Дизайн музыкальных альбомов: от белых конвертов до яркого Spotify
Рассказываем, как один арт-директор навсегда «перевернул игру», откуда появились психоделические шрифты и как выглядели альбомы музыкантов в СССР.
Иллюстрация: Teddy / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Дизайнерская графика впервые появилась на обложках виниловых пластинок в сороковых, когда молодой арт-директор убедил руководство Columbia Record пересмотреть своё отношение к упаковке. С тех пор музыкальный рынок дважды эволюционировал, а обложка уменьшилась и занимает несколько сантиметров экрана мобильного телефона.
Технологические рамки ограничивают дизайнеров, но принципы, которыми руководствовались художники в XX веке, позволяют современным дизайнерам реализовывать новые идеи, найти контакт с артистами и помочь им выделиться.
Из статьи вы узнаете:
- кто придумал знаменитые психоделические шрифты;
- о советском редизайне и переводе зарубежных названий на русский язык;
- что помогало выделиться дизайнерам в эпоху CD;
- как выглядят анимированные обложки в Spotify;
- о чём стоит помнить во время работы над обложкой;
- где вдохновиться на создание обложки.
Первые дизайнерские обложки
Музыкальные пластинки двадцатых-тридцатых годов выпускали в обычных бумажных конвертах без рисунка. На лицевой стороне указывали только исполнителя и названия композиций.
Всё изменилось, когда в 1938 году Columbia Record, крупнейшая на тот момент студия звукозаписи в США, пригласила на интервью дизайнера Алекса Стейнвейса. Он три года работал стажёром в небольшой студии, делал плакаты для музыкантов, брал заказы как фрилансер и стал известен в творческой среде.
Как арт-директор, Алекс изменил отношение Columbia Record к музыкальным обложкам. Компания закупила новое оборудование для цветной печати и разрешила ему изменить дизайн некоторых популярных пластинок. Для этого Алекс вручную занимался шрифтами и цветоделением.
Популярность пластинок выросла сразу после выхода в новой упаковке — продажи 3-й симфонии Бетховена Eroica выросли на 895%. Следующие семь лет Стейнвейс работал над дизайном каждой пластинки Columbia Record.
С развитием технологий в 1956-м начался бум фотографий. На рынке стало меньше иллюстраций, но Стейнвейс и другие дизайнеры экспериментировали с коллажами и типографикой. После смерти Алекса дизайнер Майкл Дорет в память о нём создал цифровой шрифт Steinweiss Script Font, который напоминает авторскую каллиграфию Стейнвейса.
Обложка как предмет искусства в шестидесятых
В шестидесятых в моду снова вошли графика и фэнтезийные коллажи. Фанаты музыкантов обсуждали яркие обложки так же, как и музыку. Исполнители всё чаще обращались к современным художникам для работы над альбомами. Например, Beatles сотрудничали с Роджером Дином, Grateful Dead c Элтоном Келли, Iggy Pop и Psychedelic Furs с Барни Бабблсом, Pink Floyd со Стормом Торгерсоном, а Rolling Stones с Энди Уорхолом.
В 1965 году хозяин типографии Contact Printing Боб Карр познакомился с художником Уэсом Уилсоном и пригласил его для создания постеров и обложек. В 1967-м Уилсон придумал расплывающиеся психоделические шрифты, а в семидесятых их стали повально использовать другие художники.
Музыкальные обложки в Советском Союзе
В пятидесятых-шестидесятых в Советском Союзе существовало несколько заводов, выпускающих грампластинки. В 1964-м все заводы объединились в студию грамзаписи «Мелодия». До середины семидесятых «Мелодия», так же как когда-то Columbia Record, выпускала пластинки в простых бумажных конвертах. Дизайна пластинок в СССР как такового не было, поэтому советские коллекционеры вдохновлялись зарубежными обложками.
В семидесятых «Мелодия» занялась экспортом пластинок в разные страны и стала выпускать цветные обложки с фотографиями и иллюстрациями. Графику создавали вручную, добивались различных эффектов с помощью подручных материалов, кистей, аэрографов, сканирования.
Когда обложки требовались для издания «Мелодией», я предоставлял исходные фотографии вполне приличного качества. Я тиражировал обложки размером 13×13 см — под коробку с катушкой. Это практически совпадает с размерами современных компакт-дисков. Разогнать её до альбома для «Мелодии» проблем не было. Я работал профессиональным фотографом, и у меня была возможность использовать хорошую плоскую плёнку.
Андрей Усов,
фотограф и художник-оформитель. Фрагмент интервью для Colta
Перед отправкой в печать работы штатных дизайнеров проверял специальный худсовет. Бывало так, что обложки отклоняли по внутренним или политическим соображениям. Решения принимались внутри компании, и музыканты часто не знали, какой будет обложка для их альбома в СССР, вплоть до выхода пластинки.
Зарубежные записи, которые попадали в «Мелодию», переиздавались для советских слушателей в новой русифицированной обложке. В дизайне избегали наготы, излишней роскоши и агрессии, а зарубежные названия переводили на русский напрямую или в виде транскрипции.
Западные прибалтийские республики Советского Союза славились наиболее развитой культурой графического дизайна. Здесь, по сравнению с текстами музыкальных композиций, обложки проверяли не так строго.
Трансформация восьмидесятых-девяностых: кассеты и компакт-диски
Первые диски появились в музыкальных магазинах в 1982 году и в девяностых почти вытеснили из продаж винил. Дизайнерам пришлось привыкать к новому размеру упаковки — он уменьшился с квадрата 30×30 сантиметров до прямоугольника 12,5×14,2 сантиметра.
Кассеты появились в середине семидесятых, а в 1979-м — первый кассетный плеер Sony Walkman. Но в последующие 20 лет они занимали лишь1–4% от общего производства — на рынке преобладали компакт-диски.
В девяностых фотообложки использовались так же часто, как коллажи, иллюстрации и минималистичная графика. Стиль стал больше зависеть от музыкального жанра, чем от веяния моды. С начала девяностых среди номинантов и победителей премии Grammy в номинации за лучшую упаковку альбома присутствуют совершенно разные работы.
Ещё один инструмент, за счёт которого можно было выделиться в эпоху CD — буклет с разворотом и кастомизированная коробка.
Крис Биллхаймер — один из немногих известных дизайнеров, заставших эпохи винила, CD и диджитала. Карьера Криса началась в конце восьмидесятых с дизайна плакатов и пластинок.
При создании обложек я избегаю дизайн-трендов, чтобы проект не символизировал конкретный год или период, за исключением случаев, когда это нужно заказчику. Некоторые графические элементы и типографика ассоциируются с конкретным временем и могут ввести слушателя в заблуждение о том, какой будет музыка.
Я проработал с группами R.E.M. и Green Day 20 лет. Чем лучше я узнавал музыкантов, тем меньше времени занимали поиски дизайнерского решения для каждого нового проекта. Для меня как дизайнера очень важно быть внутри творческого комьюнити. Даже живя в небольшом городе, я общался с теми, кто занимается музыкой, кино и изобразительным искусством. Все эти люди обожают то, чем занимаются.
Крис Биллхаймер,
дизайнер музыкальных обложек
Один из самых известных в СССР дизайнеров музыкальных обложек Юрий Балашов учился создавать обложки самостоятельно, вдохновляясь книгой Album Cover Album Роджера Дина. До 1988-го он работал в «Мелодии» и изучал каталоги, отправленные в компанию зарубежными студиями. В девяностых Юрий стал рисовать CD-обложки для продюсерского центра Стаса Намина.
Юрий — единственный советский художник, получивший Grammy за обложку для CD. Балашов познакомился с американским рок-музыкантом Фрэнком Заппой во время его приезда в Москву. После переезда в США Юрий получил предложение от Заппы создать обложку. Он изобразил гору Джомолунгму, на вершине которой стоит рояль, а из рояля пышет пламя, к которому возможно подобраться только на вертолёте. Работа заняла два месяца.
Стэнли Донвуд, дизайнер CD-обложек Radiohead, считает, что диджитализация сделала работу дизайнера проще:
Мы рисовали без возможности нажать кнопку отмены. Всегда была одна попытка, чтобы завершить начатый проект до конца. Из-за больших ошибок пришлось бы всё переделывать. А маленькие детали, которые нам не нравились, мы просто зарисовывали или заклеивали чем-нибудь сверху.
