Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Рембрандт: его дом, семья и шедевры

Свет и тени в биографии голландского мастера.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Амстердам, июль 1656 года. Известнейший голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн заявляет о банкротстве. Его основной долг — крупная невыплата за дом, в котором он проживал на тот момент уже 17 лет.

Здесь он выполнял самые дорогостоящие заказы местной и европейской элиты, продавал гравюры, небесплатно обучал десятки учеников. А где же деньги? Заработанные и немалые?

Мы расскажем историю великого художника по-особенному — через описание дома в богатом столичном квартале, где он поселился после первых успехов и удачной женитьбы, где запирался в мастерской, создавая невероятные по мастерству офорты и где умерла его любимая жена.

Пройдём по комнатам, которые слышали плач и смех его детей и видели триумф и банкротство Рембрандта.

Дом в главном городе века

В 1639 году Рембрандт переехал в трёхэтажный дом по адресу Йоденбрестраат (Jodenbreestraat), 4, — он в центре Амстердама. Ему 33 года, он недавно женился на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра и судьи из региона Фрисландия.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет с Саскией», 1636. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Саския в образе Флоры», 1634
Изображение: Rijksmuseum / Государственный Эрмитаж

Дом идеально подходит для амбициозной пары, планирующей яркую жизнь. Обеспеченные соседи, хорошие связи, вероятные будущие заказчики.

Слева: Дом-музей Рембрандта в Амстердаме, 2024. Справа: макет дома-музея художника. Подвальный этаж — кухня, первый — гостиная и комната хозяев, второй — студия художника и комната с коллекцией, третий — учебный класс и офортная мастерская плюс мансарда
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Семья выдала Саскию удачно — за уже известного молодого художника, выходца из города Лейдена, который с детства жил в достатке: Рембрандт был сыном зажиточного владельца мельниц.

С 13 лет он обучался живописи, посещал латинскую школу при университете родного города, а затем занятия на юридическом факультете, но не завершил курс. К 17 годам показал такой уровень таланта, который позволил ему поехать в Амстердам и стать в 1623 году учеником сильнейшего в Голландии мастера Питера Ластмана — живописца, рисовальщика и гравёра.

Гостиная в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме
Фото: Museum Het Rembrandthuis
Питер Ластман, «Павел и Варнава в Листре», 1617
Изображение: Amsterdam Museum

После четырёх лет обучения у Ластмана 26-летний художник вернулся на родину, открыл мастерскую и начал набирать собственных учеников.

Ранние полотна Рембрандта полны ярких красок, гладких мазков и детально прорисованных элементов интерьера: он всё ещё вдохновлялся манерой своего амстердамского учителя и Питера Пауля Рубенса, который в те годы слыл самым известным европейским художником. Впрочем, уже формируется драматичность сюжетов и резкой светотени, присущая барокко и заимствованная у караваджистов.

Своё мастерство он оттачивал, создавая один за другим автопортреты с разной мимикой и передачей освещения.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Избиение Святого Стефана», 1623. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет в берете с перьями», 1629
Изображение: Museum of Fine Arts of Lyon / Isabella Stewart Gardner Museum

Подражания закончились быстро. К 1626 году он уже мастер с собственной манерой. К концу десятилетия Рембрандта заметили приближённые герцога Оранского, его живопись принялись сравнивать с лучшими итальянскими образцами.

Он вернулся в Амстердам, где стал получать заказы на портреты местных бюргеров.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Парные портреты Мартена Солманса и Опьены Коппит» (1634) в зале Рембрандта в Лувре, Париж. Справа: фрагменты. Эти два портрета были написаны по случаю бракосочетания пары. Розетки туфель Мартена, кружево на кюлотах и воротнике роскошны и невероятно дороги. Изображённый был сыном крупного торговца сахаром, который делали рабы на плантациях в Бразилии. Несмотря на праздничный повод, молодые супруги в чёрных нарядах: в те годы позволить себе ткани, окрашенные глубоким чёрным, могли только обеспеченные люди
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

В 1632 году он получил выгодный заказ на групповой портрет: в ту эпоху в Голландии были распространены объединения граждан по профессии, защищающие интересы сообщества, а групповые портреты часто заказывали по случаю избрания нового президента. Так, сам Рембрандт был членом гильдии художников имени Святого Луки.

Здесь же он изобразил представителей гильдии докторов. И если прежде жанр предполагал, что фигуры должны быть расставлены схематично в ряды и смотреть на зрителя, то здесь Рембрандт объединил их вокруг общего занятия. Он создал сюжетную сцену, при этом в ней не теряется узнаваемость каждого.

Нетривиальное решение и прекрасное сходство портрета с героями разнесли славу художника по обществу.

В 1653 году доктор Дейман сменил доктора Тульпа на посту президента гильдии. И новый групповой портрет с его участием вновь заказали Рембрандту.

К сожалению, полная версия полотна пострадала в пожаре в 1723 году, но сохранился эскиз композиции и обрезанный фрагмент полотна. Сюжетный групповой портрет — новаторство Рембрандта — с этого времени переняли и другие живописцы.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Урок анатомии доктора Деймана», 1656
Изображение: Королевская галерея Маурицхёйс / Amsterdam Museum

Финансовые успехи позволили художнику в 1634 году жениться и приобрести дом за 13 000 гульденов: он внёс лишь часть суммы, обязуясь в последующем закрыть долг.

Продавцы не сомневались, что он выплатит всё: у художника десятки заказов, и стоимость одной картины бывала больше тысячи гульденов.

Есть сведения, что доход Рембрандта от продажи работ мастерской и оттисков с гравюр в хорошие времена был более 2000 гульденов ежегодно.

Гостиная: красавица жена и знатные гости

Рубеж 1630–1940-х годов. В гостиной Рембрандта нередко собирались влиятельные гости, а предприимчивая жена и муза вела светские беседы.

На стенах развешаны картины, купленные мужем. Он стал заядлым коллекционером: полотна, гравюры покупал не только из профессионального интереса, но и в надежде выгодно перепродать. Даже Саския приобрела для любимого живопись Рубенса.

Её семья волновалась: не промотает ли супруг состояние молодой жены?

Слева: фрагмент приёмной в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме, 2024. Справа: кабинет Рембрандта там же
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Амстердам XVII века — крупный и богатый портовый город, куда со всего света шли корабли Ост-Индской компании. Купцы отправлялись к Рембрандту с заморскими товарами: черепаший панцирь, оригинальные раковины, коллекцию бабочек, яркие перья тропических птиц, кирасы, черепа экзотических животных и даже чучело броненосца из Нового света.

Хозяин дома с радостью показывал свои приобретения гостям, в часы уединённой работы зарисовывал их, украшал этими предметами живописные композиции. Он любил костюмированные портреты и играть с образами.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Минерва», 1635. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Беллона», 1633
Изображение: Leiden Collection / Metropolitan Museum of Art

Торговцы уже знали несдержанность Рембрандта в тратах и нередко завышали цены. А коллекция тем временем росла — сейчас в Доме-музее Рембрандта ей отведена отдельная комната.

Предметы из коллекции Рембрандта
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

К гостиной примыкали небольшой кабинет и приёмная. Возможно, именно здесь был заключён договор на масштабный групповой портрет для гильдии аркебузиров, который через века получит название «Ночной дозор». Гонорар был огромный — 1600 гульденов!

В год завершения работы любимая Саския умерла — спустя 9 месяцев после рождения сына. Мать не услышала его первого слова и не увидела шагов.

Её лицо художник изобразил у девочки: она как светлый талисман роты.

Рембрандт ван Рейн, «Ночной дозор», 1642. Это самое крупное полотно художника: размеры 380 на 454 см, — однако в прошлом холст был срезан по сторонам. Сейчас хранится в музее Рейксмюсеум Амстердама. Десятимиллионный посетитель музея в 2017 году получил право провести ночь в художественных залах, а кровать его была поставлена напротив этой самой известной картины Рембрандта
Изображение: Rijksmuseum

Потеря любимой жены больно ударила по художнику. Экономический кризис, вызванный затяжной войной за независимость Нидерландов, пошатнул его финансовое благополучие.

Кухня: служанки и суды

Младенцу Титусу, потерявшему мать, нужна няня. В доме появилась Гертье Диркс: она следила за хозяйством и растила единственного и обожаемого сына художника. Она же стала любовницей Рембрандта.

На картине «Женщина в кровати», вероятнее всего, он написал именно её. Она выглядывает, отодвигая тяжёлую красную занавесь. Глубина за ней изображает типичную коробку-кровать XVII века — короткую, что ноги не протянуть.

В те времена люди спали полулёжа, и именно такую кровать можно увидеть на кухне рембрандтовского дома: она предназначалась для служанки.

Рембрандт ван Рейн, «Женщина в кровати» (или «Сара, ожидающая Товия»), 1645
Изображение: Scottish National Gallery
Слева: Рембрандт ван Рейн, «Женщина в кровати» (или «Сара, ожидающая Товия»), 1645. Справа: фрагменты кухни в Доме-музее Рембрандта в Амстердаме, 2024
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Мода на живописную манеру начала меняться. Молодые художники стремились подражать ученику Рубенса и портретисту английской и материковой аристократии Антонису ван Дейку.

Но скрупулёзная проработка и гладкий мазок уже стали неинтересны Рембрандту: он прошёл этот этап. На его полотнах — различимые мазки и резкие контрасты света, где в тенях прячутся детали.

Поток заказчиков на светские портреты и библейские сюжеты если не прекратился, то пошёл на убыль, а учеников стало меньше.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Ужин в Эммаусе», 1648. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Старик с тростью», 1645
Изображение: Louvre Museum / Calouste Gulbenkian Museum

Рос любимый сын, рядом Гертье, которая в мальчике души не чаяла. Хозяин дома обещал жениться и даже переписал лицо первой жены на полотне «Даная», привнеся в него что-то от облика любовницы.

В 1647 году в доме появилась молодая служанка Хендрикье Стоффельс. Рембрандт сосредоточил внимание на красоте девушки.

Рембрандт ван Рейн, «Даная», около 1636–1643. Картина была для художника очень личным произведением, не заказным, хранящимся дома. Продали «Данаю» только после банкротства и описи имущества. Полотно было серьёзно повреждено в 1985 году в Санкт-Петербургском Эрмитаже: вандал порезал её и облил кислотой. После этого случая по музеям мира распространили рекомендацию держать поблизости от шедевров сифоны с водой, чтобы оперативно заливать ею холсты и нейтрализовать кислоты в случае вандального воздействия. Это спустя пять лет спасло от глубокого повреждения «Ночной дозор» в Амстердаме: кислота успела разъесть только поверхностный лак. Эрмитажную «Данаю» реставрировали 12 лет
Изображение: Государственный Эрмитаж

Обманутая Гертье подала в суд, защищая своё имя и предъявляя доказательства об обещании свадьбы. Процессы длились не один год, художник в них продемонстрировал себя не с лучшей стороны. Женщина, вырастившая Титуса, оказалась по милости Рембрандта в работном доме, а выйдя из него, вновь обратилась к правосудию, и ей удалось получить алименты на своё содержание.

Отметим: всё своё имущество, пусть и малое, Гертье завещала Титусу.

Тем временем художник жил с Хендрикье и писал уже её портреты. В 1654 году она родила дочь Корнелию, позже участвовала в делах сожителя по перепродаже искусства и спасала его от кредиторов вместе с Титусом. Но живописец так не женился: он знал, что по завещанию Саскии он потеряет её наследство, если заключит новый брак.

Рембрандт судился часто по разным поводам, и благодаря архивам сохранилось немало сведений по биографии мастера.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Хендрикье в меховой накидке», около 1652. Справа: зал Рембрандта в Лувре, Париж, студент делает наброски у полотна «Вирсавия за туалетом» (1654)
Изображение: National Gallery / Марина Закусилова для Skillbox Media

Спальня: у колыбели сына

Когда-то в хозяйской комнате супруги ван Рейн проводили свои самые интимные минуты. Кровать в глубине, колыбель у богато декорированного камина, светлые большие окна, на стенах — картины.

Комната хозяев: спальня с колыбелью у камина. Крупный портрет Саскии слева от него
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

В браке с Саскией Рембрандт был счастлив, но трое первых детей умерли — все вскоре после рождения. Титус — четвёртый, здоровый — появился в семье в 1641 году.

В 1650-х отец много писал портреты кудрявого сына, так похожего на Саскию, и обучал его живописи.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Титус за столом», около 1655. По центру: Рембрандт ван Рейн, «Титус в образе монаха», около 1660. Слева: Рембрандт ван Рейн, «Конный портрет Фредерика Рихела», 1663. Есть вероятность, что лошадь написана Титусом ван Рейном
Изображение: Museum Boijmans Van Beuningen / Rijksmuseum / National Gallery

А во второй половине 1650-х наступили финансово тяжёлые времена. Ранее Рембрандт инвестировал в морские перевозки, но войны с Англией привели к экономическому спаду. Купцы беднели, арт-рынок был в депрессии, гонорары на заказы падали.

Кредит на дом художник так и не закрыл. Имущество своё переоформил на сына и заявил о разорении.

Рембрандт прибегнул в 1656 году к особой форме банкротства, которая позволяла избежать тюрьмы за долги. Кроме того, он добился, чтобы его признали банкротом не как художника, а как частного предпринимателя, чтобы тем самым обойти запрет на профессию и продолжать принимать заказы на картины.

Опись имущества Рембрандта в процессе банкротства. Книга из собрания дома-музея художника в Амстердаме. Именно опись имущества художника сохранила сведения о том, как был организован его дом и что в нём хранилось, что стало источником сведений для формирования дома-музея
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Живописец с Хендрикье и Титусом переехал в куда более скромное жильё на окраине Амстердама, где уже не было места для крупных холстов. Позже сын продолжил дело отца как арт-дилера вместе с мачехой: самого Рембрандта они «оформили» наёмным работником, чтобы уберечь часть капитала от взысканий в пользу кредиторов.

Не дожив и до 30 лет, Титус умер в 1668 году, вероятно, от чумы. Это стало трагедией для 62-летнего мастера.

Студия и мастерская: заказчики и ученики

Рембрандт покинул не только семейное гнездо, но и свою мастерскую. В его доме большая часть пространства была организована для работы: студия на втором этаже, ученическая мастерская — на третьем, отдельная комната с печатным станком для офортов и помещение с коллекцией диковинных вещей, античных бюстов и нарядов для костюмированных картин.

Слева: студия художника на втором этаже дома. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Мастерская», около 1655–1656. Возможно, художник выполнил этот рисунок на память, предполагая, что скоро покинет дом
Изображение: Марина Закусилова для Skillbox Media / Ashmolean Museum / Museum Het Rembrandthuis

Студия художника была идеальна: высокие потолки позволяли работать с большими полотнами (хотя для «Ночного дозора» было построено отдельное помещение). Камин согревал промозглой и влажной амстердамской зимой. Четыре окна выходили на север: именно этой стороне света отдают предпочтение живописцы, потому что так солнечный свет не прямой и не изменчивый в течение дня.

Здесь Рембрандт выполнил немало заказов. Кстати, работал он для представителей всех религий, живущих в Амстердаме: например, ангелы в библейских картинах подсказывают, что работа выполнялась для католика, так как такие образы не каноничны для протестантизма. Иудеи же заказывали сюжеты из Ветхого завета.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Святое семейство», 1645. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Портрет меннонитского проповедника Корнелиуса Класона Ансло и его жены Алтье Герритдохтер Схаутен», 1641
Изображение: Государственный Эрмитаж / Gemäldegalerie Berlin

Ученики в мастерской Рембрандта были разные. Одни — юные воспитанники, родители которых платили за освоение чадом профессии 100 гульденов в год. Другие — странствующие подмастерья: они путешествовали по Европе, помогали художникам и одновременно совершенствовали свои навыки. Третья категория — сыновья богатых родителей, для которых взять уроки у самого главного мастера Амстердама было модно и престижно.

Слева: мастерская, место работы учеников и помощников. Справа: инструменты для работы сангиной и углём
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

По разным подсчётам всего учеников и помощников у прославленного голландца было порядка сотни. Они помогали натягивать холсты, готовить краски, копировали его произведения для продажи.

Слева: Арт де Гелдер, «Автопортрет», 1685. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Блудный сын в таверне», 1635. Арт де Гелдер был одним из последних учеников с 1661 по 1663 годы. В его работе очевидно влияние мастера: охристая гамма, контрастный светотеневой рисунок, активная мимика в автопортрете. Он словно создаёт оммаж своему учителю, вторя повороту на знаменитом автопортрете «Блудный сын в таверне». А вместо Саскии на коленях перед ним портрет немолодой женщины с тем же поворотом лица в три четверти
Изображение: Städel Museum / Staatliche Kunstsammlungen Dresden

В XVII веке краски было непросто готовить к работе. Цветной камень, например лазурит, надо было измельчить и перетереть в порошок, смешать со льняным маслом до однородной консистенции. Часто подмастерья работали с заполнением фона, а порой им доверяли и сюжет.

Минералы и пигменты в студии художника в Доме-музее Рембрандта
Фото: Марина Закусилова для Skillbox Media

Что для Рембрандта было куда более близко, так это работа над офортами — гравюрой на металле. Пусть они стоили и дешевле полотен, но копии хорошо продавались, потому что были доступны и небогатым бюргерам.

В печатной графике мастеру в те годы не было равных. Он создал более 300 офортов и печатал их тиражами от десяти до нескольких десятков, экспериментировал с разными техниками и видами бумаги.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет», 1639. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Христос перед народом», 1655
Изображение: Rijksmuseum / Metropolitan Museum of Art

Рембрандт умер в 1669-м, через год после сына, одиноким стариком, потерявшим состояние и дом. Но в памяти поколений остались не финансовый крах, а триумф художника — мастера драматической живописи, тончайшего офорта и контрастного света.

Слева: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет», 1634. Справа: Рембрандт ван Рейн, «Автопортрет», 1669. По автопортретам Рембрандта мы можем проследить и его старение, и смену настроения, и изменения достатка, и потерю надежд
Изображение: Isabella Stewart Gardner Museum / National Gallery

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Попробуйте бесплатно 4 топовые профессии в дизайне
Пройдите бесплатный курс по дизайну. Добавьте 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Пройти курс→
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована