Дизайн
#подборки

Принц Филипп — покровитель дизайна

Рассказываем о пяти значимых дизайнерах, получивших премию The Prince Philip Designers Prize.

9 апреля в Лондоне скончался принц Филипп, герцог Эдинбургский. Он не дожил два месяца до своего столетнего юбилея. В историю он вошёл как принц-консорт, который никогда не правил, но служил главной опорой для монарха — королевы Елизаветы II. Гораздо менее известно увлечение принца живописью — он коллекционировал картины, сам писал маслом. Большое значение он придавал дизайну.

С 1969 года он покровительствовал сообществу Chartered Society of Designers (CSD), существующему в Великобритании с 1930 года. В начале своей деятельности общество называлось «Общество промышленных художников». В 1950-х организация и её члены играли ключевую роль в преобразовании Британии после Второй мировой войны. Благодаря покровительству герцога сообщество получило в 1976 году королевскую хартию.

В 1959 году в рамках Chartered Society of Designers герцог утвердил премию за выдающиеся достижения в области дизайна, ставшую одной из ведущих в своей отрасли. Впоследствии премия была переименована в The Prince Philip Designers Prize. Сам герцог входил в состав жюри.

С семидесятых премия начала отходить от дизайна как работы с визуальным языком промышленности и сосредоточилась на инженерных решениях. Теперь её получают разработчики в области транспорта, медицины, научного оборудования.

Так продолжалось до 1990 года, когда вектор снова сменился: теперь дизайнеры награждались не за конкретные разработки, а за вклад в развитие дизайна и заслуги в этой области.

Давайте посмотрим на лауреатов, которые показались нам особенно интересными.

Дэвид Пауэлл


Посуда Nova для Ecko Plastics

1968

Набор посуды Nova от Дэвида Паулла, 1967–1968 годы. Скриншот: The Prince Philip Designers Prize / Chartered Society of Designers / Design Council

Инновационность этой посуды состоит не только в том, что изготовлена она из высокотехнологичного пластика, но и в идее её хранения: блюдца, тарелки, чашки и даже сахарницы штабелируются, и это освобождает пространство. Судьи особо отметили простоту производства и то, что эта посуда точно отвечает запросам потребителя.

Изделия выпускались не только однотонными, но и в комбинированных цветах. Дэвид Пауэлл сумел изменить сознание потребителя, продемонстрировав ему удобство современного пластика, пришедшего на смену традиционным материалам.

Сегодня идея штабелируемой посуды используется повсеместно — от IKEA до ресторанного бизнеса, отсылая нас к прогрессивным находкам шестидесятых.

Патрик Райлендс


Игровой конструктор PlayPlax

1970

Конструктор PlayPlax от Патрика Райлендса, 1970 год. Скриншот: The Prince Philip Designers Prize / Chartered Society of Designers / Design Council

Патрик Райлендс посвятил разработке игрушек больше 30 лет. Сегодня продано более миллиона копий конструктора, изобретённого им в 1966 году. Из ярких квадратов можно смоделировать бесконечное количество трёхмерных комбинаций.

Что интересно, Райлендс сначала изготовил детали — и только потом оформил их в чертежи. В целях экономии прототипы не создавались, конструктор был сразу отправлен на производство.

В 1970 году PlayPlax вошёл в новогодний ассортимент магазина MoMA (The Museum of Modern Art), где продавался наравне с подписанными литографиями Роя Лихтенштейна и Роберта Индианы.

Алан Флетчер


За заслуги в области графического дизайна

Логотип Музея Виктории и Альберта от Алана Флетчера, 1989 год. Скриншот: The Prince Philip Designers Prize / Chartered Society of Designers / Design Council

Алан Флетчер — пионер графического дизайна в Великобритании и фигура, оказавшая влияние на дизайнеров во всём мире. Пожив в разных частях света, он соединил в своём творчестве графические традиции Европы и Северной Америки, создав таким образом собственный яркий и экспрессивный стиль.

Флетчер — автор книг по дизайну, обладатель множества наград и регалий. Премия Принца Филиппа — лишь одна из вех в звёздном пути этого дизайнера. А вот получена она в достаточно непростой момент — в 1992 году Флетчер покинул студию Pentagram, главное его дело в последние двадцать лет. Решение было осознанным — к шестидесяти годам он устал от корпоративного дизайна, его тяготили внутренние конфликты в студии.

Уже в 1993 году он стал арт-директором издательства Phaidon, но это совсем другая история. Логотип Музея Виктории и Альберта был создан Аланом Флетчером в 1989 году и используется без изменений вот уже больше двадцати лет.

Теренс Конран


За заслуги в области развития дизайна

Кресло Glove от Теренса Конрана, 2002 год. Скриншот: The Prince Philip Designers Prize / Chartered Society of Designers / Design Council

Кредо Теренса Конрана — удобство, функциональность и минимализм. Первой специализацией Конрана был дизайн текстиля, но жизнь он посвятил разработке мебели. Его предметы не подвержены влиянию времени, они прогрессивны в момент создания и не теряют актуальности спустя десятилетия.

У Теренса Конрана, пожалуй, самая своеобразная карьера — в историю он вошёл не только как дизайнер, но и как бизнесмен, писатель, ресторатор, сооснователь Лондонского музея дизайна. С дизайном связаны практически все аспекты его деятельности — магазин дизайнерской мебели, издательство дизайнерских книг, он разрабатывает дизайн для предметов интерьера и пишет о дизайне книги.

В 1983 году за заслуги в области дизайна Теренс Конран был посвящён в рыцари и получил Орден Кавалеров Чести.

Норман Фостер


За заслуги в области архитектуры

Башня «Мэри-Экс, 30» от Нормана Фостер, 2001–2004 годы. Скриншот: The Prince Philip Designers Prize / Chartered Society of Designers / Design Council

Норман Фостер — ключевая фигура в британской архитектуре и дизайне. Его узнаваемый стиль — хай-тек. Вдохновитель Фостера — Владимир Шухов, подтолкнувший его к использованию сетчатых оболочек, которые делают его здания узнаваемыми во всём мире.

Основное поле деятельности архитектора — Великобритания. Здесь он возвёл такие свои известные постройки, как штаб-квартира Willis Faber & Dumas, здание аэровокзала в лондонском аэропорту Станстед, первое в мире надувное здание для Computer Technology Limited. Спроектированная им сорокаэтажная башня «Мэри-Экс, 30» стала современным символом Лондона.

Несмотря на преклонный возраст — сейчас архитектору уже 85, — он не собирается выходить на пенсию, проектируя дома по всему миру. Помимо премии Prince Philip Designers Prize, Фостер был отмечен Орденом Заслуг Великобритании в 1997 году. В 1990-м он был возведён в рыцари, а спустя девять лет получил титул барона.


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована