Поле экспериментов: земля как материал для дизайна
Мария Савостьянова рассказывает о том, как природу используют в искусстве и проектировании.
Иллюстрация: Marc Thorpe Design / Truetopia / Artpolygon / Junya Ishigami + Associates / Annie для Skillbox Media
Горы влажной земли, почва с ветвящимися корнями или проросшими семенами всё чаще встречаются в музейных залах и на полу частных галерей. Историк искусства Мария Савостьянова в своей новой колонке объясняет, как и где авторы сейчас используют землю.
В современном искусстве
В 2022 году куратор 59-й Венецианской биеннале Чечилия Алемани сделала темой выставки сюрреалистическое «Молоко сновидений». В расшифровке она предложила три проблемы, одна из которых звучала как взаимодействие человека и человечества с Землёй. На её призыв охотно откликнулись художники.
С самыми «земляными» инсталляциями биеннале выступили американка — перформер, художник и поэт Прешес Окойомон и колумбийка Делси Морелос. Они преобразовали легендарные залы Арсенала с помощью почвы, камней и растительности, «погрузили» зрителей во влажные земляные запахи.
Три десятилетия Делси Морелос занималась живописью, скульптурой, в которых использовала почву, глину, ткани, волокна и другие природные элементы. В «Земном рае» (2022) Морелос уложила выделенное ей пространство массивными земляными блоками в форме лабиринта. Чтобы правильно почувствовать «Земной рай» надо двигаться по узким проходам лабиринта, вдыхать запах земли, ощущать текстуру, тепло и влажность почвы, а также запах корицы, гвоздики и специй, которые подмешала колумбийка, чтобы усилить чувственное переживание близости с землёй.
В инсталляции «Увидеть Землю перед концом света» (2022) Прешес Окойомон превратила зал венецианского Арсенала в фантастическую оранжерею: земляной слой покрыт густой растительностью с бабочками и скульптурными фигурами из грязи и крови.
Ещё сильнее биологические процессы, совершающиеся в плодородном слое, были ощутимы в инсталляции Даниэла Ли «Безымянные сущности» (2022), показанной весной этого года в Новом музее (Нью-Йорк). Художник использовал тканевые покрывала из джутовой конопли, с цветами, тюками соломы, грязью со спорами и семенами. Всё это медленно гнило в течение долгого времени прямо в залах музея и вызвало неоднозначную реакцию.
Пока критики не знают, как определить это увлечение землёй, и называют его современным лэнд-артом, противопоставляя классическому лэнд-арту 1970-х годов. Тогда художники распахивали большие участки земли — многие работы можно было воспринимать лишь на кадрах аэрофотосъёмки. Это была демонстрация могущества и проявление воли по отношению к территории.
Сегодня земля-почва маркирует, например, ощущение климатического коллапса, который был главным вызовом допандемийного времени. «Земляные» инсталляции говорят нам, что человеческое тело не отделено от окружающей среды. Земля живёт, дышит и существует рядом с нами, сильно трансформируется во времени.
В дизайне
И конечно, для дизайна земля — тоже источник вдохновения и экспериментов. Проектировщики трактуют её как материал для домов и вещей — со своей эстетикой и набором неоднозначных смыслов.
Исследователи из Университета Вирджинии (математик Джи Ма, эколог Дэвид Карр, архитектор Эсан Бахарлоу, доцент факультета архитектуры Спенсер Барнс) создали технологию биостроительства, которая может оказать влияние на вид зданий и способ их возведения. Итог экспериментов — цветущие структуры из почвы и семян, которые напечатаны на 3D-принтере. Если их масштабировать, они вполне могут стать блоками домов.
Земля как подножный материал актуальна для развивающихся стран. Архитектор Марк Торп представил визуализацию ряда домов в Уганде, которые почти полностью будут построены из биокирпичей, на 90% состоящих из местной почвы (остальные материалы — из смеси цемента, песка, извести и воды). Постройки уже готовы, а у Торпа есть планы по масштабированию бизнеса.
Для своего дипломного проекта в Школе архитектуры (TSOA) в США Дизайнер Джессика Мартин спроектировала сооружение из утрамбованной земли в пустыне Аризоны, которое предназначено как убежище для людей, растений и животных. Постройка представляет собой сооружение пирамидальной формы с открытым верхом и прорезанным в одной из сторон окном. На площади в 48 кв. м можно уместить небольшую кровать и стол, а также яму для костра, чтобы обогревать конструкцию.
Дикая глина, в которой перемешаны камни, песок и почва, не совсем земля, но очень к ней близка. Российский керамист Павел Журавлёв сделал дикую глину своим фирменным материалом. Чёрные, фактурные, будто слепленные из болотного торфа горшки, вазы, плошки оказались настолько выразительными, что их охотно продают и европейские галеристы.
Журавлёв обжигает керамику в маленькой примитивной печи, где пламя дров плотно соприкасается с обжигаемыми формами. Благодаря небольшому пространству печи получаются тонко детализированные текстуры. Такой процесс позволяет делать вещи неожиданными и неповторимыми.
Может ли земля использоваться как декор в функциональных постройках? Японский архитектор Дзюнья Исигами, мастер рафинированной, минималистичной и часто почти бесплотной архитектуры, решил, что да. Недавно он построил частный дом с рестораном для своего друга, известного японского шеф-повара Мотонори Хираты. В основе постройки — бетонная конструкция. Здание представляет собой лабиринт пещеристых пространств, разделённых арочными проёмами и сталагмитоподобными колоннами, фактурно покрытыми грязью.
Бетон заливали в вырытые в земле ямы, которые выступали как формы. Затем окружающий грунт удаляли. По замыслу Исигами, грязь должна была смываться с бетона. Однако, увидев землю на конструкции, он решил оставить её в качестве покрытия. Чтобы грязь не размывалась дождями, её укрепили по старой японской технологии.
Органическая форма и земляной покров должны были придать дому и ресторану ощущение материальной тяжести и древности — будто они существовали на этом месте много веков.
Почти десять лет назад на выставке «Биодизайн» в Новом институте Роттердама была показана любопытная экспериментальная технология. Дизайнер Эрез Неви Пана разработал тесто из почвы и мицелия, которое можно запечь в духовке. Цель — получать табуреты и стулья достаточно прочные, чтобы на них можно было сидеть.
Сочетая почву с грибами и другими природными материалами, дизайнер разработал смесь, которая поднимается, как тесто, благодаря биохимической реакции, а затем может формоваться при помощи гипсовых или деревянных форм. Полученные предметы запекаются, чтобы смесь затвердела и стала достаточно прочной. Также нужно, чтобы её можно было шлифовать, пилить и сверлить.
Как настоящий хлебопёк Эрез Неви Пана отрабатывал идеальный рецепт. В результате ему удалось сделать серию простых формованных предметов мебели. Помимо этого, проектировщик экспериментировал с формованием чашек из этого материала. Долгое время проблема была в том, что воду «земляная» чашка удерживала, а вот привкус у воды, постоявшей в этой чашке, был не очень приятный. Дизайнер признаёт, что этот рецепт пока нельзя назвать идеальным, но он на верном пути.
Не только плодородные, хтонические, но и больные, повреждённые земли могут стать поводом для дизайна. Шведка Хильда Хельстрём, учась в Королевском колледже искусств, сделала необычный дипломный проект «Материальность стихийного бедствия». Через год после аварии на электростанции Тохоку Дайичи она приехала в Японию и сделала своим соавтором местного рисовода Наото Мацумура, который решил остаться в эвакуированном районе. Он рассказывал о своей земле и помогал собирать образцы почвы рисовых полей, которые после катастрофы стали непригодны для использования. Из этих почв Хильда Хельстрём сделала пять «грязных» сосудов в формах, варьирующих типологии местной керамики. Сами сосуды не содержали радиации, так как грунт был выкопан на 40 см ниже уровня земли.
И, конечно, земляное интересует дизайнеров и в социальном плане. Однажды земля стала элементом городской айдентики: голландская студия Atelier NL для проекта De StraatMakers собирала образцы почвы Эйндховена. Исследовательский проект был сделан по заказу муниципалитета, когда городские власти думали, какого цвета сделать дорожное покрытие в городе. К созданию этого архива Atelier NL привлекло местных жителей. Всего получилось собрать 150 образцов из 30 разных мест города.
В каждой точке землю бурили на глубину один метр, чтобы в забор попали разные слои. Оказалось, что земля, песок, глина, перегной и торф в разных местах города сильно отличаются по цвету. Более того, при обжиге при высоких температурах почва окисляется и ещё сильнее раскрывает особенности цветовой палитры каждого участка. Собранные вместе образцы помогли создать уникальную земляную палитру города.
***
Самое интересное заключается в том, насколько долгим окажется это увлечение дизайнеров землёй. Находимся ли мы в начале развития большого тренда и нас ждут ещё более смелые эксперименты с землёй, или под натиском цифрового века тема быстро исчерпается и останется странным моментом рубежа 2010–2020-х годов?