Обнажённые фигуры, эклектика и хаос: всё о бунтарском духе нидерландского плаката
Это не стиль, а способ мышления. Его уникальность — в сочетании противоречий и многоликости.
Polina Vari для Skillbox Media
Часто европейский дизайн ассоциируется со швейцарским стилем — строгая сетка, выверенные формы и размеры строк, фокус на функционализме и решении задачи. Но несмотря на то, что швейцарский дизайн стал международным и общепринятым, в разных странах развивался свой неповторимый визуальный язык, в котором отражались национальные особенности, идеи, правила или бунт против этих правил.
Нам стало интересно проследить, как культура страны влияет на графический дизайн и какие уникальные черты он приобретает в связи с социальным, историческим и политическим контекстом.
В этом материале рассматриваем голландские плакаты и рассказываем о «новой графической чувственности», сочетании противоречий и других особенностях дизайна Нидерландов.
Вы узнаете:
- о смешении декора и рационализма;
- о влиянии неопластицизма и движении «Де Стейл»;
- о противостоянии строгости и хаоса;
- об игре с формой;
- о типографских экспериментах.
- о том, какие студии и дизайнеры помогут погрузиться в голландский графический дизайн.
Культура графического дизайна Нидерландов
Дизайн Нидерландов — это эклектичность стилей, ирония и критичность, анонимность и личное высказывание. Определить единые черты сложно: внутри небольшой страны одновременно развивались направления, которые противостояли друг другу.
Дизайнеры-графики перенимали в свои работы элементы конструктивизма, дадаизма, ар-нуво и были близки к культуре музеев, театров, выставок, фестивалей.
Это отразилось в дизайне плакатов. Сначала их рисовали для рекламы цирковых представлений, общественных и спортивных мероприятий. Затем плакаты превратились в искусство: они стали появляться на выставках и в частных коллекциях. А сейчас нидерландские плакаты — часть культурного кода страны.
Сочетание декора и рационализма
Эти противоположные направления часто не разделялись и присутствовали в работах одного дизайнера. Функционализм, точность и упорядоченность формы существовали вместе со свободой стиля, причудливыми надписями и иллюстрациями.
Так, экспрессию и рационализм выражали в своих в работах Пауль Шуйтема (Paul Schuitemа), Пит Цварк (Piet Zwart), Дик Элфферс (Dick Elffers) и Ян Слёйтерс (Jan Sluijters).
Сочетание декоративных приёмов и рационализма сохранялось до конца 1920-х годов. Например, в свои работы Ян Слёйтерс заимствовал элементы стиля ар-нуво, современной моды, изобразительного искусства и живописные формы.
Неопластицизм и влияние «Де Стейл»
Художники движения «Де Стейл» (De Stijl) создали неопластицизм — концепцию универсального и пластического языка. Суть подхода заключалась в создании композиции по чётким модульным принципам только с горизонтальными и вертикальными линиями и тремя базовыми цветами: синим, красным, жёлтым. В «Де Стейл» считали, что пластический язык должен выражать универсальные абсолюты, а не отображать реальность. Эти принципы повлияли как на формирование Баухауза и швейцарской типографики, так и на дизайн Нидерландов.
Функционализм и «новая графическая чувственность»
После Второй мировой войны направления в графическом дизайне чётко разделились: одни дизайнеры-графики руководствовались швейцарским международным стилем, другие — выступали против существующих норм. Например, основатель студии Total Design Вим Кроувел (Wim Crouwel) отстаивал подход, основанный на нейтралитете, строгом рационализме и внимании к типографике.
Противоположностью Кроувела был Ян ван Тоорн (Jan van Toorn). Он выступал за хаос и создавал коллажи, в которых выражались индивидуальность и личное отношение к социально-политическим процессам.
Ян ван Тоорн критиковал Вима Кроувела и других модернистов за предвзятый подход: проект не мог заранее приобретать определённую форму вне зависимости от содержания.
В 1970-е в голландском дизайне были заложены основы «новой графической чувственности» — отражения личности дизайнера и экспрессивности, благодаря которой голландский дизайн и получил всемирную известность. В основе этого направления не только информативность: его ключевым элементом выступают интерпретации и комментарии дизайнера.
Представителями «новой графической чувственности» были Антон Бейке (Anthon Beeke), коллектив Вилд Плакке (Wild Plakken), дуэт дизайнеров «Мевис и Ван Дорсен» (Mevis & van Deursen), Макс Кисман (Max Kisman) и Studio Dumbar. В их работах использовались провокационные образы, сочетания и стили.
На коллектив Wild Plakken огромное влияние оказал Ян ван Тоорн. Лиз Рос и Роб Шредер, которые входят в эту группу, работают с политической и культурной тематикой.
В 80-х лицом личностного экспрессивного дизайна был журнал Hard Werken и работы Studio Dumbar, чью традицию современные дизайнеры продолжают и сейчас.
Игра с формой
Эксперименты с формой проявились в дизайне плакатов, связанных с жизнью музыкальной сцены Амстердама. Художники раздвигали границы, чтобы создать захватывающий опыт для зрителя.
В музыкальной индустрии плакаты — не основной источник информации для аудитории, а дополнение к другим средствам коммуникации. Он работает как метафора художественных образов в опере, театре или на выставке. Поэтому у дизайнера больше свободы для экспериментов и художественности.
Типографские эксперименты
Хендрик Николаас Веркман с 1923-го по 1926-й издавал журнал The Next Call, который использовал для экспериментов в типографике. Текстуры дерева и бумаги, поцарапанный шрифт и разная толщина чернильных штрихов были частью его концептов. Даже две копии его печатных работ никогда не были одинаковыми. Именно он показал, что типографика может быть не связана с сеткой или какими-либо правилами.
В 2012 году студия BunkerType создала проект The New Call с новой и личной интерпретацией подхода Хендрика Николааса Веркмана к созданию The Next Call.
По словам дизайнера Макса Кисмана: «Голландский дизайн — это стиль стилей». Он может быть изобретательным и историческим, системным и личным, провокационным и функциональным, прагматичным и бессмысленным. Баланс между жёсткой логикой и полной бессмысленностью делает голландский дизайн голландским.
Студии, дизайнеры и проекты для погружения в голландсский графический дизайн
Студии
- Studio Dumbar — специализируется на брендинге и создаёт айдентику для бизнеса, правительства, культуры и некоммерческих организаций.
- Studio Lennarts & De Bruijn — работает с иллюстрациями, анимацией, видео, айдентикой, дизайном сайтов и книг.
- Lesley Moore — специализируется на брендинге и айдентике.
- Thomas & Jurgen — работает с разными технологиями, средами и материалами: от книг и плакатов до баз данных, от цифры к рисованию на холсте.
- Experimental Jetset — фокусируется на печатных материалах и предметно-ориентированном искусстве.
Дизайнеры и художники
- Bart de Baets — графический дизайнер из Амстердама и преподаватель Королевской академии искусств в Гааге (KABK). Постоянно экспериментирует с формой и типографикой.
- Jordy van den Nieuwendijk — художник и коммерческий иллюстратор, сочетающий в своих работах зрелость и наивность.
- Sean Valies — графический дизайнер упаковки. Мука, молоко, мёд, шоколад могут выглядеть невероятно стильно.
Дизайнерские проекты
- Palace of Typographic Masonry — проект, созданный, чтобы показать глубину и разнообразие голландского графического дизайна.
- Архив Dutch Design Awards — ежегодная дизайнерская премия Нидерландов.