Диджитализация
С переходом на цифровые носители размер обложек сократился до нескольких сантиметров. Дизайнеры стали отказываться от мелких деталей, а сложные детализированные обложки стали скорее исключением из правил.
Одной из работ, задавших тренд на минимализм, считается обложка альбома Brothers группы The Black Keys — в 2012 она получила «Грэмми». В интервью для NYT её автор, дизайнер Майкл Карни, рассказал, что The Black Keys и их выпускающий лейбл Nonesuch встретили идею агрессивно. Маркетологи убедили музыкантов в обратном, сказав, что минималистичных обложек не хватает, и рынок положительно встретит такой контраст.
Не думаю, что хорошей обложки достаточно, чтобы принести артисту продажи. Но я уверен в том, что плохой арт-дирекшен может отразиться на продажах негативным образом.
Иногда мне приходится работать вслепую. У меня были заказы от менеджеров лейблов, которые не давали никакой информации, кроме названия альбома. Но я считаю, что для дизайнера очень важно выстроить доверительные отношения не только с управляющим лейблом, но и с самим артистом. Общение с музыкантами облегчает генерацию идей и их воплощение.
Майкл Карни.
Фрагмент интервью для WNW Magazine
В 2021 году Spotify выпустил функцию для создания анимированных обложек. С помощью приложения Spotify Canvas можно создать 8-секундную замкнутую анимацию для альбома или отдельного трека. Анимированные обложки уже появились в релизах Billie Eilish, Miley Cyrus, Coldplay, Kiiara, Post Malone и десятков других исполнителей. В России это пока недоступно.
Мне легко понять ожидания музыканта, потому что сам играю в рок-группе и даю концерты. Регулярное общение с людьми из индустрии помогает понять, что в ней происходит. Текущий европейский тренд — это 3D-формы и броская типографика. Умение быстро работать с 3D позволяет выделиться среди начинающих дизайнеров, но без опыта добиться нужного результата довольно сложно.
С восьмидесятых в Италии большую долю занимает классический для страны тип обложки — лицо улыбающегося певца и крупно написанное имя.
Я наблюдаю общее стремление сделать обложку более минималистичной и считаю, что дизайнеры совсем откажутся от использования типографики в изображениях для стриминговых приложений — имена и название альбома и так показаны на экране. Обложки перестанут быть средством информирования и будут служить лишь как инструмент передачи настроения.
Марчелло Делла Пуппа,
графический дизайнер в студии Produzione Atlante (Венеция), кинематографист и музыкант
Важное при создании музыкальной обложки
Адаптивность. Обложку можно использовать не только для продвижения в стриминговых сервисах. Некоторые музыканты продолжают выпускать лимитированные партии компакт-дисков, кассет и пластинок. Кроме того, обложки используют для анонсов в СМИ, мобильной или наружной рекламы.
Музыкальный стиль. Важно стремиться сделать обложку гармоничной в соответствии с музыкальным жанром и позиционированием музыканта. Дизайнер может изучить то, как выглядят другие популярные альбомы и сборники жанра, внимательно прослушать записи, над которыми предстоит работать.
Если к вам обратился музыкант, значит, он доверяет вам и вашему стилю. Вы можете вдохновляться обложками и музыкой жанра, когда работаете, но старайтесь вносить что-то своё.
Марчелло Делла Пуппа,
графический дизайнер в студии Produzione Atlante (Венеция), кинематографист и музыкант
Где вдохновиться и потренироваться
1. Посмотреть документальный фильм о Сторме Торгерсоне, вышедший в 2011 году незадолго до его смерти.
2. Следить за победителями и номинантами музыкальных премий, включающих номинации за лучшую обложку и упаковку альбома:
- американская Grammy;
- канадская Juno Awards;
- австралийская Aria;
- британская Art Vynil за лучшую обложку для винила.
3. Принять участие в ежегодном конкурсе-упражнении на редизайн обложки любимого альбома на Dribbble или тренироваться с разными форматами самостоятельно. Например, Агустин Эскибел создал анимированные примеры обложек 28 альбомов в стиле поп-панк.