Дизайн
#Мнения

«Придумано и сделано в России»: третий раз — самый трудный

Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает о важной дизайнерской премии и некоторых проектах, которые побеждали в предыдущие годы.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

В конце июня Всероссийский музей декоративного искусства открыл приём заявок на III Всероссийский конкурс-биеннале предметного дизайна «Придумано и сделано в России». Это событие заслуживает особого внимания: теперь даже рутинная работа требует решительности, и все участники стоят перед разнообразными этическими выборами.

«Придумано и сделано в России» запущен в 2018 году директором музея Еленой Титовой и руководителем Центра моды и дизайна Натальей Логиновой при активном участии куратора Светланы Липкиной. Сейчас это, по сути, единственная дизайнерская премия национального масштаба. Проекты приходят со всей страны, поэтому именно этот конкурс позволяет как-то замерить пульс дизайнерской жизни. Точнее — посмотреть на серийные или малотиражные вещи: предметы интерьера, посуду, аксессуары, домашний текстиль, которые спроектированы и реализованы для людей, а не по госзаказу для «населения».

Уже к середине 2010-х годов в воздухе сгустилась необходимость видеть проекты соотечественников, узнавать новые имена, поддерживать сообщество, рекламировать проектирование как деятельность. Музей подарил конкурсу статус и одновременно помог себе — привлёк больше молодой и профессиональной публики, стал живым ньюйсмейкером, инициатором многих событий. К тому же вещи победителей остаются и формируют уникальный фонд современного дизайна.

Музей также дарит номинантам общую выставку, а лауреаты в течение двух лет могут проводить персональные выставки. Получается, что биеннале «Придумано и сделано в России» — это не только конкурс, но и длящаяся жизнь сообщества на примузейной площадке Центра моды и дизайна.

Организаторы ярмарок, премий и конкурсов знают, что третий раз для проекта — самый драматичный. Начало часто бывает на подъёме: в индустрии накоплена потребность в мероприятии — её чувствуют инициаторы, есть предложения, участники готовы рисковать, энергия течёт сама собой. Если дебют оказался удачным, второй раз мероприятия проходят по инерции. А вот третий раз, как правило, самый опасный. Именно эта сессия показывает жизнеспособность и перспективы мероприятия.

Все три раза я оказывалась в числе «просеивающих» заявки: в 2018 году в первом конкурсе — как член жюри, в 2020 году во втором конкурсе — как член экспертного совета, в 2022 году — снова как член жюри (проекты этого года мне только предстоит увидеть). Расскажу о проектах — победителях двух предыдущих конкурсов.

Проекты 2018 года

Первый конкурс запомнился прежде всего неожиданным разнообразием заявок и «американскими горками» в уровне проектов. В победителях оказался «стеллаж 45°» Петра Сафиуллина из Казани. Он экстремально узкий, глубиной всего 45 см, но функциональный и хитро придуманный. Ещё один призёр — необычные акустические панели Aotta из материала на основе еловой хвои — проект москвичей Татьяны и Михаила Репиных, с очевидным экологическим и слегка локальным драйвом.

«Стеллаж 45°»
Изображение: Пётр Сафиуллин / Yaratam Design
«Стеллаж 45°»
Изображение: Пётр Сафиуллин / Yaratam Design

Самыми интересными проектами выглядели те, в которых в качестве референса фигурировал исторический авангард, суровая красота русской природы либо традиционные мотивы или техники. Например, в малом масштабе победил «Невидимый авангард» — органайзер из прозрачного акрилового стекла, который создали петербуржцы Александр Браулов и Анастасия Коптева. Получилась удивительно поэтичная вещь, в которой варьировались формы конструктивных элементов и оконных проёмов (!) двенадцати знаменитых авангардных зданий из девяти разных городов. Визуально они совершенно не узнавались, но придавали символический смысл элементарной по форме вещи. Те же авторы получили Гран-при в номинации «Новое ремесло» за набор игрушек «Красные куклы» с сильным привкусом лубочного супрематизма. Тут, наоборот, референс был очевидным.

«Невидимый авангард»
Фото: Nasya Kopteva / Sasha Braulov / 52 FACTORY
«Невидимый авангард»
Фото: Nasya Kopteva / Sasha Braulov / 52 FACTORY

Ещё один пример работы с авангардной культурой — платок «Трактористка» московского дизайнера Ольги Никич, нашедшей вдохновение в ивановских агитационных ситцах и советских плакатах тридцатых годов.

Тему природы отрабатывали вазы «Из огня» Екатерины Кротенко из Санкт-Петербурга. Обновлённые традиции звучали в коллекции текстиля «Лес, вода, камень» (проект Светланы Катаргиной и Татьяны Бабковой), в которой был и шик домотканого материала, и орнамент, варьирующий мотивы традиционной карельской вышивки «Пудожский канон».

Не менее природными и ремесленными выглядели «Туеса» — набор контейнеров для хранения из бересты Анастасии Кощеевой из Красноярска, города, который в части креативных индустрий и современного искусства давно стал важной точкой Сибири. Жюри отметило и брутальную коллекцию деревянных досок Kag’anka дизайнера Виталия Жуйкова (Made in August).

Kag’anka
Фото: Виталий Жуйков / Made in August
Фото: Анастасия Несудимова / Всероссийский музей декоративного искусства

Проекты 2020 года

Второй конкурс набрал высоту за счёт медийной волны, поднятой первым конкурсом, а также во многом благодаря именитому жюри, в которое вошли известные европейские музейщики и дизайнеры с международным реноме. В судьях значились Константин Бойм, глава факультета промышленного дизайна нью-йоркской Школы Пратта, Матео Крис, директор Музея дизайна Vitra, Юкка Саволайнен, директор Музея дизайна в Хельсинки, а также хранители дизайна Рейксмузеума в Амстердаме и лондонского Музея Виктории и Альберта.

Такой мощный отряд, безусловно, способствовал развитию конкурса и был рациональным шагом по усилению его статуса. Логично было предположить, что укоренённые в индустрии профессионалы с широким кругозором запомнят интересные российские вещи и подарят состязанию более независимую экспертизу. В целом так и произошло. Интересно, что финальный выбор жюри оказался довольно неожиданным, но настраивающим на дискуссию.

Гран-при конкурса досталось светильникам «Переплетение каменных нитей» Данила Карамушкина и Анны Ивановой — это вещи технологически необычные, промышленные, но с ощущением «ваби-саби» — несовершенств и случайностей ручной работы.

Фото: Даниил Карамушкин / Анна Иванова / Всероссийский музей декоративного искусства

Негласным символом конкурса стал ковёр из войлока с керамической нитью в форме леопардовой шкуры — Hear my rooooar Андрея Будько: «тигра» охотнее всего публиковала пресса и он чаще других предметов оказывался на постерах и анонсах.

Жюри отметило лаконичный стол «Звонец» Марины Шамсутдиновой и льняную скатерть «Были и небылицы» с тамбурной вышивкой Светланы Катаргиной и Татьяны Бабковой. Победителем в номинации «Этический дизайн» стал экологичный стол Cosmic Coral Ярославы Галайко.

Фото: Андрей Будько
Фото: Perinne

Среди интересных победителей в номинации «Коллекционный дизайн. Мебель» — Егор Бондаренко с многодельным деревянным шкафом «Модернист». Сам дизайнер выступил с перспективной идеей — чествовать и представлять на постконкурсной музейной выставке не только дизайнера-победителя, но и мастеров, которые помогли реализовать предмет.

Шкаф «Модернист»
Фото: Егор Бондаренко / PolliProducts

В 2020 году плотность интересных заявок была ниже, чем в первый год проведения конкурса, однако повысить уровень и разнообразие проектов помогли московские галеристы.

Тут надо сделать небольшое отступление. Со второй половины 2010-х годов несколько галерей начали предлагать на внутреннем рынке авторские функциональные вещи — столы, кресла, стулья, светильники, выпущенные ограниченным тиражом. Эффектный путь проделала Международная галерея «Эритаж»: сначала её «предметные» интересы фокусировались на советском дизайне 1920–1960-х годов, потом появились работы современных российских дизайнеров и неожиданно — китайских. Сейчас галерея запустила цифровую площадку Manner & Matter, где представлены интерьерные предметы — не только коллекционные, но и серийные.

Не менее стремительное и плодотворное развитие пережила Alina Pinsky Gallery (c 2017 по 2020 год — «Палисандр»). Галерея дебютировала в Москве с коллекцией французской живописи 1950–1960-х годов и необычным для внутреннего рынка рядом функциональных вещей знаменитых французских модернистов — Шарлотты Перриан, Пьера Жаннере, Жана Пруве. Потом укрепила предложение мастерами итальянского радикального дизайна, и сейчас в коллекции галереи числятся функциональные предметы выдающихся американских датских, итальянских, французских, финских мастеров ХХ века от Чарльза и Рэй Имзов до Мартин Бедан. В 2018 году галерея инициировала проект российского коллекционного дизайна Russian Collectible, в рамках которого выставлялись вещи российских авторов — Дарьи Беляковой, Ольги Трейвас, Вадима Кибардина (его «бумажный» стул Paper Chair №5 aka. Black Star на конкурсе получил специальный приз Союза дизайнеров России), Дениса Милованова, Веры Одынь и других.

Обе галереи представили проекты современных российских авторов на второй конкурс «Придумано и сделано в России».

Галерея Mirra, прославившаяся в Москве мощной коллекцией исторических предметов итальянского дизайна середины ХХ века, также обратила внимание на российских молодых дизайнеров и в рамках «Придумано и сделано в России» инициировала номинацию «Коллекционный дизайн. Концепт».

Mirra поддержала персональную выставку лауреата этой номинации Виктории Нурисламовой. Дизайнер сочинила универсальный модульный шрифт, на основе которого сама же разработала проекты в разных техниках (от графических постеров до напечатанных на 3D-принтере ваз). Все эти объекты при поддержке галереи Mirra были показаны на персональной выставке Виктории Нурисламовой в Центре моды и дизайна. Более того, сервиз Slip был подарен галереей в коллекцию музея.

«Бумажный» стул
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства / KIBARDINDESIGN STUDIO
SLIM
Фото: Виктория Нурисламова / Manner & Matter

* * *

В этом году уже собраны заявки и экспертный совет отбирает проекты в шорт-листы. Наверное, сейчас конкурс будет непростым: хорошему дизайну, в отличие от современного искусства, которое может возникать в непредсказуемых условиях, необходимо, чтобы в воздухе пульсировал социальный оптимизм. Иначе для чего нужны новые вещи? Зачем предлагать оригинальные идеи и изобретательные решения, если у людей нет ни сил, ни желания смотреть вперёд и врастать в будущее? В этом отношении все дизайнеры, участвующие в конкурсе, — уже почти герои, верные избранному делу.

Заявки на конкурс принимаются до 25 августа.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована