Дизайн
#истории

«Через интерьер мы рассказываем о внутреннем мире жильца»: история дизайнера Елены

Елена с детства мечтала преображать интерьеры квартир, но жизнь сложилась иначе. Спустя годы она всё-таки осуществила свою мечту и теперь счастлива.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Елена Мамадалиева



Достижения

Кардинально сменила профессию: со школьного учителя на дизайнера интерьеров. Успешно поработала в Библиотеке материалов «Практика» и теперь берёт заказы на фрилансе.



ссылки


Елена рассказала:


«Мне, ребёнку девяностых, всегда хотелось преображать пространство вокруг себя»: о приходе в дизайн

— Елена, в своём телеграм-канале вы пишете, что в детстве любили читать журнал «Лиза» и делать креативные хендмейд-вещи по инструкциям в нём. Вас уже тогда тянуло к дизайну?

— Мне, как ребёнку девяностых, всегда хотелось преображать пространство вокруг себя. Большинство людей того времени жили не в лучших условиях — вот и мне не нравилась квартира, в которой я росла. В ней было неуютно и холодно. Поэтому мы с мамой постоянно фантазировали, как будем её улучшать: как заменим шторы, поклеим красивые обои, поменяем текстиль.

Стремясь узнать как можно больше по теме, я читала журнал «Лиза», а ещё смотрела программу «Квартирный вопрос». Но всерьёз задумалась о том, чтобы сделать хобби своей профессией, только уже ближе к старшей школе.

— Однако вы стали учителем начальных классов. Почему так сложилось?

— Больше скажу: у меня два высших образования — я не только учитель, но ещё и географ. История банальная: мои родители — консервативные люди советской закалки, они были уверены, что я не найду работу в творческой сфере и поэтому не разрешили поступать на дизайнера.

Но я не могу обижаться на них за это. Они просто переживали за меня. Тем более в 2009 году, когда я окончила школу, вокруг ещё не было так много возможностей для обучения на дизайнера. Особенно в моём родном городе, Ставрополе. А в другие города родители меня не пустили.

В педагогику я пошла по своему желанию. Очень уважаю эту профессию и людей, которые в ней работают.

— К своей мечте о дизайне вы вернулись лишь спустя десять лет. Можете вспомнить: ваше прошлое увлечение как-то давало о себе знать в этот период?

— Конечно. Любовь к преображению оставалась со мной всегда.

Все съёмные квартиры, где я жила с тех пор, как съехала от родителей, были по несколько раз мной переделаны, а количество обыкновенных перестановок мебели в них мне просто не сосчитать 🙂 И когда я приобрела уже свою собственную квартиру, то, естественно, сама делала в ней ремонт.

Так что я никогда не отказывалась от своего увлечения, просто до определённого момента не думала о том, чтобы сделать его основной работой.

Фото: личный архив Елены Мамадалиевой

— Если не секрет, что стало вашим катализатором в смене профессии?

— Совпало много факторов. Перегорела за годы работы в школе. Не видела уважения со стороны государства — думаю, вы понимаете, как мало зарабатывают учителя.

К тому же я несколько раз созванивалась с менеджером Skillbox и он так подробно и с таким интересом рассказывал о курсах (будто сам работал дизайнером), что я чувствовала всё больший и больший отклик к профессии.

Но… долгое время откладывала вопрос с обучением на потом. Пока однажды не произошло трагическое событие — ушёл из жизни мой близкий человек. Тот, с кем я часто делилась своими переживаниями на тему работы.

И вот в память врезался момент: я несу в руках свидетельство о смерти и опять думаю о том, как мне не нравится моя жизнь и работа. А потом совпадение: в этот же день мне вновь звонит менеджер. Я восприняла это как знак — что пора набраться смелости и сделать шаг навстречу переменам.

«Мир изменился: теперь любую профессию можно освоить не выходя из дома. Разве это не здорово?»: про обучение

— Спасибо, что поделились непростой личной историей. Итак, вы оказались на курсе для дизайнеров интерьера. Помните свои первые впечатления от сознательного знакомства с профессией?

— Я с самого начала примерно понимала, из чего состоит специальность, и не обманывалась представлениями о том, что дизайн интерьера — это сплошное творчество и поиск красивых картинок в интернете.

Так что первые впечатления у меня связаны скорее не с самим обучением, а с осознанием того, что я наконец-то осуществляю свою мечту. Это чувство радости и восторга не описать.

Мир за последние пару десятков лет сильно изменился: теперь образование доступно большему количеству людей. В любой момент вы можете без проблем переучиться на другую профессию. Разве это не здорово?

— Как и многие другие профессии, дизайн интерьеров невозможно освоить без реальной практики. Расскажите, как её организовывали на курсе?

— Помимо видеоуроков и домашних заданий, Skillbox устраивал офлайн-мероприятия для студентов. Лекции, встречи с топовыми дизайнерами, выезды на замеры — всё это в числе других студентов я активно посещала. Проходили такие события всегда в Москве, так что да, жителям столицы в этом плане повезло чуть больше, чем остальным.

А ещё именно на очных встречах я познакомилась со своими однокурсницами. Было очень приятно и полезно вживую поболтать с единомышленницами и послушать их впечатления о курсе, мысли о трудностях на пути. Например, мне было важно услышать, что многим, как и мне, тоже не поддавался Archicad!

Елена (слева) с дизайнером интерьеров и лектором курса Натальей Преображенской на обучающем мероприятии от Skillbox
Фото: личный архив Елены Мамадалиевой

Однако много хорошего могу сказать и про офлайн-обучение. Во-первых, Катя Травинская, программный директор нашего направления, регулярно общалась с нами в чате, делилась полезными контактами, отвечала на вопросы. Катя вообще очень активная — от неё сложно не зарядиться энергией.

Сама я много вопросов не задавала, но училась на чужих. Ответы на них всегда было очень интересно и познавательно читать.

Во-вторых, сами лекции меня очень увлекали. Мне, например, больше всего запомнился урок о планировочных решениях. Спикер показывала примеры квартир со сложной планировкой, подробно разбирая их. А потом давала творческое задание: показывала план квартиры, задавала количество проживающих в ней людей и их возраст, и исходя из этих данных мы должны были предложить решение по планировке.

«Я поняла, что задачи можно делегировать»: о работе в Библиотеке материалов «Практика»

— Возвращаясь к онлайн-мероприятиям: какое из них запомнилось вам больше всего?

— Одна из очных лекций проходила в пространстве Библиотеки материалов «Практика». Это место, где любой дизайнер или любитель может подобрать материалы под свой проект из 10 тысяч образцов. Полы, плитка, обои, фурнитура, сантехника, краски — там есть всё. Материалы можно прикладывать друг к другу и сразу формировать мудборды.

Мне так понравилось само пространство и то, как его руководительницы, Анна и Ирина, рассказывали нам о материалах и их подборе, что я решилась подойти и спросить, нет ли у них открытых вакансий.

Оказалось, что вакансия была… и меня на неё взяли. Можно сказать, с того момента и началась моя официальная карьера в дизайне интерьеров.

— На какие задачи вы вышли?

— О, их было много. Я общалась с производителями и поставщиками, устанавливала контакты с людьми разного уровня — от владельцев компаний до менеджеров по продажам. Организовывала мероприятия, изучала материалы типа плитки и керамогранита.

Также много общались с дизайнерами и разными школами, например со Строгановкой и Национальным институтом дизайна. Организовывала лекции, дни открытых дверей. А ещё делала рассылки по потенциальным партнёрам.

Работа была очень динамичной, никакой рутины. Я много общалась с приходящими дизайнерами, перенимала их опыт, а также опыт владелиц бизнеса, Анны и Ирины.

Посетила множество лекций, где они делились своей философией и подходом к профессии и работе — это сильно повлияло на моё отношение к дизайну интерьеров. Я многое поняла и переосмыслила.

— Можете поделиться примерами?

— До работы в Библиотеке я была уверена, что дизайнер должен всё делать сам. Быть этаким человеком-оркестром: успеть и анкетирование провести, и чертежи нарисовать, и расчёты подготовить, и материалы подобрать, и на стройку сходить. И всё в одиночку. А оказалось, что эту работу можно разделить.

Вы можете выбрать что-то одно: быть только хорошим визуализатором, или комплектатором, или чертёжником. То есть занять одну нишу и в ней расти.

Это потом я узнала, что большинство дизайн-бюро так и устроены: они собирают команды из разных специалистов, делегируют задачи, чем повышают свою эффективность. Индивидуальный дизайнер может делать то же самое.

Сайт Библиотеки материалов «Практика»
Скриншот: Библиотека материалов «Практика»

Но самое главное: за время работы в Библиотеке я обрела уверенность в себе, поскольку на практике наработала экспертность — узнала много полезного о материалах и о том, как с ними работать. Например, раньше я даже не представляла, что из металла можно сделать фасады для кухни. Этот приём, конечно, не для всех, но он крутой.

За свой рост очень благодарна руководительницам, Анне и Ирине: они показали, как обращаться со сложными материалами вроде шпона, ЛДСП и МДФ. Анна так вообще просто открыла мне глаза на текстиль — рассказав, как его можно использовать не только для штор и подушек, но и для абажуров и ковров. И пояснив, как всё это сочетать.

— Опыт работы в Библиотеке материалов помогает вам теперь, в проектах для индивидуальных клиентов?

— Конечно! Понимание того, какие материалы подходят под конкретный кейс и где их можно взять, сильно повышает шансы успешно продать идею клиенту, заинтересовать его.

Любой заказчик будет рад, если ему не придётся ходить с вами по магазинам и выбирать подходящий вариант из сотен других. А вместо этого прийти лишь в одно место и посмотреть сразу всё: и плитку, и обои, и полы, и текстиль, и сантехнику.

Все клиенты любят экономию времени.

Как раз недавно ко мне обратился знакомый, который хотел обустроить свой дом, но ужасался от мысли о подборе материалов. Когда я сказала, что мы можем съездить с ним всего в одно место для этих целей, он был в восторге. Сказал, что хочет работать именно со мной 🙂

«Здесь нет конкуренции. Хоть сперва и правда кажется, что рынок дизайнеров переполнен»: о проектах

— Вы сказали, что с самого начала понимали, что дизайнер интерьеров — профессия непростая. И всё-таки: с какими основными сложностями сталкиваетесь?

— В основном они касаются работы с людьми. Иногда бывает трудно «раскрыть» клиента и выстроить с ним развёрнутый диалог: выявить его потребности, узнать, что ему нравится, а что нет, какой образ жизни он ведёт.

Все эти детали очень важно обговорить, поскольку дизайн интерьера — это не просто грамотная планировка и приятное сочетание цветов. Нет. Это история про человека, про его внутренний мир. К сожалению, не все люди готовы делиться им с малознакомым человеком.

— Получается, дизайнер — это ещё и немного психолог?

— Отчасти. Здесь мне, безусловно, пригодилось моё педагогическое образование, потому что в его рамках мы изучали психологию. И, конечно, я благодарна опыту работы в школе, где я постоянно искала правильный подход к детям. Всё это в совокупности сейчас мне помогает.

— Какими приёмами вы пользуетесь, чтобы лучше понять, чего хочет заказчик?

— Сперва мы просто беседуем. Уже после первой встречи я обычно чувствую, сойдёмся мы с клиентом или нет, сложится ли у нас взаимопонимание. Личным общением никогда не пренебрегаю, поскольку впереди нас с человеком ждёт большая работа и многочисленные правки. Не хочется идти в этот путь с тем, с кем некомфортно.

Мне кажется, что ваш клиент должен отчасти быть отражением вас самих. Тогда и сотрудничество удастся.

Затем я провожу анкетирование. Стараюсь узнать, почему заказчик обратился к дизайнеру, какие у него боли, что его волнует. Часто оказывается, что, прежде чем делегировать обязанности специалисту, клиент сам несколько раз пытался сделать ремонт, но безуспешно.

Мне важно не только то, что клиент отвечает, но и как он это делает.

Наконец, прошу заказчика прислать мне референсы. Это могут быть как картинки оконченных дизайн-проектов из Pinterest, так и фото деталей: понравившееся расположение стены, цвет фасада, вариант крана на кухне. Так, по крупицам, и собирается цельная картинка, по которой я создаю уютное и комфортное пространство для жильца.

— А бывают необычные заказы?

— Да. Вот, например, недавно ко мне обратилась девушка, увлекающаяся философией Васту. Это ведическое учение о гармонизации пространства вокруг себя и планировке своего дома. Материалы и цвета жилища выбираются в соответствии со сторонами света.

Этот проект подарил мне непростой, но очень интересный дизайнерский опыт! Кстати, его я реализовала с другой студенткой Skillbox, Анной Синаторовой.

— Интересно! Вы так вдохновенно рассказываете о проекте, что кажется, будто трудности и вызовы — это именно то, что делает профессию дизайнера такой увлекательной…

— Это я такие примеры привела. А так настоящих трудностей тоже хватает! Например, не люблю общение со строителями. Мужчины, особенно те, кому перевалило за пятьдесят лет, не воспринимают девушку всерьёз. Не слушают и не дают собой руководить.

Расскажу показательный пример: как-то я делала лестницу в двухэтажном загородном доме. Загвоздка состояла в том, что проектировщик забыл добавить её в план и, соответственно, пространство между стенами оказалось слишком узким для неё, нужно было переделывать.

Строители мне отказывали, их формулировки звучали примерно так: «Это ты нас будешь учить, как правильно делать лестницу? Да знаешь, сколько мы таких лестниц уже построили!» А я всё равно упорно отстаивала своё мнение чертежами, делала повторные замеры. Пришлось даже стороннего архитектора привлечь. И только после того, как тот подтвердил мои слова, строители прислушались.

— Представляю, насколько тяжело вести такую коммуникацию. Давайте тогда о хорошем: а что вам больше всего нравится в вашей профессии?

— Пожалуй, отсутствие конкуренции. Многим кажется, что рынок дизайнеров переполнен. Но это не так. Каждому здесь найдётся место. Ниш много. Нужно лишь выбрать направление, в котором хотите развиваться.

Можно стать дизайнером, а можно пойти дальше — раскрутить личный бренд и стать экспертом, выступать с лекциями перед аудиторией. Можно открыть агентство, а можно углубиться только в одну специализацию — например, чертежи.

Нужно лишь набраться смелости. А клиенты — они всегда найдутся.

— Как изменилась ваша жизнь с тех пор, как вы стали дизайнером?

— Я чувствую себя намного свободнее, чем прежде. Это касается всех аспектов жизни. Во-первых, вырос мой заработок, во-вторых, я наконец воплощаю все свои творческие задумки и расширяю круг общения, знакомлюсь с интересными людьми.

А ещё я была очень рада распрощаться с графиком 5/2. Хоть работать в чётко отведённое время и удобно, но вместе с этим быстро наступает обыденность и рутина. Теперь же я работаю только в своё удовольствие! Даже близкие постоянно замечают, насколько я увлечена новым делом.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована