Легендой может стать всё. История модного дома Chanel
Как истории из жизни Габриэль Шанель и её фантазии воплотились в тканях, паттернах и цветах.


Фото: Paul Rovere / Getty Images
Харизматичная Коко стала феноменом истории XX века. Она была мастером сторителлинга; и реальные, и вымышленные факты её биографии превратились в стройную систему кодов, благодаря которым Chanel уже больше 100 лет — один из главных брендов роскоши в мире.
Рассказываем, как Габриэль Шанель создала себя и модный дом, а Карл Лагерфельд превратил его в успешную империю.
Сомюр, Обазин и Мулен
Габриэль Бонёр Шазнель родилась в 1883 году в Сомюре, городе в долине Луары. Её родители были крайне бедны: мать работала прачкой в больнице, отец — бродячим торговцем. Они не присутствовали во время регистрации рождения дочери в муниципалитете, и в документах её фамилия была записана с «з» — ошибкой, которую никто не стал исправлять.
В возрасте 11 лет Габриэль с братьями и сёстрами остались без матери, и отец определил трёх дочерей в приют при аббатстве в Обазине. Им управляли католические монахини цистерцианского ордена — строгого, с культом аскезы и труда. Габриэль прожила здесь до совершеннолетия, получила основное образование и профессию — она выучилась шить.

Изображение: Babsy / Wikimedia Commons

Изображение: Chanel
После выпуска из приюта Габриэль поселилась в католическом пансионе в городе Мулен и стала вести более свободную жизнь: работала швеёй, выступала в кабаре перед военными из местного гарнизона. Она встретила состоятельного мужчину, офицера Этьена Бальсана, и переехала в его имение. Именно там Коко узнала, что означает богатая праздная жизнь и экстравагантность, которую позволяют деньги. Но главное, у Бальсана она познакомилась с тем, кого позже назовёт своей главной любовью, — английским аристократом Артуром Кэйпелом по прозвищу Бой.

Изображение: Chanel

Изображение: Alina Kovban Retouch / Behance

Читайте также:
Довиль, Биарриц и Париж
Ещё в поместье Бальсана Шанель начала изготавливать шляпки и наряды собственного дизайна, в том числе переделывая мужскую одежду. В 1910 году она открыла собственное шляпное ателье в центре Парижа, а в 1912-м — бутик в курортном Довиле.
Там она стала продавать спортивные костюмы из джерси, и это постепенно привело к радикальным изменениям в моде и в отношении женщин к своему телу и движению. До Шанель из джерси шили только мужское нательное бельё, а она из этой мягкой ткани создала новые силуэты и модели, в которых женщины могли быстро одеваться, свободно двигаться и много гулять.

Изображение: Chanel

Фото: The New York Historical Society / The Metropolitan Museum of Art
Позже, в 1915-м, Габриэль наймёт 300 сотрудников и откроет кутюрный дом в фешенебельном Биаррице. Ещё через три года займёт дом 31 по улице Рю Камбон в Париже, и этот адрес станет главным, неизменным и легендарным для бренда Chanel.

Изображение: Chanel / chanel.com

Изображение: Atelier Devineau

Изображение: Sotheby’s
N5 и Bel Respiro
В 1921 году вышел парфюм Chanel N5. Вокруг этого факта с самого начала стали рождаться легенды — и о композиции, созданной эмигрантом из России Эрнестом Бо, и о флаконе, форма которого, вероятно, отсылала к графину виски или бутылочкам с одеколонами Боя.
«Номер пять» до сих пор — один из самых известных ароматов в мире.

Скриншот: сайт Chanel / Skillbox Media
1920-е и 1930-е можно назвать русскими десятилетиями Шанель. Её близкими друзьями в это время стали талантливые эмигранты — Игорь Стравинский, Дягилев и Лифарь, Вацлав Нижинский, великий князь Дмитрий Павлович. Сложную вышивку для её модного дома выполняла великая княгиня Мария Романова. Стравинский с семьёй даже жил у Шанель — в её поместье «Бэль Респиро» в пригороде Парижа.
Тесная связь с балетмейстерами, художниками и аристократами из России повлияла на работу Шанель. В 1927 году по её заказу Эрнест Бо создал парфюм Cuir de Russie, а она разрабатывала сценические костюмы для постановок Ballets Russes. Русская, точнее, византийская эстетика стала ещё одним визуальным кодом дома Chanel.

Фото: Sasha / Hulton Archive / Getty Images

Фото: 1sDibs

Фото: Kapel’s / 1stDibs / Artcurial

Изображение: Chanel
В эти же годы Габриэль стала другом и музой многих знаменитых представителей артистических кругов — Жана Кокто и Пикассо, Сальвадора Дали и Лучино Висконти.

Изображение: Thư Huỳnh / Behance

Изображение: Artspace
Англия и Ривьера
Другой вехой в биографии Шанель, которая заметно повлияла на моду, стали её личные отношения с британской аристократией и политиками.
Она общалась с Уинстоном Черчиллем и могла бы стать герцогиней Вестминстерской. Ею был увлечён принц Уэльский, будущий король Великобритании.

Изображение: Ebay / Les Merveilles De Babellou

Изображение: Chanel
Благодаря роману Габриэль с герцогом Вестминстерским у нас есть твид. Костюмы из этой плотной ткани он носил на охоту и рыбалку, и Шанель иногда их тоже надевала, чтобы согреться. Твид был исключительно утилитарен: шотландские и ирландские ткацкие фабрики производили этот плотный и жёсткий материал для рабочих и фермеров.
Но кутюрье решила его феминизировать и ввести в мир моды: придумала, как делать твид цветным, мягким и более тонким, чем требовалось шотландским охотникам. И из этой ткани она создала костюм, ставший легендой: комплект из узкой юбки с прямым жакетом стали называть «униформой от Шанель».

Изображение: Chanel / кадр из фильма «Дьявол носит Prada» / 20th Century Fox
Герцог Вестминстерский был одним из самых богатых людей в мире. Он подарил Габриэль множество драгоценностей и предметов искусства, но самым известным его подарком стал участок земли на французской Ривьере. Там Шанель построила виллу La Pausa: архитектура строения повторяла Обазинское аббатство, геометрия оконных проёмов — флакон N5, и интерьеры были оформлены в бежевых и белых тонах.
Атмосфера и эстетика «Ла Пауза» повлияли на дизайн одежды и аксессуаров модного дома. Шанель стала склоняться к позиции «меньше значит больше». Но «меньше» не означало отсутствие роскоши.

Изображение: Chanel

Фото: пресс-служба Chanel
Голливуд
В 1931 году Сэмюэль Голдвин пригласил Габриэль в Голливуд работать над костюмами для звёзд кино. У него была позиция: не скупиться на расходы и привлекать к производству фильмов его студии United Artists только лучших в своём деле. Целью, которую задали Мадемуазель, была перестройка костюмерных процессов в компании так, чтобы на экраны выходили фильмы с героинями, одетыми по последней парижской моде — то есть той, которую не видел ещё сам Париж.
Шанель создала ансамбли для актрис только в двух кинолентах. Её стиль не вписался в формат Голливуда: в кадре её одежда не изумляла великолепием.
Однако Грета Гарбо и Марлен Дитрих стали приватными клиентками модного дома.

Изображение: Fashion History Museum

Фото: Chanel

Изображение: William Arcand / Roxanne Chagnon / Behance
Париж, Вандомская площадь, отель «Ритц»
В начале Второй мировой войны Габриэль закрыла свой модный дом — остался работать только бутик, где продолжали продавать аксессуары и N5. 4000 сотрудниц остались без работы, а Мадемуазель переехала жить в отель Ritz в пяти минутах пешком от дома 31 по улице Камбон.
В военные годы Шанель не занималась дизайном и в 1945 году уехала в Женеву, чтобы избежать обвинений в шпионаже в пользу Германии. «Власть» в мире парижской моды в это время перешла к кутюрье-мужчинам: Кристиану Диору, Кристобалю Баленсиаге, Роберу Пиге.
Возрождение модного дома произошло в 1954 году. Шанель, которой был уже 71 год, представила новую коллекцию, и её с восторгом приняли в США. Под брендом Chanel продолжили выходить вещи, которые моментально стали знаменитыми синонимами парижской элегантности: сумочка с ремнём-цепочкой, туфли-балетки с чёрным мысом. Дизайн этих объектов до сих пор копируют и переосмысливают тысячи производителей.

Фото: Douglas Kirkland / Artsy

Фото: Chanel / Digital Light / Behance
До своей смерти 9 января 1971 года Габриэль жила в «Ритце».

Изображение: Per Appelgren / Behance
Кайзер Карл
В отличие от множества других люксовых модных брендов, которые перешли во владение конгломератов LVMH или Kering, домом Chanel по сей день владеет и управляет одна семья — Вертхаймеры, чей предок Пьер был бизнес-партнёром Коко с 1920-х.
В 1983 году Ален Вертхаймер переманил из Chloè состоявшегося дизайнера Карла Отто Лагерфельда и выдал ему карт-бланш на любые изменения, которые смогли бы оживить дом. Тот стал креативным директором Chanel и проработал на этой позиции до своей смерти в 2019-м.
Немца Лагерфельда за его мощное влияние на мир моды называли Кайзер Карл, и он так же, как и Габриэль, сумел создать из своей жизни и личного стиля легенду.

Изображение: Chanel
В период «правления» Лагерфельда дом Chanel стал суперуспешным бизнесом и самым желанным модным брендом в мире. В дизайне он одновременно интегрировал все коды, которые оставила в наследие Коко, и омолодил визуальный стиль дома. Бренд стал больше ориентироваться на девушек из США и Азии, но при этом не потерял «историческую» аудиторию зрелых европеек и американок, для которых Chanel остался идеальной «аристократической униформой».

Фото: Farfetch / Farfetch

Фото: Chanel
CHANEL, The boutique tool from Caroline Defrance on Vimeo.
Caroline Defrance / Behance
После Лагерфельда креативным директором дома стала Виржини Виар, которая проработала рядом с Карлом 30 лет. Она продолжила перерабатывать и развивать легендаризированное наследие Коко.
В 2023 году Metropolitan Museum of Art провёл масштабную ретроспективную выставку «Карл Лагерфельд: линия красоты». Экспозицию спроектировал знаменитый дизайнер Тадао Андо, а на балу Met Gala мировые звёзды были в винтажных нарядах от Chanel, которые демонстрировали знаковые черты дизайна этого модного дома.

Фото: Taylor Hill / Getty Images
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!