Ландшафтный дизайнер: как стать и чему учиться
Истории от первого лица: о старте, образовании и развитии.
Кадр: фильм «Искупление» / Universal Pictures
Чтобы создать прекрасный сад, который будет долго радовать клиентов (а иногда это жители целого города), нужно быть не только дизайнером, но и ботаником, инженером. А порой даже дипломатом — проект обычно реализует целая команда, и со всеми участниками нужно найти общий язык.
Мы поговорили и с теми, кто пришёл в ландшафтный дизайн, оставив экономическую и юридическую работу, и с теми, кто с детства мечтал создавать цветущие сады и парки.
Эта статья поможет:
- Вдохновиться на старте и понять, что даже крутые дизайнеры начинали с малого. Например, Юлия Бурова, которая руководит студией, создавала первые сады на даче у босса.
- Понять, нужно ли дизайнеру высшее образование. У Екатерины Болотовой, которая основала ландшафтное бюро, — две «вышки», и в работе ей помогает даже первое образование — экономическое.
- Получить ценный совет от профи. Денис Калашников, сооснователь ландшафтного бюро, рекомендует обращаться к старшим товарищам за помощью. Он начинал брать первые заказы, когда работал вместе со своим преподавателем, которому мог задать любые вопросы.
- Прокачать качества, которые нужны, чтобы открыть свою фирму. Наталья Бондаренко, управляющая семейной ландшафтной студией, видит потенциал в своих студентах, которые только начинают путь в дизайне. Читайте, что в них такого особенного.
Как вы стартовали в профессии?
Юлия Бурова
Ландшафтный архитектор,
соосновательница студии Bully’s Garden и бюро TNG
Фото: личный архив Юлии Буровой
— После университета я устроилась в отдел экологии небольшой компании. Меня взяли на должность ландшафтного архитектора, но, как оказалось, проектировать «ландшафты» мне предстояло только для нашего генерального директора и его друзей на их дачах.
Начитавшись книжек Валерия Нефёдова (доктор архитектуры. — Ред.), я представляла суть своей работы совсем по-другому. Так что проработала я там недолго: устроилась в сентябре, а к весне уже написала заявление об увольнении. К ужасу своих родителей, я собралась в свободное плавание — на фриланс.
В той недолгой работе был и плюс — она подарила мне встречу с двумя взрослыми специалистами по растениям, с одним мы работаем вместе до сих пор. Я также познакомилась с двумя студентами из аграрного института, проходившими в конторе практику.
Читайте также:
Уволившись, я просидела без заказов, кажется, недели две. Потом мне позвонили те самые студенты и пригласили помочь им на «объекте»: клиент просил обязательно разместить кривую дорожку от калитки до беседки, как было модно, «понатыкать» вдоль неё камней, поставить скамейку, посадить розы, а также разбить перед домом огромный огород. Уже не помню, кто воплощал тот проект в реальность, и удалось ли это вообще, потому что местный прораб рассказал мне, что другой его клиент тоже ищет ландшафтного архитектора.
И вот здесь мне, наконец, повезло. Огромный, красивый дом, большой участок на крутом склоне со взрослыми дубами и елями и заказчик, желающий получить «настоящий японский сад». Тогда всё и закрутилось.
На практике я изучала всевозможные материалы и конструкции, растения, уличные светильники, организацию самой стройки. И самое главное — всё, что я чертила, заказчик принимал и воплощал в жизнь. Тот объект подарил мне много полезных знакомств. А за мной негласно закрепилась слава проектировщика участков со сложным рельефом.
Читайте также:
— Я работала директором юридического управления в крупной компании, но после второго декретного отпуска поняла, что любимая работа перестала приносить удовольствие. Она была очень интересная, но я чувствовала, что это больше не моё. Мне хотелось попробовать себя в другой профессии. Сначала я думала о журналистике, но потом решила заняться дизайном. Это было в 2007 году.
Проблем с трудоустройством не возникло — у моего мужа была своя компания, которая занималась ландшафтным дизайном. Сначала я стала приходить туда раз в неделю и параллельно учиться в Школе средового дизайна в МАРХИ. Не скажу, что учёба была для меня очень полезной. Я, как и мой муж, больше училась на практике. И считаю, что мне повезло, что была такая возможность. Всё-таки ландшафт — это то, что надо «пробовать руками».
Я быстро влилась в новую профессию, потому что мне было безумно интересно. Помимо знаний и накапливаемого опыта, для успешного старта важна ещё и высокая работоспособность, потому что труд ландшафтного дизайнера трудозатратен: нужно придумывать идею, образ сада, выбирать посадочный материал и материалы для дорожек и малых архитектурных форм, взаимодействовать с заказчиком, подрядчиками и многими смежными организациями.
Есть дизайнеры, которые придумывают классные идеи, но не могут прочувствовать заказчика, его истинные потребности и предпочтения. Здесь, конечно, иногда приходится поработать психологом. Ведь для того, чтобы создать сад, приносящий радость, надо почувствовать и понять клиента.
Чтобы быть успешным, нужен целый набор качеств: коммуникабельность, умение видеть детали, понимать, чего хочет заказчик. Важно выстроить отношения не только с ним, но и с бригадой, которая занимается реализацией проекта, а также с теми, кто будет воплощать ваши технические и инженерные идеи сначала на чертежах, а потом уже непосредственно на объекте. Я видела, как прекрасные проекты тормозились в реализации, потому что люди просто не могли услышать друг друга и договориться.
Ну и, конечно, для успешного старта никуда без фантазии: ландшафтный дизайн — это всё-таки творчество.
— Когда мне было 24 года, я занималась экспортом и импортом в компании, которая поставляла новогодние ёлки. Как-то мой руководитель решил привезти из-за границы посадочный материал. Фуры пришли как раз к лету, но товар не продавался — мы сидели в депрессии и думали, что делать с этим огромным количеством растений. Так продолжалось, пока к нам на чашечку кофе не зашёл один из давних заказчиков. Я рассказала ему про наше горе, и он ответил, что готов купить у нас растения, но ему нужно, чтобы их кто-то посадил.
Ситуация была безвыходная, поэтому мне пришлось искать рабочих и как-то эти растения сажать. Это был мой первый опыт. Но он был удачный — я поняла, что мне это нравится и надо идти учиться.
Здесь случилась странная история, какие обычно и бывают в жизни. Мой директор спросил: «Раз тебе удалось посадить эти растения, может, ты хочешь заниматься ими профессионально?» Ему было интересно привозить посадочный материал и дальше. Он был готов оплатить мне учёбу, так что я решила выбрать самое дорогое образование и сказала ему, что хочу в МАРХИ — по тем временам второе высшее там стоило каких-то безумных денег. Он ответил, что я не поступлю. Но у меня за плечами была художественная школа, и я поступила: училась и параллельно работала.
Я занимаюсь ландшафтным дизайном уже 16 лет. Считаю, что для успешного старта в первую очередь важны знания — это очень сложная профессия.
— После школы я поступил в колледж ландшафтного дизайна. Там были очень крутые преподаватели, из вузов. Ещё в колледже было учебное хозяйство, куда студентов «выпихивали» на производственную практику. В основном мы работали в теплицах. Многим казалось это неинтересным, но мы с другом были ребята активные, и руководитель учхоза это заметил. Он стал брать нас на всякие объекты, которыми занимался параллельно с преподаванием, и мы начали получать за свою работу деньги.
Сначала занимались городским благоустройством — скверами, парками, клумбами, а потом преподаватель предложил помочь ему на частном объекте. Так мы нашли свой первый заказ — к нам обратился сосед того клиента. Ему нужно было оформить водоём. Нам было по 18 лет, мы плохо себе представляли, как это делается, но подумали: «Если нам предлагают, то мы должны справиться. Главное — углубиться и почитать». Было страшно, но, в общем-то, получилось. Сейчас я понимаю, что можно было сделать лучше, но на тот момент результат вышел весьма неплохим. Так и понеслось — мы стали брать небольшие заказы.
Колледж дал мне хороший старт, там было много практики. После него я пошёл в «Тимирязевку», где давали больше важной теории.
Сейчас молодые ландшафтники грешат тем, что сразу после вуза или колледжа берут серьёзные проекты, но по дороге выясняется, что они многого не знают, и их работа рушится. Хорошо, если в этот момент у них есть наставник, который может помочь.
В этом году был случай — в «Тимирязевке» я читал лекцию по выставочным садам. После неё мне позвонила недавняя выпускница академии и попросила помочь. У неё в работе был сложный объект с вертикальной планировкой: дорожками, ступеньками, перепадом по высотам. Она сказала: «Я взялась за этот чертёж, но немножечко не понимаю». Когда я его открыл, то понял, что даже мне, опытному архитектору, придётся посидеть за ним не один час и разбираться.
Так что сразу после учёбы лучше не бросаться в заказы с головой, а поработать в какой-то компании, поездить на объекты со старшими товарищами и поучиться у них на практике.
Читайте также:
Нужно ли дизайнеру высшее образование?
Юлия Бурова
— Однозначно. Но какое именно — уже второй вопрос.
Я окончила СГТУ по специальности «Архитектура», а дополнительные специфические знания по ландшафту получала уже на практике. Но именно архитектурная база помогает мне проектировать сады целостно, находить баланс между живым и неживым объектами.
В России очень мало вузов, которые готовят именно ландшафтных архитекторов. У практикующих ландшафтников может быть как архитектурно-строительная база, так и аграрно-биологическая.
Часто бывает и так, что уже взрослые, состоявшиеся в других областях специалисты в корне меняют свою жизнь и профессионально связывают её с проектированием садов. И оказывается, именно симбиоз творческих и не очень навыков, знаний даёт самый яркий эффект. Это позволяет и иметь особый взгляд на формы, пространство и детали, и по-особенному настраивать процессы проектирования и управления проектами.
Наталья Бондаренко
— Наверное, со мной многие поспорят, но я считаю, что во многих случаях высшее образование — скорее оболочка, чем суть. Если у тебя есть дипломы, но ты не можешь применить знания на практике, ничего не получится.
В нашу компанию иногда приходят новички с очень хорошими дипломами, и при этом их эскизы бывают слабыми. Так что диплом — далеко не первое, на что мы обращаем внимание, нанимая сотрудника. Важно иметь интерес к профессии, но и, конечно, базовые знания, которые можно сразу проверить в деле.
Екатерина Болотова
— Я уверена, что ландшафтному дизайнеру нужно высшее образование, потому что «вышка» — это не только знания, но и подход к изучению: ты учишься работать с источниками, знаешь, где искать информацию, понимаешь закономерности. У меня два высших образования: первое — экономическое, и даже оно сейчас мне сильно помогает.
Ландшафт — это очень сложная история, даже сложнее, чем стройка, которую многие боятся. Если ты знаешь, какой кирпич взять, на какой цемент и как правильно положить, ты можешь быть уверен, что твоя кладка будет держаться годами, а то и веками.
С ландшафтом всё не так просто — ты взял правильное растение, посадил его в правильное место, приложил все свои знания и усилия, а оно не прижилось. Мы работаем с живым материалом, нужно всегда об этом помнить.
Денис Калашников
— Если дизайнер получал высшее образование не поверхностно, а вдумчиво, то оно становится для него неким внутренним стержнем.
После колледжа (хотя не всегда и не у всех) может быть ощущение, что ты до чего-то не дотягиваешь. А «вышка» даёт уверенность и перед клиентом, и перед самим собой.
Дайте несколько советов, которые помогут в работе
Юлия Бурова
- Не бойся реализовывать свой проект на практике. Да, холодно, жарко и пыльно, но только прощупав материалы руками и посмотрев, как из грязи рождается и растёт сад, ты поймёшь свои ощущения от нового пространства.
- Помни, что сад — это работа команды. Никакие справочники и форумы по стройке и растениям не дадут уважения к работе смежных специалистов, а это очень важно, когда хочешь выйти за пределы стандартов.
- Не стесняйся предлагать идеи и отстаивать свою точку зрения, если уверен, и не бойся переделывать, если видишь, что ошибся. Очень многое в строительстве сада поправимо.
- Будь собой: необычным и оригинальным, странным. При этом не обязательно эпатировать, достаточно тонко чувствовать нюансы.
- Совет и себе тоже — больше читай и смотри красивое кино. Да и вообще старайся добавлять больше искусства в жизнь.
Наталья Бондаренко
- Получайте как можно больше знаний.
- Не бойтесь проявлять себя.
- Занимайтесь тем, что любите.
Екатерина Болотова
- Побуду занудой и скажу, что если вы рисуете что-то красивое и уникальное, помните, что это кто-то должен построить. Первым делом, начиная проектировать восхитительные сады, думайте: из чего они будут, на каком основании. Каждый раз, делая чертёж, ставьте себя на место человека, который потом возьмёт его в руки. Лучше сделать проще, но понятнее.
- Проектируя пространство для человека, вы должны не забывать про этого человека и делать так, чтобы ему там было комфортно. Клиенту. Не вам. И неважно, общественная это территория или частная. Дизайнеры и архитекторы — ремесленники, которые работают для заказчика, а не создают великое искусство просто так.
- Помните, что стройка — это командная работа.
Денис Калашников
- Цените себя, но не переоценивайте. Хорошо, если у вас есть амбиции, ещё лучше — если они подкреплены знаниями.
- Не бойтесь советоваться. У нас много ландшафтных архитекторов, дизайнеров, в том числе старшего поколения, которые всегда готовы помочь, подсказать, направить.
- Не задирайте нос и старайтесь поддерживать со всеми хорошие отношения. Особенно это касается стройки — всегда есть прораб, который всё знает лучше всех. Если вы понимаете, что он правда может сделать хорошо, честно скажите ему, что он молодец, и он будет рад вам помогать и делать всё по‑настоящему классно.
Как выйти на новый уровень?
Юлия Бурова
— Мне понравилась чья-то мысль, что работа ландшафтного архитектора не предполагает карьерного роста как такового. Часто проект получается успешным по счастливому стечению обстоятельств, и нет гарантий, что этот успех получится повторить.
Важно найти ту область в нашей широкой деятельности, от которой заводит больше всего. Поэтому нужно пробовать и искать.
Например, участвуйте в профильных выставках и конкурсах, если нравится. В 2008–2010 годах я не побоялась заявиться на несколько московских выставок садов, хоть и только начала работать архитектором. Это принесло приятные знакомства, узнаваемость среди коллег и тем самым упростило доступ к материалам, которых в нашей провинции тогда было не найти.
Следующим важным этапом для меня было знакомство с Мариной Владимировной Крячко в 2012 году. Общение с ней и обучение у неё полностью поменяли мой взгляд и подход к проектированию, это помогло мне узнать себя.
В 2017 году я участвовала в проекте по преобразованию общественного пространства в Саратове и тогда поняла, что это не совсем моё — мне ближе именно частные сады. Но я не остановилась, и в том же году моя команда вошла в число призёров конкурса — мы спроектировали сквер в Ижевске. А в прошлом году я стала участвовать в благотворительном проекте по восстановлению храма и строительству сада в селе Лох. Меня пригласили туда в качестве ландшафтного архитектора. Это привело к созданию бюро TNG, частью которого я стала.
Наталья Бондаренко
— Чтобы выйти на новый уровень, нужно развивать личные навыки. В этом году наши студенты участвовали в конкурсе — делали проект сада для экоотеля в Подмосковье. Одна из участниц — девушка из Екатеринбурга, которая только изучала наш курс, но в её «Инстаграме»* я увидела, что она уже организовала свою фирму, приступила к работе и, надо сказать, успешно. Такие новости всегда радуют. Я уверена, что у неё всё получится, потому что она понимает, как правильно организовать процессы. Она начала выстраивать компанию с поиска правильной команды. Ещё одно её преимущество — опыт. Раньше она работала с VIP-клиентами в банке и стала умело переносить свой навык коммуникации с такими людьми на новое направление.
Главное — найти и услышать себя, получить необходимые знания, верно оценить свои возможности и не бояться идти вперёд по новой дороге. Обещаю, что в ландшафтном дизайне она прекрасна!
Екатерина Болотова
— Чтобы поменять своё положение в карьере, нужно две вещи (по крайней мере, у меня так было):
- Смелость.
- Ситуация.
Если у тебя есть смелость, но не сложилась подходящая ситуация, то шаг будет в пустоту. А если есть ситуация, но нет смелости, то ты никогда этот шаг не сделаешь.
Если хочешь развиваться в профессии, будь активным — участвуй в выставках, общайся с коллегами, не бойся необычных проектов, и тогда всё получится. Успех приходит к тем людям, которые что-то делают. Сидеть за чертежами и думать: «Когда‑нибудь я открою своё дело» — бессмысленно. Для этого надо барахтаться.
Денис Калашников
— В какой-то степени выйти на новый уровень всегда помогает удача, но это штука, которая «липнет» к смелым. Если ты реально настроен на развитие, то ситуация рано или поздно повернётся так, как тебе надо. Важно не упустить момент.
Участвуйте в ландшафтных выставках. Если сделать всё классно и интересно, появится один клиент, второй, третий, потому что до сих пор заказчики, которым нужен ландшафтный дизайнер, прислушиваются к сарафанному радио. Сайты и «инстаграмы»*, конечно, тоже работают, но обычно оттуда приходят те заказы, которые позволяют существовать, платить зарплаты и так далее.
Архитекторов для необычных, интересных проектов чаще всего ищут по знакомым. Но для этого нужно поймать самый первый такой заказ и отработать его хорошо.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».