Рембрандт: его дом, семья и шедевры
Свет и тени в биографии голландского мастера.
Амстердам, июль 1656 года. Известнейший голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн заявляет о банкротстве. Его основной долг — крупная невыплата за дом, в котором он проживал на тот момент уже 17 лет.
Здесь он выполнял самые дорогостоящие заказы местной и европейской элиты, продавал гравюры, небесплатно обучал десятки учеников. А где же деньги? Заработанные и немалые?
Мы расскажем историю великого художника по-особенному — через описание дома в богатом столичном квартале, где он поселился после первых успехов и удачной женитьбы, где запирался в мастерской, создавая невероятные по мастерству офорты и где умерла его любимая жена.
Пройдём по комнатам, которые слышали плач и смех его детей и видели триумф и банкротство Рембрандта.
Дом в главном городе века
В 1639 году Рембрандт переехал в трёхэтажный дом по адресу Йоденбрестраат (Jodenbreestraat), 4, — он в центре Амстердама. Ему 33 года, он недавно женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра и судьи из региона Фрисландия.

Изображение: Rijksmuseum / Государственный Эрмитаж
Дом идеально подходит для амбициозной пары, планирующей яркую жизнь. Обеспеченные соседи, хорошие связи, вероятные будущие заказчики.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Семья выдала Саскию удачно — за уже известного молодого художника, выходца из города Лейдена, который с детства жил в достатке: Рембрандт был сыном зажиточного владельца мельниц.
С 13 лет он обучался живописи, посещал латинскую школу при университете родного города, а затем занятия на юридическом факультете, но не завершил курс. К 17 годам показал такой уровень таланта, который позволил ему поехать в Амстердам и стать в 1623 году учеником сильнейшего в Голландии мастера Питера Ластмана — живописца, рисовальщика и гравёра.

Фото: Museum Het Rembrandthuis

Изображение: Amsterdam Museum
После четырёх лет обучения у Ластмана 26-летний художник вернулся на родину, открыл мастерскую и начал набирать собственных учеников.
Ранние полотна Рембрандта полны ярких красок, гладких мазков и детально прорисованных элементов интерьера: он всё ещё вдохновлялся манерой своего амстердамского учителя и Питера Пауля Рубенса, который в те годы слыл самым известным европейским художником. Впрочем, уже формируется драматичность сюжетов и резкой светотени, присущая барокко и заимствованная у караваджистов.
Своё мастерство он оттачивал, создавая один за другим автопортреты с разной мимикой и передачей освещения.

Изображение: Museum of Fine Arts of Lyon / Isabella Stewart Gardner Museum
Подражания закончились быстро. К 1626 году он уже мастер с собственной манерой. К концу десятилетия Рембрандта заметили приближённые герцога Оранского, его живопись принялись сравнивать с лучшими итальянскими образцами.
Он вернулся в Амстердам, где стал получать заказы на портреты местных бюргеров.


Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
В 1632 году он получил выгодный заказ на групповой портрет: в ту эпоху в Голландии были распространены объединения граждан по профессии, защищающие интересы сообщества, а групповые портреты часто заказывали по случаю избрания нового президента. Так, сам Рембрандт был членом гильдии художников имени Святого Луки.
Здесь же он изобразил представителей гильдии докторов. И если прежде жанр предполагал, что фигуры должны быть расставлены схематично в ряды и смотреть на зрителя, то здесь Рембрандт объединил их вокруг общего занятия. Он создал сюжетную сцену, при этом в ней не теряется узнаваемость каждого.
Нетривиальное решение и прекрасное сходство портрета с героями разнесли славу художника по обществу.
В 1653 году доктор Дейман сменил доктора Тульпа на посту президента гильдии. И новый групповой портрет с его участием вновь заказали Рембрандту.
К сожалению, полная версия полотна пострадала в пожаре в 1723 году, но сохранился эскиз композиции и обрезанный фрагмент полотна. Сюжетный групповой портрет — новаторство Рембрандта — с этого времени переняли и другие живописцы.

Изображение: Королевская галерея Маурицхёйс / Amsterdam Museum
Финансовые успехи позволили художнику в 1634 году жениться и приобрести дом за 13 000 гульденов: он внёс лишь часть суммы, обязуясь в последующем закрыть долг.
Продавцы не сомневались, что он выплатит всё: у художника десятки заказов, и стоимость одной картины бывала больше тысячи гульденов.
Есть сведения, что доход Рембрандта от продажи работ мастерской и оттисков с гравюр в хорошие времена был более 2000 гульденов ежегодно.
Гостиная: красавица жена и знатные гости
Рубеж 1630–1940-х годов. В гостиной Рембрандта нередко собирались влиятельные гости, а предприимчивая жена и муза вела светские беседы.
На стенах развешаны картины, купленные мужем. Он стал заядлым коллекционером: полотна, гравюры покупал не только из профессионального интереса, но и в надежде выгодно перепродать. Даже Саския приобрела для любимого живопись Рубенса.
Её семья волновалась: не промотает ли супруг состояние молодой жены?

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Амстердам XVII века — крупный и богатый портовый город, куда со всего света шли корабли Ост-Индской компании. Купцы отправлялись к Рембрандту с заморскими товарами: черепаший панцирь, оригинальные раковины, коллекцию бабочек, яркие перья тропических птиц, кирасы, черепа экзотических животных и даже чучело броненосца из Нового света.
Хозяин дома с радостью показывал свои приобретения гостям, в часы уединённой работы зарисовывал их, украшал этими предметами живописные композиции. Он любил костюмированные портреты и играть с образами.

Изображение: Leiden Collection / Metropolitan Museum of Art
Торговцы уже знали несдержанность Рембрандта в тратах и нередко завышали цены. А коллекция тем временем росла — сейчас в Доме-музее Рембрандта ей отведена отдельная комната.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
К гостиной примыкали небольшой кабинет и приёмная. Возможно, именно здесь был заключён договор на масштабный групповой портрет для гильдии аркебузиров, который через века получит название «Ночной дозор». Гонорар был огромный — 1600 гульденов!
В год завершения работы любимая Саския умерла — спустя 9 месяцев после рождения сына. Мать не услышала его первого слова и не увидела шагов.
Её лицо художник изобразил у девочки: она как светлый талисман роты.

Изображение: Rijksmuseum
Потеря любимой жены больно ударила по художнику. Экономический кризис, вызванный затяжной войной за независимость Нидерландов, пошатнул его финансовое благополучие.

Читайте также:
Кухня: служанки и суды
Младенцу Титусу, потерявшему мать, нужна няня. В доме появилась Гертье Диркс: она следила за хозяйством и растила единственного и обожаемого сына художника. Она же стала любовницей Рембрандта.
На картине «Женщина в кровати», вероятнее всего, он написал именно её. Она выглядывает, отодвигая тяжёлую красную занавесь. Глубина за ней изображает типичную коробку-кровать XVII века — короткую, что ноги не протянуть.
В те времена люди спали полулёжа, и именно такую кровать можно увидеть на кухне рембрандтовского дома: она предназначалась для служанки.

Изображение: Scottish National Gallery

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Мода на живописную манеру начала меняться. Молодые художники стремились подражать ученику Рубенса и портретисту английской и материковой аристократии Антонису ван Дейку.
Но скрупулёзная проработка и гладкий мазок уже стали неинтересны Рембрандту: он прошёл этот этап. На его полотнах — различимые мазки и резкие контрасты света, где в тенях прячутся детали.
Поток заказчиков на светские портреты и библейские сюжеты если не прекратился, то пошёл на убыль, а учеников стало меньше.

Изображение: Louvre Museum / Calouste Gulbenkian Museum
Рос любимый сын, рядом Гертье, которая в мальчике души не чаяла. Хозяин дома обещал жениться и даже переписал лицо первой жены на полотне «Даная», привнеся в него что-то от облика любовницы.
В 1647 году в доме появилась молодая служанка Хендрикье Стоффельс. Рембрандт сосредоточил внимание на красоте девушки.

Изображение: Государственный Эрмитаж
Обманутая Гертье подала в суд, защищая своё имя и предъявляя доказательства об обещании свадьбы. Процессы длились не один год, художник в них продемонстрировал себя не с лучшей стороны. Женщина, вырастившая Титуса, оказалась по милости Рембрандта в работном доме, а выйдя из него, вновь обратилась к правосудию, и ей удалось получить алименты на своё содержание.
Отметим: всё своё имущество, пусть и малое, Гертье завещала Титусу.
Тем временем художник жил с Хендрикье и писал уже её портреты. В 1654 году она родила дочь Корнелию, позже участвовала в делах сожителя по перепродаже искусства и спасала его от кредиторов вместе с Титусом. Но живописец так не женился: он знал, что по завещанию Саскии он потеряет её наследство, если заключит новый брак.
Рембрандт судился часто по разным поводам, и благодаря архивам сохранилось немало сведений по биографии мастера.

Изображение: National Gallery / Марина Закусилова для Skillbox Media
Спальня: у колыбели сына
Когда-то в хозяйской комнате супруги ван Рейн проводили свои самые интимные минуты. Кровать в глубине, колыбель у богато декорированного камина, светлые большие окна, на стенах — картины.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
В браке с Саскией Рембрандт был счастлив, но трое первых детей умерли — все вскоре после рождения. Титус — четвёртый, здоровый — появился в семье в 1641 году.
В 1650-х отец много писал портреты кудрявого сына, так похожего на Саскию, и обучал его живописи.

Изображение: Museum Boijmans Van Beuningen / Rijksmuseum / National Gallery
А во второй половине 1650-х наступили финансово тяжёлые времена. Ранее Рембрандт инвестировал в морские перевозки, но войны с Англией привели к экономическому спаду. Купцы беднели, арт-рынок был в депрессии, гонорары на заказы падали.
Кредит на дом художник так и не закрыл. Имущество своё переоформил на сына и заявил о разорении.
Рембрандт прибегнул в 1656 году к особой форме банкротства, которая позволяла избежать тюрьмы за долги. Кроме того, он добился, чтобы его признали банкротом не как художника, а как частного предпринимателя, чтобы тем самым обойти запрет на профессию и продолжать принимать заказы на картины.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Живописец с Хендрикье и Титусом переехал в куда более скромное жильё на окраине Амстердама, где уже не было места для крупных холстов. Позже сын продолжил дело отца как арт-дилера вместе с мачехой: самого Рембрандта они «оформили» наёмным работником, чтобы уберечь часть капитала от взысканий в пользу кредиторов.
Не дожив и до 30 лет, Титус умер в 1668 году, вероятно, от чумы. Это стало трагедией для 62-летнего мастера.
Студия и мастерская: заказчики и ученики
Рембрандт покинул не только семейное гнездо, но и свою мастерскую. В его доме большая часть пространства была организована для работы: студия на втором этаже, ученическая мастерская — на третьем, отдельная комната с печатным станком для офортов и помещение с коллекцией диковинных вещей, античных бюстов и нарядов для костюмированных картин.

Изображение: Марина Закусилова для Skillbox Media / Ashmolean Museum / Museum Het Rembrandthuis
Студия художника была идеальна: высокие потолки позволяли работать с большими полотнами (хотя для «Ночного дозора» было построено отдельное помещение). Камин согревал промозглой и влажной амстердамской зимой. Четыре окна выходили на север: именно этой стороне света отдают предпочтение живописцы, потому что так солнечный свет не прямой и не изменчивый в течение дня.
Здесь Рембрандт выполнил немало заказов. Кстати, работал он для представителей всех религий, живущих в Амстердаме: например, ангелы в библейских картинах подсказывают, что работа выполнялась для католика, так как такие образы не каноничны для протестантизма. Иудеи же заказывали сюжеты из Ветхого завета.

Изображение: Государственный Эрмитаж / Gemäldegalerie Berlin
Ученики в мастерской Рембрандта были разные. Одни — юные воспитанники, родители которых платили за освоение чадом профессии 100 гульденов в год. Другие — странствующие подмастерья: они путешествовали по Европе, помогали художникам и одновременно совершенствовали свои навыки. Третья категория — сыновья богатых родителей, для которых взять уроки у самого главного мастера Амстердама было модно и престижно.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
По разным подсчётам всего учеников и помощников у прославленного голландца было порядка сотни. Они помогали натягивать холсты, готовить краски, копировали его произведения для продажи.

Изображение: Städel Museum / Staatliche Kunstsammlungen Dresden
В XVII веке краски было непросто готовить к работе. Цветной камень, например лазурит, надо было измельчить и перетереть в порошок, смешать со льняным маслом до однородной консистенции. Часто подмастерья работали с заполнением фона, а порой им доверяли и сюжет.

Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media
Что для Рембрандта было куда более близко, так это работа над офортами — гравюрой на металле. Пусть они стоили и дешевле полотен, но копии хорошо продавались, потому что были доступны и небогатым бюргерам.
В печатной графике мастеру в те годы не было равных. Он создал более 300 офортов и печатал их тиражами от десяти до нескольких десятков, экспериментировал с разными техниками и видами бумаги.

Изображение: Rijksmuseum / Metropolitan Museum of Art
Рембрандт умер в 1669-м, через год после сына, одиноким стариком, потерявшим состояние и дом. Но в памяти поколений остались не финансовый крах, а триумф художника — мастера драматической живописи, тончайшего офорта и контрастного света.

Изображение: Isabella Stewart Gardner Museum / National Gallery
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Выставка Карла Брюллова в Москве в Третьяковской галерее: Рим, Москва, Петербург
- Мона Лиза: история и тайны самой знаменитой картины мира
- Винсент Ван Гог: картины, биография, стиль живописи, творчество великого художника
- Питер Брейгель Старший: одновременно простой и загадочный
- 10 самых дорогих картин мира