Дизайн
#статьи

Как всё устроено в дизайн-агентстве

Какие иллюстраторы нужны бизнесу и зачем вообще работать не напрямую с клиентами.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Дизайнер и иллюстратор могут работать сами по себе на фрилансе, быть в штате крупной компании или сотрудничать со студиями. Ещё их могут представлять специальные агентства.

Разбираемся на примере Pic-o-matic, как это устроено: почему в агентстве есть постоянная команда и база внешних подрядчиков, важно ли всё-таки портфолио и что именно получают авторы от такой модели работы.

Аня Шумахер

СЕО Pic-o-matic. Больше 12 лет руководит агентством, до этого работала в креативных отделах крупных рекламных агентств (BBDO, Ogilvy, MullenLowe и другие). Любит рекламу, креатив, дизайн и иллюстрацию, ведёт блог про коммерческую иллюстрацию.

Что делает агентство

Каждое агентство особенно. Но есть общие принципы работы, которые объединяют весь агентский бизнес.

Основной — агентства предлагают те услуги и тех авторов, на которые есть спрос со стороны клиентов.

Это не дело вкуса команды агентства и даже не влияние трендов.

Агентство решает бизнес-задачи клиентов, подбирая оптимальные средства. Это могут быть иллюстрация, дизайн, анимация или другие инструменты создания визуальной коммуникации.

Ключевое слово здесь — коммуникация.

В дизайн-агентство клиент приходит за ней, поэтому мы даже называем себя агентством визуальных коммуникаций: ключевые наши компетенции — иллюстрация, анимация и дизайн.

Кодекс иллюстрации для платёжной системы «Мир». В этом проекте было необходимо не только создать визуальный стиль, но и разработать комплекс инструкций для клиента
Изображение: Pic-o-matic Studio

По какому принципу в агентство отбирают авторов?

На этот вопрос я уже коротко ответила в самом начале: мы выбираем тех авторов, которые будут востребованы на клиентских задачах. Самые популярные и частотные запросы мы стараемся закрыть ресурсами внутренней команды: у нас в штате есть иллюстраторы, дизайнеры и аниматоры.

Но есть две основные причины, почему мы не всегда можем обойтись работой внутренних специалистов и отправляемся за поддержкой фрилансеров.

  • Первая причина — неравномерные спрос и загрузка.

Есть пиковые периоды заказов, когда мы просто не справляемся собственными силами. В такие моменты мы обращаемся к своей базе. Это собранные портфолио авторов, с контактами и прочими важными для работы данными: цены, скорость работы, лёгкость в коммуникации и прочее.

В нашем случае база разделена на несколько колонок. В каждой колонке определённый стиль, вид работ или услуга. Например, это может быть «Иллюстрация 3D», «Акварель», «Веб-дизайнер» или даже «Сценаристы». В этих колонках находятся карточки каждого специалиста.

Проекты почти всегда срочные, поэтому у нас нет времени на то, чтобы сидеть и искать подходящего подрядчика в интернете. Прежде всего мы обращаемся к тем, с кем уже сотрудничали и на кого можем положиться.

И постоянным клиентам, и новым агентству важно показывать отличный сервис. Уверенность в том, что дизайнер не подведёт, — это must. На иллюстрации работа для приложения Dodo Pizza
Изображение: Pic-o-matic Studio / Behance

Если в базе никто не подходит или все заняты, то мы начинаем искать среди сохранённых писем и ссылок. Нам часто присылают портфолио и резюме, мы складываем их в папку в почте, самые толковые помечаем флажками. И только уже если и среди сохранённых писем или ссылок никого нет, мы идём «на охоту» в интернет.

Брать на проект непроверенного автора — всегда риск. Фрилансер может пропасть, неверно оценить свои силы, в итоге сорвать сроки или выдать плохое качество. Кто-то может быть не готов к критике и комментариям.

Поэтому ситуации, когда на проекте работает незнакомый исполнитель, мы стараемся избегать до последнего, а если такое случается, то мы обычно страхуем его вторыми руками.

Перед стартом проекта с новыми людьми мы можем попросить сделать тест, чтобы убедиться, что специалист справится с задачей.

Сториборды для рекламного производства необходимо делать очень быстро и строго по брифу. Эта работа требует особенной усидчивости, внимательности и стрессоустойчивости
Изображение: Pic-o-matic Studio
  • Вторая причина — разнообразие стилей иллюстрации.

Одна из наших ключевых экспертиз — как раз иллюстрация, и к нам приходят с самыми разными запросами по этому направлению. Однако в иллюстрации существует огромное количество стилей и направлений — и, конечно, мы не можем держать в штате исполнителей на каждый случай.

Наши стилизаторы умеют многое, но всё-таки порой не обойтись без иллюстратора с узкой специализацией — это может быть гравюра или фотореалистичная акварель, например. Чтобы сделать действительно впечатляющий материал, часто требуется привлечь на проект редкого художника, который набил руку в конкретной нише.

Коллажи и графика для сети итальянских ресторанов
Изображение: Pic-o-matic Studio / Behance

Подбирать уникальных авторов или тех, кто работает в популярных стилях, нам помогает наша база. Сделать это оперативно без неё, когда у клиента уже горят сроки, не всегда возможно. Поэтому мы стараемся заранее собрать контакты и сохранить ссылки на портфолио нужных авторов.

Конечно, ключевую роль в том, кого мы отбираем и сохраняем, играет портфолио. Но есть и универсальные характеристики, которые мы всегда учитываем при выборе подрядчиков, — вот основные:

  • Лёгкость коммуникации со специалистом, скорость ответа, гибкость и желание сотрудничать.

Мы не работаем с авторами, которые начинают с самого начала выкручивать нам руки или диктовать свои условия. Удивительно, но таких случаев немало.

  • Профессиональные навыки.

Зачастую портфолио выглядит привлекательно на первый взгляд, но при рассмотрении видны ошибки в перспективе, анатомии и прочих базовых принципах иллюстрации или дизайна.

  • Возможность официально платить.

Почти все наши клиенты — большие бренды. Мы официально передаём права, на все проекты нужны договора, к тому же мы не хотим брать на себя риски, связанные с неофициальными платежами. В сегодняшнем мире такое не работает. Если у автора нет самозанятости или ИП, мы всегда готовы помочь с консультацией.

Проект для Музеев Московского Кремля
Изображение: Pic-o-matic Studio / Олег Ливада / Dprofile
  • Удобство и структура портфолио.

Если дизайнер, иллюстратор или другой творческий специалист не готов собрать своё портфолио в понятном и удобном виде на сайте или одной из специализированных площадок, это красный флаг. Ожидать от него организованной работы на проекте не стоит.

По какому принципу агентство распределяет заказы по иллюстраторам?

Агентство занимается коммерческой деятельностью, где основа — эффективно решить задачу клиента. Выбирая автора на проект, мы руководствуемся тем, кто лучше сделает именно это.

В нашей деятельности любые визуальные материалы — иллюстрация, анимационный ролик, дизайн-макет — это не просто картинка, это инструмент решения поставленной в брифе задачи. И это всегда первое, о чём мы думаем, подбирая автора на проект.

«Дизайн должен решать задачу бизнеса» — это аксиома, на которую ориентируются в любой студии и любом агентстве. Например, эта иллюстрация леопарда в немного наивном стиле для упаковки премиального продукта сделана автором агентства Handsome Frank не просто для эстетики
Изображение: Handsome Frank

Если работа идёт не со штатной командой, а с автором со стороны, о чём я подробнее рассказала раньше, то мы опираемся ещё и на то, насколько нам комфортно работать с конкретным специалистом, насколько мы ему доверяем.

Здесь совершенно нет места романтизации профессии. Мы не выбираем самого талантливого или самого уникального автора — мы выбираем того, у кого в портфолио максимум релевантных работ и кто вызывает в нас больше уверенности в успехе результата. Возможно, понимание именно этого поможет авторам иначе взглянуть на оформление своего портфолио.

Это не значит, что мы не продвигаем новых авторов и новые стили. Конечно, мы это делаем — просто эта задача для нас не приоритет. Если мы видим нового талантливого автора со своим уникальным стилем, мы будем охотно продвигать его, предлагать на проект — хотя бы в качестве второго варианта к основному.

Зачем вообще иллюстратору агентство?

Нужно ли иллюстратору агентство или нет — бесконечная тема, которая обсуждается годами. С дизайнерами чуть проще: обычно речь не идёт об эксклюзивном представительстве, да и вообще хорошего дизайнера проще взять сразу в штат.

С иллюстраторами сложнее. Некоторые стили востребованы мало и редко, и это не позволяет агентству обеспечить таких авторов постоянной загрузкой. Возникает вопрос: искать ли автору работу самостоятельно или быть представленным сразу в нескольких агентствах?

В агентствах западных стран обычно так вопрос не стоит: один автор — одно агентство. В России же культура работы с агентствами, да и вообще договора не так развиты, и ситуация часто спорная.

Мы прежде всего договариваемся с авторами на словах, ищем варианты, как выгодно всем.

  • Кто-то выбирает работать только с нами.

Таких авторов мы охотно пиарим, выкладываем профили на сайт и активно предлагаем клиентам.

  • Кто-то хочет работать с разными агентствами и даже с клиентами напрямую самостоятельно.

В таком случае мы не занимаемся продвижением автора, а просто зовём его на проект, если все «наши» заняты.

В Pic-o-matic мы больше ориентированы на продвижение себя как команды, чем на продвижение авторов персонально, потому что на рынке не сложилась культура работать с одним агентом. Впрочем, некоторых авторов мы всё же развиваем как бренды. Размещаем портфолио на своём сайте, добавляем в соавторы в проекты на профильных площадках и так далее.

Новогодний специальный проект агентства, в котором поучаствовали опытные иллюстраторы и новые имена
Изображение: Pic-o-matic Studio / Behance

Плюсы сотрудничества с агентством для иллюстратора — это:

  • Продвижение.

Большая компания вряд ли будет искать фрилансера на проект: она приходит в агентство, и мы уже предлагаем автора, которого заранее проверили на адекватность и профессионализм. Такого клиента автор просто не может найти самостоятельно. Вероятность этого равна примерно нулю.

Для клиента это страховка от произвола фрилансеров, для автора — возможность получить крупный проект и крутого клиента, который с вероятностью 99,9 процента никак не попал бы к нему иначе.

Слева акварельные иллюстрации для крупного девелопера. Справа дизайн упаковки для сети кофеен на Ближнем Востоке
Изображение: Pic-o-matic Studio / Behance / Pic-o-matic Studio
  • Оптимизация рабочих процессов.

Есть базовый минимум: оформление документов, передача прав, проведение оплаты. Но это не всё: агентство много помогает с процессами и процедурами по самой работе.

Составить удобный бриф, собрать и утвердить референсы, распланировать этапы работы и тайминг и, что очень важно, не позволить клиенту выйти за рамки договорённостей без доплаты.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована