Дизайн
#Руководства

Перспектива в рисунке: что нужно знать и как освоить

Рассказываем о самом базовом навыке в рисовании — в теории и на практике.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В рисунке много базовых навыков, которые нужно освоить любому художнику. А самый фундаментальный из них — работа с перспективой. Она помогает добиться ощущения объёма на плоском листе, и её важно учитывать при рисовании всего: от кубов, цилиндров и пирамид до больших пейзажей и портрета.

Из материала вы узнаете, что такое перспектива, какая она бывает и как её строить. А ещё вместе с куратором Skillbox рассмотрим, с помощью каких упражнений можно тренировать этот навык — даже если вы никогда не рисовали.

Что такое перспектива

Перспектива в рисунке — способ перенести трёхмерный объект на плоский лист бумаги. С помощью неё можно достоверно изобразить пространство, глубину, объём, габариты любого объекта.

В реальности из-за особенности зрения человека все линии объектов стремятся соединиться в определённых точках. За счёт этого возникают визуальные искажения — их и помогает изобразить перспектива, чтобы на плоском листе возникла иллюзия объёма.

Прежде чем разбираться, как её строить, нужно узнать основные понятия перспективы: линия горизонта и точки схода.

Линия горизонта — базовая линия рисунка, которая проходит на уровне глаз художника. Проще всего её заметить на открытых пространствах: пляжи, поля и другие места с чётким разделением земли и неба. А ещё можно просто положить карандаш на переносицу — это тоже линия горизонта :-)

Точка схода — точки на изображении, в которые сходятся все направляющие линии объектов.

Вот, например, фотография, на которой есть явная точка схода в центре — линии от дороги и кузова машины сводятся к ней:

Фото: Jordan Ryskamp / Unsplash
Изображение: Jordan Ryskamp / Unsplash / Skillbox Media

Аналогично устроена картина Дэвида Робертса «Мечеть Эль-Муристан, Каир» — линии дороги и зданий сходятся в точке на линии горизонта:

«Мечеть Эль-Муристан, Каир». Дэвид Робертс
Изображение: Artwee / Skillbox Media

На этой фотографии явно видны две точки схода слева и справа — стороны здания «сходятся» к ним. Здесь они не попадают в кадр, но во время рисования художник их учитывает:

Фото: Jonathan Marchal / Unsplash
Изображение: Jonathan Marchal / Unsplash / Skillbox Media

Перспектива «Городского пейзажа» Константина Коровина устроена так же. Правая точка схода не попала в формат, но художник её учёл и построил горизонтальные линии точно:

«Городской пейзаж». Коровин
Изображение: Ярославский художественный музей / Artwee / Skillbox Media

А здесь — перспектива с тремя точками. Линия горизонта не попадает в кадр, но это не значит, что она отсутствует вовсе. В таких случаях художник намечает её «в голове» и всё равно учитывает во время рисования:

Фото: Aditya Chinchure / Unsplash
Изображение: Aditya Chinchure / Unsplash / Skillbox Media

Обычно для выразительного изображения достаточно трёх точек схода. Но их может быть и пять — чтобы показать эффект широкоугольного объектива, или «фишая». Например, как здесь:

Фото: Ilyuza Mingazova / Unsplash

Во всех вариантах построения дальняя часть объекта всегда будет меньше ближней. Если у вас получилось наоборот, то это — обратная перспектива:

Слева — куб с обычной перспективой: все горизонтальные линии соединяются в точках схода. Справа — куб с обратной перспективой: ни одна линия не попадает в точки схода

Изображение: Skillbox Media

Обратную перспективу в большинстве случаев считают ошибкой, но её можно использовать осознанно. Например, в работах русских иконописцев она встречается довольно часто. Во время обучения этого лучше избегать, чтобы не привить себе плохих привычек.

Как рисовать перспективу

Проще всего разобраться с законами перспективы без преподавателя — рисовать куб с помощью линии горизонта и точек схода. При этом важно рисовать и видимую, и внутреннюю части: они подчиняются тем же законам перспективы, и в будущем вам это поможет лучше изображать различные объёмные фигуры.

С одной точкой схода — обычно так рисуют предметы и пространства, которые расположены прямо перед зрителем и он видит переднюю часть фигуры без искажений. Здесь куб будет выглядеть как квадрат, а весь его объём будет «спрятан».

Рекомендуем взять за привычку сразу рисовать за любой инструкцией в интернете или на курсах, даже если автор статьи или видео напрямую не призывает этого делать. Такой подход поможет вам быстрее набить руку и запомнить материал.

1. Нарисуйте прямую линию и поставьте посредине точку — это будут линия горизонта и точка схода.

Изображение: Skillbox Media

2. Вокруг точки нарисуйте квадрат. От углов квадрата проведите линии к точке схода — они должны пересекать точку схода в центре.

Изображение: Skillbox Media

3. Внутри получившейся конструкции нарисуйте ещё один квадрат — его углы должны быть на линиях построения.

Изображение: Skillbox Media

4. Дополнительно выделите линии куба, чтобы отделить их от линий построения.

Изображение: Skillbox Media

С двумя точками схода — так рисуют объекты, которые стоят ребром к зрителю и он видит весь объём фигуры. Так же, как и с фронтальной, внутренние стороны тоже важно нарисовать, чтобы лучше и быстрее понять объём.

1. Нарисуйте прямую линию и поставьте на её концах две точки — это будут линия горизонта и точки схода. Чем дальше вы поставите точки схода друг от друга, тем спокойнее и естественнее будет перспектива.

Изображение: Skillbox Media

2. Прямой вертикальной линией обозначьте, где будет передняя грань куба. Для большей выразительности советуем ставить её над или под линией горизонта.

Изображение: Skillbox Media

3. От вершин грани проведите линии к точкам схода.

Изображение: Skillbox Media

4. Затем обозначьте длину каждой стороны прямой вертикальной линией. Чтобы у вас получился правильный куб, передняя сторона должна быть примерно на 10–15 процентов больше дальней.

Изображение: Skillbox Media

5. От всех новых углов проведите новые линии к точкам схода.

Изображение: Skillbox Media

6. Соедините новые получившиеся точки линиями и выделите куб.

Изображение: Skillbox Media

С тремя точками схода — к перспективе с двумя точками добавляется третья, которая стоит над или под линией горизонта. К ней будут сходиться все вертикальные линии.

1. Нарисуйте прямую горизонтальную линию и поставьте на её концах две точки — это будут линия горизонта и точки схода. Добавьте ещё одну линию по вертикали и поставьте точку над линией горизонта — это будет третья точка схода и её ось.

Изображение: Skillbox Media

2. Сделайте всё то же самое, что и с двумя точками схода, но на этот раз вертикальные линии привяжите к третьей точке схода.

Изображение: Skillbox Media

3. Выделите получившийся куб.

Изображение: Skillbox Media

Как изображать глубину пространства

Чем дальше объект от зрителя, тем меньше будет его размер и детализация. Поэтому, когда художник рисует пейзаж, он учитывает не только его положение относительно линии горизонта, но и внутри пространства: с помощью плотности линий, соразмерности и «воздуха».

Чтобы разобраться, как располагать объекты в пространстве, разберём это на примере с перспективой с одной точкой схода.

1. Проведите прямую линию и поставьте точку посредине.

Изображение: Skillbox Media

2. Проведите от этой точки две линии ровно друг под другом — одну над линией горизонта, а другую под ней.

Изображение: Skillbox Media

3. Между этими линиями нарисуйте любую кляксу и для наглядности обозначьте её вертикальные габариты.

Изображение: Skillbox Media

4. Нарисуйте прямую линию «в глубине» вашего пространства.

Изображение: Skillbox Media

5. Проведите две горизонтальные линии от концов новой прямой и по ним нарисуйте ту же кляксу.

Изображение: Skillbox Media

6. Добавьте ещё несколько похожих клякс по тому же принципу.

Изображение: Skillbox Media

7. Теперь немного сотрите те кляксы, что находятся дальше основного объекта, чтобы показать плотность воздуха — это называют воздушной перспективой.

Изображение: Skillbox Media

Чтобы закрепить знания, нарисуйте узкий переулок с домами разной высоты по примеру:

Изображение: Skillbox Media

Упражнения

О том, какие упражнения помогут вам освоить перспективу, — расскажет художник Алина Печёнкина.

Алина Печёнкина

2D-художник, иллюстратор и куратор Skillbox по курсу «Профессия 2D-художник». Окончила Кыргызско-российский славянский университет им. Ельцина, факультет архитектуры.

Среди клиентов: Андрей Курпатов, Amnesty International, Kloop.kg, OCCRP, Papaton Studio, LG.

Сразу отмечу важное — упражнения нужно выполнять регулярно, чтобы ваш рост был ощутимым. Старайтесь не делать долгих перерывов, ведь без регулярной практики навык теряется. При этом я не могу сказать, как много времени у вас займёт практика, чтобы набить руку и чувствовать себя уверенно: кто-то осваивает всё за неделю, а кто-то рисует базовые упражнения годами.

Поэтому не волнуйтесь, что у вас сразу всё не получается: навык и красивая линия придут со временем и практикой :-)


Абстрактная композиция

Геометрические фигуры с общими точками схода.

Работа студента курса «Профессия 2D-художник»
Изображение: Skillbox Media

Как делать
Проведите линию горизонта, обозначьте точки схода и заполняйте пространство между ними с помощью кубических форм.

Для чего
Лучше понять базовые законы перспективы, привыкнуть к инструменту: графическому планшету и программе или карандашу и бумаге.

Прописи и наброски

Геометрические фигуры в разных проекциях, линии и плоские формы.

Разминочные прописи студента курса «Профессия 2D-художник»
Изображение: Skillbox Media

Как делать
Откройте пустой файл или возьмите чистый лист и заполняйте, при этом не пользуйтесь линейкой или клавишей Shift.

Для чего
Лучше овладеть инструментом, начать учиться проводить прямые линии и рисовать базовые плоские фигуры от руки.

Не забывайте, что это учебный лист и вы, скорее всего, никогда никому его не покажете. Поэтому не переживайте за качество линии — первое время будет получаться некрасиво, и это нормально. С практикой ваши наброски станут гораздо лучше.

Куб

Базовый объект, который развивает понимание перспективы и объёма.

Работа студента курса «Профессия 2D-художник»
Изображение: Skillbox Media

Как делать
Возьмите любой предмет, который по форме очень близок к кубу: упаковку чая или картонную коробку. Поставьте его на расстоянии двух метров от себя и постарайтесь его срисовать с учётом перспективных искажений.

Если найти что-то квадратное не получается, возьмите любую фотографию из интернета или сделайте скриншот базового куба из Blender.

Для наглядности в углу можно нарисовать быстрый набросок — это поможет вам правильно рассчитать точки схода и свести к ним все линии куба.

О том, как правильно рисовать куб и на что обращать внимание, смотрите в видео подготовительных курсов в РГХПУ имени Строганова:

Для чего
Перейти от символьного восприятия формы к объёмному. Быстро у вас это сделать не получится, поэтому не переживайте, если не сможете нарисовать куб с первого раза. На старте важно не качество, а количество.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия 2D-художник Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована