Дизайн
#статьи

Козлы, брокколи и греческая нимфа: откуда спортивные дизайнеры черпают вдохновение

Рассказываем о самых ярких, спорных и необычных решениях для логотипов и формы спортивных клубов.

Фото: Lukas Schulze / Bundesliga / Contributor / Getty Images

Мифы и легенды

Эмблема — один из самых запоминающихся атрибутов любого спортивного клуба. Именно дизайнеры придумывают новые логотипы и проводят визуальную ревизию устаревших. Главное задача лого — ярко и при этом лаконично вместить в себя историю и дух команды.

Хрестоматийный пример оригинального и элегантного логотипа — эмблема амстердамского «Аякса». На лого изображён профиль героя греческой мифологии Аякса, известного своим участием в осаде Трои.

Изображение: AFC Ajax / страница AFC Ajax в Facebook*

Основная находка дизайнеров в том, что изображение мифологического персонажа состоит из одиннадцати линий. Это число неслучайно, однажды над этой отсылкой пришлось поломать голову игрокам «Что? Где? Когда?».

Каждая линия символизирует одного из 11 игроков футбольной команды. Кстати, знатоки не смогли справиться с этим вопросом.

Вообще, мифологическая тематика часто используется в спортивном дизайне. Так, на эмблеме испанской футбольной команды «Кадис» изображён Геракл. По легенде, именно древнегреческий герой основал этот небольшой испанский городок. А два льва на эмблеме отсылают к мифу, в котором Геракл побеждает немейского льва.

Изображение: Cadiz CF / Wikimedia Commons

На логотипе итальянской «Аталанты» красуется не просто абстрактная женщина, как можно предположить поначалу, а нимфа из греческой мифологии. Аталанта славилась своей ловкостью и скоростью, что вызывало зависть у Афродиты.

Богиня красоты, недолго думая, превратила Аталанту в львицу. Прочитав этот миф, основатели футбольного клуба из Бергамо решили так и назвать своё спортивное детище — «Аталанта». При этом лого клуба менялось более пяти раз, но везде, за исключением пилотной версии, неизменно присутствует та самая нимфа.

Изображение: Atalanta B.C. / Wikimedia Commons

В мире животных

Некоторые логотипы удивляют своей абсурдностью. Без дополнительного пояснения сложно понять, какое отношение такие картинки имеют к спорту.

У немецкого клуба «Кёльн» из одноимённого города на эмблеме красуется козёл.

Изображение: FC Köln / Wikimedia Commons

В 1957 году на вечеринке по поводу окончания сезона один из гостей подарил президенту клуба настоящего козла. Животное в шутку стали приводить на матчи. После того как клуб завоевал золотые медали немецкого чемпионата, было принято решение сделать козла Хеннеса официальным символом команды. Когда спустя несколько лет животное скончалось, его место занял преемник Хеннес II.

Фото: Wikimedia Commons

Судьба второго козла оказалась весьма печальной. Он исчез, а представители клуба распространили информацию, что его загрызли собаки. При этом фанаты были уверены в том, что козла отравили болельщики одной из конкурирующих команд. Все последующие Хеннесы получили подобающие талисману меры безопасности. Каждый новый козлик живёт в специальном вольере. Сейчас талисман носит имя Хеннес IX.

А, пожалуй, самый яркий и запоминающийся логотип из мира животных — это символ команды НХЛ «Майти Дакс оф Анахайм».

В 1992 году студия Disney выпустила фильм The Mighty Ducks («Могучие утята»). Картина о недотёпах, которые не умеют кататься на коньках, но в итоге добиваются успеха, собрала солидную кассу. В порыве вдохновения от фильма была создана настоящая хоккейная команда. Это уникальный случай, когда до первого выхода на лёд у хоккеистов уже была армия фанатов.

Несмотря на не самые успешные выступления в первые годы, команда всегда была в числе лидеров по прибыли от продажи мерча. Дизайнеры создали сочетание брутального и мультяшного — маску хоккейного вратаря в ​​форме головы утки. Эта маска выглядела колоритно и несколько устрашающе, некоторые фанаты увидели даже в этом отсылку к фильму «Пятница, 13-е».

Фото: Anaheim Ducks / Wikimedia Commons

Со временем название команды изменилось и логотип претерпел трансформацию. Теперь на эмблеме хоккеистов нарисована перепончатая лапа в виде буквы D.

Аппетит приходит во время игры

Ещё одна область применения дизайнерских талантов в спорте — форма команд. Как правило, большинство профессиональных клубов имеют три комплекта формы, дизайн которых обновляется каждый сезон. При этом команды редко идут на радикальное изменение облика футболок и шорт. Фанаты хотят видеть привычные цвета и знакомые полоски. Задача для дизайнеров на каждый новый сезон зачастую формулируется так: «Нужно всё то же самое, но немного другое».

Так происходит и с формой мадридской команды «Атлетико». Год за годом команда выходит в форме с бело-красными полосками. Клуб основали более ста лет назад. Тогда у столичных футболистов было туго с финансами. Денег на заказ красивой формы не хватало. Президент клуба не растерялся и заказал футболки из ткани для матрасов, завалявшейся на одном из складов.

Фото: Public Domain

Фабрика продала материал с солидной скидкой. Так и появились на свет фирменные полоски «Атлетико». Дальше фабрику ждал бум заказов от других футбольных клубов. А игроки «Атлетико» (Мадрид) и по сей день с гордостью носят прозвище colchoneros («матрасники»).

Другой испанский клуб, «Депортиво Паленсия», прославился именно благодаря своей форме. Скромная команда из четвёртого дивизиона была мало кому известна за пределами своего региона. Всё изменила онлайн-трансляция показа новой экипировки в Twitter. Весть о диковинке быстро разлетелась по Сети, и к трансляции стали присоединяться всё новые и новые зрители.

Итальянские дизайнеры разработали для испанцев форму, на которой изображены человеческие мышцы и сухожилия без кожи.

На футболистах во время матча такая форма смотрится более чем экстравагантно.

А вот выездной комплект формы футбольного клуба «Лорка» выглядит достаточно аппетитно. Команда представляет регион Мурсия, который славится своими аграрными успехами. Именно здесь выращивают и собирают овощи для всей Испании и экспорта в другие страны. Поэтому шорты и футболки было решено сделать с изображением брокколи.

После этого команда впервые за свою историю поднялась во второй по значимости дивизион испанского футбола. А игроков после этого окрестили El Brocoli Mecánico («Заводные брокколи»).

Через некоторое время команда перестала выходить в экспериментальной форме. На смену пришли другие любопытные идеи по привлечению внимания к коллективу. Менеджмент запустил приложение, с помощью которого болельщики могут выбирать состав на матч, схему игры и замены футболистов. Президент «Лорки» Роберто Торрес заверил всех, что такой подход — шаг к демократизации футбола.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована