Пилить ли Шуре, или Дурак Морозов
Арт-директор Стас Жицкий рассуждает, сколько может стоить логотип и почему не стоит раскрывать его цену.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
Ружьё замечательное! Недаром шестьсот целковых стоит…
— Сколь…ко? — спросил Предположенский и вытянул шею… — Сколько? Повторите, папаша!
— Шестьсот рублей… Чего же ты смеёшься? Ты погляди на ружьё, да потом и скаль зубы!
— Я вижу… Чьей фабрики?
— Марсельское… Фабрики Лепелье…
— Лепелье? Не слыхал что-то такой фабрики… Ружьё как ружьё… Рублей сто стоит… Не люблю, тесть, когда вы врёте! Зачем врать? Я не понимаю, зачем врать?
— Ружьё хорошее, — заметил мировой, — но шестисот не стоит. Вы переплатили, Аким Петрович!
— Он вовсе не переплачивал! — горячился Предположенский, — он врёт! Врёт, как школяр!
Отлетаев завертелся и покраснел.
— Не таковский, чтоб врать, — сказал он. — Так-то-с! Ты вот… ты вот так врёшь! Ну да! Ты вот так и норовишь уколоть! С тобой ездить не следует. Я не знаю, зачем я с тобой поехал!..
— И не ездил бы… Зачем врать, не понимаю! Врёт, как свинья!
— Сам свинья! Свинья и дурак вместе с тем…
А. П. Чехов. «Двадцать девятое июня»
Все, наверное, знают, что за дизайн логотипа Nike его автор Кэролин Дэвидсон получила 35 долларов. Это вам, конечно, не нынешние 35 долларов, но всё равно — сущие копейки. Причём хозяину компании Филу Найту логотип поначалу не очень-то и нравился.
А вот British Petroleum в 2011 году заплатила агентству Landor Associates за свой зелёный… наверное, цветочек 211 миллионов долларов (справедливости ради отмечу, что не за один цветочек, а за полный ребрендинговый пакет). По-моему, получилось здорово (это я и про дизайн, и про гонорар).
Логотип Google не стоил ничего — его Сергей Брин себе сам нарисовал. Хотя, честно говоря, тот старый вариант мне никогда не казался верхом дизайнерского мастерства. Да и последний тоже не кажется, но как-то притерпелось.
За логотип Олимпийских игр 2012 года в Лондоне компания Wolff Olins получила 625 000 долларов. И заставила весь мир глумиться над дикой композицией из хаотических многоугольников.
Логотип Coca-Cola нарисовал бухгалтер компании. Бесплатно. Красивый логотип, ничего не скажешь. Хоть и не самый прекрасный на свете. А вот Pepsi отдали за свой новый логотип миллион долларов. Ничего особенного они за миллион не получили — такой дизайн можно было заказать и за сто тысяч, а если повезёт, то за десять.
К чему я это всё рассказываю? А к тому, что история нас учит: размер гонорара за логотип не особенно коррелирует с качеством результата.
Понятно, что дёшево или бесплатно обычно делаются логотипы компаний, которые только начинают свой жизненный путь. Сколько потенциальных, но несостоявшихся «Сергеев Бринов» и простых бухгалтеров канули в Лету, сделав на коленке дармовой логотип, а потом разорившись, — мы можем только догадываться. Но ведь и Google, и Coca-Cola хороши не своей айдентикой, а капитализацией бренда. Их логотипы без их баснословных прибылей не стоят ничего, с прибылями же — миллиарды, хотя и постфактум.
Конечно, если ты уже состоявшийся гигант с солидным оборотом, то как-то стыдновато искать фрилансеров по бехансам. Но и разбрасываться деньгами необязательно: логотип — не машинка Ferrari, по нему не видно, сколько он стоит. Если не кричать о его цене на каждом углу. А если кричать — можно и опозориться, как с лондонской Олимпиадой.
Мать Арсения Морозова, который отгрохал себе диковатый псевдомавританский особняк на Воздвиженке, сказала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!» Особняк, кстати, получился прикольным и стоит до сих пор. А вот лондонская эмблема благополучно забыта, её даже сносить не надо — она же виртуальная.
Наверное, лучше искать золотую середину между бедным и жирным исполнителем. Так, по крайней мере, провал будет не столь болезненным для кошелька. И всегда останется шанс, что вам повезёт…
И вывод мой прост, хоть и неоднозначен:
Дорого — не всегда хорошо.
Дорого — не всегда плохо.
Дёшево — не всегда отстой.
Дёшево — не всегда прикольно.
Пока не начнёшь пилить гирю, понятней не станет.
— Ну-с, попилим ещё! — бодро сказал рыжеволосый Шура.
— Конечно, надо пилить! — заметил Паниковский, стараясь оттянуть страшный час расплаты.
Он закрыл лицо ладонью и сквозь растопыренные пальцы смотрел на мерно двигавшуюся широкую спину Балаганова.
— Ничего не понимаю! — сказал Шура, допилив до конца и разнимая гирю на две яблочные половины. — Это не золото.
— Пилите, пилите, — пролепетал Паниковский.
И. А. Ильф, Е. П. Петров. «Золотой телёнок»
Читайте в предыдущих выпусках:
- Одолженный Станислав, или Случай из практики: почему не стоит безоглядно доверять чужому портфолио
- Право на зелёную траву: нужно ли регистрировать цвет бренда и что делает логотип по-настоящему заметным
- Фрикадельки убегают через забор: насколько допустимо хулиганство в брендинге
- Совершай манипуляции внимательно: логотипы, безыскусность которых спасает жизни
- Знаки, сделанные руками: как культурный контекст влияет на восприятие знака
- Специфика «пацифика»: как логотип становится значимым для множества людей