Рабочий стол дизайнера, или О породе кротов
Арт-директор Стас Жицкий рассуждает, почему вокруг нас так много посредственных логотипов.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и Red Dot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
«Прекрасно то существо, в котором вполне выражается идея этого существа» — в переводе на простой язык будет значить: «прекрасно то, что превосходно в своём роде; то, лучше чего нельзя себе вообразить в этом роде». Совершенно справедливо, что предмет должен быть превосходен в своём роде для того, чтобы называться прекрасным. Так, например, лес может быть прекрасен, но только «хороший» лес, высокий, прямой, густой, одним словом, превосходный лес; коряжник, жалкий, низенький, редкий лес не может быть прекрасен. Роза прекрасна; но только «хорошая», свежая, неощипанная роза. Одним словом, всё прекрасное превосходно в своём роде. Но не всё превосходное в своём роде прекрасно; крот может быть превосходным экземпляром породы кротов, но никогда не покажется он «прекрасным»; точно то же надобно сказать о большей части амфибий, многих породах рыб, даже многих птицах: чем лучше для естествоиспытателя животное такой породы, то есть чем полнее выражается в нём его идея, тем оно некрасивее с эстетической точки зрения.
Н. Г. Чернышевский, «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855)
Одна из моих преподавательских функций — обучать студентов создавать красоту. Ещё, конечно, создавать то, что приносит пользу, но речь сегодня об этом не пойдёт. Для того чтобы понимать, что такое «красота», мы часто смотрим всякие картинки — образчики красивого — и вдохновляемся…
А тут я задумался: насколько реальная жизнь, визуальная среда обитания соответствует нашим представлениям о красоте? Нет, речь пойдёт не о природных ландшафтах, розах и кротах. А о том, что создано человеком. Ну вот, к примеру, о логотипах. Если приглядеться, то они нас окружают везде — просто непрофессионалы не привыкли приглядываться. А ведь почти на каждом предмете где-то имеется какой-нибудь значок и некие буковки…
Я дал студентам такое задание: отснять максимальное количество логотипов в ближайшем окружении, в идеале — не отходя от своего рабочего места дальше чем на метр. И сам добросовестно проделал аналогичное упражнение. Значков с буковками у меня набралось больше четырёх десятков — мой письменный стол не отличается упорядоченной лапидарностью, он чем только не завален… И к своему ужасу я обнаружил, что большая часть элементов айдентики, нанесённых на объекты предметного мира… окей, не чудовищны, но довольно непрофессионально сделаны и, как следствие, неэстетичны. Исключением стали отдельные представители канцтоваров, но и то — с натяжкой.
Единственным по-настоящим хорошим логотипом оказалось эпловское яблочко на моём ноутбуке.
Очень похожая в своей неутешительности картина нарисовалась и у студентов. В сильный дизайнерский отрыв ушли только те девушки, у которых прямо под рукой оказались парфюм и косметика — всё-таки объекты роскоши и гламура стараются себя украсить более приличным образом.
То есть что же это получается? Мы тут стараемся, стараемся, ночами, образно говоря, не спим, дабы научиться плодить осмысленные, высокохудожественные высказывания, а в окружающую среду попадает какая-то неэкоэстетичная ерунда!
Пришлось составить список гипотез, отчего так происходит.
1. Общая некультурность. Ну не выросли все люди в окружении микеланджеловских статуй, почитывая шекспиров в подлиннике. Пунктом первым можно бы и ограничиться, развив тему до размеров диссертации, но критическую мысль мою было не остановить.
2. Люди не осознают важность дизайна (в данном случае — графического). «Сойдёт и так», — начертано на знамёнах многих производителей.
3. Люди не осознают ценность дизайна и попросту экономят на оплате дизайнерского труда. Всегда можно найти недоучку, который за копейки на коленке слепит что-нибудь незатейливое. Или обратиться к двоюродной сестре жены, которая только что посмотрела на YouTube видеокурс «Весь дизайн за пять занятий» и сделает всё вообще бесплатно, из любви к неполученной профессии.
4. Люди считают, что они сами разбираются в дизайне, и знают, что такое «красиво». Кроме дизайна эти люди, как правило, являются специалистами в политике, педагогике и медицине (впрочем, зубы они сами себе почему-то не вставляют).
5. Люди считают, что они в дизайне не разбираются, и поэтому собирают фокус-группу из главного бухгалтера, завхоза, офис-менеджера и трёх курьеров. И двоюродную сестру жены тоже приглашают побыть экспертом.
6. Люди не понимают, что им нужно, и не могут конкретно сформулировать дизайнеру задачу. Но это уже, скорее, проблема дизайнера: не понял проблемы — не берись за работу: вероятность угадать неясное (а то и несуществующее) желание заказчика примерно такая же, как выиграть в лотерею миллион.
В результате получаются «превосходные экземпляры породы кротов», и, не будь мы столь эмоционально стойкими, не миновать нам тяжёлых нервно-эстетических расстройств — и ведь это ж только то, что мы собрали на расстоянии вытянутой руки. А как выйдешь из комнаты, как совершишь ошибку — и всё, пиши пропало: на улице на тебя набросятся вывески магазинов, афиши концертов, реклама на транспорте и упаковки товаров на стеллажах супермаркетов… Однако здравый (и не узкопрофессиональный) смысл утешительно подсказывает: «Это ничего, это мы переживём, главное, чтобы вещь была хорошая, а на логотип мы смотреть не будем».
Я очень хорошо помню, как раз за обедом — мне было тогда шесть лет — говорили о моей наружности, как maman старалась найти что-нибудь хорошее в моём лице, говорила, что у меня умные глаза, приятная улыбка, и, наконец, уступая доводам отца и очевидности, принуждена была сознаться, что я дурен; и потом, когда я благодарил её за обед, потрепала меня по щеке и сказала:
— Ты это знай, Николенька, что за твоё лицо тебя никто не будет любить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком.
Эти слова не только убедили меня в том, что я не красавец, но ещё и в том, что я непременно буду добрым и умным мальчиком.
Несмотря на это, на меня часто находили минуты отчаяния: я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я; я просил Бога сделать чудо — превратить меня в красавца, и всё, что имел в настоящем, всё, что мог иметь в будущем, я всё отдал бы за красивое лицо.
Л. Н. Толстой, «Детство»
Читайте в предыдущих выпусках:
- Зад важнее глаза или наоборот: о балансе практичного и красивого в дизайне.
- Разборки по понятиям, или Первый ответ на вопрос студента: о разнице между искусством и дизайном
- Борьба при открытых дверях, или Как не путать Ивановича с Иваном: о «насмотренности»
- Если у вас нету лого, или Working With What You are: об остроактуальных трендах в области брендинга
- Которые тут временные, или Десять причин, почему вы вышли из моды
- Что нам должен логотип, или О красе ногтей: о логотипах крутых брендов
- БРЕДнеймы, или Рождённые от балды: о бренднеймах и о том, всегда ли в них заложен смысл
- Будет ли ласковым дождь: будущее айдентики, когда её создание перепоручат роботам
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!