Русский код: символ льва в иконописи
Почему это животное веками не давало покоя иконописцам, авторам летописей и простым крестьянам. И где оно теперь?


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Львы тысячелетиями жили рядом с человеком. Крупнейшие кошачьи были и угрозой, и естественным соперником в охоте. Для ближневосточных племён львы были так же реальны, как волки для славянских крестьян, поэтому они появляются на страницах самых ранних текстов Танаха (еврейской Библии).
Рассказываем о львах в библейских сюжетах и в русской визуальной культуре — и рассматриваем иконы и резьбу.
Лев в христианстве
Сравнения со львом удостаивается ещё царь Давид, который, по преданию, в молодости собственноручно уничтожил льва, нападавшего на его стада, и тем самым метафорически заменил хищника. Диковинная (и крайне детальная, что подчёркивает уровень мастерства и общей древнерусской культуры) резьба со львом украшает стены домонгольского белокаменного Дмитриевского собора во Владимире (кстати, герб этого города также украшает лев).

Фото: Tsvetkova / Wikimedia Commons
Однако в Европе львы не водились, поэтому их изображения получались откровенно причудливые. Учёные отмечают и некоторый духовный дуализм этого образа. С одной стороны, Лев — это, безусловно, сам Христос и Бог-отец. «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил», — такие характеристики мы находим в Откровениях Иоанна Богослова (Откр. 5:5). Лев — царь зверей, ему покоряются, как должны подчиняться и Христу.
Более того, лев символизирует само Воскресение. По старинным «Физиологам» (полуфантастическим энциклопедиям, имевшим хождение на Руси вплоть до петровских времён), львята рождались мёртвыми. Через три дня лев-отец якобы оживлял детёнышей своим дыханием, подобно тому как язычники оживают нравственно от соприкосновения с сакральным знанием через крещение и другие христианские ритуалы.

Изображение: Российская национальная библиотека
Вместе с тем Лев — сам дьявол, искушение и даже смерть. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», — предупреждает мирян апостол Пётр в своём первом Послании (глава 5, стих 8).
Лев — жестокий правитель. Книга пророка Осии отмечает жёсткость Бога: «Ибо Я как лев для Ефрема… Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, и никто не спасёт» (глава 5, стих 14). В связи с этим стоит вспомнить, что лев был одним из главных символов Римской империи. Андрей Рублёв при исполнении фресок Успенского собора во Владимире изобразил погибшее Римское царство именно в образе льва с когтистыми лапами.

Изображение: Скворцов А. И. «Наследие земли Владимирской. Монументальная живопись» / Памятники Отечества
Лев в иконописи
Приблизительно в XIV веке Лев укореняется в церковном обиходе как символ евангелиста Марка или реже — Иоанна. Евангелие от Марка открывается описанием Иоанна Крестителя в Иудейской пустыне, а сам текст эмоционально насыщен и первоначально имел своей целью обратить в христову веру как можно больше язычников.
Возможно, именно поэтому Марка, который и сам в основном проповедовал на римских землях, связали с этим животным. Любопытно, что мощи святого были украдены венецианскими купцами ещё в IX веке, а самым узнаваемым символом знаменитого города тоже стал лев.

Изображение: Российская государственная библиотека
В русской иконописной традиции лев появляется часто, он иллюстрирует конкретные сюжеты. Со временем устанавливаются определённые рамки канона и истории начинают повторяться: христианин усмиряет жестокое и кровожадное от природы животное своей добротой и кротостью.
Львы играют важную роль ещё в книге пророка Даниила, созданной около II века до нашей эры. Даниил был брошен вавилонским царём в яму со львами за желание молиться единому Богу, однако львы не стали грызть его, так как их пасти закрыл ангел.

Изображение: Public Domain
Лев упоминается в житии преподобной Марии Египетской, которая остаётся одним из самых популярных женских персонажей в христианском искусстве. Святая Мария жила в V веке и с ранней юности была блудницей, однако в возрасте 29 лет раскаялась и удалилась в пустыню, где в одиночестве провела ещё почти полвека.
Львы также присутствуют в истории святого Маманта, который, к сожалению, не оставил значительного следа в русской живописной традиции, хотя иконы с изображением святого верхом на льве существуют на Кипре, в Македонии и других южных православных странах. Специалисты указывают, что этот святой есть в иконостасе кремлёвского Успенского собора, однако в открытом доступе этих изображений нет.
Единственным человеком, который видел её перед смертью, был старец Зосима, который причастил Марию, однако похоронить тело у него уже не хватило сил. Тогда он попросил льва помочь ему, и зверь лапами вырыл яму.

Изображение: Public Domain
Святого Герасима традиционно изображают со львом, поскольку, согласно житию, он долгое время подвизался в пустыне, где встретил хромающего льва. Герасим вытащил занозу из лапы животного, вылечил и приручил его, а тот в ответ преданно служил святому много лет. После смерти Герасима лев умер на его могиле, так как не смог жить без своего хозяина.

Изображение: Public Domain
Лев с веткой и лев в селе Поповка
Схожая легенда в западноевропейской традиции приписывается другому святому, а именно Иерониму (Джерому) Стридонскому. Он знаком широкой общественности по завирусившемуся и ставшему мемом фрагменту картины, на котором мужчина якобы вручает изумлённому льву ветку в качестве зарплаты.
Житие Святого Иеронима, автора канонического перевода Библии на латынь, также включает в себя историю чудесного излечения льва в пустыне и последовавшей за ним долгой дружбы между искренне верующим монахом и царём зверей. Иероним жил на сто лет раньше Герасима и на Западе почитается как один из Учителей Церкви.

Изображение: Louvre Museum
Есть, однако же, мнение, что лев попал в историю Иеронима из-за сходства двух имён в греческой транслитерации: Ιερώνυμος (Иерóнимос) и Γεράσιμος (Гера́симос). На Руси два святых в Средние века фактически слились в одного: например, в канонической Геннадиевской Библии 1499 года Герасиму приписываются труды святого Иеронима.
Вина ли это переводчика или же путаница произошла ещё раньше, достоверно установить затруднительно. Стоит отметить, что сюжет об исцелении дикого зверя человеком появляется ещё у Эзопа или его последователей в басне «Андрокл и лев», созданной примерно в VI веке до нашей эры.
Лев волновал не только живописцев и архитекторов, но и жителей сёл. Так, в 2009 году студенты филологического факультета Саратовского госуниверситета во время экспедиции обнаружили на стене старой избы в деревне Поповка удивительно сохранившиеся росписи, напоминающие средневековые бестиарии.

Фото: официальная страница «Музей „Дом со львом“» во «ВКонтакте»
Чем именно вдохновлялись авторы, неизвестно, однако характерная стилистика рисунков явно намекает на преемственность с древнерусской традицией. Помимо льва, в интерьере присутствуют и другие евангелисты в облике животных: телец и орёл.
Предположительно, изображения создали прежние владельцы дома из среды старообрядцев. Они же самостоятельно изготовили стойкие масляные краски, которые и позволили сохранить настенный зверинец в таком высоком качестве. В «Доме со львом» провели масштабную реставрацию, сейчас здесь открыт музей монументальной народной живописи.
Не иконы, но иконки: лев в современной русской айдентике
Древнерусские львы прочно вошли в дизайн-код нашей повседневности. Очертания исторических образов угадываются в логотипах ресторанов, фабрик, отелей и даже крупных выставочных центров. Последние годы этот тренд развивается особенно динамично.
К примеру, вот так выглядит лого национального центра «Россия», который позиционирует себя как «пространство достижений, идей и вдохновения». Эмблема с поднявшим лапу львом стала узнаваемой фишкой центра и подчёркивает национальную направленность его деятельности. Стилизованный лев с огромной кисточкой на хвосте отсылает к владимиро-суздальской школе, о которой было сказано выше.

На сайте центра отмечают, что лев для авторов является символом духовного возрождения, знаком сильного государства и одновременно аллюзией на добродушных рисованных львов, украшавших быт наших предков. В этом образе слились «мужество и человечность, сила и забота, древность и современность».

Вот ещё несколько примеров, как старинный образ органично вписывается в нынешние реалии:
- Калачная «Марк и лев» в Тульской области.

- Ребрендинг города Владимира; в 2023 году был представлен новый логотип с узнаваемым добродушным львом.

- Айдентика архитектурно-этнографического музея «Щёлковский хутор» в Нижегородской области.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- 8 диджитал-проектов, которые используют русский код
- Аманита эстетичная: 10 мастеров, которые используют в дизайне мухоморы
- Строчка крестецкая, плитка метлахская: как архитекторы создали интерьер-театр
- Больше прогуляем, больше наживём! Фестиваль «Кинешма купеческая»
- Иероним Босх: 10 известных (и не очень) фактов