«Интерес к людям — главное качество дизайнера мебели»: история Дианы Хведелидзе
Диана устроилась в известную мебельную компанию Archpole. С тех пор она каждый день узнаёт что-то новое о дизайне и реализует собственные проекты.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Диана Хведелидзе
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Углубила знания в мебельном дизайне и укрепила свои профессиональные навыки. А также расширила кругозор и узнала о новых инструментах.
Диана рассказала:
- почему не сложилась её карьера кинооператора и как она пришла к дизайну;
- как попала в компанию мечты Archpole почти без опыта;
- зачем дизайнеры надевают костюмы, имитирующие старение;
- какие необычные изделия они в компании создают из отходов производства;
- о каком личном глобальном проекте мечтает.
«Не хотела поступать пять раз»: о неудавшейся карьере кинооператора и приходе в дизайн
После школы я поставила себе цель — стать кинооператором. Мне хотелось создавать кино, передавать через объектив своё видение мира и пространства, показывать их во всей красе. А ещё — транслировать творческий взгляд и восхищать этим людей.
Учиться я мечтала во ВГИКе, но, к сожалению, вступительные туда провалила. Вообще, среди студентов ходит легенда, что в этот вуз поступают только с пятого раза. Скажу честно: после первой неудачи перспектива ещё четырёх попыток меня не слишком обнадёживала.
К тому же, чтобы поступить, мне следовало подтянуть физику, с которой я тогда не ладила. Мне для этого не хватило упорства. Поэтому пришлось отказаться от мечты и искать себя в другой профессии.
Позже я как раз узнала про Британку. Почитав о ней в интернете и послушав рассказы подруги, которая там училась, вдохновилась поступить туда на дизайнера по программе британского Университета Хартфордшира.
Поступила. Учиться было очень интересно! На первом курсе нас по чуть-чуть погружали в каждое направление дизайна: промышленный, архитектурный, ювелирный, fashion-, 3D-. Мы с одногруппниками сделали множество вещей своими руками: мебель, лампы, одежду, украшения. Кажется, мы вообще не вылезали из вузовской мастерской, где стояли станки, — настолько увлекал процесс работы.
В итоге, попробовав себя в каждом направлении, я остановилась на промышленном дизайне — он приглянулся мне больше всех. Решила в нём и развиваться.
Через промышленный дизайн я могу наиболее ярко проявить своё визуально-пространственное мышление, которое прежде надеялась использовать в кинооператорском искусстве.
«Работа в Archpole — как второй университет для меня»: о карьере в промышленном дизайне
Отучившись, я устроилась работать в небольшую студию промышленного дизайна на «Флаконе». Там я не только бралась за заказы и работала на лазерных станках с ЧПУ, 3D-принтерах и вакуумных формовщиках, но и преподавала основы дизайна детям — при студии была небольшая детская школа. В целом задачи мне нравились, но после пандемии студия закрылась. Поэтому пришлось искать что-то новое.
И вот однажды, когда я скроллила вакансии на HeadHunter, наткнулась на объявление от компании Archpole, дизайнерские работы которой нам ещё в Британке ставили в пример. Я так захотела попасть к ним, что готова была сделать это любой ценой, прийти на любую должность.
Оказалось, они искали конструктора мебели — эта позиция подразумевала скорее объёмную работу с чертежами, нежели с самими изделиями. И, несмотря на отсутствие практического опыта в проектировании и производстве мебели (я знала только теорию), я всё же написала эйчару. И добавила, что готова всему обучиться.
Когда мне ответили из Archpole: «Окей, приходи», я была на седьмом небе от счастья. Радовалась, что компания мечты берёт меня практически без опыта. Я понимала, насколько это рискованный шаг для них.
Работа в Archpole — как второй университет для меня. В процессе выполнения задач и коммуникации с коллегами я узнавала здесь столько всего нового о дизайне мебели и интерьеров, что иногда казалось, что получаю второе высшее.
Однако периодически я всё же ощущала, что мне не хватает крепкой профессиональной базы, на которую легко бы ложилась новая информация. В Британке мы не сильно погружались в мебельный дизайн, а на работе требовались прикладные знания. Тогда и решила: «Нужно пройти дополнительное обучение» — и после поисков выбрала курс «Дизайн мебели».
«Есть костюм, имитирующий возрастные изменения»: как дизайнеру ощутить пространство
Учёбу я совмещаю с работой. Занятия даются легко. Впрочем, это, наверное, потому, что я начинала не с нуля. Тем не менее я постоянно узнаю что-то новое. Например, когда изучала эргономику помещения, узнала о существовании интересного изобретения — костюма от компании Blum, имитирующего возрастные изменения. С его помощью можно исследовать потребности заказчиков разных возрастов.
Как это работает: надевая костюм от Blum, дизайнер на себе начинает ощущать, как пожилой человек воспринимает пространство вокруг. В спецодежде трудно поднимать руки, наклоняться. А ещё для этих же целей есть очки, создающие иллюзию ухудшенного зрения, и наушники, притупляющие слух.
На курсе я впервые узнала об этих вещах, и это стало для меня удивительным открытием. На самом деле таких костюмов очень не хватает на работе. Без них при проектировании пространства приходится полагаться лишь на интуицию и опыт.
Ещё на курсе мне понравилось делать мебельные и интерьерные мудборды — это очень творческая и медитативная задачка, которой мне тоже не хватает на основной работе. К сожалению, из-за наших темпов и постоянного экспресс-режима производства на неё просто нет времени.
Наконец, мне очень пригодилась информация о том, как генерировать идеи для изделий при использовании нейросетей. Теперь этот классный и современный инструмент я часто использую в рабочих проектах — очень удобно!
Ежедневные задачи дизайнера мебели: в чём состоят и чем нравятся
Сейчас моя обычная рабочая рутина выглядит примерно так:
- Менеджер передаёт мне в работу заказ, который получил от клиента.
- Если задумка нестандартна, через менеджера прошу клиента сделать необходимые замеры и фото.
- Создаю чертежи. В зависимости от сложности изделия и предпочтений клиента, это может быть как 2D-чертёж, так и 3D-.
- Согласовываю чертёж и отдаю его на производство. Контролирую выполнение работы.
- Передаю готовую работу клиенту. Если изделие большое, то вместе с командой мы выезжаем на место и устанавливаем его.
Из всего цикла производства самая монотонная часть — это, пожалуй, создание чертежей. В грамотном чертеже важно прорисовать каждую мелкую деталь, подогнать её под корректные размеры, показать, где будут отверстия под шурупы, шканты. Всё это очень долго и непросто.
А вот самое интересное, как по мне, — это создавать мебель по нестандартным чертежам. Например, мне как-то пришёл запрос на стол для архитектора. Итоговое изделие на первый взгляд выглядело довольно обычно, но на самом деле внутри мы спрятали много ящиков с разнообразными выдвижными досками для работы.
Вообще, к нам часто приходят клиенты с нестандартными идеями, но, к сожалению, многим мы отказываем в реализации. Всё-таки Archpole — та компания, которая задаёт определённые стандарты в дизайне, а именно — геометричность форм. Поэтому выходить за рамки и делать мебель в каком-нибудь футуристичном стиле мы не можем.
Пока что для меня определённые рамки в дизайне не слишком критичны, поскольку я только учусь. Сейчас для меня ценно создавать любые изделия. Конечно, когда-нибудь в будущем я бы всё же хотела поэкспериментировать с формами. Просто, возможно, сделаю это не на работе, а для себя.
«В работе стремимся к экологичности»: как мы с коллегами воплощаем тренды в жизнь
Мы с коллегами стараемся следить за трендами индустрии, иногда даже устраиваем себе дизайн-завтраки. Читаем профильные журналы вроде британского AD Magazine, обсуждаем новинки. А ещё болтаем о том, как меняются заказы наших клиентов, — например, сейчас люди всё чаще стали заказывать вещи натуральных цветов в стиле лофт.
В работе стремимся к экологичности: некоторые мебельные изделия создаём из отходов производства. Берём опилки, деревянные или металлические, и делаем из них столешницы, консоли, а потом их продаём. Правда, из-за особенностей производства мебель, созданная таким способом, стоит недёшево.
А ещё мои коллеги делают люстры из переработанных документов и чертежей в технике папье-маше. Я тоже делала что-то похожее, только не из бумаги, а из смешанных с клеем опилок. Получилась необычная структура для фасада, напоминающая каменную мозаику.
На все эксперименты с материалами и формами нас, безусловно, вдохновляют люди: то, как они выглядят, чем интересуются, как живут.
Интерес к людям — главное качество дизайнера. Важно быть наблюдательным, смотреть за поведением людей, любить их. Да и как не любить, если ты работаешь для них?
«Хочу построить дом вдали от города»: о своих изделиях и планах на будущее
Как и любому дизайнеру, однажды мне было бы интересно поработать на себя. Например, когда-то я уже размещалась на profi.ru и брала там небольшие заказы на 3D-визуализацию, создание чертежей. Получалась хорошая профессиональная тренировка и наработка опыта.
Возможно, когда захочу поэкспериментировать с формой, вернусь на подобные площадки. Но пока что я предана Archpole и планирую продолжать расти дальше здесь.
А ещё я рада, что в последнее время благодаря работе начала плотнее погружаться не только в дизайн мебели, но и в дизайн интерьера. Это даже сподвигло меня сделать небольшой ремонт у себя на кухне.
Конечно, не обошлось и без создания мебели: специально под обновлённую кухню я смастерила стеллаж для книг: он вышел огромным, прямо до потолка, но очень круто вписался в мой интерьер.
Среди моих глобальных планов на будущее — построить дом вдали от города. Скорее всего, для реализации этой мечты я буду обращаться за помощью к архитекторам. Всё-таки у меня архитектурного образования нет.
Но я однозначно приму активное участие в проектировании пространств внутри: кухни, спальни и других комнат. В идеале — сама создам дизайн-проект интерьера и подберу декор. Уверена, получится что-то классное и уникальное!