Дизайн
#статьи

Легендой может стать всё. История модного дома Chanel

Как истории из жизни Габриэль Шанель и её фантазии воплотились в тканях, паттернах и цветах.

Фото: Paul Rovere / Getty Images

Харизматичная Коко стала феноменом истории XX века. Она была мастером сторителлинга; и реальные, и вымышленные факты её биографии превратились в стройную систему кодов, благодаря которым Chanel уже больше 100 лет — один из главных брендов роскоши в мире.

Рассказываем, как Габриэль Шанель создала себя и модный дом, а Карл Лагерфельд превратил его в успешную империю.

Сомюр, Обазин и Мулен

Габриэль Бонёр Шазнель родилась в 1883 году в Сомюре, городе в долине Луары. Её родители были крайне бедны: мать работала прачкой в больнице, отец — бродячим торговцем. Они не присутствовали во время регистрации рождения дочери в муниципалитете, и в документах её фамилия была записана с «з» — ошибкой, которую никто не стал исправлять.

В возрасте 11 лет Габриэль с братьями и сёстрами остались без матери, и отец определил трёх дочерей в приют при аббатстве в Обазине. Им управляли католические монахини цистерцианского ордена — строгого, с культом аскезы и труда. Габриэль прожила здесь до совершеннолетия, получила основное образование и профессию — она выучилась шить.

Обазинское аббатство цистерцианцев
Изображение: Babsy / Wikimedia Commons
Одеяния монахов-цистерцианцев — это белые туники с чёрными накидками-скапуляриями. Чёрный и белый — два основных цвета Chanel
Изображение: Chanel
Узор каменной кладки в аббатстве повторили в презентации показа Chanel в 2020-м, который была посвящён Обазину

После выпуска из приюта Габриэль поселилась в католическом пансионе в городе Мулен и стала вести более свободную жизнь: работала швеёй, выступала в кабаре перед военными из местного гарнизона. Она встретила состоятельного мужчину, офицера Этьена Бальсана, и переехала в его имение. Именно там Коко узнала, что означает богатая праздная жизнь и экстравагантность, которую позволяют деньги. Но главное, у Бальсана она познакомилась с тем, кого позже назовёт своей главной любовью, — английским аристократом Артуром Кэйпелом по прозвищу Бой.

Chanel Boy — одна из самых известных вещей бренда. Форма с прямыми углами, толстая цепь и нахлёст — это «мужественные» элементы дизайна, взятые из ременных сумок военных. Но при этом Chanel Boy считается одной из самых элегантных и женственных It Bags
Изображение: Chanel
Артур Кэйпел был гонщиком и погиб в автокатастрофе. В коллекции Chanel Resort 2023 были представлены комбинезоны-робы, шлемы и другие аксессуары, которые напоминают об этом важном человеке в жизни Шанель и его главном увлечении
Изображение: Alina Kovban Retouch / Behance

Довиль, Биарриц и Париж

Ещё в поместье Бальсана Шанель начала изготавливать шляпки и наряды собственного дизайна, в том числе переделывая мужскую одежду. В 1910 году она открыла собственное шляпное ателье в центре Парижа, а в 1912-м — бутик в курортном Довиле.

Там она стала продавать спортивные костюмы из джерси, и это постепенно привело к радикальным изменениям в моде и в отношении женщин к своему телу и движению. До Шанель из джерси шили только мужское нательное бельё, а она из этой мягкой ткани создала новые силуэты и модели, в которых женщины могли быстро одеваться, свободно двигаться и много гулять.

Габриэль Шанель у входа в бутик Chanel в Довиле, 1913 год
Изображение: Chanel
Маленькое чёрное платье из шерстяного джерси
Фото: The New York Historical Society / The Metropolitan Museum of Art

Позже, в 1915-м, Габриэль наймёт 300 сотрудников и откроет кутюрный дом в фешенебельном Биаррице. Ещё через три года займёт дом 31 по улице Рю Камбон в Париже, и этот адрес станет главным, неизменным и легендарным для бренда Chanel.

В 1920-х Габриэль ввела в моду загар. До этого одним из достоинств женщины считалась аристократическая бледность кожи. В наши дни показы круизных коллекций Chanel — одни из главных событий в мире fashion, а каждая летняя коллекция декоративной косметики и пудры-бронзанты лимитированного выпуска вызывают ажиотаж среди бьютиголиков
Изображение: Chanel / chanel.com
Масштабные декорации для показа Chanel в 2008 году: точная копия фасада дома по адресу 31, Rue Cambon, Paris
Изображение: Atelier Devineau
Адрес как единственный и самодостаточный декор на сумке Chanel
Изображение: Sotheby’s

N5 и Bel Respiro

В 1921 году вышел парфюм Chanel N5. Вокруг этого факта с самого начала стали рождаться легенды — и о композиции, созданной эмигрантом из России Эрнестом Бо, и о флаконе, форма которого, вероятно, отсылала к графину виски или бутылочкам с одеколонами Боя.

«Номер пять» до сих пор — один из самых известных ароматов в мире.

На основе знаковой формы впоследствии создавали бутылочки для других ароматов Chanel. Но в их контурах всё равно легко угадать первый флакон
Скриншот: сайт Chanel / Skillbox Media

1920-е и 1930-е можно назвать русскими десятилетиями Шанель. Её близкими друзьями в это время стали талантливые эмигранты — Игорь Стравинский, Дягилев и Лифарь, Вацлав Нижинский, великий князь Дмитрий Павлович. Сложную вышивку для её модного дома выполняла великая княгиня Мария Романова. Стравинский с семьёй даже жил у Шанель — в её поместье «Бэль Респиро» в пригороде Парижа.

Тесная связь с балетмейстерами, художниками и аристократами из России повлияла на работу Шанель. В 1927 году по её заказу Эрнест Бо создал парфюм Cuir de Russie, а она разрабатывала сценические костюмы для постановок Ballets Russes. Русская, точнее, византийская эстетика стала ещё одним визуальным кодом дома Chanel.

Танцовщики Ballets Russes в костюмах от Коко Шанель для танцевальной оперетты Le Train Bleu в Лондоне
Фото: Sasha / Hulton Archive / Getty Images
Накидка-кейп Chanel из кашемира с отделкой из меха ягнёнка и пуговицами-медальонами с двуглавым орлом
Фото: 1sDibs
Предметы из коллекции Chanel Paris — Moscou, 2009 год
Фото: Kapel’s / 1stDibs / Artcurial
В 2006 году в коллекции эксклюзивных ароматов вышла парфюмированная вода Bel Respiro
Изображение: Chanel

В эти же годы Габриэль стала другом и музой многих знаменитых представителей артистических кругов — Жана Кокто и Пикассо, Сальвадора Дали и Лучино Висконти.

Картины и пространство бутика, оформленное будто галерея, — это визуальная отсылка к тесной связи Шанель с миром авангардного искусства
Изображение: Thư Huỳnh / Behance
Набор принтов Энди Уорхола с изображением флакона Chanel N5
Изображение: Artspace

Англия и Ривьера

Другой вехой в биографии Шанель, которая заметно повлияла на моду, стали её личные отношения с британской аристократией и политиками.

Она общалась с Уинстоном Черчиллем и могла бы стать герцогиней Вестминстерской. Ею был увлечён принц Уэльский, будущий король Великобритании.

Охотничьи и шотландские мотивы в коллекции Chanel Paris — Edimbourg, осень-зима — 2012/2013
Изображение: Ebay / Les Merveilles De Babellou
Коллекция весна-лето — 2023: дизайн жакета и головного убора напоминает об элементах формальной одежды британских аристократов — мундире и цилиндре
Изображение: Chanel

Благодаря роману Габриэль с герцогом Вестминстерским у нас есть твид. Костюмы из этой плотной ткани он носил на охоту и рыбалку, и Шанель иногда их тоже надевала, чтобы согреться. Твид был исключительно утилитарен: шотландские и ирландские ткацкие фабрики производили этот плотный и жёсткий материал для рабочих и фермеров.

Но кутюрье решила его феминизировать и ввести в мир моды: придумала, как делать твид цветным, мягким и более тонким, чем требовалось шотландским охотникам. И из этой ткани она создала костюм, ставший легендой: комплект из узкой юбки с прямым жакетом стали называть «униформой от Шанель».

Фактура твида на тенях для век Chanel и героиня Энн Хэтауэй в твидовом жакете Chanel в фильме «Дьявол носит Prada»
Изображение: Chanel / кадр из фильма «Дьявол носит Prada» / 20th Century Fox

Герцог Вестминстерский был одним из самых богатых людей в мире. Он подарил Габриэль множество драгоценностей и предметов искусства, но самым известным его подарком стал участок земли на французской Ривьере. Там Шанель построила виллу La Pausa: архитектура строения повторяла Обазинское аббатство, геометрия оконных проёмов — флакон N5, и интерьеры были оформлены в бежевых и белых тонах.

Атмосфера и эстетика «Ла Пауза» повлияли на дизайн одежды и аксессуаров модного дома. Шанель стала склоняться к позиции «меньше значит больше». Но «меньше» не означало отсутствие роскоши.

Интерьер La Pausa и Шанель в вечернем платье, скетч Жана Кокто
Изображение: Chanel
Круизная коллекция 2019 года была посвящена отдыху на Средиземном море
Фото: пресс-служба Chanel

Голливуд

В 1931 году Сэмюэль Голдвин пригласил Габриэль в Голливуд работать над костюмами для звёзд кино. У него была позиция: не скупиться на расходы и привлекать к производству фильмов его студии United Artists только лучших в своём деле. Целью, которую задали Мадемуазель, была перестройка костюмерных процессов в компании так, чтобы на экраны выходили фильмы с героинями, одетыми по последней парижской моде — то есть той, которую не видел ещё сам Париж.

Шанель создала ансамбли для актрис только в двух кинолентах. Её стиль не вписался в формат Голливуда: в кадре её одежда не изумляла великолепием.

Однако Грета Гарбо и Марлен Дитрих стали приватными клиентками модного дома.

Превью костюмов, которые Шанель создала для героини Глории Свенсон в фильме «Сегодня ночью или никогда»
Изображение: Fashion History Museum
Карьера Шанель в Голливуде не сложилась, но бренд всё равно стал звёздным. Одной из самых громких «кампаний» для Chanel стала фраза Мерилин Монро: «Что я надеваю, ложась в постель?.. Несколько капель Chanel №5»
Фото: Chanel
Тема коллекции Chanel весна-лето — 2021 — кино, Голливуд и всё, чем наполнена жизнь звёзд: вечеринки, вспышки камер, яркий блеск
Изображение: William Arcand / Roxanne Chagnon / Behance
Барби в Chanel

Париж, Вандомская площадь, отель «Ритц»

В начале Второй мировой войны Габриэль закрыла свой модный дом — остался работать только бутик, где продолжали продавать аксессуары и N5. 4000 сотрудниц остались без работы, а Мадемуазель переехала жить в отель Ritz в пяти минутах пешком от дома 31 по улице Камбон.

В военные годы Шанель не занималась дизайном и в 1945 году уехала в Женеву, чтобы избежать обвинений в шпионаже в пользу Германии. «Власть» в мире парижской моды в это время перешла к кутюрье-мужчинам: Кристиану Диору, Кристобалю Баленсиаге, Роберу Пиге.

Возрождение модного дома произошло в 1954 году. Шанель, которой был уже 71 год, представила новую коллекцию, и её с восторгом приняли в США. Под брендом Chanel продолжили выходить вещи, которые моментально стали знаменитыми синонимами парижской элегантности: сумочка с ремнём-цепочкой, туфли-балетки с чёрным мысом. Дизайн этих объектов до сих пор копируют и переосмысливают тысячи производителей.

Коко у входа в бутик Chanel, 1962 год
Фото: Douglas Kirkland / Artsy
В доме Chanel на Рю Камбон есть легендарный элемент интерьера — лестница в зеркалах. При жизни Мадемуазель по ней эффектно выходили модели, представляя новые ансамбли. Этот образ до сих пор часто используют в рекламе Chanel
Фото: Chanel / Digital Light / Behance

До своей смерти 9 января 1971 года Габриэль жила в «Ритце».

Кутюрные наряды Chanel на фоне Вандомской площади, куда выходили окна сьюта Коко. Лента в аккуратной гладкой причёске модели — это референс к образу воспитанниц сиротского приюта
Изображение: Per Appelgren / Behance

Кайзер Карл

В отличие от множества других люксовых модных брендов, которые перешли во владение конгломератов LVMH или Kering, домом Chanel по сей день владеет и управляет одна семья — Вертхаймеры, чей предок Пьер был бизнес-партнёром Коко с 1920-х.

В 1983 году Ален Вертхаймер переманил из Chloè состоявшегося дизайнера Карла Отто Лагерфельда и выдал ему карт-бланш на любые изменения, которые смогли бы оживить дом. Тот стал креативным директором Chanel и проработал на этой позиции до своей смерти в 2019-м.

Немца Лагерфельда за его мощное влияние на мир моды называли Кайзер Карл, и он так же, как и Габриэль, сумел создать из своей жизни и личного стиля легенду.

Автопортрет Карла Лагерфельда, 2018 год. Он был не только дизайнером одежды, но и фотографом, художником и страстным коллекционером книг
Изображение: Chanel

В период «правления» Лагерфельда дом Chanel стал суперуспешным бизнесом и самым желанным модным брендом в мире. В дизайне он одновременно интегрировал все коды, которые оставила в наследие Коко, и омолодил визуальный стиль дома. Бренд стал больше ориентироваться на девушек из США и Азии, но при этом не потерял «историческую» аудиторию зрелых европеек и американок, для которых Chanel остался идеальной «аристократической униформой».

Лагерфельд привнёс в кутюрный Chanel юмор. Слева серьги в виде птичьих клеток, справа сумка в виде корзины для покупок: византийское золото и цепи — это одни из основных визуальных кодов дома
Фото: Farfetch / Farfetch
В 2002 году Chanel выпустил аромат Chance. В 2007-м вышел первый фланкер Chance Eau Fraiche, в 2010-м второй, Chance Eau Tendre, в 2015-м ещё один — Chance Eau Vive. Эта парфюмерная линейка долго была в топ-1 по продажам в мире
Фото: Chanel

CHANEL, The boutique tool from Caroline Defrance on Vimeo.

Для управления магазинами — финансовыми документами, архитектурными планами — у Chanel есть цифровой инструмент под названием The Boutique Tool
Caroline Defrance / Behance

После Лагерфельда креативным директором дома стала Виржини Виар, которая проработала рядом с Карлом 30 лет. Она продолжила перерабатывать и развивать легендаризированное наследие Коко.

В 2023 году Metropolitan Museum of Art провёл масштабную ретроспективную выставку «Карл Лагерфельд: линия красоты». Экспозицию спроектировал знаменитый дизайнер Тадао Андо, а на балу Met Gala мировые звёзды были в винтажных нарядах от Chanel, которые демонстрировали знаковые черты дизайна этого модного дома.

Николь Кидман в платье Chanel. Оно знаменито само по себе: именно этот сказочный наряд был в рекламе Chanel N5, срежиссированный Базом Лурманом
Фото: Taylor Hill / Getty Images

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Fashion-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована