Дизайн
#статьи

Обнажённые фигуры, эклектика и хаос: всё о бунтарском духе нидерландского плаката

Это не стиль, а способ мышления. Его уникальность — в сочетании противоречий и многоликости.

Polina Vari для Skillbox Media

Часто европейский дизайн ассоциируется со швейцарским стилем — строгая сетка, выверенные формы и размеры строк, фокус на функционализме и решении задачи. Но несмотря на то, что швейцарский дизайн стал международным и общепринятым, в разных странах развивался свой неповторимый визуальный язык, в котором отражались национальные особенности, идеи, правила или бунт против этих правил.

Нам стало интересно проследить, как культура страны влияет на графический дизайн и какие уникальные черты он приобретает в связи с социальным, историческим и политическим контекстом.

В этом материале рассматриваем голландские плакаты и рассказываем о «новой графической чувственности», сочетании противоречий и других особенностях дизайна Нидерландов.

Вы узнаете:


Культура графического дизайна Нидерландов

Дизайн Нидерландов — это эклектичность стилей, ирония и критичность, анонимность и личное высказывание. Определить единые черты сложно: внутри небольшой страны одновременно развивались направления, которые противостояли друг другу.

Дизайнеры-графики перенимали в свои работы элементы конструктивизма, дадаизма, ар-нуво и были близки к культуре музеев, театров, выставок, фестивалей.

Это отразилось в дизайне плакатов. Сначала их рисовали для рекламы цирковых представлений, общественных и спортивных мероприятий. Затем плакаты превратились в искусство: они стали появляться на выставках и в частных коллекциях. А сейчас нидерландские плакаты — часть культурного кода страны.

Фото: @postersinamsterdam / Instagram*

Сочетание декора и рационализма

Эти противоположные направления часто не разделялись и присутствовали в работах одного дизайнера. Функционализм, точность и упорядоченность формы существовали вместе со свободой стиля, причудливыми надписями и иллюстрациями.

Так, экспрессию и рационализм выражали в своих в работах Пауль Шуйтема (Paul Schuitemа), Пит Цварк (Piet Zwart), Дик Элфферс (Dick Elffers) и Ян Слёйтерс (Jan Sluijters).

Сочетание декоративных приёмов и рационализма сохранялось до конца 1920-х годов. Например, в свои работы Ян Слёйтерс заимствовал элементы стиля ар-нуво, современной моды, изобразительного искусства и живописные формы.

Неопластицизм и влияние «Де Стейл»

Художники движения «Де Стейл» (De Stijl) создали неопластицизм — концепцию универсального и пластического языка. Суть подхода заключалась в создании композиции по чётким модульным принципам только с горизонтальными и вертикальными линиями и тремя базовыми цветами: синим, красным, жёлтым. В «Де Стейл» считали, что пластический язык должен выражать универсальные абсолюты, а не отображать реальность. Эти принципы повлияли как на формирование Баухауза и швейцарской типографики, так и на дизайн Нидерландов.

Плакат KunstRAI. На плакате дизайнер Бенно Премсел в роли злого клоуна. На него сильно влиял Баухауз, поэтому основными цветами Бейке выбрал красный, жёлтый и синий. Зёленый тюльпан — отсылка к конфликту между Питом Мондрианом и Тео ван Дусбургом по поводу основных цветов. Антон Бейке, 1997 г. Изображение: Anthon Beeke

Функционализм и «новая графическая чувственность»

После Второй мировой войны направления в графическом дизайне чётко разделились: одни дизайнеры-графики руководствовались швейцарским международным стилем, другие — выступали против существующих норм. Например, основатель студии Total Design Вим Кроувел (Wim Crouwel) отстаивал подход, основанный на нейтралитете, строгом рационализме и внимании к типографике.

Галерея мемориального сайта Городского музея Амстердама, посвящённого воспоминаниям и работам Вима Кроувела. Скриншот: мемориальный сайт Городского музея Амстердама

Противоположностью Кроувела был Ян ван Тоорн (Jan van Toorn). Он выступал за хаос и создавал коллажи, в которых выражались индивидуальность и личное отношение к социально-политическим процессам.

Ян ван Тоорн критиковал Вима Кроувела и других модернистов за предвзятый подход: проект не мог заранее приобретать определённую форму вне зависимости от содержания.

В 1970-е в голландском дизайне были заложены основы «новой графической чувственности» — отражения личности дизайнера и экспрессивности, благодаря которой голландский дизайн и получил всемирную известность. В основе этого направления не только информативность: его ключевым элементом выступают интерпретации и комментарии дизайнера.

Представителями «новой графической чувственности» были Антон Бейке (Anthon Beeke), коллектив Вилд Плакке (Wild Plakken), дуэт дизайнеров «Мевис и Ван Дорсен» (Mevis & van Deursen), Макс Кисман (Max Kisman) и Studio Dumbar. В их работах использовались провокационные образы, сочетания и стили.

На коллектив Wild Plakken огромное влияние оказал Ян ван Тоорн. Лиз Рос и Роб Шредер, которые входят в эту группу, работают с политической и культурной тематикой.

В 80-х лицом личностного экспрессивного дизайна был журнал Hard Werken и работы Studio Dumbar, чью традицию современные дизайнеры продолжают и сейчас.

Игра с формой

Эксперименты с формой проявились в дизайне плакатов, связанных с жизнью музыкальной сцены Амстердама. Художники раздвигали границы, чтобы создать захватывающий опыт для зрителя.

В музыкальной индустрии плакаты — не основной источник информации для аудитории, а дополнение к другим средствам коммуникации. Он работает как метафора художественных образов в опере, театре или на выставке. Поэтому у дизайнера больше свободы для экспериментов и художественности.

Типографские эксперименты

Хендрик Николаас Веркман с 1923-го по 1926-й издавал журнал The Next Call, который использовал для экспериментов в типографике. Текстуры дерева и бумаги, поцарапанный шрифт и разная толщина чернильных штрихов были частью его концептов. Даже две копии его печатных работ никогда не были одинаковыми. Именно он показал, что типографика может быть не связана с сеткой или какими-либо правилами.

В 2012 году студия BunkerType создала проект The New Call с новой и личной интерпретацией подхода Хендрика Николааса Веркмана к созданию The Next Call.

По словам дизайнера Макса Кисмана: «Голландский дизайн — это стиль стилей». Он может быть изобретательным и историческим, системным и личным, провокационным и функциональным, прагматичным и бессмысленным. Баланс между жёсткой логикой и полной бессмысленностью делает голландский дизайн голландским.

Студии, дизайнеры и проекты для погружения в голландсский графический дизайн

Студии

  • Studio Dumbar — специализируется на брендинге и создаёт айдентику для бизнеса, правительства, культуры и некоммерческих организаций.
  • Studio Lennarts & De Bruijn — работает с иллюстрациями, анимацией, видео, айдентикой, дизайном сайтов и книг.
  • Lesley Moore — специализируется на брендинге и айдентике.
  • Thomas & Jurgen — работает с разными технологиями, средами и материалами: от книг и плакатов до баз данных, от цифры к рисованию на холсте.
  • Experimental Jetset — фокусируется на печатных материалах и предметно-ориентированном искусстве.

Дизайнеры и художники

  • Bart de Baets — графический дизайнер из Амстердама и преподаватель Королевской академии искусств в Гааге (KABK). Постоянно экспериментирует с формой и типографикой.
  • Jordy van den Nieuwendijk — художник и коммерческий иллюстратор, сочетающий в своих работах зрелость и наивность.
  • Sean Valies — графический дизайнер упаковки. Мука, молоко, мёд, шоколад могут выглядеть невероятно стильно.

Дизайнерские проекты

  • Palace of Typographic Masonry — проект, созданный, чтобы показать глубину и разнообразие голландского графического дизайна.
  • Архив Dutch Design Awards — ежегодная дизайнерская премия Нидерландов.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована