Неделя моды в Токио: чем сейчас живёт самая необычная модная индустрия
Впечатления о неделе моды в Токио от первого лица: как всё устроено.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Наш постоянный автор, стилистка Анастасия Горбатова, в марте съездила на Токийскую неделю моды и рассказала всё о новых трендах и необычных брендах Страны восходящего солнца.

Анастасия Горбатова
Культуролог, персональный и фешен-стилист, ведёт блог «Охота за шмотом», коллекционирует страны.
Несмотря на огромное влияние Японии на историю мировой моды (именно благодаря японцам среди западных модников стали популярны деконструкция, унисекс и элементы рабочей одежды), Токийская неделя моды никогда не была в числе самых заметных. Она и появилась-то недавно — в 2005 году. Скажем прямо, не сравнить с Нью-Йоркской (проводится с 1943 года), Парижской (существует с 1973 года) и Миланской (с 1975 года). Тем не менее официально она входит в топ-5 самых влиятельных недель моды в мире. Неделя моды проходит в Японии два раза в год: весной и осенью.
С 2019 года ключевым спонсором Токийской недели моды является компания Rakuten, которая создала крупнейший в Японии маркетплейс, что-то вроде наших Wildberries или «Озона». Поэтому неделя моды теперь носит название Rakuten Fashion Week. На каждом показе можно увидеть по несколько стендов с айдентикой бренда.

В отличие от, например, Московской недели моды, Токийская не имеет одного конкретного помещения для показов.
Они проводятся в абсолютно разных локациях по всему Токио. И это каждый раз повод для экспериментов.
Показы весны-2025 проводились в бизнес-центре, на улице, в зале для игровых автоматов, огромном ангаре, ретрозале, похожем на актовый зал школы или старый ДК, и даже в бывшей психиатрической лечебнице, переделанной под фотостудию.


В Неделе моды приняли участие несколько десятков брендов, абсолютное большинство из них — локальные японские, малоизвестные за пределами страны. Отмечу самые интересные — как в плане коллекций, так и в плане подачи и оформления шоу.

Читайте также:
Самая яркая подача
Мой топ-4:
Pays de Fees. Название переводится как «Страна фей». Субкультурный бренд, близкий к эстетике «готических лолит».
В Японии множество уникальных и разнообразных субкультур, их представителей можно встретить в культовом районе Токио Харадзюку, где они собираются уже несколько десятилетий.
Бренд основан медиахудожницей Лим Асафуджи в 2014 году. Показ этой недели проходил в палатах бывшей психиатрической лечебницы. Коллекция вдохновлена мангой авторства Дзюндзи Ито, одного из самых известных японских мангаков.
Главная героиня манги Томиэ — роковая девушка, которая вызывает непреодолимое влечение мужчин, и каждый из них разными способами убивает её, но она всегда возрождается. Именно поэтому все модели демонстрировали коллекцию в одинаковых париках с причёской из длинных тёмных волос.


Paratrait. Молодой бренд, созданный в 2023 году Шунта Сакаи — дизайнером, до этого работавшим в Alexander McQueen и Burberry.
По словам Сакаи, его целью было показать, как люди могли бы удобно одеваться в параллельной реальности. Показ сопровождали эффектное световое шоу и написанная специально для него музыка. Сами вещи можно охарактеризовать как «трекинговый шик»: красивые и технологичные плащи, куртки, жилеты, ботинки.


MSML. Бренд создан в 2017 году коллаборацией рок-музыкантов. Новая коллекция — роскошный стритвир с дерзкими надписями типа «Live free or die» или «Music saved my life». Показ привлёк внимание даже не самими вещами — они вполне вписываются в классическую рокерско-панковскую эстетику с элементами гранжа, а мощным шоу, которое устроили дизайнеры и модели после.
Когда показ коллекции завершился, в ангаре, где проходило шоу, подняли занавес, за которым оказалась рок-группа. И три минуты подряд музыканты играли бешеный рокерский сет.

Fetico. Бренд основан в 2020 году, особенности ДНК — женственные силуэты, плотное сотрудничество с региональными производителями текстиля, отсутствие ориентации на сиюминутные тренды и высокое качество продукции.
Эми Фунаяма, основательница бренда, говорит в интервью, что главная её задача — создавать одежду такого качества, чтобы она со временем могла продаваться в винтажных магазинах. Показ новой коллекции прошёл в старом концертном или театральном зале: модели спускались по высокой винтовой лестнице и двигались по сцене по сложной, но идеально выверенной траектории. Фоновая музыка также была создана специально для показа.

Самые интересные коллекции
Мой топ-7:
Chika Kisada. Бренд, созданный в 2017 году и названный по имени основательницы, объединил панковскую и балетную эстетику. Кисада всё детство училась балету, поэтому элементы балеткора в коллекциях неслучайны. Бренд блистательно экспериментирует с силуэтами, цветами и аксессуарами.

Houga. Существует с 2019 года, создан дизайнером Мое Ишида, искусствоведом по образованию (и это чувствуется).
В новой коллекции ярко заметно влияние как готической эстетики, так и европейских брендов типа Simone Rocha и Viviene Westwood.

Читайте также:

Non Tokyo. Бренд создан в 2013 году Айано Ичиге. Сама создательница признаётся, что главная её задача в том, чтобы женщины в одежде Non Tokyo чувствовали себя расслабленно.
В коллекциях много вещей, которые можно носить двумя сторонами, а ещё бренд часто использует технологичные материалы: водонепроницаемые и водоотталкивающие.
Одежда бренда ориентирована на долговечность: Ичиге считает, что это один из способов заботы об экологии. Ещё один — ношение апсайкл-вещей и вещей с ресейла, эта эстетика тоже явно повлияла на новую коллекцию.

Pillings. Рёта Мураками создал бренд в 2014 году. В 2021-м он получает Tokyo Fashion Award за свою коллекцию того года. Мураками работает в ретроэстетике, явно вдохновляясь как экспериментами Рэй Кавакубо и Джунья Ватанабе, так и классическими техниками рукоделия — например, ручным вязанием.
Большая часть коллекции 2025 года тоже создана в сотрудничестве с японскими вязальщицами.

Satoru Sasaki. Создал бренд в 2019 году. Его лозунг — «Одежда, которая заставляет женщин восхищаться мужчинами». Дизайнер создаёт как мужскую, так и женскую одежду, при этом коллекции тяготеют к женственности и унисексу. В 2024 году выиграл Tokyo Fashion Award.
Сасаки не боится экспериментировать с цветами, многослойностью и асимметрией и, в отличие от своих коллег по неделе моды, ориентированных на ready-to-wear-вещи, добавляет в коллекции авангардные элементы, которые сложно адаптировать к повседневной жизни.

Yoshiokubo. Один из «старичков» Токийской недели моды — бренд был создан дизайнером Йошио Кубо в 2004 году. По словам Кубо, он стремится в каждой коллекции исследовать «узоры и детали, которые раньше никогда не сочетались».
Однако при этом в его коллекциях — строго утилитарная уличная, даже рабочая, одежда, просто с необычным кроем и дизайном.

Hatra. Бренд, созданный Кейсуке Нагами в 2010 году. По словам дизайнера, он создаёт одежду, которая служит «лиминальным», или пограничным, пространством между телом человека и реальностью.
Автор много работает с цифровыми технологиями (например, 3D-моделирование тканей), создаёт инсталляции и другое современное искусство. В 2024 году совместно с ASICS бренд Hatra работал над формой японской сборной на Олимпиаде в Париже. Новую коллекцию бренда можно охарактеризовать как шикарный экспериментальный минимализм.

Если подводить своего рода итоги Токийской неделе моды, стоит отметить, что от Нью-Йоркской или Парижской её явно отличает практичность коллекций.
Дизайнеры стремятся произвести впечатление не экстравагантностью вещей, а яркостью шоу. При этом многие вещи из коллекций смотрятся как ready-to-wear — их можно купить на сайтах брендов и сразу внедрить в свой гардероб.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: