Жизнь страны в 38 открытках: как новогодние иллюстрации отражали вехи истории
От запретов и лозунгов до зайчиков и ёжиков: рассказываем о дизайне советских новогодних открыток и объясняем, почему на них были лыжи и панельки.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Советские новогодние открытки не просто служили поздравлениями — они были артефактами, которые фактически выражали дух своего времени. От первых открыток, появившихся после Октябрьской революции, до последних образцов, созданных перед распадом СССР: разбираемся в стиле и характере иллюстраций и смотрим, какую идеологическую парадигму поддерживали медвежата.
История новогодних открыток: как и когда они появились
История новогодних открыток в России началась с традиции обмениваться красочными поздравлениями, и пришла она из Англии.
В 1840-х в Британии начался массовый выпуск открыток, доступных широкой публике: в 1840 году там провели почтовую реформу и создали первые почтовые марки, которые стандартизировали и унифицировали стоимость пересылки одного конверта. Они назывались Penny Black — отправка по почте стала стоить один пенни.
Нарядные карточки с поздравлениями тогда отправляли в конвертах. Только в 1865 году в Германии появился формат открытки, то есть открытого письма, где текст мог прочитать любой.
Постепенно зарубежные образцы пересекали границы и распространялись по Российской империи, а собственную открытую почтовую карточку в царской России ввели в обращение 26 марта 1872 года.
Пасха, Рождество и Новый год были главным поводом отправлять поздравления знакомым, родственникам и важным лицам. На рождественских открытках того времени часто изображали старинные русские обряды, сказочные зимние пейзажи, Деда Мороза (его прообразом был Святитель Николай Чудотворец, который, так же как и «современный» Дед Мороз, изображался в длинном халате и с подарками) или детей ангельской внешности, играющих в снежки.
Читайте также:
Отмена Рождества и Нового года
После Октябрьской революции 1917 года и установления другой, пролетарской идеологии Новый год и Рождество стали клеймить как атрибуты буржуазной культуры, а с 1925 по 1935 год празднование Нового года и Рождества в СССР даже было официально запрещено. Ёлки, игрушки и открытки как зимние традиции исчезли или ушли в тень: несмотря на жёсткие меры, люди тайно поздравляли друг друга, однако за обычную открытку можно было получить суровое наказание.
1940-е
В 1939 году появилась первая советская открытка с изображением кремлёвских звёзд и курантов.
В период Великой Отечественной войны объёмы поздравительных открыток возросли — это был и допускаемый цензурой инструмент коммуникации, и способ морально поддерживать друг друга. По всему СССР распространялись новогодние открытки с подбадривающими, агитационными, вдохновляющими на борьбу текстами и иллюстрациями.
После войны выпуск открыток сократился, страна восстанавливала экономику. Новый виток популярности открыток пришёлся на эпоху оттепели — с 1953 года.
Праздник к нам возвращается
В 1950–1960-х годах новогодние открытки, оформленные ведущими советскими художниками, стали массово издавать государственные организации ИЗОГИЗ и ГОЗНАК. На изображениях часто сочетали сказочные сюжеты, счастливых детей и — великие всесоюзные достижения.
Иллюстрации отражали дух и идеологию времени: страна переживала индустриальный подъём, осваивала целину и Крайний Север, реализовывала масштабные строительные проекты, которые и становились «героями» открыток.
Космос, зайцы, ёжики, медведи
4 октября 1957 года Союз запустил первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961-го Юрий Гагарин облетел планету, 18 марта 1965-го в космос вышел первый советский гражданин. Ряд этих великих достижений стал отдельной крупной темой в визуальных коммуникациях. В том числе — в новогодних открытках: иллюстраторы смело соединяли образы Деда Мороза и космоса, русской тройки и ракет, космонавтов и ёлочек.
Космическая тематика оставалась популярной практически до середины 1980-х.
В 1960-е годы художники-аниматоры активно создавали открытки с наивными изображениями радостных животных, которые напоминали главных героев популярных мультфильмов. Знаменитые серии новогодних открыток застоя — это мультяшные снеговики, зайцы, медведи и другие очеловеченные персонажи на фоне зимних пейзажей.
В СССР практически не было людей, которые не получили бы новогоднюю открытку с иллюстрациями известного художника и мультипликатора «Союзмультфильма» Владимира Зарубина: за тридцать лет его работы было выпущено 1,5 миллиарда новогодних открыток и конвертов.
«Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее».
Владимир Зарубин
Спорт и благосостояние
1970-е годы оказались периодом, когда советский спорт стал гордостью, идеологией и территорией выдающихся достижений, особенно для фигуристов и хоккеистов. На поздравительных открытках появились сюжеты с чемпионами, художники массово создавали иллюстрации, на которых Снегурочка каталась на коньках, а Дед Мороз держал хоккейную клюшку.
За пару лет до Олимпийских игр 1980 года стали выпускать открытки с маскотом события — самым добрым на свете олимпийским мишкой. Его сопровождали не только символы спорта, но и стереотипные русские элементы, известные за границей: матрёшки, хлеб да соль.
В 1970-е и 1980-е понятия «комфорт» и «благосостояние» уже далеко не воспринимались как уничижительные, буржуазные и низкие, а власть признала право граждан на удобную жизнь. Это тоже нашло отражение в новогодних открытках: например, на них стали встречаться сюжеты со строящимися или новыми домами и детали, означающие потребительское изобилие.
С Новым годом и… Рождеством!
В 1988 году страна отмечала тысячелетие Крещения Руси, и антирелигиозная пропаганда стала отходить на второй план. Церковь постепенно возвращалась в общественную жизнь.
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР объявил православное Рождество нерабочим днём, а на поздравительных открытках вновь появились изображения церквей, свечей и ангелов — причём не только в сопровождении логичного текста «С Рождеством», но и под «светскими» надписями «С Новым годом».
В дизайн открыток вернулись дореволюционные, ностальгические мотивы. Эпоха завершилась.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!