Редизайн, который никто не заметил: как и зачем в логотипы вносят мелкие изменения
Как менялся шрифт The New York Times, почему в «Газета.Ru» иронизируют над собственным логотипом и чем редизайн BBC разозлил налогоплательщиков.
Катя Павловская для Skillbox Media
Иногда компании совершают кардинальный редизайн и шокируют аудиторию непривычным имиджем. Но бывает, что при обновлении айдентики меняют только цвет, гарнитуру, длину, высоту или ширину элементов ― и тратят на это огромные бюджеты. Вы обратите внимание, если в вывеске знакомого магазина изменится толщина линии логотипа или выносные элементы шрифта? Большинство покупателей вряд ли заметит. А мы ― смотрим и анализируем!
The New York Times
Если не вглядываться в детали, можно сказать, что логотип знаменитого американского издания не менялся уже 164 года: надпись в готическом стиле впервые стали использовать в 1857 году. Так выглядел логотип в середине XIX века.
Это похоже на современную версию логотипа, но если всмотреться, можно найти много различий. В течение полутора веков надпись менялась и эволюционировала. В 1896 году из неё, например, убрали дефис и добавили артикль. Пластика самих букв тоже изменилась: по пропорциям они стали чуть шире. Из N убрали декоративные элементы и сделали соединительный штрих прямым, а не изогнутым. Справа от T добавили маленькую стрелку, направленную вверх.
К середине XIX века дизайн уже выглядел немного иначе: буквы сохранили свою конструкцию и выносные элементы, но снова стали чуть более узкими. Также в отдельных местах увеличилась толщина линии: это заметно, например, по горизонтальному штриху в букве T.
Этот вариант уже максимально приближен к современному логотипу. В нынешней версии отсутствует точка в конце, а стрелка после T заменена ромбом. Над дизайном работал Эдвард Бенгуиат (Edward Benguiat). Помимо надписи у компании сейчас есть и символьная версия логотипа в виде буквы T: она используется в качестве иконки в цифровых ресурсах.
Полтора века над логотипом работали разные дизайнеры, каждый привносил мелкие изменения. Изданию было важно не терять узнаваемость, но вряд ли надпись могла бы просуществовать полтора века совсем без редизайна ― ведь тренды меняются. Если сравнить первую и финальную версии логотипа, можно сказать, что он стал лаконичнее и современнее. Декоративные элементы из тонких линий постепенно убирали, и в нынешнем дизайне их не очень много ― шрифт стал более удобочитаемым. Буквы теперь жирнее: они сразу привлекают внимание и могут конкурировать с гротескными заголовками других изданий.
Интересно, что отдельные параметры в дизайне The New York Times изменялись в течение всех этих лет, но не повлияли на нынешний логотип. Например, в некоторые годы шрифт делали менее контрастным и более широким, но сейчас контрастность и пропорции близки к самому первому варианту середины XIX века.
«Газета.Ru»
Издание существует с конца 1990-х годов, и за это время дизайн менялся несколько раз. В частности, один из фирменных знаков был разработан «Студией Артемия Лебедева» и вовлёк компанию в небольшой интернет-скандал: букву G в форме пера читатели посчитали чересчур похожей на старый знак The Guardian.
С тех пор российское издание использует в качестве основной версии лаконичный логотип ― простую надпись с овалом вместо точки.
Этим летом в компании представили редизайн сайта, чтобы придать ему современный вид и сделать чтение с мобильных устройств удобнее. Логотип тоже обновили, но не так масштабно: точку просто сделали круглой и красной:
Вероятно, в более очевидном редизайне айдентики у компании нет потребности. Скорее всего, при обновлении сайта они просто воспользовались поводом убрать овальную точку, которую многие читатели и раньше не замечали. В Rambler&Co, которому принадлежит «Газета.Ru», сами иронизируют над этим изменением:
BBC
Британская телерадиокомпания с 1950-х годов использует лаконичный логотип из трёх букв внутри четырёхугольников. За полвека в знак часто вносили небольшие изменения: например, скругляли углы подложки или превращали квадраты в ромбы. С 1997 года символ компании выглядел так:
В 2021 году провели редизайн. Новая версия логотипа встретила волну критики и негодования в интернете:
Большинство зрителей вряд ли заметили бы перемены. Между квадратами увеличили расстояние, буквы слегка уменьшили, гротеск поменяли на более контрастный ― новый фирменный шрифт BBC. Но скандал разгорелся из-за предполагаемой стоимости работы. По версии крупного британского издания
The Sun, редизайн обошёлся в десятки тысяч фунтов ― а поскольку компания государственная, потрачены были деньги налогоплательщиков.
Представитель BBC в комментарии таблоиду уверял, что «затраты на дизайн нельзя назвать значительными», но точной суммы он не назвал. В защиту редизайна вспоминают о платной лицензии на Gill Sans, которую бренд ранее использовал и регулярно делал отчисления. Возможно, переход на собственный шрифт BBC Reith в долгосрочной перспективе, напротив, поможет сэкономить деньги налогоплательщиков.
Canon
Японский бренд фотокамер со своим нынешним названием существует уже 86 лет. Первый логотип по характеру надписи немного напоминал современную версию: в частности, это специфическая форма строчной А.
В 1953 году идею развили ― оставили наклонённую «а» и засечки, но добавили контрастность линий. Это уже было очень похоже на нынешнюю версию:
Узнаваемая буква А, острые засечки и контрастность шрифта уже задают тот визуальный образ Canon, который нам знаком.
Современный логотип японского производителя фотокамер был разработан на три года позже. Это надпись, напечатанная кастомным шрифтом Canon Font. Работу выполнил итальянский дизайнер Джио Фуга (Gio Fuga). В шрифте проработали детали, сделали его более гармоничным, уменьшив ширину буквы С и добавив наклон для О, который рифмуется с диагональю в А. Дизайнер обострил отличительные особенности предыдущего логотипа: увеличил засечки и повысил контрастность ― так Canon выглядит с 1956 года и по сей день:
Середина прошлого века ― прорывное время для японского бренда. Canon вышел на рынок США и Европы, стал производить любительские фотокамеры, а не только профессиональную технику. Чёрный логотип 1953 года усилили и доработали, чтобы представлять компанию на международном рынке. Видимо, эти незначительные изменения в дизайне оказались успешными: до сих пор Canon обходится без редизайна и смотрится вполне современно.
Opel
За последние пять лет практически все автомобильные бренды провели малозаметный редизайн: скевоморфные логотипы заменили на плоские, чтобы они выглядели более современно и были удобны для использования в интернете. Например, в 2017 году так изменили знак Opel:
Плоский знак в бело-чёрной гамме просуществовал недолго: уже в 2020 году в компании переосмыслили дизайн. Его сделали совершенно неожиданным для автомобильной индустрии ― как минимум в цветовом решении:
Яркий неоновый жёлтый выбрали неслучайно ― он призван осовременить логотип, потому что компания планирует развиваться в производстве электромобилей. Среди крупных автомобильных брендов трудно вспомнить какой-либо, использующий яркие цвета в качестве доминирующих ― теперь Opel точно выделяется на рынке. Помимо внедрения жёлтого фона, в последней версии логотипа сделали окружность более тонкой, молнию ― чуть более длинной. Также добавили надпись новым фирменным шрифтом Opel Next.
Жёлтый цвет ― не новый для бренда с полуторавековой историей: его периодически использовали в логотипах разных лет, но он скорее применялся для небольших акцентов. Активное внедрение неонового оттенка делает редизайн Opel вполне ощутимым, несмотря на то, что сам знак изменился минимально.
Visa
Платёжная система отличается дизайнерским консерватизмом: с 1977 года логотип менялся только незначительно. Всегда сохранялось характерное написание названия, которое могло дополняться другой графикой или менять оттенки цвета. В 2021 году в компании провели очередной редизайн, в котором возродили отдельные элементы из старых знаков. Так эволюцию фирменных символов показали в кейсе:
Над обновлением айдентики работали в дизайн-бюро Mucho. Написание названия по форме букв оставили без изменений, но цвет сделали значительно ярче, чем в прошлых версиях ― с приходом цифровой эпохи компания больше не ограничена рамками цветов CMYK. В качестве символа бренда выбрали три полоски, которые исчезли из визуальных коммуникаций компании ещё в 2004 году.
Новый дизайн в компании разработали по случаю расширения спектра услуг Visa. Платёжная система планирует развивать потребительские платежи, повышать надёжность сети и делать коллаборации с финтех-компаниями.
«Альфа-Банк»
С 2005 года компания использовала логотип фирменного красного цвета с названием бренда и символьной частью ― подчёркнутой буквой «А». Так выглядел дизайн вплоть до 2019 года:
Три года назад визуальные коммуникации обновили. В основной версии логотипа оставили только знак в виде буквы «А». Её форму слегка изменили: теперь у основания штрихи образуют горизонталь, а не срезаются по диагонали. Также заострили углы элементов: в старой версии они имели лёгкое скругление.
У этих незначительных перемен две причины. Во-первых, визуальные коммуникации уже начали переходить в цифру, поэтому нужен был лаконичный знак. Скругление углов, как отмечают в пресс-релизе банка, некорректно растрировалось, так что его убрали. Во-вторых, компании потребовалось обновить фирменный шрифт, и знак должен был соответствовать ему по пластике.
Новым шрифтом бренда стал Styrene A, и так выглядит дополнительная версия логотипа, с полным написанием названия:
Знак в этой версии, в отличие от предыдущей, встроен в слово. Шрифт стал более чистым, лаконичным и строгим ― в нём больше прямых линий и меньше изгибов. Однако эту полную версию логотипа используют нечасто: на сайте, в приложении и в соцсетях размещают только знак с буквой «А». Вероятно, бренд уже укрепился на рынке и его спокойно узнают без названия.
За незначительным обновлением айдентики банк не обращался в брендинговое агентство: над дизайном работали штатные сотрудники, а консультантом выступал Илья Рудерман.