Графический дизайнер: как стать и чему учиться
Истории успешных дизайнеров от первого лица: о старте карьеры, образовании и развитии.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox
Мы рассказывали о семи направлениях в графическом дизайне. Теперь предлагаем посмотреть на профессию изнутри ― глазами тех, кто уже стал успешным.
Эти истории и рекомендации помогут вам:
- Вдохновиться на старте и понять, что все начинали с малого. Лена Аникеева находила первые заказы визиток на сайте знакомств — теперь она руководит собственной Pixies Studio.
- Задуматься, не пора ли начать собственный проект. Дмитрий Голуб открыл Bolditalic.type.school, когда его стали переполнять знания по типографике.
- Развиваться, используя чужой опыт. Данияр Шарипов, который за полгода стал арт-директором «Логомашины», рекомендует дизайнерам много читать, чтобы прокачивать воображение. А Мария Сатункина, основательница студии «Космос», советует найти собственный стиль, чтобы клиент хотел так, как умеете только вы.
Как вы начали работать дизайнером?
Лена Аникеева
Основательница, арт-директор PixieS STUDIO
— В 14 лет мне нравилось увеличивать грудь в Photoshop, и я подумала, что было бы классно стать дизайнером. В то время все сидели на сайтах знакомств, а я всегда была довольно привлекательной девушкой. Я разместила на таком сайте свои профессиональные фото рязанского разлива и написала, что ищу не знакомств, а заказов ― на дизайн визиток, буклетов и так далее. Тогда был век полиграфии, но я уже и сайты рисовала — правда, ужасные. Те, кто хотел со мной пообщаться, давали мне заказы и платили за них. Это немного кривой способ, конечно, но я пробивалась как могла.
Моим первым местом работы был дизайн каких-то «Жёлтых страниц» в промзоне в Рязани. Устроилась я туда с ворованным портфолио из группы во «ВКонтакте» «Фотошоп. Любители & профессионалы».
Данияр Шарипов
Арт-директор «Логомашины»
— В 2016 году я был администратором нескольких групп во «ВКонтакте». Мне приходилось работать с графикой: оформлять аватарки, обложки. Как-то раз у меня спросили, где я заказывал логотип. Я ответил, что нарисовал его сам. Так ко мне пришёл первый клиент.
Он хотел лого для студенческой группы и спросил, сколько это стоит. Я даже не представлял, что за картинку могут платить, и назвал рандомные 300 рублей. В моменте эта сумма казалась просто отвалом башки! Постепенно я начал искать такие заказы сам и понял, что это работает.
Для успешного старта круто знать людей, которые уже работают в дизайне. Хорошо, когда есть наставник, который может направлять в первое время. Такого человека у меня не было, поэтому я сто раз успел наступить на грабли.
Мария Сатункина
Основательница дизайн-студии «Космос»
— Я начала работать в BTL-агентстве, потому что мне просто понравился его офис. Я тогда училась на первом потоке «Британки». Это мой второй вуз, учёба занимала три дня в неделю, поэтому было время работать.
Я не считала себя готовой к «большой игре» и не решалась отправлять портфолио в крупные студии, в которых, как мне казалось, нет запроса на людей. Это неправильно. В классных командах, особенно сейчас, всегда нужны люди. У меня был список студий, от которых я фанатею, и когда я решилась отправить туда портфолио, меня сразу взяли. Это были студия «ДизайнДепо» и журнал [кАк) Петра Банкова.
На старте дизайнеру поможет хорошо подготовленное портфолио, сфокусированное на том, что получается лучше всего и чем хочется заниматься. Когда я начинала, все искали универсальных специалистов, сейчас ситуация иная — важен фокус.
Дмитрий Голуб
Шрифтовой дизайнер в Paratype, основатель Bolditalic.type.school
— Первая моя работа ― околодизайнерская. Это был фотосалон на нижнем этаже ТЦ «Охотный ряд», где я работал оператором: фотошопил людей, обрабатывал фотографии и отправлял их на печать. Я тогда учился на втором курсе института. Не могу сказать, что это супермегауспешный старт, но было весело. Тогда же я делал какие-то логотипы, визитки на заказ, в то время это было очень актуально.
Читайте также:
Нужно ли дизайнеру высшее образование?
Лена Аникеева
— Я училась в вузе на художника анимации и компьютерной графики. Мои родители платили за это по 20 тысяч рублей каждый квартал, и для них это было ощутимо. Знания я находила сама в интернете и в реальных заказах, но и в институте были полезные темы. Например, нас заставили сделать 25 лабораторных работ по Photoshop.
Мне кажется, онлайн-образование помогает получить именно hard skills. Но не надо забывать, что есть такое понятие, как интеллект. Он развивается не только при изучении узконаправленных дисциплин: программ, композиции, даже истории искусств. Интеллект складывается из знаний истории, обществознания, философии ― большого количества предметов, которые, казалось бы, не связаны с дизайном. Так что к хорошему высшему образованию отношусь положительно.
Данияр Шарипов
— Я учился на программиста. У меня нет высшего дизайнерского образования, но это мне не мешает. Я много читаю, занимаюсь самообразованием.
Считаю, что можно хорошо изучить что-то, сталкиваясь с этим в реальной жизни. Например, надо вам приспособиться к жизни в Америке. Вы заговорите на английском очень быстро: возьмёте какой-нибудь курс и сразу же начнёте практиковаться. То же самое в дизайне: сталкиваешься с проблемой, ищешь решение, тут же применяешь его на практике и анализируешь, получилось или нет.
Без высшего образования можно обойтись, но оно вряд ли кому-то помешает. Вуз может дать дизайнеру основу ― его научат колористике, типографике и другим важным вещам. Если студент изучит их для себя, а не ради оценки, он, скорее всего, будет круто это использовать.
Мария Сатункина
— У меня два высших образования по профессии плюс девять лет художественной школы. Этот бэкграунд, конечно, очень помогает мне реализовывать себя.
Я умею рисовать и могу понятно объяснить клиенту, почему именно так лучше. Профессиональное образование даёт мне опору, понимание алгоритмов и процессов вокруг творческого потока. Мне проще им управлять, так как я понимаю его изнутри. Этому можно научиться и на практике.
Дмитрий Голуб
— Я изучал графический дизайн в Московском институте электроники и математики. Этого вуза уже не существует ― на его месте работает Школа дизайна «Вышки».
Высшее образование дало мне всё. С него и начался мой поход в мир дизайна.
Что вы посоветуете дизайнеру для саморазвития?
Лена Аникеева
- Будьте ответственным.
- Балансируйте между творчеством и функциональностью. Часто у новичков перекос либо в одну, либо в другую сторону, но дизайн ради дизайна ― это плохо, как и «сухой» дизайн.
- Делайте коллабы с коллегами по цеху. У всех разные сильные стороны, и чем быстрее вы выявите свою и оттените её чужой сильной стороной, тем раньше у вас получится крутой проект. А по нему вас на Behance потом найдёт работодатель.
Данияр Шарипов
- Читайте книги. Любые, разные, много. Это самый лёгкий и эффективный способ развивать воображение. А воображение ― это один из главных инструментов дизайнера. Если человек не может визуализировать, креативить, он вряд ли станет хорошим специалистом.
- Не бойтесь сложных задач, потому что они делают из нас хороших дизайнеров.
- Не бойтесь критики, подумайте, у кого её можно получить и как правильно с ней работать. Критика ― ключ к развитию.
Мария Сатункина
- Используйте модульную сетку.
- Будьте однозначны.
- Упрощайте.
- Всегда делайте чуть больше.
- Не думайте, что люди глупы.
- Читайте художественную литературу.
Дмитрий Голуб
- Не пропускайте сроки.
- Ответственно относитесь к самому себе.
- Не становитесь трудоголиком. Перфекционизм ― величайшее зло. Когда люди теряют собственную жизнь и закапываются в работу, в этом нет ничего хорошего. Самое главное ― сохранять баланс между работой и жизнью.
Какие у дизайнера возможности карьеры и профессионального роста?
Лена Аникеева
— Работая в найме, я всегда брала заказы на фрилансе. Они были для меня приятным «десертом» после рабочего дня. Я их делала не столько ради денег, сколько ради портфолио.
Я поняла, что пора открывать свою студию, когда на моём основном месте работы стали задерживать зарплату на три месяца. Я тогда существовала как-то совершенно независимо от своего работодателя и жила на те деньги, которые давал мне фриланс. Тогда я задумалась: «Зачем мне вообще работать в найме?» Мой психоаналитик помог понять, что я хочу именно открыть свою студию. Единственное, когда я принимала такое решение, не понимала, что со временем стану всё меньше рисовать.
Если открываешь свою студию, у тебя должны быть сильные soft skills. Я суперэкстраверт: смелая, не стесняюсь подходить к людям и рассказывать о себе. Это результат моей работы над собой.
Данияр Шарипов
— Чтобы расти, нужно, прежде всего, хорошо выполнять свою работу, иногда опережать дедлайны, проявлять инициативу. Важно не только владеть инструментами, но и выдавать крутые идеи, чтобы клиент был доволен. Всегда помните: дизайн ― это не только красивые картинки, но и решение задач.
Для повышения уровня нужно прокачивать soft skills ― уметь работать с командой, объяснять, давать фидбэк, грамотно критиковать, презентовать результат, распознавать хорошие идеи и отбрасывать плохие. Нужно стать «мостом» между клиентами и дизайнерами.
Я начал исполнять обязанности арт-директора «Логомашины» через полгода после того, как попал туда. Ещё через шесть месяцев получил эту должность полностью. Первое время было тяжело осознавать, что я отвечаю не только за свой дизайн, но и за проекты студии в целом. В начале это было стрессом, но я превратил его в челлендж.
Читайте также:
Мария Сатункина
— Чтобы повысить уровень в найме, можно взять на себя задачи другого типа, увидеть и разобрать процесс работы от начала до конца.
Если хотите выйти из найма, вам нужно сделать два важных открытия:
- Найти стиль своих работ, сделать его особенным, чтобы клиенты хотели делать именно так, как умеете только вы.
- Понять, что вы хотите управлять, и начать это делать. Свободный дизайнер — это всегда чуть-чуть предприниматель. Нужно уметь самоорганизовываться, считать время, ставить цели и двигаться к ним.
Дмитрий Голуб
— К типографике я пришёл самостоятельно, сам разбирался в шрифтовом дизайне. Тогда у меня особо не было денег и, самое главное, времени, чтобы пойти этому нормально учиться. Я по крупицам собирал информацию отовсюду, откуда только мог.
Постепенно эти знания стали меня переполнять. Я чувствовал, что нужно приоткрыть крышечку и излить их. Так я и начал преподавать. Сначала обучал шрифтам и типографике студентов в Институте бизнеса и дизайна. Потом, когда отточил навыки и программу, понял, что пора открывать свой проект. Так и сделал.