Шрифты с дурной славой: за что ненавидят Comic Sans, Lobster и Papyrus
Не все шрифты созданы равными — некоторые в дизайнерском мире недолюбливают. Можно соглашаться или спорить с канонами, но знать их — точно надо!
сайт LINGsCARS
Дизайн не может нравиться всем. Его восприятие во многом субъективно — хороший он или плохой, обычно определяют по тому, нравится ли целевой аудитории. Но в профессиональной среде есть свои табу: например, несколько шрифтов, которые признаны некачественными или избитыми — и преданы анафеме. Хотя даже их кое-где используют!
Рассказываем истории «плохих» гарнитур: за что они попали в немилость и где их всё ещё можно увидеть.
Недостаточно египетский Papyrus
Если вы интересуетесь дизайном, то, скорее всего, где-то видели этот шрифт:
Эту гарнитуру в 1982 году разработал дизайнер Крис Костелло (Chris Costello): ему было 23 года, и это был его первый шрифт, созданный в качестве личного проекта. Однако спустя два года права на него купила британская шрифтовая студия, и Papyrus вышел в свет. Кириллическая версия появилась уже в начале нулевых — её сделали другие дизайнеры.
После выхода шрифт стал довольно популярным, его использовали в разных сферах. Но если сейчас загуглить это название, на первой же странице поисковой выдачи половина ссылок будет вести на статьи и дискуссии о том, что использовать Papyrus — моветон. У этого есть две основные причины.
Во-первых, слава декоративных шрифтов никогда не длится долго — люди от них устают. Если, например, Helvetica или Times New Roman — нейтральные наборные гарнитуры, которые так же нейтрально смотрятся спустя десятилетия, шрифты с необычной формой букв и текстурами подчинены моде. Поскольку Papyrus в своё время слишком часто использовали, он теперь вызывает ощущение дежавю.
Во-вторых, Papyrus часто ругают за то, что он недостаточно аутентичный. Название отсылает к древности, но по форме букв трудно понять, письменность какого этноса тут имитируют. Papyrus, в зависимости от настроения, можно счесть египетским, греческим, месопотамским или ещё каким-нибудь. А текстура по контурам букв смотрится не слишком правдоподобно — видно, что все эти неровности просто нарисованы в векторном редакторе. Из-за этого Papyrus приобрёл флёр мультяшности.
Несмотря на то что этот шрифт активно ругают дизайнеры, иногда его до сих пор используют — даже во всемирно известных проектах. Самый громкий пример — заставка фильма «Аватар»:
Как видите, в названии первой части использовали именно Papyrus — с незначительными изменениями деталей, которые выполнили вручную. Во второй части «Аватара» от этого шрифта уже отказались и выбрали другой, совершенно непохожий.
Слишком хороший Lobster
Неформальную гарнитуру Lobster в англоязычном интернете часто называют «новым Comic Sans», указывая на её дурную репутацию.
На первый взгляд ничего ужасного в шрифте нет — напротив, он весьма красивый и гармоничный. Его создал дизайнер Пабло Импальяри (Pablo Impallari) в 2010 году. Работа очень качественная — прописано более 600 вариантов комбинаций между буквами: это нужно для идеальной стыковки соединительных штрихов, имитирующих ручное письмо. При выпуске гарнитуры допустили единственную оплошность — её сделали бесплатной для коммерческого использования.
Благодаря продуманным деталям Lobster полюбился широкой публике. Он был пригоден не только для работ профессиональных дизайнеров — любой желающий мог скачать шрифт, наложить на фото или напечатать заголовок на сайте, и это уже смотрелось хорошо. Первые годы существования шрифта — эпоха взлёта стартапов и интернет-бизнеса, поэтому простой в использовании, красивый шрифт пришёлся кстати. А теперь он настолько всем приелся, что попал в список дизайнерских табу — Lobster стал растиражированным и уже не смотрится так свежо и оригинально.
Зато в России эта гарнитура получила вторую жизнь — в мемах. Если раньше Lobster был стильной дизайнерской фишкой, сейчас он стал чересчур узнаваем и используется в ироничном контексте. Скорее всего, вы видели подобные надписи в соцсетях:
Хотите создавать мемы сами? Записывайтесь на курс по дизайну социальных сетей!
Надоедливый Comic Sans
Перейдём к самому известному нелюбимому всеми шрифту. «Никогда не использовать Comic Sans» — заповедь дизайнера, о которой зачастую слышат даже далёкие от дизайна люди. С 2020 года существует даже целое движение за запрет этого забавного «детского» шрифта:
Comic Sans разработал Винсент Коннер (Vincent Connare) в 1994 году с конкретной целью. В системе Windows пользователей тогда встречала мультяшная собачка, которая давала подсказки по работе с компьютером, и смешной шрифт был нужен для её прямой речи — потому что обычные шрифты этому персонажу не подходили. Тем не менее об этой собачке уже мало кто вспомнит — Comic Sans разошёлся по миру и использовался в самых разных случаях: от учебных презентаций и деловых документов до рекламы.
Дизайнеры отмечают несколько слабостей шрифта Comic Sans. Например, ширина его линий неизменна, поэтому на стыке нескольких штрихов образуется слишком большое тёмное пятно. Обычно в шрифтах этого избегают, слегка уменьшая толщину линий на стыках. Также специфическая форма букв Comic Sans не позволяет сделать гармоничные межбуквенные интервалы (это называется кернингом). Одни буквы «слеплены» друг с другом, другие стоят слишком далеко. Все эти детали осложняют чтение длинных текстов, напечатанных Comic Sans, а крупные надписи делают не слишком красивыми.
Вопреки всем недостаткам, в девяностые популярность шрифта была колоссальной. Тогда у людей начали появляться компьютеры и принтеры: пользователи начали печатать документы, доклады, открытки и флаеры, делать презентации и даже запускать собственные сайты. В списке шрифтов по умолчанию в Windows были обыденные наборные гарнитуры и единственный креативный вариант — Comic Sans. Конечно, он привлёк к себе внимание и использовался повсеместно, в том числе в серьёзных документах.
Неприятие Comic Sans вызвано не только его дизайнерскими несовершенствами в толщине линий и кернинге — просто его слишком часто использовали в неподходящих контекстах. Шрифт разработали для прямой речи нарисованной собачки, но печатали им школьные доклады и рекламные слоганы. И поскольку в большинстве случаев он был трудночитаемым и не подходил по смыслу, его и невзлюбили.
Несмотря на дурную славу, Comic Sans жив! И до сих пор его используют в весьма странных ситуациях. Например, на мемориальной доске Курта Кобейна (2011 год) или на постере к концерту (2020 год):
Закончим неутешительной новостью — на самом деле плохих шрифтов гораздо больше, чем три! И регулярно появляются новые: выходят некачественные гарнитуры, затрудняющие чтение, или хорошие шрифты просто устаревают и становятся моветоном. Впрочем, как мы видим по современным примерам, правила можно нарушать — даже общепризнанным «плохим» шрифтам находится применение.
В дизайне нет строгих правил: чтобы находить удачные решения, нужно иметь насмотренность, опыт и быть в курсе последних трендов. Получить глубокие знания и реализовать собственные проекты под руководством практикующих специалистов можно в нашем онлайн-бакалавриате!