Дизайн
#истории

«Сорвала джекпот: и деньги зарабатываю, и узнаю что-то новое»: путь дизайнера-декоратора

Раньше Екатерина профессионально писала о вине, но ковид внёс свои коррективы в её планы. Теперь она дизайнер-декоратор и интерьерный журналист.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Екатерина Митрофанова

Россия, Москва



Достижения

Вернулась к детскому увлечению интерьерами, реализовала полноценный проект и нашла стабильный источник дохода от творчества.


ссылки


Екатерина рассказала:


«Зачитывала до дыр каталоги IKEA и пыталась делать дома перестановки»: как журналист вернулась к детскому увлечению интерьером

— Катя, с чего начался твой интерес к дизайну?

— Я с детства визуал. Очень хорошо помню, как однажды мы с мамой и папой пошли в Третьяковку и я впервые увидела картины Айвазовского. Его работы совершенно потрясли моё воображение!

Вскоре начала заниматься творчеством и сама — родители записали меня на кружок росписи по дереву. Интерес к интерьерам появился примерно тогда же: я зачитывала до дыр каталоги IKEA и, вдохновившись ими, пыталась делать дома какие-то перестановки. Мама потом, конечно, возвращала всё на свои места, но сам процесс мне очень нравился.

— Почему же ты не стала развивать детские хобби, а ушла в журналистику?

— Так вышло: впервые текстами я увлеклась ещё в школе — писала статьи для нескольких изданий, мечтала поступить на журфак. Потом, правда, всё же сделала выбор в пользу филологического, но интерес к публицистике никогда не оставляла — вела личный блог.

Затем я очаровалась вином и всей сопутствующей ему культурой и решила перейти в эту сферу. Сперва устроилась кавистом, но не преуспела: продавать у меня получалось плохо. Тогда винная компания предложила перейти в их редакторский отдел — так я и стала винным журналистом. Писала рекламные тексты и обзоры на вино.

А потом началась пандемия… Я переболела коронавирусом и потеряла обоняние. О вине писать стало сложно, а после беременности — и вовсе невозможно. Тут-то я и вспомнила о своём детском увлечении визуальными искусствами и решила войти в эту область вновь, найти себя в ней профессионально.

Екатерина в Винном доме «Каудаль»
Фото: Татьяна Ядрышникова

— Какой момент стал для тебя поворотным? Когда ты сказала себе: «Всё, я иду учиться»?

— Параллельно журналистике я занималась живописью и много лет пыталась продавать свои картины. Получалось редко и в основном за границу — в России найти покупателя, готового отдать за предмет искусства хорошие деньги, довольно сложно.

И вот в какой-то момент я осознала, что нужно наконец подыскать себе более стабильный источник дохода, связанный с искусством. Случайно увидела где-то в интернете рекламу курса для дизайнеров-декораторов и подумала: «А почему бы не попробовать?»

«Любой бэкграунд может „выстрелить“»: как в новой профессии Екатерине помогает опыт материнства и любовь к растениям

— Почему ты выбрала именно профессию дизайнера-декоратора, а не любую другую? Всё-таки выбор среди творческих специальностей не мал: это и иллюстратор, и стилист, и просто дизайнер в конце концов.

— Кстати, иллюстрацией, я тоже недолго занималась, но быстро поняла, что хорошую работу в этой области найти не так-то просто. Плюс я больше люблю рисовать от руки, а сейчас почти везде отдают предпочтение использованию компьютерных программ.

Декораторство же показалось самой близкой мне сферой из всех возможных. Рассуждала так: во-первых, в этом направлении много свободы творчества, что сильно перекликается с моим художественным бэкграундом. Во-вторых, благодаря новой профессии я смогу не только создавать для людей классный дизайн, но и реализовывать все свои амбиции в живописи — писать им под заказ интерьерные картины или подбирать что-то из своих старых.

Дизайнер-декоратор — кто-то между дизайнером и стилистом. Он не только делает планировку и подбирает мебель, но и украшает интерьер.

И всё же, в отличие от дизайнера интерьеров, дизайнер-декоратор в меньшей степени занимается инженерно-техническими вопросами (планировкой коммуникаций и прочим). И это мне как раз подходило! Хотя со временем я освоилась в программах для проектирования и даже полюбила чертежи.

— А художественный бэкграунд сильно помог тебе в обучении? Может ли человек выучиться на декоратора без него?

— Безусловно, понимание законов композиции, цвета и их грамотного сочетания стали для меня хорошим подспорьем. Ровно так же, как нередко меня выручала общая художественная насмотренность и знание истории искусств.

Но… можно ли без этого? Да конечно можно. В профессии декоратора здорово пригодятся любые другие навыки. Например, если вы хороший менеджер, то сможете уверенно и убедительно презентовать заказчику свой проект. А это в дизайне поможет не хуже живописи.

Или ещё пример: я вот, помимо прочего, увлекаюсь комнатными растениями — знаю, где и как их правильно размещать в зависимости от особенностей. Это тоже сильно выручает меня в работе. Да даже опыту материнства можно найти применение: есть ведь узкопрофильные декораторы, кто специализируется исключительно на оформлении детских комнат.

Так что для профессии дизайнера-декоратора любой бэкграунд может «выстрелить» и стать хорошим подспорьем.

— Ты упомянула, что в процессе обучения с удивлением для себя полюбила чертежи. А что ещё нового удалось узнать и освоить, несмотря на приличный опыт в творчестве?

— На самом деле очень многое. Например, меня поразило, как работают законы композиции в интерьере: доминанта и центр, симметрия и асимметрия, контрасты и акценты. Я начала смотреть на интерьер квартиры как на театральную сцену, где с помощью мебели и декора можно задавать ритм и создавать объём.

Ну а больше всего открытий я сделала на офлайн-встречах, когда мы с одногруппниками ходили на интерьерные выставки. Мне в хорошем смысле слова «взрывало» мозг живое общение с производителями и та информация, которую они рассказывали о новых удивительных технологиях: мебели из переработанного пластика, редких тканях из конопли и прочем 🙂

«В первых проектах я переделывала почти всё, а к последним правок почти не было»: как вырасти профессионально и сделать ремонт в кризис

— Круто, что на курсе ты узнала много новой теории! А как обстояли дела с практикой?

— Я подготовила несколько учебных проектов, и все разные. Первый — довольно стандартный, его делают все дизайнеры в Skillbox — квартиру для семейной пары. Во втором решила сделать упор на реалистичность — собрала экономичный и легко реализуемый вариант.

А вот в следующих трёх уже разгулялась и дала себе максимальный простор для творчества и фантазии: задействовала в декоре стулья Macintosh, обои Morris. Подумала: раз работаю не для настоящего заказчика, так что мелочиться?

— Как ты пошагово выстраивала для себя работу над проектами?

— Сперва создавала абстрактный мудборд, затем подбирала под него мебель, делала из неё коллаж и составляла таблицу со списком нужных брендов и товаров. Потом — планировка: обмеры, монтаж, демонтаж, электрика, свет, сантехника… Каждый этап согласовывала с преподавателем.

По первым двум проектам правок было много, я переделывала почти всё. Но в процессе обучения сильно выросла: по последним трём работам меня в основном хвалили!

Конечно, периодически, в процессе освоения какой-нибудь сложной программы вроде Archicad я сталкивалась с трудностями, которые казались неразрешимыми. В такие моменты очень помогала поддержка куратора и возможность задать ему любой вопрос. Без этого я, наверное, сдулась бы.

— Ты сказала, что к первым двум проектам правок было много, а к последним трём — нет. Как сама видишь: чем различались твои навыки и подход в начале и в конце обучения?

— В самом начале я ещё не имела представления о том, что вообще возможно в интерьере, какие задумки реализуемы, а какие нет. Поэтому свои идеи предлагала очень робко, да и сами они были весьма просты — обклеить всю комнату обоями под покраску, например.

В более поздних проектах уже старалась находить решения поинтереснее: зонировать пространство с помощью панелей, оформить стены разными материалами.

К тому же, после того как мне удалось воплотить в реальность свой первый проект, я стала лучше разбираться в технической стороне процесса. Поняла, что нужно разделять: где воздушный замок в голове, а где — реальное помещение, в котором этот замок не построишь.

— Пожалуйста, поделись подробностями: что за проект тебе удалось реализовать и как именно?

— История на самом деле очень сложная. Сперва дам немного контекста: на дворе — весна 2022 года, и я проживаю депрессию на фоне всех политических новостей. При этом мне срочно нужно взять себя в руки и заняться ремонтом в семейной квартире, которая давно простаивает.

А с рынка тем временем начинают уходить бренды, в строительных магазинах с каждым днём растут очереди, цены тоже взлетают на глазах. И вот в этих условиях, когда не знаешь, чего ждать завтра, я всё-таки решаюсь на ремонт.

В итоге я взяла себя в руки и сориентировалась в новой реальности. Сперва и правда было непросто, но потом наладился параллельный импорт, заявили о себе российские бренды. К тому же меня сильно мотивировало желание наконец-то заехать в свою квартиру и пополнить портфолио первым проектом.

— Дизайн и декор собственной квартиры стали твоим первым реальным проектом после обучения. И как, практика сильно отличалась от теории?

— По-разному. По поводу всего, что зависело от меня, я не переживала. За время обучения на курсе я освоила навык грамотной планировки — и комнат, и электрики. Все полученные знания применила в своей квартире: сейчас вот живу и искренне радуюсь — как удобно я всё расположила.

Труднее всего далась строительная сторона вопроса. Во время реализации проекта мне пришлось столкнуться с задачами менеджера стройки: закупать материалы, делать замеры… К этому я не была готова, особенно — морально.

Сложнее же всего, как ни странно, мне далось общение со строителями. Я сменила четыре бригады, прежде чем завершить работы. И с каждой были свои недомолвки и конфликты.

После личного печального опыта я поняла: дизайнер и строитель — люди из разных миров, совместить которые — одна из самых сложных задач.

— И всё же у тебя получилось — проект завершён. Можешь дать пару советов, как же общаться со строителями, чтобы они сдали работу в срок и при этом качественно?

— Конечно. Самое главное, на мой взгляд:

  • Позиционировать себя максимально уверенно. Быть твёрдой, но без перегибов, не настаивать на интерьерных решениях, которые невозможно реализовать.
  • Не экономить. Лучше переплатить, чем выбрать дешёвую бригаду и сто раз пожалеть.
  • Всегда заключать договор. Здесь и комментарии излишни.

— Итак, один полноценный проект в своё портфолио ты получила. Удалось ли применить новые знания на практике как-то ещё?

— В определённый момент я поняла, что эффективнее всего совместить два моих увлечения: дизайн и тексты. Так и пришла в интерьерную журналистику. Сперва откликалась на отдельные объявления на сайтах вроде «Профи.ру». А потом редакторам понравились мои тексты, и у меня сформировался пул постоянных заказчиков. Я начала регулярно писать для журналов «DOM & Интерьер» и Redesign.

В работе интерьерного журналиста мне особенно нравится, что я могу не только применять уже имеющиеся знания на практике, но и получать новые. Например, когда пишу текст для паркетной компании, начинаю лучше разбираться в этом покрытии. Сорвала джекпот: и деньги зарабатываю, и узнаю что-то новое в своей сфере.

«Одной рукой держишь малыша, другой — печатаешь»: как учиться и защитить диплом с маленьким ребёнком

— Поделись секретом: как тебе удавалось совмещать обучение, ремонт в своей квартире и уход за маленьким ребёнком? Это же суперспособность какая-то!

— На самом деле сложнее всего мне пришлось во время беременности. Когда постоянно плохо себя чувствуешь, фокусироваться на задачах любого рода довольно тяжело. А вот когда ребёнок родился, распределять время стало проще.

Помогает грамотное планирование: я раскидываю задачи исходя из того, чем занята дочка. Многие мамы, когда ребёнок спит, начинают намывать квартиру, стирать, гладить и прочее. Я же, наоборот, занимаюсь бытовыми делами, только когда дочь бодрствует: ей интересно наблюдать за моими действиями, это как игра.

А вот когда ребёнок спит, я учусь. Более того, проходить курс можно и во время кормления: одной рукой придерживаешь малыша, другой — печатаешь.

И конечно, сильно выручает поддержка мужа.

Катя с ребёнком перед защитой
Фото: личный архив Екатерины Митрофановой

— На защиту диплома ты тоже пришла с дочкой. Почему выбрала именно офлайн-формат? Кажется, что посидеть в Zoom-звонке c ребёнком было бы гораздо проще и удобнее.

— А я в целом стараюсь, чтобы ребёнок никак не ограничивал мои передвижения: мы вместе ходим на фестивали, в гости к друзьям, по делам. Дочке интересно быть частью взрослой жизни, а мне так легче всё успевать.

Плюс я хотела бросить себе вызов: вживую представлять свои результаты всегда страшнее, зато это существенно быстрее улучшает навык самопрезентации. Так всё и вышло: после защиты я чувствовала себя наполненно, каждой клеткой ощущала, что достигла своей цели.

А ещё — получила полезную обратную связь: эксперты похвалили мои сильные стороны (чувство цвета) и посоветовали уделить внимание слабым (той же планировке).

Наконец, офлайн-формат — просто интересный опыт: тебя красят, причёсывают, надевают микрофон-петличку. Чувствуешь себя звездой в какой-нибудь телестудии 🙂

«Почти любой вещи можно подарить вторую жизнь»: как внедрять в интерьер экорешения

— Любому дизайнеру очень важно нащупать свой собственный стиль. Как ты искала свой?

— Мне важна экология, поэтому я даже в работе придерживаюсь принципов zero waste: выбираю переработанные материалы, не боюсь повторно использовать те или иные предметы.

Почти любой вещи можно подарить вторую жизнь: отреставрировать, перекрасить, закастомить. Именно такие предметы я стараюсь использовать в интерьере: антикварные или просто бывшие в употреблении.

Что касается стиля, мне нравится играть с сочетаниями разных направлений. Я не работаю только в скандинавском стиле или минимализме, например, но миксую их, создаю этакий фьюжн.

И конечно, я просто обожаю цвет. Именно вокруг него обычно и выстраиваю всю стилистику того или иного помещения. Причём предпочитаю яркие, насыщенные оттенки. Тотальный беж — совсем не моё.

— А не сложно придерживаться экопринципов в интерьере? Всё-таки пока это направление в России не очень популярно и найти подходящие материалы не так-то просто.

— Конечно, сейчас вряд ли получится сделать дом, работающий полностью на солнечной энергии, в интерьере которого использованы вещи лишь из вторсырья. Но ведь хотя бы включать в интерьер отдельные экорешения никто не мешает: в России уже есть много брендов, у которых можно найти мебель или декор из переработанных материалов. Например, Eburet делают стулья и столы из переработанного пластика, а Like Lodka — из старых индонезийских рыбацких лодок.

К тому же хорошие и качественные вещи всегда можно найти в антикварных лавках, магазинах винтажа, тематических чатах или сайтах с подержанными вещами. «Авито», «Юла», «Мешок», «Барахла.нет» — лучшие друзья любого декоратора. Не стоит недооценивать и такие телеграм-чаты, как «Реюз» или «Строй Реюз».

Более того, находки нередко встречаются и в соседских чатах: вы удивитесь, сколько хороших вещей люди готовы отдать бесплатно.

«Не бойтесь сразу ставить высокую планку»: как прийти к клиенту мечты

— Катя, а теперь давай о будущем! Что дальше? Будешь брать больше дизайнерских проектов или всё же развиваться в интерьерной журналистике?

— Для начала я планирую совмещать, а потом выберу то, что будет лучше получаться. Всё-таки сейчас я сижу с ребёнком и не могу взять полноценный большой проект. Поэтому пока буду искать заказы на планировку, а когда дочь подрастёт и пойдёт в сад, устроюсь в архитектурное бюро, чтобы набраться опыта.

А дальше уже — вольное плавание, в котором я смогу самостоятельно брать проекты на реализацию под ключ. Для этого мне уже сейчас нужно продвигать свой бренд. Поэтому в планах на год — развить свои соцсети и опубликовать первый проект.

— И всё же помечтаем: представь, что ты уже набралась опыта и готова к «финальному боссу». Каков твой проект мечты? Что тебе нужно для того, чтобы к нему прийти?

— Проект мечты — такой, где заказчик даст мне карт-бланш на реализацию всех моих задумок. Но я понимаю, что в реальной жизни это практически невозможно 🙂 Поэтому план-минимум — работать с клиентами, которые не боятся цвета и нестандартных решений.

Если всё же мечтать чуть шире: хотелось бы поработать с проектом с хорошим бюджетом — чтобы было можно использовать классный антиквариат и интересные европейские бренды. Приятно, если и площадь позволит разгуляться — выбирать интересные шкафы с красивыми дверцами, а не шкафы-купе из соображений экономии пространства.

Как прийти к такому заказчику? Думаю, нужно не бояться и изначально ставить высокую планку. Даже начинающий специалист имеет право работать только с близкими по духу клиентами и не браться за проекты, противоречащими его стилю и видению.

Научитесь: Профессия Декоратор интерьера Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована