Откройте нараспашку: кто и зачем восстанавливает старинные двери
Ответ можно найти, конечно, в Петербурге.
Фото: Алина Солодова / «Двери с помоек»
«Двери с помоек» — это команда из шести человек (три основателя и три работника), одна мастерская и несколько тысяч отреставрированных дореволюционных деревянных дверей. Часть из них — из старых квартир, часть — из парадных. Какие-то остаются стоять в мастерской до лучших времён, другие — возвращаются владельцам. Но никогда не будут установлены в новых, современных интерьерах.
Почему так и при чём тут Венецианская хартия? Поговорили с соосновательницей проекта «Двери с помоек» Валентиной Манн.
Команда
Валентина Манн — инженер микроэлектроники по образованию. Андрей Трошков — инженер, работал с гидроэлектростанциями, проектировал турбины. Александр Артемьев — дизайнер среды, окончил Академию Штиглица. Все они познакомились в 2019 году, на «Том Сойер Фесте».
Валентина вспоминает, как по дороге на это мероприятие увидела выброшенные старые двери. Сфотографировала, выложила в своих соцсетях, в посте сокрушалась, как обходятся с историческим наследием. Возвращаясь домой, увидела, как двери грузят в машину. Поинтересовалась, кто и зачем это делает, и с удивлением поняла, что забирают их кураторы того самого «Дня Тома Сойера» — фотографии и локацию они нашли в сторис у Валентины. Так в общих чертах появилась идея будущего проекта «Двери с помоек».
«В тот момент, пять лет назад, у нас не было ни мастерской, ни оборудования, ни опыта, ни имени, ни понимания, как работать с реставрацией дверей и окон. Тогда же мы поняли, что не можем работать на своих основных работах, хотя сначала считали, что сможем совмещать. Либо ты занимаешься реставрацией полноценно, каждый день ходишь как на работу, либо лучше не браться».
Со временем появилась мастерская: арендованное помещение, где трудятся все участники проекта. «Я, например, никогда не работала руками. Не офисная, конечно, крыса — креативная. Разве что домашними делами занималась или в детстве в деревне могла поколоть дрова. Но со стамесками, циклями, феном, шпателем не работала. Тогда это было что-то из параллельной вселенной».
Приходилось обжигаться строительным феном, занозить руки, совершать ошибки. Первые результаты не всегда были впечатляющими, а с обучением было сложно.
«Мы знакомились с реставраторами, но отношение именно к деревянным дверям, окнам у них было пренебрежительное. Отреставрировать роспись или шкаф немецкий XIX века — это да, а двери и окна — неинтересно, несерьёзно и лучше поменять. Это практически прямая цитата одного из специалистов, с которым я общалась. Меня каждый раз это ранило, потому что казалось, что все люди, которые работают с наследием, его любят». Спустя время и сотни просмотренных видео удалось найти людей, которые разделяли взгляды основателей «Дверей с помоек».
Двери
Сегодня в мастерской проекта «Двери с помоек» хранится около 30 дверей. На восстановление одного «пациента» уходит два-три месяца. Всего за время своей работы реставраторы имели дело с более чем двумя тысячами дореволюционных дверей и окон.
С помоек — далеко не все из них. Первых «пациентов» основатели и волонтёры проекта забирали по «заявкам»: в соцсети «Дверей с помоек» писали горожане, присылали фотографии и адреса, где видели выставленные вон двери. Дальше начиналась гонка: нужно было успеть взять машину, отправиться на локацию и опередить вывоз мусора. Дело касалось не только квартирных и межкомнатных дверей. Та же участь — оказаться на улице — выпадала и дверям парадных.
Выделять отдельные двери и их особые истории в проекте не любят: авторы уверены, что за каждой дореволюционной дверью или окном кроется что-то по-настоящему интересное. К примеру, в соцсети проекта однажды прислали фотографии с помойки. На снимке был зелёный бачок для отходов, а рядом — распиленные на три части своды дверей. Таких снимков в «Двери с помоек» присылали немало, но именно на этих фото удалось разглядеть роспись.
«Это показалось нам странным: мы впервые видели рисунки на дверях. Первая мысль, что это современный художник решил что-то изобразить на старых дверях», — вспоминает Валентина. Любопытство заставило её и коллег помчаться за дверями ночью. Сложив воедино разрезанные фрагменты, реставраторы увидели, что двери непривычно высокие и массивные — трудно было догадаться, откуда они были вынесены. В обычной квартире такие двери едва ли могли стоять. На следующий день «Двери с помоек» разместили снимки загадочной двери в своём профиле и попросили определить, откуда они. Ответ нашёлся довольно быстро: двери вынесли из особняка в Кузнечном переулке. Сейчас они хранятся в мастерской проекта «Двери с помоек».
Сегодня с помоек двери почти не забирают — нет места для хранения, да и времени не хватает. «Двери с помоек» восстанавливают старинные экземпляры на заказ, за деньги. Клиенты — люди, купившие квартиры в историческом здании, либо те, кто пытается сохранить память о родных, живших в старых квартирах.
«Мы работаем с любыми дореволюционными дверьми, будь то дверь в санузел, в комнату, в квартиру или в парадную. С последними — сложнее всего. Парадные двери — это всё-таки общее имущество многих жителей. И договориться им между собой, как это приводить в порядок, за какие деньги, — это самый острый вопрос. Но у нас всё же есть несколько парадных дверей», — рассказывает Валентина.
Смыслы
На частый вопрос — «Зачем восстанавливать, если можно заменить?» — создатели проекта «Двери с помоек» уверенно отвечают: заменить нельзя. Аналогов нет. Дореволюционные двери уникальны не только своей эстетикой. Это, как правило, массив лиственницы — а значит, прочное и долговечное изделие, которое в руках мастеров сможет скинуть с себя налёт масляной краски и разрухи.
Помимо самой древесины мастера работают и с фурнитурой. Восстанавливают шпингалеты, замки и ручки, узорные кремоны. Всё это начинает работать как новое. К счастью, чугунным и латунным элементам не страшны ржавчина и повреждения от краски.
В своей работе реставраторы проекта «Двери с помоек» опираются на один из принципов Венецианской хартии. Это свод постулатов и правил, созданный архитекторами и реставраторами послевоенной Европы. Одно из правил в этом своде гласит, что вещи должны соответствовать периоду, в котором были созданы. Следуя этой логике, в проекте не занимаются дверями и окнами, которые хотят установить в новых, невосстановленных интерьерах. Даже если речь идёт не о спасённых дверях, а о тех, что люди просят восстановить на коммерческой основе.
«Понятно, что, возможно, на этом (продаже отреставрированных дверей в новые интерьеры. — Авт.) можно быстро заработать, но мы решили, что это нам не близко. Это не наше дело, что человек ставит в своей квартире, но дверям, которые мы спасли, добыли их из лап демонтажников или из ПУХТО достали, хочется лучшей доли. Нам важно, чтобы они вернулись в исторический интерьер. Нравится видеть преображение из коммуналки в изящную дореволюционную квартиру. От новостроек такого вау-эффекта не будет».
Успех проекта его участники видят не только в деньгах. Главное достижение — возможность поменять взгляд на реставрацию.
«Мне хочется верить, что этот процесс только набирает обороты: будет появляться больше мастеров, которые умеют работать с наследием. Сейчас мало специалистов, которые умеют работать руками. Я вижу, как появляется всё больше тех, кто покупает старые дома в глубинке, чтобы их сохранить, и тех, кто обращает внимание на исторический интерьер квартиры, полученной в наследство. Меня вдохновляет, когда эти люди говорят: „А, знаю этих ребят, ‚Двери с помоек‘. Я видел их работы и решил, что тоже хочу что-то такое приобрести и восстановить“. Это греет моё сердце».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «IKEA — везде IKEA, а индивидуальных мест очень мало»: создатели VologDom рассказывают о локальной идентичности в интерьере.
- Играть с огнём: японская технология дровяного обжига в российской глубинке.
- «Моя миссия — чтобы производство адаптивной одежды стало бизнесом»: создательница бренда Be easy kid Наталья Малько — о вещах для людей с инвалидностью, жалости и красоте.