25 русских художников: великие имена в истории искусства
Все, кого вы должны знать, — от классиков до концептуалистов.
Мы собрали в одной статье самое главное, что вам нужно знать о 25 русских художниках XIX, XX и XXI веков.
Карл Брюллов
1799–1852
Художественное направление: классицизм, романтизм и реализм.
Самые известные картины: «Итальянский полдень», «Всадница», «Последний день Помпеи».

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: Брюллов дружил с Пушкиным, и многое о его настроениях, состоянии и личных переживаниях нам известно из писем поэта жене Наталье Гончаровой.

Изображение: Государственный Русский музей

Изображение: Нижегородский государственный художественный музей / Государственный Русский музей

Иван Айвазовский
1817–1900
Художественное направление: романтизм, маринизм.
Самые известные картины: «Девятый вал», «Волна» (она же «Последняя минута на океане»), «Чёрное море».

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского в Крыму, Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Один факт из жизни художника: Айвазовский был крупным меценатом для родной Феодосии. Он инициировал строительство железной дороги к городу, что дало толчок к развитию его порта и вообще городской экономики.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственный Русский музей
Алексей Саврасов
1830–1897
Художественное направление: реализм.
Самые известные картины: «Грачи прилетели», «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: в 1869 году вышел альбом «Курс рисования», где «Пейзажный отдел составлен и рисован Академиком А. Н. Саврасовым». По этому учебнику студенты осваивали рисование цветочков, веточек, деревьев, русских пейзажей и сельских сцен вплоть до революционных трансформаций системы художественного образования.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин
1832–1898
Художественное направление: реализм.
Самые известные картины: «На севере диком…», «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
Один факт из жизни художника: «Возьмите Шишкина. Это ли не учитель? Вам, может быть, покажется это даже смешно, но я утверждаю, что Шишкин чудесный учитель. Он способен забрать 5, 6 штук молодёжи, уехать с ними в деревню и ходить на этюды, т. е. работать с ними вместе. Ведь это только и нужно. 5, 6 человек! Это не шутка, когда подумаешь, что в 10 лет из Академии вырвется один, наполовину искалеченный», — из письма Крамского Третьякову 15 апреля 1878 года.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Kiev National Picture Gallery

Читайте также:
Василий Перов
1833 (или 1834) — 1882
Художественное направление: демократический реализм.
Самые известные картины: «Охотники на привале», портрет Ф. М. Достоевского, «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: свой опыт рисования с натуры в морге лица девушки для картины «Утопленница» Василий Перов подробно описал в рассказе «На натуре. Фанни под №30».
За несколько лет до этого покойная, девица из одного дома терпимости в Москве, позировала учителю Перова, Васильеву Егору Яковлевичу, для образа Трёх Радостей — тот писал с неё богоматерь.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Архип Куинджи
1840 (или 1841, или 1842, или 1843) — 1910
Художественное направление: романтизм, реализм, люминизм.
Самые известные картины: «Лунная ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «На острове Валааме».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых в Кирове.
Один факт из жизни художника: «Куинджи знал человеческие особенности. Когда ему передали о некоей клевете о нём, он задумался и прошептал: „Странно! Я этому человеку никакого добра не сделал“», — из дневника Николая Рериха.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственный Русский музей

Читайте также:
Василий Верещагин
1842–1904
Художественное направление: реализм, батальный жанр.
Самые известные картины: «После удачи (Победители)», «Апофеоз войны», «Узбекская женщина в Ташкенте».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: обладал талантом к литературе и написал множество рассказов о своих путешествиях для русских и зарубежных журналов. Его книга «Очерки, наброски, воспоминания», была наполовину урезана цензурой, но с дополнениями переведена на французский, немецкий, английский, датский и успешно продавалась за рубежом.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Brooklyn Museum / Google Arts and Culture
Василий Поленов
1844–1927
Художественное направление: реализм.
Самые известные картины: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Золотая осень».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, усадьба Поленово (бывшее Борок) в Тульской области, музей-заповедник Абрамцево.
Один факт из жизни художника: в 1892 году дом Поленова стал первым в стране деревенским художественным музеем, в который мог прийти любой человек, а принимали посетителей и водили для них экскурсии сами хозяева. С 1890 года усадьбой беспрерывно владеет и управляет семья художника: сейчас директор музея — его правнучка Наталья Фёдоровна Поленова.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Киевская картинная галерея

Читайте также:
Илья Репин
1844–1930
Художественное направление: реализм.
Самые известные картины: «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Не ждали».

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей-усадьба «Пенаты» в посёлке Репино Ленинградской области.
Один факт из жизни художника: «Вообще мне много пришлось поспорить с Репиным. Недостаток вкуса, поражающий у художника, отсутствие всякого инстинкта красоты приводили меня в полное недоумение. В его мастерской и в доме — ни вещицы изящной или старинной, всё было холодно, плоско, дёшево и грязновато», — из автобиографии известной меценатки, княгини Тенишевой.

Читайте также:

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Виктор Васнецов
1848–1926
Художественное направление: реализм, символизм, национально-романтический русский стиль.
Самые известные картины: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Алёнушка».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Дом-музей В. М. Васнецова в Москве, Музей-заповедник Абрамцево в Московской области.
Один факт из жизни художника: Виктор Михайлович Васнецов время от времени был графическим дизайнером — он как минимум пять раз разрабатывал оформление меню для царских обедов и ужинов.
«Ещё один лишний пример моей бесхарактерности: приехал Прахов и уговорил меня сделать меню; уже послана телеграмма Оболенскому. Придётся отнять от собора дня два-три».
Из письма В. Д. Поленову 2 ноября 1886 года

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Врубель
1856–1910
Художественное направление: символизм, модерн.
Самые известные картины: «Демон сидящий», «Принцесса Грёза», «Царевна-Лебедь».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: Врубель всю жизнь страдал сильными головными болями, которые мешали ему работать.
«<…> я встал утром с сильнейшей мигренью, которая меня посещает 1, 2 раза в месяц, да ведь так, что шею сводит судорогами от боли. Теперь, не знаю, надолго ли, полегчало, и от чего? Мне вдруг страстно захотелось редиски и простого чёрного хлеба, так, что несмотря на то, что каждый шаг больно отдавался в голову, я побрёл на рынок, купил того и другого и стал есть; а боль стала проходить. Когда я себя и в искусстве буду чувствовать таким же облегчённым?»
Из письма сестре Анне из Киева в августе 1886-го. В это время художник работал над скульптурой «Демон». Ни одна из версий не сохранилась.
Его психическим заболеванием в Морозовской больнице занимался лично профессор Сербский.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Исаак Левитан
1860–1900
Художественное направление: реализм, импрессионизм.
Самые известные картины: «Над вечным покоем», «Весна — большая вода», «Золотая осень».

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Тверская областная картинная галерея.
Один факт из жизни художника: Левитан близко дружил с Антоном Чеховым, а писатель использовал образ художника и истории из его личной жизни в своих рассказах.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Валентин Серов
1865–1911
Художественное направление: реализм, импрессионизм, модерн.
Самые известные картины: «Девочка с персиками», портрет Николая II, «Похищение Европы».

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: «…пятилетним ребенком Серов остаётся сиротой. Отец его умер. Мать восторженная, вечно куда-то стремящаяся и несущаяся, увлечённая, с одной стороны, искусством (сама была музыкантша), а, с другой, народническим движением. Кто из нас не знает, какую безалаберность представляет наша передовая интеллигенция, и особенно занятая искусством. И вот в эту богему, в которой, с одной стороны, царит искусство, а, с другой, народническое движение, — в эту кашу попадает ребенок. Мать носится по всем концам России, уезжает за границу, а ребенок брошен, и куда же? В коммуну, которая поселилась на деревне и делает опыты опрощения, подготовляясь к тому, чтоб идти в народ. И вот там, где люди калечили себя, стали калечить и этого мальчика, его тоже опрощали и приучали к той жизни, которую он впоследствии должен будет вести, когда будет народником; заставляли принимать грубую пищу, есть и пить в грязной посуде. А мальчик между тем мечтал…»
Из статьи С. С. Голоушева «Художественная личность Серова» по тексту, приведенному в журнале «Известия Общества преподавателей графических искусств в Москве», 1911

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Лев Бакст
1866–1924
Художественное направление: модерн, ориентализм и символизм.
Самые известные работы: портрет Александра Бенуа, «Ужин», «Древний ужас».
Где увидеть: Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и Виртуальный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея в Москве.
Один факт из жизни художника: летом 1910 года после премьеры «Шахерезады» в Париже во всех модных магазинах появились пёстрые галстуки под названием Bakst, а художника стали буквально осаждать светские парижанки, выпрашивая у него рисунки для своих нарядов.

Изображение: Государственный Русский музей

Изображение: The Museum of Avant-Garde Mastery

Читайте также:
Николай Рерих
1874–1947
Художественное направление: реализм, символизм, модерн.
Самые известные картины: «Христос в пустыне», «Заморские гости», «Гималаи. Розовые горы».
Где увидеть: Музей Рерихов — филиал Государственного музея Востока в Москве, Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: Николай Рерих был автором идеи и инициатором первого в истории Пакта Рериха — международного договора о защите культурного наследия, который обозначил, что важнее защищать культурные ценности, чем выполнять военные задачи в случае конфликта. Художник был крайне озабочен состоянием памятников археологии и много говорил о важности сохранять наследие цивилизации по всему миру.

Изображение: Международный центр Рерихов

Изображение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк

Читайте также:
10 картин Николая Рериха: от славянской древности до Гималаев
Кузьма Петров-Водкин
1878–1939
Художественное направление: символизм, формализм, постимпрессионизм.
Самые известные картины: «Купание красного коня», «Портрет Анны Ахматовой», «Мать (Деревенская мадонна)».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: в 1901 году Петров-Водкин отправился вдвоём с товарищем в путешествие по Европе на велосипеде. В одной из деревень по пути его приняла на ночлег крестьянка, у которой умирал маленький ребёнок — за доктором поехать было некому. Художник отправился за земским врачом на велосипеде. Вероятно, ребёнок был спасён.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственный Русский музей
Казимир Малевич
1879–1935
Художественное направление: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, супрематизм, неопримитивизм.
Самые известные картины: «Косарь», «Супрематическая композиция», «Спортсмены», «Чёрный квадрат».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: когда Малевич в 1919 году переехал по приглашению Эль Лисицкого в Витебск, он поразился, «что хлебы и всякое другое добро в виде круп набито в каждой лавке, и кроме этого висят колбасы, мясо разное». Он много времени проводил в очередях на почте, чтобы получать от московских и петроградских знакомых деньги и пересылать им хлеб. В столицах в это время был голод.

Читайте также:

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственный Русский музей
Степан Колесников
1879–1955
Художественное направление: реализм, импрессионизм.
Самые известные картины: «Зимний день», «Прогулка», «Праздник».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: его работы не выставлялись в России с 1912 года, когда он участвовал в академической выставке до отъезда в путешествие по Туркестану и Китаю на верблюдах, до 2021-го.

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
Зинаида Серебрякова
1884–1967
Художественное направление: неоклассицизм.
Самые известные картины: «За туалетом. Автопортрет», «За завтраком», «Карточный домик».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей-заповедник Петергоф.
Один факт из жизни художницы: в 1924 году эмигрировала в Париж, в 1925-м смогла добиться разрешения уехать туда для сына Александра, в 1928-м — для дочери Екатерины. С дочерью Татьяной и сыном Евгением, которые остались в СССР, смогла встретиться только через 36 лет.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Ольга Розанова
1886–1918
Художественное направление: авангард, абстракционизм.
Самые известные картины: «Зелёная полоса», «Беспредметная композиция», «Фабрика и мост».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художницы: в революцию Розанова не покинула Москву, где были беспорядки и начался голод.
«Если хочешь быть здоровым и толстым, пей морковный кофе! Нужно нарезать морковь мелкими кусками, дать ей провянуть и потом зажарить её на сковороде на керосинке, но не давать гореть! И в таком виде, засушенную (до коричневого цвета всё-таки), её заваривать как кофе и пить. Можно даже не варить, а на самоваре в чайнике как чай разварить, и, говорят, получается очень вкусный и питательный напиток».
Ольга Розанова, 10 сентября 1917 года

Изображение: Елецкий городской краеведческий музей

Изображение: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Читайте также:
Марк Шагал
1887–1985
Художественное направление: примитивизм, кубизм, фовизм, авангард.
Самые известные картины: «Прогулка», «Я и деревня», «День рождения».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
Один факт из жизни художника: Шагал вспоминал, что его дядя (один из полудюжины) боялся подавать ему руку — вдруг вздумал бы его нарисовать, а это грех.
«Как-то раз дед наткнулся на рисунок, изображавший обнажённую женщину, и отвернулся, как будто это его не касалось, как будто звезда упала на базарную площадь и никто не знал, что с ней делать. Тогда я понял, что дедушка, так же как моя морщинистая бабуля и вообще все домашние, просто-напросто не принимал всерьёз моё художество (какое же художество, если даже непохоже!) и куда выше ценил хорошее мясо».
Марк Шагал, «Моя жизнь»

Изображение: The Museum of Modern Art

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Читайте также:
Александр Родченко
1891–1956
Художественное направление: авангард, абстракционизм, конструктивизм.
Самые известные картины: «Белый круг», «Супрематизм», плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Мультимедиа Арт Музей в Москве, Московский музей современного искусства.
Один факт из жизни художника: в детстве он жил с родителями в казённой квартире над сценой театрального клуба на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, и по утрам после представлений и танцев, пока все спали и пока не пришли на работу уборщицы, он спускался в залы за «добычей» — ленточками, коробочками, серпантином, конфетами.

Изображение: Государственная Третьяковская галерея

Изображение: Государственный Русский музей
Эрик Булатов
1933–2025
Художественное направление: концептуализм, соц-арт.
Самые известные картины: «Горизонт», «Улица Красикова», «Лувр. Джоконда».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Ельцин-центр в Екатеринбурге.
Один факт из жизни художника: единственная художественная премия, которую в своей жизни получил Булатов, была за работу на городской выставке детских рисунков в школе. Это было в Свердловске, где он с матерью оказались в эвакуации, и ему было 8 лет.

Изображение: Художественный музей Джейн Воорхеес Зиммерли / Университет Ратгерс, Нью–Джерси

Изображение: Центральный выставочный зал «Манеж»
Илья Кабаков
1933–2023
Художественное направление: концептуализм, тотальная инсталляция.
Самые известные работы: «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», «Автомат и цыплята», «Ответы экспериментальной группы».
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
Один факт из жизни художника: свою музу, партнёра и соавтора в искусстве Эмилию Леках Илья Кабаков встретил в Нью-Йорке в 1988 году, где проходила выставка его работы «Лабиринт». Она была вдовой (и говорила про себя, что меняет мужей каждые десять лет) и была знакома с матерью художника, о судьбе которой и была эта инсталляция.

Изображение: The Museum of Modern Art

Фото: Государственная Третьяковская галерея
Наталья Нестерова
1944–2022
Художественное направление: экспрессионизм, неопримитивизм, сюрреализм.
Самые известные картины: «Эскалатор», «Тайная вечеря», «Велосипедисты»

Читайте также:
Где увидеть: Государственная Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Московский музей современного искусства, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в Истре.
Один факт из жизни художницы: до 1989 года Нестерова работала в Комбинате живописного искусства. Эта организация обслуживала заказы госадминистраций, заводов, школ — свободного рынка найма художников не было.
«Говорю о нём [о комбинате. — Ред.] с благодарностью, так как объездила нашу многонациональную страну вдоль и поперек и рисовала всевозможные сборы хлопка, яблок, груш, винограда и т. д. и т. д. В зарубежные страны меня пустили только в 1984 году, когда мне исполнилось 40, к сожалению, это было поздновато для искреннего восторга».
Наталья Нестерова, «О том, что помню»

Изображение: Галерея современного искусства Artstory

Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:









