Дизайн
#статьи

13 основных стилей в фотографии: подробно об особенностях каждого жанра

Travel, fashion, пейзаж, репортаж: чем они различаются? Рассказываем о 13 популярных направлениях, в которых можно стать профессиональным фотографом.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Фотография — это одновременно и искусство, и рутинный труд, а фотограф — и творец, и рабочий. И, как правило, у каждого фотографа есть креативная специализация — один или несколько жанров, в которых он профессионально работает и зарабатывает. Это может быть изображение только людей, или масштабных зданий, или драматичных событий.

При этом жанры тесно переплетаются, и разница между некоторыми — в нюансах. Мы расскажем об основных, которые разделили на категории:

Этот натюрморт с печеньем относится к жанру коммерческой съёмки, хотя визуально близок к искусству
Фото: Turi Løvik Kirknes

Жанры коммерческой съёмки

Несколько разных жанров объединяет в одно коммерческое направление главная задача, ради которой делают снимки: привлечь зрителя к предмету или ситуации, вызвать у него приятные эмоции.

Fashion

Это фотосъёмка, основная тема которой — демонстрация одежды, аксессуаров, макияжа и других элементов моды. Эти фотографии используют в каталогах, журналах, на сайтах, в социальных сетях и наружной рекламе.

Цель жанра Fashion — привлечь внимание к предметам, показать их особенности, преимущества и вызвать у зрителя желание ими обладать.

Работа фотографа в этом жанре требует:

  • Выстраивать сцену так, чтобы в центре внимания были предметы, наряды и стайлинг, а не модель.
  • Составлять разные схемы освещения и в студии, и в открытой среде.
  • Управлять позингом моделей.
  • Следить за трендами визуальной культуры, разбираться в стилях дизайна и эстетике разных эпох.
  • Составлять свои мудборды и следовать референсам от заказчика.
  • Владеть навыками ретуши в Adobe Photoshop и Lightroom.
  • Взаимодействовать с другими профессионалами на одной площадке — стилистами, продюсерами, дизайнерами.

Один из известных представителей жанра — фотограф Марио Тестино. Он уже более 40 лет сотрудничает с главными глянцевыми журналами и модными брендами, а архив его работ «гастролирует» по миру в виде выставок.

Работа с выставки Марио Тестино Unfiltered
Фото: Mario Testino / 29 arts in progress gallery
Fashion-съёмка для бренда одежды. Снимки использовали в рекламном баннере на сайте и в социальных сетях
Изображение: USHATÁVA

Интерьерная фотография

Тема этого жанра коммерческой съёмки — помещения, а задача — показать зрителю дизайн и наполнение квартир, общественных пространств, кафе, галерей. У этого направления есть особенность: в кадре не бывает людей и «лишних» предметов.

Интерьерная фотография, как правило, нужна для бизнеса дизайнеров, строителей, риелторов и организаторов мероприятий, чтобы привлекать новых заказчиков или демонстрировать особенности места.

Интерьерный фотограф должен уметь:

  • Выстраивать сцену в ограниченном, иногда совсем маленьком пространстве.
  • Убирать из кадра лишние вещи — слишком яркие или слишком «бытовые».
  • Работать с компактным световым оборудованием внутри помещений.
  • Разбираться в основах интерьерного стайлинга и ретушировать снимки.

Профи жанра — Стефан Джульярд. Французский фотограф делает съёмки интерьеров для Vogue, Elle Decoration, Marie Claire Maison, House & Garden, Belle.

Коммерческая съёмка кабинета пластического хирурга
Фото: Stephan Julliard
Фотосъёмка интерьера кафе в Петербурге
Изображение: Dmitry Suvorov / Behance

Предметная фотография или натюрморт

В жанре предметной фотографии делают снимки отдельных объектов; как маленьких, например ювелирных изделий, так и крупных — мебели или экспонатов в музеях.

Обычно предметные фото делают для рекламы, и их задача — презентовать преимущества и качества вещей, чтобы привлечь внимание покупателя и мотивировать к покупке.

Популярность этого жанра съёмки растёт из-за развития маркетплейсов: продавцы заинтересованы в том, чтобы демонстрировать свои товары с лучших сторон.

Что важно уметь фотографу «предметки»:

  • Выбирать удачный ракурс для объекта сложной формы или фактуры, мелкого или крупного размера.
  • Использовать специальные фоны, подставки и короба для фотографирования и учитывать, что они влияют на восприятие композиции. Например, на тёмном фоне часто снимают дорогие «маскулинные» вещи.
  • Работать с объективами для макросъёмки.
  • Создавать композиции и сюжеты, используя пропсы — реквизиты для фото. Например, цветы, ткани, жидкости.
  • Работать на потоке и снимать множество образцов за короткое время.

Пример профессиональной предметной съёмки — сотрудничество британского мастера Джонатана Ноулса с алкогольными и люксовыми брендами.

Фотографии Джонатана Ноулса для брендов компании LVMH
Фото: Jonathan Knowles
Фотографии предметов нужны для каталогов и книг. А их, в свою очередь, тоже снимают для магазинов или библиотек
Изображение: Tom OLIVIER / Behance
Предметная фотография бывает и не сугубо коммерческой. Например, как этот натюрморт знаменитого мастера жанра Ирвинга Пенна
Фото: Irving Penn

Свадебная фотография

Это жанр съёмки, в котором заказчиками выступают пары, а не компании или бренды. Эти фотографии как таковые не «продают» и не рекламируют, но свадебные фотографы работают только на коммерческих условиях.

В жанре есть два направления: классический и репортажный. В классическом фотограф делает постановочные снимки свадебного дня, фиксирует романтические моменты с позированием. В репортажном — наблюдает через объектив за праздником, но не вмешивается, фотографирует проявления живых эмоций и случайные моменты.

У жанра свадебной съёмки есть специфика. Во-первых, сезонность: с мая по сентябрь мероприятий значительно больше, чем в другие месяцы. Во-вторых, необходимое количество техники: фотограф берёт на съёмку по несколько комплектов батарей, карт памяти и много разных объективов и буквально носит их на себе, чтобы всё оказалось под рукой в нужный момент.

Свадебному фотографу нужны особенные навыки:

  • Управлять позами участников.
  • Выстраивать романтический нарратив с помощью окружающего пейзажа или интерьеров.
  • Работать с первого дубля и фиксировать уникальные моменты.
  • Из тысяч сделанных снимков выбирать десятки действительно качественных и ярких.

В этом жанре работает популярный российский фотограф Игорь Булгак.

Постановочная фотография невесты
Фото: Игорь Булгак
Непостановочная фотография жениха в ожидании
Изображение: Igor Novikov / Behance

Условно-коммерческие жанры

К этой категории мы отнесли жанры съёмок, которые могут делать и для коммерческих, и для некоммерческих, творческих целей. Например, для социальных и образовательных проектов или для собственного креативного портфолио.

Портрет

Портретные фотографии показывают внешность, передают характер и настроение героев, их занятия или статусы, а объектом съёмки могут быть не только люди, но и животные.

В этом жанре есть два крупных направления — групповой и индивидуальный. По формату съёмки они могут быть студийные и репортажные: первые создают в специально оформленном пространстве, вторые — «в жизни».

Портреты делают и для бизнес-целей, и для личных: для портфолио, резюме и презентаций, для сайта или блога, для плаката или афиши. В рекламе тоже используют этот жанр: например, когда для рекламного баннера нужна фотография селебрити-амбассадора.

Фотопортретист должен уметь:

  • Взаимодействовать с героем, создавать обстановку доверия и расслабленности, чтобы в снимках не считывалось неестественное напряжение.
  • Выбирать такие ракурсы, которые помогают выразить идею портрета.
  • Работать с двумя-тремя источниками освещения, софтбоксами и цветным светом.
  • Учитывать в композиции фон, образ и одежду героя, положение его тела.

Читайте также:

Ракурсы для фото

Известный представитель жанра — Стив Маккарри. В его портфолио входит портрет афганской девочки, который стал самым узнаваемым в истории журнала National Geographic.

Фото: Steve McCurry / Artsy
Концептуальный портрет с двойной экспозицией
Фото: Nastya Gornaya / Behance

Репортаж

Фотографии в этом жанре демонстрируют события любого масштаба — и мировой значимости, и локальные. Их задача — передать динамику сцен и состояние участников так, чтобы у зрителей появилось ощущение присутствия.

Работа в жанре репортажа требует:

  • Фокусироваться на фактах, не вмешиваться в ход событий и не манипулировать участниками.
  • Снимать сериями, которые визуально фиксируют начало, развитие, кульминацию и завершение истории.
  • Использовать оборудование, которое позволяет фотографировать дальние объекты, — например, зум-объективы, широкоугольные и телеобъективы.

Известный репортажник — советский фотокорреспондент Дмитрий Бальтерманц. Он снимал фронтовые истории для газеты «Известия» и возглавлял фотоотдел журнала «Огонёк».

Репортаж может показывать и великие исторические события, но рассказывать о повседневности в формате «один день из жизни», и объединять их в одном нарративе. На этом снимке — Москва, 1964-й, Фидель Кастро в городе
Фото: Дмитрий Бальтерманц / Мультимедиа Арт Музей
Фотоотчёт о том, как прошёл фестиваль Signal в 2023 году, в формате репортажа
Фото: Rustam Shagimordanov / Behance

Архитектурная фотография

Фотосъёмку домов, дворцов, храмов, вокзалов, стадионов и руин можно проводить и на коммерческой основе, и ради искусства. Этот жанр нужен, чтобы фиксировать масштаб эстетики и детали зданий и сооружений, и он тесно связан с предметным и пейзажным.

В работе архитектурного фотографа есть особенности:

  • Необходимо иметь тренированный глазомер, чтобы чётко видеть геометрию и линии.
  • Стоит быть готовым к экспериментам с точками съёмки — например, забираться на большую высоту.
  • Источник освещения в большинстве случаев только естественный, максимум — уличные фонари, поэтому для фотографирования часто приходится дожидаться определённого времени суток, погоды и сезона.

Один из успешных представителей — нидерландец Иван Баан. Он делает кадры по всему миру и считается самым высокооплачиваемым в мире фотохудожником архитектурного жанра.

Центр Гейдара Алиева в Баку. Один из важных аспектов правильной архитектурной съёмки — минимум людей в кадре
Фото: Iwan Baan
Архитектурная фотография «золотых мозгов» — здания РАН со сложным декором
Фото: Alexey Kozhenkov / Behance

Ню

Ню, или нюд, — это жанр художественного изображения обнажённого человека. Технически он мало отличается от портретного жанра, но в нём есть важный концептуальный момент: в ню-фотографиях крайне важно не создавать вульгарный, порнографический образ. Концентрация внимания зрителя должна быть на формах тела и красоте пластики.

Такое условие влияет на характер работы фотографа в жанре ню:

  • Необходимо правильно подбирать мягкие схемы освещения, чтобы снимки передавали силу тела и характер героя, а не «продавали».
  • Важно уметь раскрепощать героя или героиню съёмки, одновременно выдерживая дистанцию, то есть буквально «исчезать за объективом».
  • Нужно умело пользоваться реквизитом и помогать героям с эстетичным позированием.

Маэстро ню-фотографии — Хельмут Ньютон. Ему позировали Клаудиа Шиффер, Софи Лорен и Элизабет Тейлор, и работы Ньютона публиковали в Playboy, Elle, Vogue, Marie Claire и Harper’s Bazaar.

Фоторабота Хельмута Ньютона
Фото: Helmut Newton Foundation
Фотосъёмка с реквизитом
Фото: Alex Tsvetkov / Behance

Некоммерческие фото

В этом направлении фотограф не зависит от технического задания или мнения заказчика: он сам выступает автором идеи и поэтому может творчески реализоваться. Некоммерческие жанры существуют не для того, чтобы заработать, а чтобы вызвать дискуссию у аудитории, рассказать историю, сделать благотворительный проект.

Street и туристическая фотография

В жанре фотографий, которые передают наблюдения и впечатления путешественника, есть несколько ответвлений: street или уличная, travel или туристическая, а также outdoor или adventure.

Это в первую очередь изображения пейзажей, архитектуры, культуры и людей, характеризующих определённый регион. Такие снимки образовывают, показывают красоту и разнообразие мира, привлекают к местности других путешественников.

Фотографу, который предпочитает этот жанр, необходимо:

  • Создавать кадры повседневной жизни и явлений, которые ярко характеризуют место путешествия.
  • Иметь достаточно хорошую физическую форму и быть выносливым.
  • Планировать съёмки в зависимости от естественного света. Например, для этого есть приложения Sun Surveyor, TPE, PhotoPills, The Sun Ephemeris и Exsate Golden Hour.
  • По возможности использовать компактную технику и универсальные устройства: полнокадровую камеру, объективы — «широкоугольник», «штатник» и телевик.
  • Уметь договариваться с героями случайной съёмки, при этом избегать специального выстраивания кадра и не просить их позировать. Самое важное — уважать чужую культуру и личное пространство персонажей.

Прославленный представитель жанра — Алекс Штроль. Он снимает на Аляске, в Исландии, Норвегии, в горах и тундре, на скалах и пустынных равнинах.

Фотография из серии «Живы на Аляске»
Фото: Alex Strohl
Уличная сцена в Италии
Фото: Martin BZ / Behance

Пейзаж

Пейзажное фото изображает естественную природу и созданный человеком ландшафт. Задача жанра — не просто показать картинку, а вызвать эмоции у зрителя.

Пейзаж отличается от натюрморта или снимков с людьми тем, что в нём нельзя скорректировать композицию. Фотохудожник не может физически убрать гору или дерево из кадра — только найти ракурс, в котором их не видно.

Особенности фотосъёмки в пейзажном жанре такие:

  • Надо понимать, как работать с ближним, дальним и средним планами, чтобы объекты выглядели эффектно.
  • Работать придётся в любую погоду и только при доступном естественном освещении.
  • А ещё современный пейзажный фотограф должен уметь снимать на дрон.

Защитник дикой природы Игорь Шпиленок — представитель такого жанра. Он показывает красоту нетронутой природы, и значительная часть его работ посвящена заповедникам Камчатки и Брянской области.

Озёрный пейзаж в Алтайском заповеднике
Фото: Игорь Шпиленок
Драматичный свет в пейзаже Эльбруса
Изображение: Ekaterina Larina / Behance

Документальная фотография

Документальный жанр, в отличие от фотожурналистики и репортажей, — это в первую очередь визуальное исследование. Тема съёмки не ограничена короткой новостью: как правило, это нечто более длительное и глубинное.

Нередко документальные фотопроекты создают для того, чтобы использовать в качестве иллюстраций к тексту лонгрида или представить их публике в виде выставки или книги.

Документальные съёмки отличаются от других жанров некоторыми нюансами:

  • В них нет позирования. Задача документалиста — запечатлеть естественную, неповторимую ситуацию.
  • Они нарративны, и кадры показывают не только конкретные события и людей, но и контекст.
  • Они должны быть объективны и сами по себе рассказывать историю.

Знаменитый документалист — бразилец Себастьян Сальгадо. Выставки его документальных проектов были по всему миру, а в 1992 году его наградили медалью столетия Королевского фотографического общества.

Себастьян Сальгадо в основном фотографирует жизнь малых сообществ в Латинской Америке
Фото: W. Eugene Smith Legacy Collection / International Center of Photography
Документальный фотопроект о жизни на американском юге
Фото: Brendon Burton / Behance

Астрофотография

Съёмка космических объектов — отдельный жанр фотоискусства, который условно делится на исследовательский и художественный. В исследовательском работают преимущественно астрономы, а художественный — это кадры небесных тел, которые делают люди не ради науки.

Это технически сложное направление в фотографии, и для хороших, впечатляющих снимков нужна достаточно продвинутая техника.

Ещё для астрофотографии важно:

  • Ориентироваться в карте звёздного неба и уметь читать астрономические прогнозы, чтобы знать, когда будет удачная обстановка для фото.
  • Уметь выставлять экспозицию, выдержку и подбирать фокусное расстояние.

Звезда этого жанра — астрофотограф Анна Добровольская-Минц. Она создала организацию ADM Photo и выставляла работы на Best of Russia и «Серебряная камера».

Фото: Anna Dobrovolskaya-Mints / Royal Museums Greenwich
Фотография Млечного пути
Фото: Jürgen Lobert / Behance

Fine Art, или арт-фотография

Это креативный жанр фотографии, где видение автора и идея, которую он хочет сообщить, — ключевой фактор съёмки. Это могут быть и постановочные кадры, и фотографии «живой» реальности, но главное, что они передают видение фотохудожника. В таких снимках всегда есть поэтичность, и они подталкивают зрителя к рефлексии.

Для жанра Fine Art характерно следующее:

  • Вначале — проблема и видение. Эти фотографии не документируют, не продают, а визуализируют большую идею.
  • Свобода креативности и экспериментов за счёт изменения ракурсов, цвета и света, работы с ретушью.
  • Связь с философией, культурными течениями, традициями прошлого или проектированием будущего. Фотографии в стиле Fine Art создают, чтобы стимулировать обсуждения и мысли, а не для красоты.

Чтобы погрузиться в арт-жанр, можно обратиться к работам знаменитого фотохудожника — Анри Картье-Брессона, сооснователя авторитетного фотоагентства Magnum Photos.

Фото: Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos
Проект Synchrodogs исследует тесную и напряжённую связь между человеком и природой и то, как люди врываются в нетронутое, дикое пространство
Фото: Synchrodogs

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована