Дизайн
#Мнения

Лав-стори. Как дизайнеры приходят к шрифтам

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он превратился в дизайнера шрифтов.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Фото: личный архив Ольги Паньковой

Ольга Панькова


Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D& AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.


Моя история эволюции в шрифтовика довольно классическая. Я понимала, что хочу стать хорошим дизайнером, а хороший дизайн — это почти всегда сочетание картинки и текста. Значит, надо было осваивать буквы, потому что с картинками было более-менее понятно: пять лет художки и шесть с лишним лет высшего образования научили работать с изображениями и цветом.

А вот как выбрать шрифт, какую интонацию и характер он будет добавлять графике, почему вообще дизайнеры выбирают те или иные шрифты — это всё для меня было совсем не очевидным.

Почему в дизайне нужно было использовать именно такую готику и близкую к такой? Ведь готик было множество! Я как-то об этом совсем не думала в начале пути
Изображение: Demon Press
А на этой обложке автор явно пытался передать некую рукописность, живость и доброту через буквы
Изображение: Houghton Mifflin / Wikimedia Commons

Я поступила на шрифтовой курс в «Британке», и, прямо скажем, многое мне давалось с трудом и скрипом. Нас гоняли по шрифтам, их названиям и авторам, и мы с лёту должны были отличить по отдельным буквам, что это за начертание. Проходили графические программы, историю шрифта, отрабатывали каллиграфию и разбирали леттеринг. Ох, как это было непросто!

Илья Рудерман даёт нашей группе фидбэк
Фото: предоставлено Ольгой Паньковой
На курсе мы очень много и разнообразно рисовали буквы — а иногда и вырезали, например на мраморе. Это называется карвинг
Фото: предоставлено Ольгой Паньковой

Но с каждым занятием меня затягивало в этот клуб шрифтоголиков всё больше и больше, и на втором курсе я решила, что больше ничем, кроме букв, заниматься в жизни не буду. Хотелось копать, изучать детали и совершенствоваться именно в этом направлении, что я и продолжаю делать: дизайнеру шрифтов нельзя прекратить обучение, работа и индустрия постоянно подкидывают новые задачи и требуют новых знаний.

Самое впечатляющее в программировании для меня до сих — то, что делают ребята из Underware со своим программированным скриптом/шрифтом

Кстати, чем мне особенно нравится эта профессия: она максимально всевозрастная. Надеюсь, и в 70 лет я буду сидеть и рисовать буквы :-)

Знаю, что многие графические дизайнеры начинают рисовать шрифты, потому что им не хватает определённой интонации, или насыщенности, или рисунка для решения своих задач — например, для айдентики. А на курсе со мной была девушка, которая пришла учиться, чтобы нарисовать шрифт для книги по математике. Обычно в шрифтах есть только самый минимум математических знаков, а ей нужно было, чтобы и текст, и вся математика были органично свёрстаны и всё выглядело солидно и правильно. О судьбе сокурсницы не знаю, но надеюсь, ей всё удалось!

Эту обложку я делала для издательства «МИФ». Здесь буквы как бы вступают в диалог друг с другом, они мягкие и передают ощущение дружной беседы о чём-то добром и нескучном
Фото: предоставлено Ольгой Паньковой
«Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури»: цвет и шрифт этих молчаливых героев фильма создают ощущение беды и ярости
Кадр: фильм «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури»

Типографы, у которых горит особенная страсть к правильной вёрстке и буквам, могут решительно перерисовывать шрифты под свои задачи. Например, делать меньше насыщенность или контраст линий или упростить какие-то декоративные детали. Вообще-то, это не всегда законно: в правах обычно указано, можно ли менять контуры (чаще — нет). Но эти ребята такие дотошные! Они готовы не то что перерисовать или дорисовать шрифт для своих задач, но и, конечно, добиться разрешения на такие действия у авторов.

Бывает, что дизайнер-нешрифтовик из логотипа или характерного леттеринга своими руками «выращивает» шрифт. Этот дизайнер не то чтобы профи в рисовании букв, но ему хочется сохранить визуальную преемственность для брендинга или стиля, и он рисует шрифт как умеет. Возможно, первые такие блинчики выходят не самыми безупречными, но после проб, разочарований в себе и ошибок выходит даже что-то очень приличное :-) Особенно — если последовательно развивать шрифтовую насмотренность.

Один из примеров моих первых корявых букв
Фото: предоставлено Ольгой Паньковой
2013 год, митинг, лозунг моими буквами
Фото: предоставлено Ольгой Паньковой

Кажется, сейчас уже любой дизайнер знает, чем отличается «Гельветика» от «Таймса» и что шрифты не появляются из воздуха. В арсенал добавились удобные и несложные программы (например, Glyphs). Нарисовать собственный шрифт в целом не неподъёмная задача, если очень захотеть. А там и до превращения недалеко.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована