Дизайн
#статьи

Жизнь страны в 38 открытках: как новогодние иллюстрации отражали вехи истории

От запретов и лозунгов до зайчиков и ёжиков: рассказываем о дизайне советских новогодних открыток и объясняем, почему на них были лыжи и панельки.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Советские новогодние открытки не просто служили поздравлениями — они были артефактами, которые фактически выражали дух своего времени. От первых открыток, появившихся после Октябрьской революции, до последних образцов, созданных перед распадом СССР: разбираемся в стиле и характере иллюстраций и смотрим, какую идеологическую парадигму поддерживали медвежата.

История новогодних открыток: как и когда они появились

История новогодних открыток в России началась с традиции обмениваться красочными поздравлениями, и пришла она из Англии.

В 1840-х в Британии начался массовый выпуск открыток, доступных широкой публике: в 1840 году там провели почтовую реформу и создали первые почтовые марки, которые стандартизировали и унифицировали стоимость пересылки одного конверта. Они назывались Penny Black — отправка по почте стала стоить один пенни.

Нарядные карточки с поздравлениями тогда отправляли в конвертах. Только в 1865 году в Германии появился формат открытки, то есть открытого письма, где текст мог прочитать любой.

Цена в один пенни за отправку была низкой, не менялась на протяжении многих лет, и это сделало отправку почтовых открыток популярной традицией. На изображении — шесть почтовых марок с профилем королевы Виктории, между 1840 и 1841 годами
Изображение: General Post Office
Конверт для почтовой карточки, 1840 год
Изображение: William Mulready

Постепенно зарубежные образцы пересекали границы и распространялись по Российской империи, а собственную открытую почтовую карточку в царской России ввели в обращение 26 марта 1872 года.

Открытка из Российский империи в Штеттин (сейчас польский Щецин) 1878 года. «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать»: из-за этого правила текст поздравления размещался на лицевой стороне рядом с изображением. Этот запрет был снят лишь в 1904 году, и адрес вместе с пожеланиями стали писать на оборотной стороне — как сейчас
Изображение: «Старая коллекция»
В России первое время только государство печатало и продавало почтовые карточки, а в 1894 году разрешение на их выпуск получили частные издательства
Изображение: Аукционный дом «Литфонд»

Пасха, Рождество и Новый год были главным поводом отправлять поздравления знакомым, родственникам и важным лицам. На рождественских открытках того времени часто изображали старинные русские обряды, сказочные зимние пейзажи, Деда Мороза (его прообразом был Святитель Николай Чудотворец, который, так же как и «современный» Дед Мороз, изображался в длинном халате и с подарками) или детей ангельской внешности, играющих в снежки.

Дореволюционная открытка, которую Вера отправила Шуре по адресу: Фонтанка, дом 47, квартира 53
Изображение: «Старая коллекция»
Изображение: издательство Общины Св. Евгении, 1901 / издательство «Ришар», между 1904 и 1914 годом / Российская национальная библиотека
Изображение: Музей Москвы

Отмена Рождества и Нового года

После Октябрьской революции 1917 года и установления другой, пролетарской идеологии Новый год и Рождество стали клеймить как атрибуты буржуазной культуры, а с 1925 по 1935 год празднование Нового года и Рождества в СССР даже было официально запрещено. Ёлки, игрушки и открытки как зимние традиции исчезли или ушли в тень: несмотря на жёсткие меры, люди тайно поздравляли друг друга, однако за обычную открытку можно было получить суровое наказание.

Вместо открыток появились агитплакаты с призывами отказаться от «буржуазных» ритуалов
Изображение: mos.ru

1940-е

В 1939 году появилась первая советская открытка с изображением кремлёвских звёзд и курантов.

В период Великой Отечественной войны объёмы поздравительных открыток возросли — это был и допускаемый цензурой инструмент коммуникации, и способ морально поддерживать друг друга. По всему СССР распространялись новогодние открытки с подбадривающими, агитационными, вдохновляющими на борьбу текстами и иллюстрациями.

Б. И. Пророков, открытка «Новогодний балтийский привет». Культурно-массовый отдел Пубалта, 1942 год
Изображение: Аукционный дом «Литфонд»
Открытка периода ВОВ, художник С. Боим, текст Б. Тимофеева
Изображение: Издательство «Искусство» / Аукционный дом «Литфонд»
Открытки с фронта и на фронт проверяла военная цензура
Изображение: «Старая коллекция»

После войны выпуск открыток сократился, страна восстанавливала экономику. Новый виток популярности открыток пришёлся на эпоху оттепели — с 1953 года.

Праздник к нам возвращается

В 1950–1960-х годах новогодние открытки, оформленные ведущими советскими художниками, стали массово издавать государственные организации ИЗОГИЗ и ГОЗНАК. На изображениях часто сочетали сказочные сюжеты, счастливых детей и — великие всесоюзные достижения.

Иллюстрации отражали дух и идеологию времени: страна переживала индустриальный подъём, осваивала целину и Крайний Север, реализовывала масштабные строительные проекты, которые и становились «героями» открыток.

Новогодние открытки на тему трудовых подвигов советских людей
Изображение: Е. Гундобин / М. Юдин
Вертолёт на Северном полюсе, Шуховская башня, цветное телевидение и другие символы технологических прорывов
Изображение: Государственный музей — культурный центр «Интеграция» / ИЗОГИЗ / «Лавка Старины» / «Старая коллекция»

Космос, зайцы, ёжики, медведи

4 октября 1957 года Союз запустил первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин облетел планету, 18 марта 1965-го в космос вышел первый советский гражданин. Ряд этих великих достижений стал отдельной крупной темой в визуальных коммуникациях. В том числе — в новогодних открытках: иллюстраторы смело соединяли образы Деда Мороза и космоса, русской тройки и ракет, космонавтов и ёлочек.

Космическая тематика оставалась популярной практически до середины 1980-х.

Космическая ракета над Кремлём и сталинской высоткой
Изображение: «Старая коллекция»
Открытка с космически-сказочным сюжетом, 1963 год
Изображение: «Старая коллекция»
Изображение: «Музей космонавтики»
Изображение: Д. И. Денисов / «Старая коллекция»
Изображение: «Старая коллекция»
Изображение: «Старая коллекция»

В 1960-е годы художники-аниматоры активно создавали открытки с наивными изображениями радостных животных, которые напоминали главных героев популярных мультфильмов. Знаменитые серии новогодних открыток застоя это мультяшные снеговики, зайцы, медведи и другие очеловеченные персонажи на фоне зимних пейзажей.

В СССР практически не было людей, которые не получили бы новогоднюю открытку с иллюстрациями известного художника и мультипликатора «Союзмультфильма» Владимира Зарубина: за тридцать лет его работы было выпущено 1,5 миллиарда новогодних открыток и конвертов.

«Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее».

Владимир Зарубин

Почтовая открытка СССР «C Новым годом», художник В. Зарубин, 1985–1986
Почтовая открытка СССР «C Новым годом», художник В. Зарубин, 1986
Конверт с иллюстрацией Зарубина, 1968 год
Изображение: «Старая коллекция»

Спорт и благосостояние

1970-е годы оказались периодом, когда советский спорт стал гордостью, идеологией и территорией выдающихся достижений, особенно для фигуристов и хоккеистов. На поздравительных открытках появились сюжеты с чемпионами, художники массово создавали иллюстрации, на которых Снегурочка каталась на коньках, а Дед Мороз держал хоккейную клюшку.

Изображение: Вятскополянский исторический музей / Ивантеевский историко-краеведческий музей
Изображение: культурный центр «Интеграция»

За пару лет до Олимпийских игр 1980 года стали выпускать открытки с маскотом события — самым добрым на свете олимпийским мишкой. Его сопровождали не только символы спорта, но и стереотипные русские элементы, известные за границей: матрёшки, хлеб да соль.

Изображение: культурный центр «Интеграция» / Т. Панченко
Слева фотооткрытка. На рисованной карточке справа Мишка идёт под руку с Дедом Морозом, на плече у которого вместо обычного красного мешка спортивная сумка
Изображение: «Старая коллекция» / Национальный архив Республики Беларусь

В 1970-е и 1980-е понятия «комфорт» и «благосостояние» уже далеко не воспринимались как уничижительные, буржуазные и низкие, а власть признала право граждан на удобную жизнь. Это тоже нашло отражение в новогодних открытках: например, на них стали встречаться сюжеты со строящимися или новыми домами и детали, означающие потребительское изобилие.

Изображение: Л. Аристов / Издание Министерства связи СССР
Изображение: М. Матвеев / Министерство связи СССР
Изображение: Владимир Зарубин

С Новым годом и… Рождеством!

В 1988 году страна отмечала тысячелетие Крещения Руси, и антирелигиозная пропаганда стала отходить на второй план. Церковь постепенно возвращалась в общественную жизнь.

В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР объявил православное Рождество нерабочим днём, а на поздравительных открытках вновь появились изображения церквей, свечей и ангелов — причём не только в сопровождении логичного текста «С Рождеством», но и под «светскими» надписями «С Новым годом».

Изображение: С. Канканян / Auction / Е. Куртенко / Владимир Зарубин

В дизайн открыток вернулись дореволюционные, ностальгические мотивы. Эпоха завершилась.

Слева открытка 1991 года. Справа открытка начала XX века
Изображение: Владимир Зарубин / Аукционный дом «Литфонд»

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована