Как всё устроено в дизайн-агентстве
Какие иллюстраторы нужны бизнесу и зачем вообще работать не напрямую с клиентами.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Дизайнер и иллюстратор могут работать сами по себе на фрилансе, быть в штате крупной компании или сотрудничать со студиями. Ещё их могут представлять специальные агентства.
Разбираемся на примере Pic-o-matic, как это устроено: почему в агентстве есть постоянная команда и база внешних подрядчиков, важно ли всё-таки портфолио и что именно получают авторы от такой модели работы.
Аня Шумахер
СЕО Pic-o-matic. Больше 12 лет руководит агентством, до этого работала в креативных отделах крупных рекламных агентств (BBDO, Ogilvy, MullenLowe и другие). Любит рекламу, креатив, дизайн и иллюстрацию, ведёт блог про коммерческую иллюстрацию.
Что делает агентство
Каждое агентство особенно. Но есть общие принципы работы, которые объединяют весь агентский бизнес.
Основной — агентства предлагают те услуги и тех авторов, на которые есть спрос со стороны клиентов.
Это не дело вкуса команды агентства и даже не влияние трендов.
Агентство решает бизнес-задачи клиентов, подбирая оптимальные средства. Это могут быть иллюстрация, дизайн, анимация или другие инструменты создания визуальной коммуникации.
Ключевое слово здесь — коммуникация.
В дизайн-агентство клиент приходит за ней, поэтому мы даже называем себя агентством визуальных коммуникаций: ключевые наши компетенции — иллюстрация, анимация и дизайн.
По какому принципу в агентство отбирают авторов?
На этот вопрос я уже коротко ответила в самом начале: мы выбираем тех авторов, которые будут востребованы на клиентских задачах. Самые популярные и частотные запросы мы стараемся закрыть ресурсами внутренней команды: у нас в штате есть иллюстраторы, дизайнеры и аниматоры.
Но есть две основные причины, почему мы не всегда можем обойтись работой внутренних специалистов и отправляемся за поддержкой фрилансеров.
- Первая причина — неравномерные спрос и загрузка.
Есть пиковые периоды заказов, когда мы просто не справляемся собственными силами. В такие моменты мы обращаемся к своей базе. Это собранные портфолио авторов, с контактами и прочими важными для работы данными: цены, скорость работы, лёгкость в коммуникации и прочее.
В нашем случае база разделена на несколько колонок. В каждой колонке определённый стиль, вид работ или услуга. Например, это может быть «Иллюстрация 3D», «Акварель», «Веб-дизайнер» или даже «Сценаристы». В этих колонках находятся карточки каждого специалиста.
Проекты почти всегда срочные, поэтому у нас нет времени на то, чтобы сидеть и искать подходящего подрядчика в интернете. Прежде всего мы обращаемся к тем, с кем уже сотрудничали и на кого можем положиться.
Если в базе никто не подходит или все заняты, то мы начинаем искать среди сохранённых писем и ссылок. Нам часто присылают портфолио и резюме, мы складываем их в папку в почте, самые толковые помечаем флажками. И только уже если и среди сохранённых писем или ссылок никого нет, мы идём «на охоту» в интернет.
Читайте также:
Брать на проект непроверенного автора — всегда риск. Фрилансер может пропасть, неверно оценить свои силы, в итоге сорвать сроки или выдать плохое качество. Кто-то может быть не готов к критике и комментариям.
Поэтому ситуации, когда на проекте работает незнакомый исполнитель, мы стараемся избегать до последнего, а если такое случается, то мы обычно страхуем его вторыми руками.
Перед стартом проекта с новыми людьми мы можем попросить сделать тест, чтобы убедиться, что специалист справится с задачей.
- Вторая причина — разнообразие стилей иллюстрации.
Одна из наших ключевых экспертиз — как раз иллюстрация, и к нам приходят с самыми разными запросами по этому направлению. Однако в иллюстрации существует огромное количество стилей и направлений — и, конечно, мы не можем держать в штате исполнителей на каждый случай.
Наши стилизаторы умеют многое, но всё-таки порой не обойтись без иллюстратора с узкой специализацией — это может быть гравюра или фотореалистичная акварель, например. Чтобы сделать действительно впечатляющий материал, часто требуется привлечь на проект редкого художника, который набил руку в конкретной нише.
Подбирать уникальных авторов или тех, кто работает в популярных стилях, нам помогает наша база. Сделать это оперативно без неё, когда у клиента уже горят сроки, не всегда возможно. Поэтому мы стараемся заранее собрать контакты и сохранить ссылки на портфолио нужных авторов.
Конечно, ключевую роль в том, кого мы отбираем и сохраняем, играет портфолио. Но есть и универсальные характеристики, которые мы всегда учитываем при выборе подрядчиков, — вот основные:
- Лёгкость коммуникации со специалистом, скорость ответа, гибкость и желание сотрудничать.
Мы не работаем с авторами, которые начинают с самого начала выкручивать нам руки или диктовать свои условия. Удивительно, но таких случаев немало.
- Профессиональные навыки.
Зачастую портфолио выглядит привлекательно на первый взгляд, но при рассмотрении видны ошибки в перспективе, анатомии и прочих базовых принципах иллюстрации или дизайна.
- Возможность официально платить.
Почти все наши клиенты — большие бренды. Мы официально передаём права, на все проекты нужны договора, к тому же мы не хотим брать на себя риски, связанные с неофициальными платежами. В сегодняшнем мире такое не работает. Если у автора нет самозанятости или ИП, мы всегда готовы помочь с консультацией.
- Удобство и структура портфолио.
Если дизайнер, иллюстратор или другой творческий специалист не готов собрать своё портфолио в понятном и удобном виде на сайте или одной из специализированных площадок, это красный флаг. Ожидать от него организованной работы на проекте не стоит.
Читайте также:
По какому принципу агентство распределяет заказы по иллюстраторам?
Агентство занимается коммерческой деятельностью, где основа — эффективно решить задачу клиента. Выбирая автора на проект, мы руководствуемся тем, кто лучше сделает именно это.
В нашей деятельности любые визуальные материалы — иллюстрация, анимационный ролик, дизайн-макет — это не просто картинка, это инструмент решения поставленной в брифе задачи. И это всегда первое, о чём мы думаем, подбирая автора на проект.
Если работа идёт не со штатной командой, а с автором со стороны, о чём я подробнее рассказала раньше, то мы опираемся ещё и на то, насколько нам комфортно работать с конкретным специалистом, насколько мы ему доверяем.
Здесь совершенно нет места романтизации профессии. Мы не выбираем самого талантливого или самого уникального автора — мы выбираем того, у кого в портфолио максимум релевантных работ и кто вызывает в нас больше уверенности в успехе результата. Возможно, понимание именно этого поможет авторам иначе взглянуть на оформление своего портфолио.
Это не значит, что мы не продвигаем новых авторов и новые стили. Конечно, мы это делаем — просто эта задача для нас не приоритет. Если мы видим нового талантливого автора со своим уникальным стилем, мы будем охотно продвигать его, предлагать на проект — хотя бы в качестве второго варианта к основному.
Читайте также:
Зачем вообще иллюстратору агентство?
Нужно ли иллюстратору агентство или нет — бесконечная тема, которая обсуждается годами. С дизайнерами чуть проще: обычно речь не идёт об эксклюзивном представительстве, да и вообще хорошего дизайнера проще взять сразу в штат.
С иллюстраторами сложнее. Некоторые стили востребованы мало и редко, и это не позволяет агентству обеспечить таких авторов постоянной загрузкой. Возникает вопрос: искать ли автору работу самостоятельно или быть представленным сразу в нескольких агентствах?
В агентствах западных стран обычно так вопрос не стоит: один автор — одно агентство. В России же культура работы с агентствами, да и вообще договора не так развиты, и ситуация часто спорная.
Мы прежде всего договариваемся с авторами на словах, ищем варианты, как выгодно всем.
- Кто-то выбирает работать только с нами.
Таких авторов мы охотно пиарим, выкладываем профили на сайт и активно предлагаем клиентам.
- Кто-то хочет работать с разными агентствами и даже с клиентами напрямую самостоятельно.
В таком случае мы не занимаемся продвижением автора, а просто зовём его на проект, если все «наши» заняты.
В Pic-o-matic мы больше ориентированы на продвижение себя как команды, чем на продвижение авторов персонально, потому что на рынке не сложилась культура работать с одним агентом. Впрочем, некоторых авторов мы всё же развиваем как бренды. Размещаем портфолио на своём сайте, добавляем в соавторы в проекты на профильных площадках и так далее.
Плюсы сотрудничества с агентством для иллюстратора — это:
- Продвижение.
Большая компания вряд ли будет искать фрилансера на проект: она приходит в агентство, и мы уже предлагаем автора, которого заранее проверили на адекватность и профессионализм. Такого клиента автор просто не может найти самостоятельно. Вероятность этого равна примерно нулю.
Для клиента это страховка от произвола фрилансеров, для автора — возможность получить крупный проект и крутого клиента, который с вероятностью 99,9 процента никак не попал бы к нему иначе.
- Оптимизация рабочих процессов.
Есть базовый минимум: оформление документов, передача прав, проведение оплаты. Но это не всё: агентство много помогает с процессами и процедурами по самой работе.
Составить удобный бриф, собрать и утвердить референсы, распланировать этапы работы и тайминг и, что очень важно, не позволить клиенту выйти за рамки договорённостей без доплаты.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!