Преемственность и новаторство: гжель и хохлома в современном дизайне
Как дизайнеры интерпретируют традиционные виды росписи в своих работах.
Фото: «Объединение Гжель» / «Супрематика»
В последние годы многие дизайнеры возвращают в тренды традиции, появившиеся несколько веков назад. Их переосмысливают, дополняют, но с сохранением самобытности. В этом материале мы расскажем, в каком виде гжель, хохлома и другие виды росписи вернулись в дизайн и где их применяют сегодня.
Виды росписи и их особенности
Подсчитать все виды росписи едва ли возможно: они зарождались в разных частях страны, а их особенности зависели от конкретного региона. Многие виды схожи между собой в цветовой гамме, однако есть различия и в технике, и в самих узорах.
Гжель
Гжель появилась в XIV веке в одноимённой деревне недалеко от Москвы. В Гжели добывали глину, из которой со временем начали делать посуду и игрушки.
Цветовая гамма гжели — синие и белые тона. Такая гамма появилась под влиянием популярности голландских изразцов и китайского фарфора. Гжель существенно выделяется среди других видов росписи: она сдержанная, но при этом эффектная.
Гжель — одноцветная, это гигантский шаг к минимализму. Когда-то она была разноцветной, но такой её уже никто не помнит.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Хохломская роспись
Название также возникло благодаря локации: во второй половине XVII века мастера на левом берегу Волги стали расписывать деревянную мебель и посуду золотистыми, зелёными и красными цветами. Потом предметы быта везли для продажи в село Хохлома Нижегородской губернии, благодаря которому яркий орнамент и стали так называть.
На изделиях с хохломской росписью фон глубокого тёмного цвета, на нём изображена листва деревьев и ягодные грозди.
Жостовская роспись
Жостовская роспись появилась в первой четверти XIX века в деревне Жостово. В тот период некоторые мастера начали наносить на металлические лакированные изделия изображения пёстрых цветочных букетов.
Традиционным вариантом считается чёрный поднос с яркими бутонами. Иногда в качестве базового цвета выбирают красный.
Северная чернь
Одним из самых сложных видов росписи считается великоустюгское чернение по серебру, которое кратко называют северной чернью. Такой промысел возник в XVII веке — плотный и богатый узор стал украшать даже самые мелкие предметы и изделия: от табакерок до флаконов. В этой росписи почти нет сюжетов, а рисунок — непрерывный и словно бесконечный.
Северная чернь — очень мрачная и тёмная. Раньше чёрного цвета не боялись. Такой тёмный фон был основой многих промыслов, как в Палехе, Холуе или Хохломе. Да и при всей весёлости цветов чёрное хорошо уравновешивает пестроту.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Городецкая роспись
Возникшая в середине XIX века в Нижегородской губернии городецкая роспись поражает не только яркими орнаментами, но и тем, как мастерам удавалось изображать на прялках или мебели целые сюжеты. Как правило, это были праздники, прогулки или свидания влюблённых.
Любимым мотивом городецких мастеров, как и у коллег, считались цветы. Оттенки выбирали яркие и насыщенные: красный, винный, синий и горчичный.
Наверное, разноцветные пёстрые росписи прошли естественный отбор и больше были по душе людям. Представьте себе деревню. У Михаила Иваныча одна краска, а у Петра Юрьича — десять. Нарядно. Ещё хочется вспомнить про разность регионов. На севере — сдержаннее, на Кавказе — абстрактнее. Погода, культура, доступ к сырью — всё влияло.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Роспись в современном дизайне
В моде
В XXI веке традиционная роспись возрождается. Сфера, которая активнее всех переняла традиции, — мода. Несмотря на то что в последнее время и модные дома, и массмаркет стремятся к минимализму, воспевая монохромные образы без излишеств, порой они всё же отдают предпочтение броским орнаментам.
В 2013 году итальянский модный дом Valentino представил осенне-зимнюю коллекцию, некоторые предметы одежды которой были украшены гжелью — сине-белым орнаментом. Это были строгие платья с белыми воротниками, кейпы и вечерние наряды. Традиционные узоры можно также найти в коллекциях бренда Nina Donis и модельера Ульяны Сергеенко.
Больше всего узоров, орнаментов и цветов в одежде можно заметить у итальянцев. При всей простоте кроя и лаконичности форм обычное платье-футляр или классический пиджак будут либо ярких цветов, либо в вышитых или напечатанных узорах. Одежда-праздник.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Маленькие бренды тоже делают одежду с узорами. Например, бренд «Ирина Вартанян» воспевает культуру северных регионов страны. Дизайнеры изображают коней и жар-птиц на базовых худи, толстовках, лонгсливах, футболках и жилетах, а также украшают изделия цветочными и геометрическими орнаментами.
Гжель, хохлома и другие виды росписи послужили вдохновением и для творческой студии Gruppa и проекта Front. Дизайнеры немного переработали традиционные орнаменты и трансформировали их под современность. Изображения на изделиях коллекции — более графичные, чем привычные узоры, не такие витиеватые и как будто нанесены крупными мазками.
В интерьере и на посуде
Роспись постепенно применяют и в дизайне интерьеров — в сфере, где долгое время господствовал почти стерильный минимализм. Только орнаменты делают более спокойными и немного меняют. Среди видов росписи наиболее популярны гжель и хохлома. Интерьеры в светло-голубых тонах при удачной концепции смотрятся свежо, с хохломскими узорами — уютно и камерно.
Те, кто пока не готов расписывать стены дома яркими витиеватыми орнаментами, могут купить мебель с узорами или более мелкие предметы интерьера. Гжель, например, иногда наносят на мебель для ванной комнаты — шкафчики или рамы зеркал.
Дизайнеры не могли обойти стороной и посуду. Ещё в 2017 году магазин Half & Half выпустил серию тарелок «Гжель» от графического дизайнера Анны Кулачёк. Изделия создали вручную, орнамент на них не такой активный, как традиционный. Однако он по-прежнему напоминает вековой сине-белый узор.
В айдентике
Элементы русской росписи разных видов используют в айдентике разных брендов. Недавно дизайнер взяла гжель за основу для логотипа одноимённой кофейни, которую мечтает открыть. В проекте удалось совместить приятный узор, цветовую гамму и облик кофейных зёрен.
В логотипе чемпионата мира по футболу 2018 года, который проходил в России, дизайнеры тоже завуалированно показали традиционную роспись.
Ручной труд и человеческий ресурс — самое дорогое и ценное, что сейчас есть. Мы на пути к автоматизации и экономии в производстве. Уникальность стилей древнейших промыслов сложилась из-за изолированности их друг от друга географически, разности сырья, преемственности. Глобализация всё приводит к одному знаменателю. Важно сохранить традиции, которые остались в разных местах, в красную книгу уникальной красоты.
Алёна Лебедева,
дизайнер
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!