Монументальность и изящество: 5 выдающихся проектов Веры Мухиной
Не только «Рабочий и колхозница».
Иллюстрация: Lamanova / Funart.pro / Annie для Skillbox Media
Вера Мухина родилась 1 июля 1889 года в Риге. Живописи она училась в мастерской художника Константина Юона, затем занималась в студии скульптора-самоучки Нины Синицыной. На авторский стиль Мухиной повлияла учёба во Франции под началом Эмиля Бурделя, а также поездка в Италию. В Париже она вдохновлялась работами Родена, в Италии ― произведениями представителей Ренессанса, в первую очередь Микеланджело. Реалистичные, запечатлённые в динамике фигуры с прорисованной мускулатурой позже нашли отражение в творчестве Мухиной.
Однако на передний план скульптура вышла не сразу. Во время Первой мировой Мухина работала в военном госпитале, в годы Гражданской войны занималась любой деятельностью, связанной с иллюстрацией: оформляла выставки, журнальные обложки, делала эскизы театральных костюмов.
Одежда, кстати, ― ещё одна веха в творческом пути Мухиной. Вера участвовала в создании парадной формы Красной армии, разрабатывала модели элегантной женской одежды из простых материалов. В тридцатые годы Мухина вошла в состав художественного совета Московского дома моделей одежды.
Вера Мухина и модельер Надежда Ламанова в 1925 году издали альбом «Искусство в быту». В нём они публиковали инструкции, благодаря которым советские женщины могли больше узнать о тканях и фасонах, а также самостоятельно сшить красивую одежду.
Карьера Мухиной-скульптора началась с участия в «Ленинском плане монументальной пропаганды» ― после Октябрьской революции молодых специалистов привлекали к созданию серии городских памятников.
Вера Мухина — одна из немногих женщин, получивших признание не только в Советском Союзе, но и во всём мире. Расскажем о пяти важных проектах примы советской скульптуры.
«Крестьянка»
1927 год
«Крестьянка» ― одна из первых завершённых работ Мухиной, она сделала её для выставки к десятилетию Октябрьской революции.
Скульптура получила неоднозначные отзывы, её критиковали за странные пропорции ― маленькая голова, нереалистично грузные ноги. Однако в этом была метафора: потрудившись (у ног женщины лежит серп), крестьянка крепко стоит на земле, всё в ней говорит об уверенности и достоинстве.
Работа выставлялась в Третьяковской галерее, в 1934 году её представили на XIX Международной выставке в Венеции. Первый бронзовый отлив «Крестьянки» приобрёл Ватиканский музей.
«Рабочий и колхозница»
1937 год
Легендарный проект, который Мухина создала для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Идея композиции принадлежит архитектору Борису Иофану, Мухина же воплотила её в жизнь.
24-метровая статуя олицетворяет единство пролетариата и крестьянства, триумф труда. Мужчина и женщина, держащие серп и молот, запечатлены в стремительном порыве, они символизируют уверенное движение советского народа навстречу будущему. Изначально фигуры были обнажёнными ― их «одела» проверяющая комиссия от партии.
Сейчас скульптура «Рабочий и колхозница» расположена у северного входа ВДНХ в Москве.
Читайте также:
«Хлеб»
1939 год
В конце тридцатых годов Вера Мухина сделала эскизы нескольких скульптур для Москворецкого моста — они олицетворяли море, землю и плодородие. Однако при её жизни был реализован лишь один из проектов ― «Хлеб».
Композиция изображает двух девушек, передающих друг другу охапку пшеницы, ― это вновь песнь труду. Здесь нет привычной для работ Мухиной монументальности, скульптор сделала акцент на гармонии и естественной грации движений.
Скульптура «Хлеб» расположена в парке Дружбы в Москве. Уже после смерти Мухиной, в 1957-м, были созданы статуи по остальным эскизам. Скульптура «Плодородие» тоже расположена в парке Дружбы, «Земля» и «Вода» (или «Море») установлены на Фестивальной площади Москвы.
«Икар»
1944 год
В конце тридцатых Мухина начала работать над композицией «Пантеон лётчиков». Её основой должна была стать фигура Икара ― первого человека, который решился взлететь. Однако началась Вторая мировая, и скульптор приостановила работу над проектом.
Позднее Мухина всё же продолжила работу, и фигуру «Икара» представили на выставке в 1944 году. Тогда её украл неизвестный посетитель ― просто оторвал от постамента. В начале пятидесятых Мухина восстановила проект, сделав два экземпляра из бронзы. Выставочный «Икар» вновь был украден, но сохранилась копия в личной коллекции скульптора.
Сейчас в фондах «Манежа» хранится гипсовый эскиз фигурки.
«Мир»
1950-е
В 1952 году Вера Мухина начала работу над статуей «Мир». Это женщина, которая в одной руке держит земной шар со взлетающим голубем, а другой придерживает сноп пшеницы ― символ плодородия и благополучия.
Трудности в этом проекте у Веры Мухиной вызвал образ голубя. Изначально он планировался «формалистическим» ― из единого тонкого гнутого листа металла, без лишних деталей. Но впоследствии Мухина была недовольна таким решением и обратилась за помощью к скульптору-анималисту Ивану Ефимову, который и создал финальный, более реалистичный образ птицы.
Вера Мухина не успела закончить работу над «Миром». Проект завершили уже после её смерти Сергей Круглов и Александр Сергеев. Скульптура увенчала крышу планетария в Сталинграде (ныне Волгоград).