«Мои работы видят миллионы телезрителей»: история моушн-дизайнера Анастасии Варцевой
Анастасия не только нашла работу в новой сфере, но и получила высокую оценку от профессионального сообщества: её ролик победил на престижной премии.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Анастасия Варцева
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Устроилась моушн-дизайнером на «Пятый канал», а её ролик для «Алых парусов» победил в номинации престижной премии «МедиаБренд».
✅ Помощь
Анастасия рассказала:
- как и почему решилась на смену профессии;
- какие домашние задания запомнились ей больше всего;
- с какими трудностями столкнулась при поиске работы и что помогло их преодолеть;
- как от лица компании победила в номинации престижной премии;
- в чём состоит специфика работы в большой компании.
«Мои идеи реализовывали другие компании»: о работе дизайнером мебели и решении сменить профессию
— Анастасия, до перехода в моушн-дизайн вы проектировали детскую мебель. Кажется, у этих двух сфер есть много общего: разработка эскизов, создание изображений и трёхмерных элементов — всё это нужно уметь для работы в обеих областях.
— Да, сходства в задачах действительно есть! А как иначе: всё-таки новую профессию я выбирала, опираясь на уже имеющиеся у меня навыки. Но справедливости ради скажу, что различий между этими сферами всё же гораздо больше.
— Их мы ещё обсудим! А пока поделитесь: почему вы вообще решили сменить профессию?
— Работать дизайнером мебели мне нравилось, вот только был один нюанс: помимо проектирования, я отвечала ещё и за продажи. Вела клиентов от «первого касания» и до закрытия сделки: делала замеры, обсуждала варианты, отрабатывала возражения, создавала эскизы, составляла спецификацию (смету), ездила на установку мебели. Да-да, я была тем самым человеком, который контролировал каждый этап своего проекта 🙂
Политика компании состояла в том, чтобы дизайнер отвечал за свой проект до полной его реализации. Это было удобно и клиенту, и компании.
Честно скажу: продажи — далеко не сильная моя сторона. Нам периодически проводили курсы повышения квалификации по общению с клиентами, но я всё равно чувствовала, что это не моё, и не всегда могла убедить заказчиков сотрудничать именно с нами. Часто случалось так: клиентам мои идеи нравились, но студия им была не по карману, и поэтому они реализовывали мою же задумку в других местах.
— Ой, представляю, как это обидно…
— Очень! Особенно когда мне потом присылали фотографии готовой мебели и благодарили за идеи. Вот так и получалось: я старалась, вкладывалась, хорошо делала свою работу, но не получала того результата, на который рассчитывала. И что более обидно: я не могла воплотить в жизнь свои же идеи, и их забирали другие. Любого творческого человека это ранит.
— Понимаю. И всё-таки: почему вы решили сменить профессию, а не перейти в другую компанию с подходящими вам условиями?
— Помимо прочего, я чувствовала, будто застряла на месте. Не ощущала роста, развития, движения вперёд. А мне хотелось идти в ногу со временем и осваивать что-то новое.
Моушн-дизайн — это как раз про постоянный рост. Рынок динамичен и постоянно меняется: появляются новые технологии, тренды, инструменты. Здесь невозможно застояться!
Из плюсов: за семь лет работы в сфере создания детской мебели я смогла научиться грамотному общению с клиентами и основным правилам продаж.
«Прошла курс дважды»: о сложностях учёбы и любимых домашних заданиях
— Опыт работы дизайнером мебели как-то пригодился вам во время обучения на курсе по моушн-дизайну?
— Если честно, не сильно: мне пришлось учиться практически с нуля — осваивать Photoshop, Illustrator, программы для анимации и 3D-моделирования. Дело в том, что раньше я работала совсем с другим софтом. Поэтому первое время испытывала реальные трудности: объём новой информации был просто огромным, а прошлых знаний мне не хватало.
Но благодаря коротким и понятным лекциям учиться было комфортно, и я довольно быстро «влилась». Отдельное спасибо за это спикеру Юрию Фоменко и проверяющим преподавателям Дмитрию Осипову и Евдокиму Антонову. Они всегда объясняли тему быстро, чётко, говорили по делу, и поэтому материал легко усваивался и лучше закреплялся в домашних работах.
А ещё помог случай: так сложилось, что я пришла на курс как раз в момент обновления программы. В итоге прошла его дважды — сначала старую версию, а потом новую. И оба раза подробно конспектировала всю информацию.
— Как вам давались домашние задания?
— Поначалу — с трудом 🙂 Моё первое полноценное задание — рекламный ролик для напитка Mirinda. Нужно было продумать креативную концепцию, а для этого сперва подробно изучить продукт и его особенности, погрузиться в бриф клиента. Всем этим я занималась впервые, так что да, было сложно.
Но этот опыт оказался невероятно полезен и ценен: я научилась выстраивать процесс работы так, как это делается на реальных коммерческих проектах. Более того: впоследствии, устроившись моушн-дизайнером и создавая свои первые профессиональные работы, я опиралась как раз на это домашнее задание — настолько оно мне пригодилось.
Другой запомнившийся учебный проект — создание корпоративного ролика. Сперва мы изучали, какими вообще бывают фирменные ролики и какие задачи они решают, а затем сами с нуля делали анимацию. Именно на этом проекте я впервые серьёзно погрузилась в моушн-дизайн, «потрогала его руками». И… чуть голову не сломала!
Было сложно, но зато мне так понравилось задание, что потом, уже вне курса, я сама придумала себе тему для корпоративного ролика и подготовила ещё один вариант.
— Ого! Кураторы наверняка похвалили вас за такое упорство…
— А они и не узнали о моей инициативе. Хоть к кураторам и можно было обращаться по любому поводу, я старалась не беспокоить их лишний раз. Всё-таки у них и так много работы: они ведь не только проверяют все задания, но и отвечают на все вопросы студентов. Причём иногда на самые простые и банальные, вроде «А как сохранить проект?» Поверьте, у меня таких тоже хватало 😄
Зато я активно общалась с другими студентами-дизайнерами. В Telegram есть общий чат по курсу, куда можно закидывать любые вопросы и обсуждения. Если я чего-то не понимала, то писала туда. Коллеги подсказывали и делились своим видением.
Более того, сейчас, спустя какое-то время, мне тоже иногда пишут новички — они находят по поиску мой вопрос и, чтобы его не дублировать, обращаются ко мне в личку: «Анастасия, а вы смогли это решить? Подскажете как?» И я, конечно, помогаю. Такой вот цикл развития!
«Крупная компания сама предложила мне работу»: о выходе моушн-дизайнером в телекомпанию
— Для многих поиск работы по новой профессии превращается в настоящее испытание. Как было у вас? Сталкивались с трудностями?
— О да! Положение новичка на рынке труда — всегда очень шаткое, а у новичка-женщины тем более.
Меня на собеседованиях часто спрашивали про семейный статус и планы на будущее: замужем ли я, есть ли дети, собираюсь ли уходить в декрет. Официально такие вопросы задавать нельзя, но в реальности, увы, они звучат. К сожалению, многие работодатели очень предвзяты. Так что работу я искала долго. И временами совсем опускала руки.
— Что помогло вам справиться?
— После череды самостоятельных и безуспешных попыток найти работу я решила обратиться в Центр карьеры, где студентам-выпускникам помогают с трудоустройством. Там мне подсказали, как переделать резюме и как грамотно составить сопроводительное письмо, а ещё — подготовили к собеседованиям.
Моим консультантом-куратором стала девушка Анастасия — она мотивировала меня ходить на интервью даже в те компании, куда шанс устроиться казался минимальным. Всё для того, чтобы я научилась презентовать себя так, чтобы ни мой опыт, ни моё семейное положение не смущали работодателей.
Более того, в качестве первого шага Центр карьеры устроил меня на стажировку в детский учебный центр.
Там я создавала анимации для соцсетей и даже подготовила общий анимированный ролик по их продукту. И хотя практика была некоммерческой и ограниченной по времени — 60 часов, — она дала мне очень ценный опыт. А ещё директор того центра написал мне хорошее рекомендательное письмо, которое помогло при дальнейшем поиске работы.
Смотреть кейс стажировки Анастасии в детском учебном центре— После стажировки искать работу стало легче?
— Да, немного. Я чувствовала себя увереннее и уже подавалась на вакансии разных направлений: рекламы, телевидения, соцсетей. Сработало: одна крупная телевизионная компания сама заметила меня на HeadHunter и предложила работу.
— Заинтриговали… Поделитесь, что за компания?
— «Пятый канал». Самое забавное, что я видела их вакансию, но не планировала откликаться — мне показалось, что там слишком строгие требования и я не пройду. А тут внезапно они сами мне позвонили и предложили попробоваться 🙂
Я честно предупредила, что не знаю всех указанных программ и что опыт работы у меня пока небольшой. Но меня убедили: «Ничего страшного, Анастасия, попробуйте выполнить тестовое, а дальше посмотрим».
Попробовала. И вот уже второй год я работаю на «Пятом канале» моушн-дизайнером.
«Я наконец-то увидела, что мой труд ценят»: о рабочих буднях, победах и планах
— Новая работа — это всегда волнительно. А тут ещё и на крупном телеканале. Помните свои первые впечатления?
— До работы на «Пятом канале» я никогда не работала в команде, всегда была сама по себе и единолично отвечала за результат (ну, вы помните историю с продажами 🙂). А тут один проект готовят сразу несколько специалистов: и 3D-дизайнеры, и 2D-дизайнеры, и моушн-дизайнеры. У каждого своя зона ответственности, но при этом никто не обособлен — все всё и всегда обсуждают.
Командная работа первое время ощущалась непривычно. Мне потребовалось время, чтобы привыкнуть к такому формату и влиться в коллектив.
— За какие именно задачи вы отвечаете как моушн-дизайнер?
— Мои задачи постоянно менялись по мере моего развития как специалиста. Сначала мне давали задачи попроще, чтобы понять, в чём я сильна, а что надо подтянуть. Я начинала с того, что делала оперативную графику: плашки и скобки (пяти- или десятисекундные анонсы к сериалам) с короткими монтажными историями. Если дословно: «Сериал „Изгой“ в 19:20 по будням на „Пятом“».
Потом меня постепенно погружали в проект «Алые Паруса»: я выполняла поиск идей для концепций, создавала рекламный анонсирующий ролик, который транслировался на уличном экране метро «Таганская», делала цикличную заставку на светодиодную конструкцию (медиасферу) в Санкт-Петербурге, а также анонсирующие рекламные ролики (оперативная графика) для телезрителей.
Причём со всем справилась настолько успешно, что сама не ожидала: мою работу высоко оценили в сфере.

Фото: личный архив Анастасии Варцевой
— Как это произошло?
— Есть такая престижная премия «МедиаБренд». Ежегодно крупные телеканалы заявляют на неё свои работы. В 2023 году после «Алых парусов» я делала ролик по проекту: с ним и попала в номинацию «Лучший моушн-дизайн в digital-среде», где одержала победу.
Это было невероятно — огромное достижение для меня. Я наконец-то увидела, что мой труд ценят. И не только зрители, но и профессиональное жюри.
— Как здорово, поздравляю!
— Спасибо. А сейчас мои задачи стали ещё сложнее и интереснее. Я занимаюсь оформлением программ, которые выходят в эфир «Пятого канала».
Недавно, например, работала над графикой для музыкально-кулинарного шоу «Поём и готовим» — от концепции до финального оформления. Причём в этом проекте я выступала не только как моушн-дизайнер, но и как графический, то есть сначала сама всё придумывала и отрисовывала, а уже потом анимировала.
Ещё одна интересная часть моей работы — взаимодействие с нейросетями. «Пятый канал» стал первой телекомпанией, которая начала активно использовать ИИ в своих проектах и с их помощью оформлять эфирную графику. В тех же «Алых парусах» мы уже два года подряд создаём шапки, проморолики и заставки с их внедрением.
— Сколько всего увлекательного в вашей работе. А с какими-то минусами профессии уже успели столкнуться?
— Скорее со сложностями. Моя личная проблема — плохое знание английского. А интерфейс всех программ, в которых я работаю, написан именно на этом языке. Бывает тяжело ориентироваться, я до сих пор не привыкла.
Ещё один нюанс и тема для отдельной беседы — работа в крупной компании. Нередко сложно понять, какого результата от тебя ждут. Думаю, здесь меня поймут все, кто когда-то работал в больших холдингах. И не только моушн-дизайнеры.
Всё-таки одно дело, когда у тебя только один руководитель: ты налаживаешь с ним контакт, привыкаешь к тому, как он мыслит и чего хочет. И совсем другое — когда таких руководителей несколько: над твоим начальником стоит ещё один, а над ним ещё один. Когда в этой цепи оказывается большое количество людей, которые имеют своё видение, то возникает диссонанс «как учесть потребности всех и при этом на выходе получить хороший результат».
— И всё-таки предположу: со временем привыкаешь и к этому?
— Да, лично я за два года адаптировалась. У нас в компании к тому же довольно удобно выстроен сам процесс согласования: мы с командой разрабатываем сразу несколько концепций, и потом руководство без нашего участия выбирает подходящую. А дальше мы работаем в рамках утверждённой идеи.
— Анастасия, что вам больше всего нравится в профессии моушн-дизайнера?
— Пожалуй, то, что мои работы видят миллионы зрителей. Это совсем другой уровень! Раньше, когда я занималась детской мебелью, многое, что я делала, оставалось лишь на бумаге или в виде файла на компьютере. И, даже если проект реализовывали, его зачастую подстраивали под стоимость, и поэтому приходилось отказываться от многих интересных задумок и декоративных элементов, отходя тем самым от моего изначального видения.
А сейчас всё, что я создаю, выходит в эфир. Мою работу видят живые люди, она не лежит в столе — это невероятно вдохновляет.
Мне вообще важно знать, что моя работа приносит радость. Красивая заставка может кому-то поднять настроение, кого-то отвлечь от забот. А меня мои работы на экране мотивируют продолжать расти в профессии.