Дизайн
#статьи

Словарь символов: что на самом деле означает астериск, трискелион и галочка

История популярных знаков, которые дизайнеры вписывают в логотипы.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Сердечки, смайлы, стрелки, кресты и звёзды — это лаконичные изображения, которые ёмко передают идею, образ или действие. Но привычные нам значения символов утвердились в культуре не сразу.

Рассказываем, как появились популярные в дизайне знаки и какой смысл в них вкладывали раньше.

Сердце

Традиционно в культуре сердце было знаком любви. Благодаря простоте и исключительно позитивным ассоциациям оно прижилось в дизайне и приобрело более широкое значение заботы, одобрения и восторга. Рекламу или логотип с сердцем можно встретить в любой индустрии.

Логотип линии Play Comme des Garcons
Изображение: Play Comme des Garcons

В реальности сердечная мышца человека имеет мало общего с закрепившимся символом. Форма, которую мы привыкли называть сердцем, существовала ещё до нашей эры — так обозначали листья плюща, фигового дерева, виноградной лозы и сильфия — растения, применявшегося как средство контрацепции. Нет точного ответа, почему потом этот знак стал означать любовь.

Первые примеры использования сердечка вместо рисунка реалистичного человеческого органа найдены в литературе XIII века. В дальнейшем этот символ перешёл в игральные карты и, вероятно, благодаря им приобрёл свою популярность.

Логотип спортивного бренда Roxy
Изображение: Roxy
Айдентика колумбийской компании, которая поддерживает локальные сообщества
Изображение: Red Valley / Andrés Gallo / Santiago Arango / Camilo Marin / Sebas Henao / Tats Oquendo / Behance

Смайл

Ещё один растиражированный в дизайне позитивный знак.

Логотип туристического оператора Tui
Изображение: Tu

Смайл — сравнительно молодой символ, который придумали в середине прошлого века. Его автором считается американский дизайнер Харви Болл. Он нарисовал лаконичную жёлтую рожицу на заказ для страховой компании, в которой хотели поднять настроение сотрудникам.

Позднее появились компьютерные смайлы — эмодзи, которые вошли в культуру онлайн-общения и стали использоваться как элементы дизайна.

Логотип бренда носков с креативным дизайном
Изображение: SURGENTE ESTUDIO / Kaori Hirakata / Pancho Muñante / Andrea Zorrilla Loo / Ninoska Pizarro / Behance
Айдентика клиники ортодонтии
Изображение: Rodolfo Ventura / Behance

Стрелка

Указывает направление и ассоциируется с движением — в дизайне она может служить знаком динамичности, изменчивости, скорости.

Логотип Volvo
Изображение: Volvo

По одной из версий, стрелки для указания направления стали использовать в Древней Греции. Изначально это были отпечатки ступней, которые размывались от дождя и ветра и начинали походить на ту форму, которая знакома нам сейчас. Но это лишь гипотеза.

А вот первые графические изображения стрелок встречаются в артефактах XVIII века: ими обозначали стороны света на компасе и течение рек на картах.

Айдентика территории в Ленинградской области
Изображение: Mariia Sitnikova / Behance
Логотип коммуникационного агентства
Изображение: RikGrafiek / Studio Limbo / Behance

Галочка

Этим символом помечают правильные ответы или выполненные задачи. Он также прижился в айдентике и рекламе.

Логотип «Сбера»
Изображение: «Сбер»

Галочка — очень старый символ, но о её происхождении учёные не спорят. Во времена Римской империи латинской буквой «V» сокращали слово «правда» («veritas»). Позднее при быстром письме начертание «V» становилось всё более небрежным и пришло к современной форме.

Логотип сервиса Todoist
Изображение: Todoist
Логотип компании, которая производит строительные и отделочные материалы
Изображение: skinn branding agency / Behance

Трискелион

Число три имеет позитивные коннотации в большинстве мировых культур, а три элемента, направленные так, будто движутся по кругу, — одно из популярных графических решений в логотипах. Такие формы смотрятся гармонично и передают динамику. Они ассоциируются с развитием, движением, цикличностью и целостностью.

Логотип производителя техники Razer
Изображение: Razer

Подобный знак — интерпретация трискелиона, древнего символа в виде трёх лучей, выходящих из одной точки. Его в разных видах использовали многие народы: кельты, греки, этруски, японцы. Трискелион встречается в вышивках и геральдике, его наносили как орнамент на металл и камень.

Точные трактовки символа неизвестны. По разным гипотезам, это мог быть символ солнца, времени жизни (с тремя составляющими — рождение, жизненный путь и смерть), знак сочетания трёх стихий природы.

Логотип технологической компании Conduent
Изображение: Chermayeff & Geismar & Haviv
Логотип тайского оператора мобильной связи
Изображение: DTAC

Астериск

Типографская звёздочка в тексте обычно обозначает сноску или пропущенную букву в нецензурном слове. В дизайне её тоже использовали, но не слишком активно — до последних лет. Сейчас астериск встречается во многих проектах и даже вошёл в число трендов 2021 года по версии Logolounge.

Логотип сервиса Google Authentificator
Изображение: Google Authentificator

Считается, что символ впервые стали использовать во II веке в Александрии — так обозначали неясности или повторения в книгах.

Айдентика парижского кафе
Изображение: Hugo Chevallier / Behance
Айдентика креативного агентства
Изображение: Inkmate Design / Behance

Четырёхлистник

Четырёхлистный клевер — знак удачи в европейской культуре. Символически его изображают как четыре закруглённых листа, формирующих квадрат или ромб. Форму используют в украшениях, декоре, иллюстрации и дизайне.

Логотип сети «Перекрёсток»
Изображение: «Перекрёсток» / дизайн агентства «Супрематика»

Первые письменные упоминания о четырёхлистном клевере как символе удачи датируются XIX веком. Более ранние упоминания были только в легендах и мифах.

Считается, что у кельтов это растение символизировало четыре стороны света, его использовали в ритуалах. У индейцев четырёхлистник был предвестником удачной охоты и большого урожая, а древние египтяне дарили его новобрачным.

Изображение: La Semaine du Japon / дизайн агентства Baillat
Изображение: Lira Lira / Yuri Vam / Izabela Assis Batista / Debora Tomasi / Vitor Neves / Matheus Costa / Behance

Крест

Это один из самых известных знаков с ярким эмоциональным прочтением. Крест можно ассоциировать с концом, запретом, зачёркнутой ошибкой. Так как часто реклама и айдентика направлены на то, чтобы зацепить зрителя и вызвать отклик, символ широко применяют в дизайне:

Логотип бренда аксессуаров и обуви Tory Burch
Изображение: Tory Burch

Крест — один из наиболее простых и древних символов. Самые ранние примеры его использования находят на артефактах неолита, но точные значения тех изображений остаются загадкой.

Позднее в Древнем Риме крест символизировал кару за преступление, в такой форме даже стали изготавливать орудия казни.

У кельтов были более позитивные значения: крест считался знаком плодородия и творческой силы, а индейцы ассоциировали с этим символом самого человека. С развитием христианства вытянутый вертикально крест приобрёл религиозный смысл. А крестиком с равными по длине диагоналями зачёркивали ошибки, и за ним закрепилось соответствующее значение.

Айдентика церкви Вифании
Изображение: Daniel Olah (Oala) / Behance
Айдентика для конференции компании Vitra
Изображение: Lom Creative Studio / Behance

Читайте также:

Знак и смысл: крест

Плюс

Ещё один популярный математический символ и одна из версий креста — это знак плюс.

Логотип Chevrolet, версия 2019 года
Изображение: Chevrolet

До XV века сложение в математике было принято обозначать буквой «р». Современный знак плюса, по всей видимости, произошёл от латинского союза «et» («и») — первую такую запись сделал астроном Николь д’Орем в XIV веке, а закрепили этот опыт немецкие алгебраисты. Они начали использовать знаки плюса и минуса в математических выражениях в XV веке. Со временем эти обозначения укоренились в науке.

Логотип видеопродакшена
Изображение: Alina Pitsik / AVA Digital / Aleksandr Shingarev / Polina Podust / Nikita Kechkin / Behance
Логотип сервиса для знакомств
Изображение: дизайн Студии Артемия Лебедева

Знак бесконечности

Математический символ ассоциируют с непрерывностью и стабильностью. Он встречается в логотипах и паттернах многих брендов.

Айдентика сервиса музыкальной терапии от Pentagram
Изображение: Nordoff and Robbins / Pentagram

Авторство приписывают английскому учёному-математику XVII века Джону Уоллису. Он написал теоретический труд о бесконечности и ввел в нём обозначение в виде перевёрнутой восьмерки. Почему он выбрал именно такое изображение, неизвестно, но символ прижился — причём не только в математике.

Логотип сервиса доставки воды
Изображение: Parcour Studio / Deniz Damar / Burak Tığlı / Behance
Айдентика медицинского центра
Изображение: Nastya Novikova / Behance

Слеш

Косая черта благодаря дизайнерам стала не просто знаком препинания, а концептуальным символом. Она может служить для объединения или противопоставления понятий, по аналогии с использованием в тексте, или показывать принадлежность одного понятия к другому — как в ссылке веб-сайта.

Логомарка Deutsche Bank
Изображение: Deutsche Bank

Есть версия, что в ранней европейской письменности косая черта была одним из вариантов написания тире. Со времён Средневековья её использовали для тех же целей, что и запятую при перечислении равнозначных понятий, — такая функция в тексте у косой черты осталась до сих пор.

Название «слеш» не так старо, как сам символ, его стали использовать с семидесятых годов прошлого века.

Айдентика студии дизайна
Изображение: Sally Yang / Behance
Айдентика финансового сервиса
Изображение: Akbank / Pentagram

Большой палец вверх

Самый распространённый жест, который используют в дизайне и иллюстрации. Он означает одобрение — например, «лайк» в соцсетях.

Также он часто встречается в рекламе.

Стикер из кожи с узнаваемым лайком Микки-Мауса
Изображение: Anya Hindmarch

Согласно одной из теорий, жест пришёл к нам из Древнего Рима: так зрители показывали, что хотят оставить в живых побеждённого гладиатора. По другим версиям, поднятый палец, напротив, означал смертный приговор — так что легенда не очень надёжная.

Сейчас в России и большинстве европейских государств знак трактуют позитивно. Но это не общемировое значение — в мусульманских странах и в Греции он считается оскорбительным.

Логотип ресторана итальянской кухни
Изображение: Vlad Smolkin / Behance
Бренд-иллюстрация для кофейни
Изображение: Nastya Sarsenbaeva / Behance

Пальцы буквой V

Два поднятых расставленных пальца — ещё один жест, актуальный для индустрии рекламы.

Рекламный постер для песни 1961 года
Изображение: Liberty / Wikimedia Commons

По распространённому мнению, он произошёл от слова victoria («победа»), но эту версию оспаривают.

По альтернативной, более кровожадной, теории, впервые жест использовали во время Столетней войны в XV веке. Французы отрубали пленным два пальца, которыми натягивают тетиву лука. Когда англичане выигрывали сражение, солдаты показывали этот жест, демонстрируя, что их пальцы целы.

Айдентика для стилиста по волосам
Изображение: Kennaland / дизайн компании Jones Knowles Ritchie

Жест «OK»

Очередной распространённый в маркетинговых коммуникациях жест — знак, эквивалентный выражению «ОК».

Вижуал Sela
Изображение: Sela

Само выражение — это аббревиатура от английского all correct: по одним версиям, безграмотная, по другим — в шутку намеренно неправильная. Сокращение вошло в моду в начале XIX века в США. Жест появился в это же время: его стали активно использовать в ходе предвыборной кампании 1836 года.

Звезда

С помощью звёздочек в массовой культуре, и в дизайне в частности, изображают сияние и блеск — их можно трактовать как знак качества, обновление или победу.

Изображение: Dior

С происхождением символа всё просто: с древних времён люди рисовали звёзды, которые видели на небе, в разных вариациях. С развитием культуры количество лучей приобретало символическое значение.

Например, пентаграмму использовали в Китае как знак единства пяти стихий, треугольная звезда символизирует вечность, а шестиконечная звезда Давида — еврейский религиозный символ, означающий борьбу духа и материи.

Логотип бренда матрасов Hauzestern
Изображение: Estúdio Faixa 2 / Eduardo Braun / Monique Juchum / Behance
Айдентика логистической компании
Изображение: André Ueno / Behance

Лампа

Идея — это понятие, которое трудно изобразить. Чтобы справиться с этой задачей, придумали специальный знак — лампочку.

Заставка Pixar
Изображение: Pixar

Мода на лампы в качестве символа озарения пошла в начале прошлого века с американского мультфильма про кота Феликса. Персонаж не говорил, поэтому его мыслительный процесс показывали предметно: над головой появлялись разные картинки, в том числе и лампа.

Этот прибор оказался удачной метафорой умной мысли — позднее решение эксплуатировали во многих мультфильмах и комиксах, а сейчас используют и в дизайне.

Брендинг сервиса для генерирования иллюстраций
Изображение: Noomo Agency / Roman Myronov / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована