Сенсорный дизайн: как в проектирование приходят ощущения
Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает об объектах, которые можно пощупать и понюхать.
Иллюстрация: Arthur Evans / Wikimedia Commons / Glithero / Reisinger Studio / Colowgee для Skillbox Media
Дискуссия о том, что мы слишком много смотрим, в результате чего видим всё хуже и стремительно глупеем, идёт давно. Постепенно визуальное восприятие уступает место мультисенсорному: в ближайшем будущем нам будут предлагать не только смотреть, но и значительно больше щупать, слушать и нюхать.
Изменения близко
Как обычно, сначала поворот восприятия происходит в современном искусстве. Многие произведения, в которых фактура трактована как художественный элемент, апеллируют к нашему чувственному восприятию — даже в том случае, если рядом висит музейная табличка «руками не трогать».
Сенсорный ответ вызывают ободранная краска с холстов Ансельма Кифера или сплетённые из множества текстильных элементов объекты Розмари Трокель, инсталляции Жуаны Вашконселуш или бумажные работы корейца Кван Йонг Чана. Японец Нисимура Ёхэй пошёл ещё дальше: он предлагает обнимать свои скульптуры и принюхиваться к еле слышным тонким ароматам, которые источают некоторые из них.
Теоретики различают «тактильное» (к чему действительно можно прикоснуться) и «гаптическое». В гаптической визуальности сами глаза действуют как орган прикосновения. Среди признанных теоретиков гаптического — современная исследовательница новых медиа Лора Маркс. Именно она предложила термин «осязательная эстетика», разработала систему критериев для оценки мультисенсорного произведения. Она же предложила видеоработу Моны Хатум «Меры расстояния» (1988) как образец гаптической оптики.
Прикосновение к чему-то влажному, острому, шершавому или скользкому может вызывать тревогу, в то время как приятные ощущения от прикосновений дарят эмоциональный подъём. Исследуют такие эффекты и внедряют их в жизнь веб‑дизайнеры: изображения интерфейсов могут заставить нас думать, что мы видим что‑то шершавое, мягкое, пупырчатое или обжигающее.
Дизайн-критик Элис Росторн в своей книге «Дизайн как отношение» отметила это общее движение к мультисенсорности. Что её поразило? Например, отсутствие развитой терминологии, которая позволяет описывать тактильные ощущения. В эссе, опубликованном в журнале «Нью-Йоркер» в 2016 году, писатель, публицист Адам Гопник указал*, что на каждые 50 научных работ, посвящённых зрительному восприятию, за последние полвека была только одна, посвящённая тактильности.
Но ситуация меняется. Невролог Дэвид Линден утверждает*, что только в 2010-х годах написано больше статей о молекулярной и клеточной основе осязания, чем в течение всего ХХ века.
Материалы
Среди тактильных материалов современных интерьеров фигурируют биоматериалы: конопля, бамбук, пробковое дерево, папье-маше, рафия, мицелий, водоросли, тростник, а также традиционные — бумага и дерево. Все они обладают необычными текстурами, интересны на ощупь, а иногда и пахнут, например сырым лесом — как мицелий, или йодом — как панели, сделанные на основе сушёных водорослей.
Во время экстремальной летней жары в Берлине дизайнерская студия Golem создала ожерелье OoOoooOooooOh la l’ice. Ожерелье сделано из семи кубиков льда на цепочке из бусин: лёд тает на тёплой шее в течение получаса.
Ещё один пример — кресло «Гортензия» (Hortensia), дарящее ощущение, что вы садитесь в середину пышного соцветия. Андрес Райзингер впервые опубликовал цифровую визуализацию «Гортензии» в июле 2018 года, после чего кресло стало вирусной сенсацией и частью первой волны дизайна NFT.
Райзингер полгода искал соавтора, который помог бы превратить цифровой дизайн в физический объект, и нашёл текстильного дизайнера Джулию Эске. Вместе они выпустили кресло ограниченным тиражом.
Позже компания Moooi придумала, как из «Гортензии» сделать промышленный товар. Получился предмет XXI века с переходом из цифрового мира в реальный: внутри кресла — металлический каркас, сверху лёгкий полиэстер, разрезанный лазером на длинные рельефные полосы, которые скомпонованы в группы по 40 лепестков в каждой. В общей сложности каждая модель покрыта 30 тысячами лепестков длиной примерно полкилометра.
Запахи
Ольфакторная, то есть основанная на обонянии, эстетика тоже продвигается вперёд.
Например, студентка-дизайнер Шарлин Ронзон-Жарико спроектировала аппарат, который позволяет запомнить важный запах. Прототип для проекта Evanescence выглядит как изящная стеклянная колба, перевёрнутая и подвешенная над гипсовой галькой. Нужно отломить кончик колбы в момент, который хочется сохранить в памяти, — капля жидкого аромата упадёт, а галька её впитает. Камушек с запахом нужно носить с собой в коробочке и нюхать каждый раз, когда захочется пробудить воспоминание.
Три года назад в Музее дизайна и декоративного искусства в Лозанне (MUDAC) прошла важная выставка «Нос к носу — современные парфюмеры». Тогда музейщики столкнулись с важной проблемой: как представить запах в музейном контексте, где доминирует визуальное? Как выставлять ароматы, не влияя на восприятие их публикой, и держать духи в центре внимания?
В поисках решения они обратились к Саре ван Гамерен и Тиму Симпсону из лондонской студии Glithero. Они создали шесть инсталляций, отправляющих посетителей в поэтическое чувственное путешествие в мир ароматов. С этой работы Glithero ведут счёт специфическим ольфакторным проектам в области современного дизайна.
Вес
Важная характеристика предметов, на которую пока недостаточно обращают внимание, — вес. С тех пор как Джо Понти сделал свой «Сверхлёгкий стул» (669 Superleggera, 1957), эта характеристика как будто отошла на второй план. Однако терапевтический эффект «тяжёлого одеяла», помогающего заснуть при бессоннице, снова обострил наше восприятие веса бытовых предметов и одежды.
В авангарде оказались женские сумки. Австрийский дизайнер Джулия Кёрнер создала для своего бренда JK3D клатч Kelp Mini Clutch. Сумочки напечатаны на 3D-принтере из биопластика. Форма и плетение волокон имитирует водоросли, найденные вдоль береговой линии Малибу в Калифорнии. Биомимикрия позволила сделать сумку функциональной: кошельки и таблетницы не вываливаются, а комфортный вес сумки стал её важной характеристикой.
* * *
Уже цитированная Элис Росторн предсказывает (в той же книге «Дизайн как отношение»), что в будущем значение сенсорного дизайна усилится в том числе благодаря тому, что программное обеспечение дополненной реальности сможет воспроизводить тактильные ощущения, а не только создавать визуальные эффекты. В результате осязание станет важным фактором восприятия дизайна, и то же самое может относиться к другим давно забытым ощущениям, например к запаху.
Какие технологии подведут нас к этому опыту? Учёные из лаборатории реконфигурируемой робототехники (RRL) при швейцарском институте EPFL разработали мягкую искусственную кожу, которая состоит из силикона и электродов. Она обеспечивает тактильную обратную связь и помогает пользователям виртуальной реальности чувствовать всё, что происходит вокруг них, — температуру, влажность, разные поверхности. Кожа как перчатка крепится на запястье и спроектирована так, чтобы мгновенно адаптироваться к самым мелким движениям руки пользователя.
Скорее всего, в будущем нас ждёт много таких экспериментов, один из которых будет запущен в серийное производство.
* Gopnik A. Feel Me: What the New Science of Touch Says about Ourselves // The New Yorker. May 16, 2016.