Пейзажи, библейские мотивы и стриженый Иисус: десять картин Василия Поленова, которые стоит знать
От «Московского дворика» до «Рыбацкой лодки» на берегах Нормандии.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Василий Поленов известен как один из наиболее значимых художников пореформенной эпохи, мастер исторической, пейзажной и жанровой картины, новатор техники пленэра.
Он был академиком, профессором и действительным членом Императорской Академии художеств и Товарищества передвижников.
Кроме того, он был и композитором — для серии своих картин он написал музыку, чтобы зрители могли ещё глубже прочувствовать силу искусства. Василий Поленов написал оперу «Призраки Эллады» и сделал для неё декорации. Картина называется так же — «Призраки Эллады».
Василий Поленов страстно любил музыку и даже любил говорить о себе: «В живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни».Он занимался работой настоящего полевого фольклориста: собирал и записывал народные песни.
Поленов сочинил десятки произведений для хора и вокальных ансамблей, попробовал себя как автора романсов, фортепианной музыки, он создавал музыку к драматическим спектаклям. Василий Поленов успел внести вклад в детскую оперу, став родоначальником такого жанра — в России в те времена никто подобным не занимался, детская опера была только в Европе. К сожалению, многое из его музыкального наследия не сохранилось.
Вот десять художественных произведений Василия Поленова, которые стоит знать.
Воскрешение дочери Иаира
Василий Поленов родился в 1844 году — в том же, что и Илья Репин. Более того, они учились на одном курсе в Академии художеств и написали свои дипломные работы на один и тот же сюжет — «Воскрешение дочери Иаира». Оба получили за свои работы большую золотую медаль и право на поездку в Европу.
На картине «Воскрешение дочери Иаира» Василий Поленов изобразил момент свершения чуда, композиция выстроена вокруг активной жестикуляции. Критик Владимир Стасов в 1877 году в письме к Поленову писал, что в его «таланте две главных струны — колоритность и грация, — и эти две симпатичные стороны поразили меня ещё в первой <…> работе, мною виденной: „Дочери Иаировой“».
Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Эстремон
Поездка в Европу вдохновила художника на работу над историческими полотнами. Он начал несколько эскизов и планировал написать ещё больше, но завершил только две картины: «Право господина» и «Арест гугенотки». Обе картины близки к позднеакадемической исторической живописи: в них отмечается документальная детализированность, драматичность сцен и романтические сюжеты.
На картине изображена Жакобин де Монтебель, графиня д’Этремон, вторая жена одного из лидеров гугенотов Гаспара де Колиньи. Самого его убили во время Варфоломеевской ночи, а к ней пришли, чтобы арестовать.
По сюжету картины графиня выходит и придерживается рукой за стену. Она знает, что ей предстоит, но старается не терять равновесия и самообладания. Её лицо выделяется на тёмном фоне и противопоставляется лицам стражников, на которых читается самодовольство.
Картина выполнена в тёмных коричневых и серых тонах, что придаёт ей драматизма.
Полотно было представлено в Совет Академии художеств в качестве отчёта о пенсионерской поездке. Поленова удостоили звания академика, а картину купил цесаревич Александр Николаевич. Позднее она стала экспонатом Русского музея.
Рыбацкая лодка
В этой поездке Поленову также довелось побывать в Нормандии, где он продолжил своё увлечение пленэром и писал этюды. Местечко Этрета, где он рисовал, уже воспели в своих картинах реалист Гюстав Курбе и импрессионист Клод Моне, но Поленову недостаточно просто пейзажа, он показывает будни простых жителей.
На картине «Рыбацкая лодка» изображены не только лодки и пейзаж, но и уставшие рыбаки. Этюд построен как академическое полотно, но в изображении неба уже прослеживаются ноты импрессионизма.
Московский дворик
В 1877 году Поленов переехал из Петербурга в Москву. Уже через год на VI Передвижной выставке он представил одну из самых известных сейчас его картин — «Московский дворик». Она написана с натуры в Арбатском переулке.
Успех картины был оглушительным, Поленова стали называть родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа».
Это была первая картина, которую Поленов решился показать на выставке передвижников, хотя сам не считал её достойной такой экспозиции. Но других значимых полотен у него в тот момент не было, а на выставку он хотел попасть.
Тем не менее зрители были в восторге: она сильно контрастировала с мрачными и тёмными полотнами передвижников. Покупателем картины стал сам Павел Третьяков, а художника приняли в ряды передвижников.
Существует два варианта этой картины: в другом дворик пустует, в нём нет людей, а полотно расположено вертикально.
Бабушкин сад
На переднем плане изображены две женщины: молодая и пожилая. Картина повествует об эпохе «дворянских гнёзд», о которых писал Иван Тургенев (они с Поленовым были дружны).
Александр Бенуа напишет, что поленовские «милые, полные истинной поэзии картины „Московский дворик“, „Бабушкин сад“ были столь же значительны для своего времени, как „Грачи прилетели“ Саврасова. От этих картин пошла вся „тургеневщина и тютчевщина“ нашего пейзажа».
Считается, что полотно стало родоначальником ещё одного поджанра — пейзажа настроения. Работу тоже приняли хорошо, после выставки её выкупил Сергей Третьяков, а потом передал брату Павлу. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.
Заросший пруд
Например, на картину «Заросший пруд». Он набросал этюд, когда гостил у родителей в деревне Петрушки, и продолжил работу уже после переезда в Москву.
Существует два варианта картины: у них разные цветовые решения и изменена композиция — девушка, пришедшая побыть в уединении, находится на разных участках картин.
Цезарская забава
Кроме пейзажей Поленов продолжает писать на исторические темы. Вдохновение к картине «Цезарская забава» он почерпнул во время поездки по Италии.
На полотне изображена сцена перед казнью раннехристианской мученицы. Она прижимает крест к груди, а у решётки уже оскалился тигр.
На них сверху смотрят цезарь со свитой — их фигуры в ярких и светлых одеждах противопоставляются мрачному силуэту девушки. В то же время они изображены маленькими, незначительными, а девушка, напротив, стала доминантой картины.
Золотая осень
Поленову были интересны пейзажи сельской местности, которые он изображал с большой теплотой и филигранностью. Картину «Золотая осень» он написал уже в собственной усадьбе, которую смог купить на гонорар от картины «Христос и грешница (Кто без греха?)».
Когда полотно стало широко известным, местные жители приводили приезжих на то самое место, которое изобразил Поленов. На картине изображена не только природа, но и храм: это старая церковь, на месте которой впоследствии на средства самого Поленова возвели новый собор.
Больная
Поленов в своей жизни неоднократно сталкивался с личными потерями: в Риме он познакомился с русской студенткой Елизаветой Богуславской, их связывали отношения, но она вскоре умерла от туберкулёза.
Другая его возлюбленная — Маруся Оболенская — умерла от кори. Чувство утраты он стал переносить на холст: он написал эскиз к картине «Смерть девушки».
Закончил Поленов её значительно позднее, после того как умерла его сестра-близнец Вера Хрущова. В тот же год умер первенец художника — сын Федя.
Вся скорбь отразилась на картине: на ней видно, как жизнь постепенно уходит из девушки, а на втором плане изображена её мать, страдающая от горя и бессилия.
В 1916 году попечитель Третьяковской галереи Игорь Грабарь не решился выставлять картину в зале передвижников, настолько она была мрачной.
Христос и грешница (Кто без греха?)
Идея религиозного сюжета пришла к Поленову на волне успеха картины Александра Иванова «Явление Христа народу», над которой тот работал двадцать лет.
Он долго думал над композицией, но работа шла очень медленно, дальше эскиза дело не двигалось. Но его умирающая сестра Вера взяла с него слово, что картина будет написана, и Поленов не осмелился его нарушить.
Он провёл масштабную подготовку: подбирал материалы, типажи, прописывал детали. Картина получилась монументальной — её размеры 325×611 см.
На ней изображён известный библейский сюжет с блудницей, которую мужчины привели к Иисусу со словами, что должны её наказать, забив камнями. На что Христос предложил начать тому человеку, у которого самого нет греха.
В то время картины перед выставкой осматривали цензоры, которые решали, стоит ли общественности её видеть. Первый чиновник не решился дать разрешение и позвал начальство. Несколько служащих осмотрели полотно и предложили представить его царской семье и сменить название с первоначального «Кто без греха» на «Христос и грешница».
Великий князь Владимир Александрович посчитал картину ценной для образованных людей, но опасной для толпы, обер-прокурор Святейшего правительствующего синода Константин Победоносцев не разрешил поместить её в выставочный каталог. Но сам император Александр III не только высоко оценил картину, но и купил её за 30 тысяч рублей (именно на эти средства художник потом купил себе имение).
Холст перевесили в лучшее место и включили в выставочный каталог. Интересно, что вопросы вызывал не только сюжет и название картины, но и… стриженый Иисус.
Неканоническое изображение Христа понравилось далеко не всем, в частности даже Павел Третьяков выражал негодование по этому поводу. Но Поленову было важно показать Иисуса живым человеком, а не устоявшимся в искусстве образом. Картина вошла в целую серию работ, посвящённых библейской тематике. Художник так трепетно относился к этому циклу, что написал музыку для него и подготовил рукопись «Иисус из Галилеи», чтобы как можно глубже передать своё видение и чувствование этой темы.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!