн-защите для компании «Самолет»
— Для защиты итогового проекта ты ездила в Москву. Почему для тебя было важно приехать и поучаствовать лично, а не подключиться онлайн?
— Мне хотелось вживую пообщаться с экспертами, кураторами направления и, конечно, однокурсниками — теми, кто, как и я когда-то, выбрал веб-дизайн для обучения и видит в нём своё будущее.
А ещё прежде я никогда не была на подобных мероприятиях — как на защитах итоговых работ, так и на съёмках (прямую трансляцию нашей презентации смотрели другие студенты). Так что мне было вдвойне интересно понять и прочувствовать, каково это.
— И каков вердикт? Очень страшно выступать перед жюри?
— Вовсе нет! Хотя, признаюсь, в начале я сильно волновалась. К тому же меня ещё и поставили первой — можно сказать, я выходила в неизвестность, не видя чужих защит.
Но вот я заговорила, прошло 30 секунд, и волнение как рукой сняло. Все были очень приветливые и милые.
— Давай поговорим конкретнее о твоём итоговом проекте. В чём он заключался?
— Я готовила лендинг для строительной группы «Самолет». Компании важно было отразить то, что в ней ценят семейные связи и поэтому придумали выпустить спецпроект-игру — ещё один повод собраться и провести время вместе с близкими. Формат — цифровые карточки с вопросами для душевных разговоров на кухне.
— Насколько я знаю, в своём дизайн-решении нужно было опираться на довольно строгий брендбук компании. Сложно было в таких условиях придумывать что-то оригинальное?
— Я бы не сказала, что испытывала большие трудности. Да, как и у любой большой компании, у «Самолета» есть фирменный стиль: конкретные цвета, шрифты, элементы. Но, как мне кажется, хороший веб-дизайнер должен уметь подстраиваться под эти вводные, включать воображение. Они не должны ему мешать 🙂
— Какую идею ты в итоге придумала?
— Я не представляла, как должен выглядеть результат, поэтому решила сперва провести небольшое исследование и поспрашивать людей, с чем у них ассоциируется слово «забота». Всё-таки именно это чувство должно было приходить на ум клиентам «Самолета» при взаимодействии с компанией.
Так как я учусь в университете, опросить большое количество людей было несложно. Я просто приходила в вуз и говорила со всеми подряд, от сокурсников до преподавателей. Многие отвечали, что с заботой у них ассоциируется «дом», — от этого и стала отталкиваться.
— Но как ты пришла к такой интересной форме, в которую облекла идею?
— Почти случайно! В поисках референса я наткнулась на обложку книги «Новая семья. Гостевой брак, лоскутная семья и другие форматы отношений в современном мире». Её содержание чуть отходит от нашей темы, но на книжке был изображён многоэтажный дом, в каждом окне которого происходила какая-то жизнь.
Поскольку «Самолет» — строительная фирма, мне показалось интересным и уместным вдохновиться этой обложкой (кстати, она тоже была синей!) и представить смысловые блоки сайта в виде этажей.
Согласно задумке, пользователь, читая лендинг об игре, будто спускается с пятого этажа на первый. А ещё я стилизовала блоки сайта под черепицу крыши.
— Сколько времени у тебя заняла подготовка итоговой работы?
— Около пяти месяцев в спокойном режиме: тему работы объявили в декабре, а офлайн-защита проходила в апреле. Я не суетилась и работала без спешки — только когда появлялось свободное время.
— Я знаю, что жюри и кураторы дали очень высокую оценку твоему проекту и сказали о нём много приятных слов. А насколько ты сама довольна проделанной работой?
— Наверное, если сейчас я сяду и начну вдумываться и всматриваться в каждую её часть, то точно найду ошибки. Но это сейчас. А в момент сдачи и защиты я была вполне довольна результатом. Всё-таки концептуально диплом получился и правда хороший.
«Удивительно, но работа нашла меня сама»: о первых клиентах, рабочих конфликтах и планах
— Всех студентов ближе к концу обучения интересует, как устроиться на работу и где найти заказы. Как эту проблему решила ты?
— Вообще, как и все, я очень хочу попасть в какую-нибудь крупную компанию, чтобы поработать над большими проектами. А пока — беру заказы на фрилансе. Причём история о том, как я стала фрилансером, забавная и необычная!
Как-то я выложила на Behance результат своего самого первого домашнего задания. Причём это была не моя инициатива, а часть практики на курсе — свои работы обязательно нужно было публиковать.
И практика сработала! На следующий же день после публикации кейса мне написала моя первая заказчица — владелица турагентства. Ей очень понравился мой дизайн, и она захотела заказать у меня проект для своей фирмы. А потом заработало сарафанное радио: та клиентка порекомендовала меня своим знакомым и коллегам, и так всё закрутилось.
— Бывает же!
— Ага. По сути, я ничего не делала: работа нашла меня сама 🙂
— Твой первый проект — сайт для турфирмы. Расскажешь подробнее о своих задачах там как веб-дизайнера?
— Клиентка руководила небольшим турагентством и организовывала туры по Сочи для школьников. На лендинге нужно было рассказать о компании и о её услугах: сделать раздел с турами, добавить функциональность для покупки и подачи заявок на сайте, а также разместить акционные предложения.
Мы с заказчицей посмотрели, как это делается на других похожих небольших сайтах, но ориентироваться на их визуал не стали, приняв во внимание только структуру.
Тем более у клиентки с самого начала было чёткое понимание того, какие элементы, формы и цвета она хочет видеть. Ей понравился мой проект на Behance для туров по Грузии, где я от руки нарисовала некоторые графические элементы и встроила их в дизайн. И она хотела видеть нечто подобное и у себя в проекте.
— А если вспоминать все последующие рабочие проекты: какой показался тебе наиболее интересным?
— Мне трудно выделить какой-то один конкретный, поскольку обычно все мои заказчики дают мне очень много свободы.
Когда я говорю о свободе в работе, я имею в виду, что у меня нет чёткого технического задания, — я сама предлагаю решения и их варианты.
Если честно, обычно мои клиенты сами не до конца понимают, чего именно хотят от проекта, — им трудно это сформулировать и переложить на бриф. Поэтому я подхожу с другой стороны: мы созваниваемся, и я подробно выясняю, что нужно сделать и какие у заказчиков предпочтения.
— А разве без ТЗ работать не опасно? Кажется, если нет закреплённого задания, это чревато многочисленными правками, конфликтами…
— Документ у нас есть, просто составляю его уже я: во время созвона с клиентом делаю список того, что должна реализовать на лендинге. После немного корректирую его и направляю заказчику на согласование. Спрашиваю, всё ли устраивает и всё ли я правильно поняла. Получив согласие, делаю скриншот и приступаю к работе.
Потом, если возникают какие-то вопросы или недовольство, ссылаюсь на этот список: «Вы говорили, что хотите так, а теперь говорите обратное». Обычно мне отвечают: «Ой, действительно, извините, забыл».
— Круто, что твой способ работает! София, ты упомянула, что хочешь устроиться в большую компанию. А какие ещё цели ставишь на будущее?
— Не очень люблю такие вопросы, потому что мои интересы меняются слишком быстро 🙂
В идеале я бы хотела каким-то образом совмещать две профессии — дизайнера и управленца. Я знаю, что и там и там буду чувствовать себя своей тарелке. Это было бы круто. Осталось понять, как это реализовать.
Что касается большой компании — да, в ближайшее время очень хочу устроиться в какого-нибудь «гиганта» и посмотреть, как создаются крупные дизайн-проекты, изнутри. Но всю жизнь работать в одной фирме не хочу. Я слишком свободолюбивый человек.
Пока готовилась эта статья, Центр карьеры Skillbox помог Софии устроиться на стажировку в «Билайн» на позицию продуктового дизайнера.