Дизайн
#статьи

Советы от фотографов по социальной фотографии

Это жанр документальной съёмки, который изначально ставил своей целью изменить мир вокруг.

Фото: Brent Stirton / Getty Images

Такие амбициозные задачи социальной фотографии рождают определённые правила: в её фокусе — взаимодействие между людьми, их конфликты или радости. В англоязычной среде её чаще называют social documentary photography (социальная документальная фотография) или concerned photography (заинтересованная, или даже обеспокоенная, фотография).

Первые социальные фотографии были сняты ещё в XIX веке: на них запечатлены условия жизни и труда представителей рабочего класса.

Фотография из известной серии снимков Томаса Аннана «Фотографии старых кварталов и улиц Глазго», 1868–1877
Фото: Thomas Annan / British Library

В этом жанре фотографии есть особые правила и, несмотря на то, что в нём содержание важнее формы, существуют эстетические ходы. Самое главное — документальность съёмки, снимки не должны быть постановочными. Серии в этом жанре более приоритетны, чем одиночные кадры, потому что они позволяют лучше раскрыть историю. Часто в социальной фотографии используется чёрно-белая эстетика или плёнка: они до сих пор воспринимаются как более документальные, и значит, вызывают большее доверие.

Изначально социальная фотография поднимала проблемы рабочего класса и угнетённых слоёв населения, но затем её рамки расширились. С конца 1970-х годов прошлого века социальную фотографию стали выставлять в крупных галереях наряду с художественной, а сейчас это один из самых уважаемых жанров искусства. Он требует от фотографа не только хорошего эстетического вкуса и знания технических тонкостей, но и понимания проблемы, навыков журналистики, коммуникабельности и знаний в гуманитарной и социальной сфере.

Важность насмотренности

Почему фотограф должен просматривать большое количество работ своих коллег

Один из наиболее выдающихся фотографов в истории Джеймс Нахтвей изучал в университете политологию и историю искусства Америки, а по фотографии не оканчивал даже курсы. При этом он искренне считал, что именно это и есть его призвание, поэтому начал учиться самостоятельно. Как рассказывал он сам на семинаре Программы обучения студентов Canon в рамках международного фестиваля фотожурналистики Visa pour l’Image 2022, он одолжил камеру и арендовал комнату, где сам проявлял плёнку и печатал снимки.

— Я ходил в книжные магазины и стоял в проходе, просматривая фото великих фотографов, после чего возвращал их на полки, потому что у меня не было денег, чтобы их купить. У меня были прекрасные учителя, хоть я никогда их не видел, и я учился, изучая их работы, — рассказывал Джеймс Нахтвей.

Джеймс Нахтвей 10 сентября остановился в гостинице прямо напротив башен-близнецов, он только прилетел из Франции. В день 11 сентября он одним из первых увидел дым. «Я побежал прямо туда и начал фотографировать. Пока я пытался запечатлеть южную башню, я набрёл на церковь с крестом и решил использовать её в кадре — я инстинктивно почувствовал, что вывести этот элемент на первый план будет правильным решением. Пока я фотографировал, башня разрушилась прямо у меня на глазах. Я был в шоке. Мой мозг начал работать гораздо быстрее, и все эти куски металла, которые летели по воздуху словно спички, выглядели для меня будто в замедленной съёмке. Я подумал тогда, что время остановилось»
Фото: James Nachtwey / World Press Photo

Он считает, что достиг достаточного уровня только спустя десять лет работы. За свою жизнь он пять раз был удостоен Золотой медали имени Роберта Капы от Overseas Press Club of America, дважды получал награду «Фотография года» World Press Photo, а также множество других наград. Джеймс Нахтвей — один из самых заслуженных и титулованных специалистов в области военного фоторепортажа.

Выживший в лагере смерти Хуту позирует перед Джеймсом в самый разгар геноцида 1994 года в Руанде
Фото: James Nachtwey / World Press Photo

— Для меня лучшие фотографии — это те, которые содержат крупицу личности фотографа, — говорит Джеймс Нахтвей.

Соблюдать границы

Почему фотографу социальной тематики важно уважать чувства других людей

Также Джеймс Нахтвей отмечает, что очень важно уважать достоинство людей в кадре, даже если это съёмки в экстремальных условиях, а для того, чтобы сделать работу сильной, лучше провести на месте съёмки некоторое время: так можно глубже прочувствовать сложные моменты истории.

Фотожурналистка Мария Гельман рассказала, как создаёт честные истории и работает с уязвимыми людьми. По её словам, если снимать социальную тематику, нужно передавать часть личности другого человека, уважать его границы и согласовывать все действия.

— Мне важно погружение в каждую историю. Я стараюсь узнать до съёмки что-то о человеке, либо провести интервью и пообщаться вживую, как делаю в персональных проектах, либо узнать что-то о человеке или людях через открытые источники. Сложно объяснить, почему люди открываются, тут работает не только наличие каких-то моих навыков, но и желания, мотивации тех, кого я снимаю. Это не игра в одни ворота.

Быть не только фотографом

Почему важен бэкграунд

— Что касается меня, то я предполагаю, что в работе с людьми мне помогает мой бэкграунд социолога и умение быстро находить контакт с незнакомыми. Также я всегда честна в своих намерениях и чувствах, уважаю границы других, согласовываю все действия, думаю, это вызывает доверие и чувство безопасности. У меня бы вызывало. Я осознаю, что это мне приоткрывают дверь в чужую жизнь, и важно быть внимательным и чутким, — считает Мария Гельман.

Этот проект посвящён «Любви Мини и Татьяны», паре с синдромом Дауна. Влюблённые жили в социальной деревне «Светлана», где работали пекарями. Татьяна умерла после заражения COVID-19 весной 2021 года
Фото: Мария Гельман

Она советует начинающим фотографам снимать то, что их искренне волнует, и просит не забывать про разрешения на съёмку. И как ни странно, она рекомендует не стремиться к успеху, потому что сильные работы возникают только в том случае, когда тема проработана глубоко и лично.

— Фотография — это жизнь, где вы каждый день пытаетесь понять её глубже, рассказать о том, о чём не принято говорить, увидеть то, что не замечают другие, открыть то, что скрывается от глаз, — объясняет Мария Гельман.

Мария Гельман — документальный фотограф из Санкт-Петербурга, изучала социологию в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге, а в 2015–2016 годах прошла обучение в школе «Докдокдок». В персональных проектах исследует вопросы сексуальности, телесности, насилия, дискриминации. Обладательница ряда престижных наград: Instanbul Photo Award, Vilnius Photo Circle, «Прямой взгляд», конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина и других. В 2018 году стала победительницей одного из самых престижных профессиональных конкурсов — Leica Oskar Barnack Newcomer Award, победитель конкурса POY, с 2019 года — член фотоагентства VII. В 2020-м стала участницей World Press Photo Joop Swart.

Отказ от профессиональной камеры

Фотограф Дмитрий Марков отказался от профессиональной камеры в пользу iPhone, чтобы снимать, не привлекая внимания на улице: основой его работы были непостановочные натурные зарисовки. Он рассказывал, что большинство кадров делает в автоматическом режиме, просто открывая камеру, смахнув экран блокировки.

«Россия в квадрате» — так назывался второй фотоальбом Дмитрия Маркова
Фото: Дмитрий Марков

В 2016 году Марков стал первым участником рекламной кампании iPhone 7 под названием Apple’s Taken on the iPhone из России. Всего в ней приняли участие 15 фотографов из 15 стран.

Деньги на издание альбома «России²» собрали благодаря краудфандинговой кампании
Фото: Дмитрий Марков

В начале февраля 2024 года Дмитрий Марков и глава благотворительного фонда «Алиса» Екатерина Молчанова выпустили документальный фильм о проблеме наркопотребления в России. Его представили в Нижнем Новгороде, а средства, собранные на мероприятии, направили на создание социально-реабилитационного центра для подростков. Сейчас этот центр носит имя Дмитрия Маркова, который умер в том же феврале. Ему был 41 год.

Также он использовал технологию Deep Fusion, которая производит ряд сложных вычислительных операций и с их помощью собирает в кадре максимум полезной информации. Режим полностью автоматический и не требует участия со стороны пользователя. Так можно получить детализированный портрет даже в сумерках или если герой съёмки моргнул в самый ответственный момент.

Негатив: цифровой и социальный

Другая технология, которую рекомендовал Дмитрий Марков, — съёмка в формате цифрового негатива DNG (digital negative). Она позволяет сохранить всю информацию с матрицы камеры телефона в виде тяжеловесного (до 30 мегабайт) DNG-файла. Его можно потом обработать самостоятельно. Конечно, для этого нужно иметь опыт работы в графическом редакторе и понимать, что к чему.

Фото: Дмитрий Марков

Дмитрий Марков снимал в режиме Live Photo, который делает небольшие видеоролики, автоматически выбирая заглавным снимком самый удачный кадр в диапазоне сохранённой записи. И самое в этом интересное, что телефон начинает запись ещё до того, как пользователь нажал спуск затвора. Это позволяет не упустить важный момент, например, когда кто-то задувает свечи на праздничном торте.

— Зная фотографов, которые используют этот режим постоянно, я, тем не менее, рекомендую не расслабляться и тренировать собственную реакцию, — говорил Дмитрий Марков.

Дмитрий Марков — один из главных фотографов современной России. Он родился в подмосковном Пушкине, до 2007 года работал фотографом и журналистом в газете «Аргументы и Факты». В 2005 году стал волонтёром и переехал в Порховский район (Псковская область). Его работы показывали на знаковых выставках в Европе и Америке, их публиковали в самых престижных изданиях. При этом сам он жил очень скромно, в провинции, а гонорары нередко отдавал на благотворительность. Он боролся с наркозависимостью и помогал в этой борьбе другим людям.

В одном из своих постов в соцсетях Дмитрий Марков написал: «Я не попаду ни в какую свободную и счастливую Россию будущего. Я до мозга костей житель России настоящего». Его часто упрекали за то, что он показывает страну с очень мрачной стороны, а он отвечал: «Моя задача как фотографа — не показать разруху, а увидеть жизнь на её фоне».

Фото: Дмитрий Марков

Социальная фотография — это история, рассказанная визуальным языком через один или несколько кадров. И главный секрет успешной работы — не в идеальной композиции или сочетании цветов, а в этой самой истории.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована