Международный день дизайна: peace.love.design!
Эксперты рассказывают о связи дизайна, мира и любви.
Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
27 апреля проходит Международный день дизайнера, который в 1995 году учредил Международный совет по дизайну ICoG. Уже более четверти века в этот день организаторы поднимают важные проблемы, с которыми сталкивается дизайн. Среди тем уже были «Дизайн для всех и для каждого», «Женщины в дизайне», «Дизайн в действии!».
В этом году заявленная тема — peace.love.design! («Мир.любовь.дизайн!»). Мы попросили российских дизайнеров рассказать, насколько, по их мнению, связаны эти три понятия и как работает эта связь.
— Дизайн делает жизнь проще, удобней и гармоничней, а типографика как часть дизайна отвечает за внятную передачу смыслов.
Дизайн — созидательное занятие, а значит, что словарь его служит коммуникации и взаимодействию. А где общее дело — там мир и любовь.
Читайте интервью с Юрием Гордоном: «Нет совершенного шрифта — есть вовремя брошенный».
Елена Герчук
Художник книги, искусствовед, автор монографии «Архитектура книги». Вела постоянную рубрику «Искусство книги» в газете «НГ — Exlibris», была обозревателем журнала о графическом дизайне [кАк). Член Международной ассоциации искусствоведов и секции графики Московского союза художников.
— В русском языке слово «мир» имеет два значения: то, в котором оно употребляется в словосочетании «весь мир», и то, что «мир всем». Что ж, попробуем оба варианта.
Но сначала — любовь.
С любовью всё ясно: каждый кого-то любил, или любит, или ещё только будет любить — позавидуем последнему, у него ещё всё впереди.
А тот, кто полюбил, не может не любить и весь мир. Ведь мир так прекрасен и добр, что сумел сотворить такое чудо, как его любимый!
В этом мире только нужно немножко навести порядок… Ну всегда находится, что привести в порядок. Гармонизировать.
А именно этим, приведением всего в порядок, и занимается дизайн. Весь дизайн что‑нибудь гармонизирует: от среды до упаковки, от мебели до книг.
А когда весь мир приведён в порядок, то в таком прекрасном мире просто не может не наступить мир.
И это мы его сделаем.
Читайте колонку Елены Герчук: «Зачем он нужен, этот книжный дизайн?»
Ник Недашковский
Шрифтовой дизайнер, сотрудничающий с Paratype. Обладатель российских и зарубежных наград, преподаёт в Школе дизайна НИУ ВШЭ, на курсе Тагира Сафаева, в мастерской Димы Барбанеля.
— Понятия «мир», «любовь» и «дизайн» тесно связаны между собой.
Если рассматривать «мир» как глобальное состояние согласия и взаимопонимания между странами, людьми и с самим собой, то, думаю, он, в первую очередь, достигается через уважение и баланс. А эмпатия, признание других культур, традиций и ценностей непременно подталкивает к новым идеям.
Такая гармония мотивирует преодолевать разногласия, решать конфликты, заботиться и любить других людей — семью, друзей, общество — природу и культуру. Вместе с этим проявляется потребность в дизайне продуктов, опыта, услуг, соответствующего потребностям и предпочтениям, обеспечивающего благополучие и взаимопонимание, помогающего формировать более устойчивое и этичное общество.
Дизайнеры, учитывая экологический и социальный контекст, выбирают материалы, производственные процессы и технологии, которые снижают негативное воздействие на общество и окружающую среду. Решения, основанные на любви и уважении ко всему живому, становятся мостом между личными интересами и глобальными проблемами.
«Мир», «любовь» и «дизайн» создают синергию, направленную на достижение благополучия и взаимопонимания в обществе.
— Мир, который мы проектируем вокруг себя, и есть дизайн.
Хороший дизайн — тот, что сделан с любовью и вниманием к окружающему миру.
Читайте интервью с Надеждой Паршиной: «Как потребительские тренды влияют на дизайн и почему важен русский визуальный язык».
— В нынешнее время эти понятия не связаны совсем. Всё развалилось на горящие пиксели, дым и огонь. Летящие драконы над головой, огонь и лёд. Жизнь остановилась, а дизайн — это прибежище для вечного и красивого, буквы и картинки делают мир ненадолго краше.
Читайте интервью с Петром Банковым: «Современный плакат — это поиск своей индивидуальности и счастья».
— Мне сложно связать между собой понятия «мир», «любовь» и дизайн», потому что слово «мир» имеет два значения, а что такое «любовь» и «дизайн», я понимаю смутно. Тому, на что смотришь слишком пристально, трудно дать определение: ты видишь детали, но не видишь внешних границ явления. Иначе говоря, дизайн для меня — это целый мир. И любовь тоже.
Думая, как ответить на ваш вопрос, я понял, что любовь (не между людьми, а к вещам) — главный источник, из которого я черпаю вдохновение как историк дизайна, точнее, как исследователь. Я всегда погружаюсь в предмет через картинку: сперва любуюсь тем, как хорошо получился на фото фрагмент какого-нибудь стула, как прекрасно на крупном плане виден рельеф страницы с типографскими знаками, вдавленными в бумагу, — и эта влюблённая внимательность позволяет мне вникать в тончайшие детали формы и запоминать их, а затем пробуждает настойчивое желание выяснить, почему они такие. В общем, l’amor che move il sole e l’altre stelle приводит в движение и меня. Не будь во мне этого источника энергии, не было бы моих статей и лекций о дизайне.
— Лозунг «Мир, любовь, дизайн», на мой взгляд, не тянет на тему этого года. Для меня он звучит как эскапизм и анахронизм, причём по-хиппиански беззубый.
Сейчас происходит много чего интересного. Например, в капиталистической мир-системе, к которой мы принадлежим, набирает обороты экономический кризис, идёт передел сфер влияния. Наступил заметный массовому потребителю прорыв в области искусственного интеллекта. Наверное, кого-то всё это пугает до такой степени, что хочется, как хиппи в США 1960-х годов, зарыть голову в песок. Но, по-моему, сейчас время возможностей. Стоит направить усилия на формулирование и визуализацию позитивной картины будущего, а не на реанимацию давно почившей контркультуры.
Мир и любовь — это, безусловно, прекрасно, но весь лозунг звучит идеалистически. Я думаю, более конструктивно — искать пути разрешения противоречий нынешней экономической системы. И мы, дизайнеры, можем в этом поиске активно участвовать. Ведь дизайн — это не только этап процесса производства, позволяющий создавать массовый продукт, но и мощный инструмент трансляции идей.
В прошлом году тема международного дня дизайна «Suspended in Transition» была интереснее и созвучнее моменту.
Даниил Рассадин
Сооснователь rassadin.com, графический дизайнер, специалист по айдентике и брендингу.
— Думаю, всё это про созидание в первую очередь. Мир как антитеза войне и разрушению, любовь как главная движущая сила вселенной, и конечно, дизайн — ремесло, которое учит нас осмыслению окружающего мира. Скажу банальность, но с вещами, сделанными с любовью, не хочется расставаться. Ими хочется делиться с теми, кого любишь. Поэтому да, всё взаимосвязано.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!