Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Мона Лиза: история и тайны самой знаменитой картины мира

Счищаем лишние слои смыслов и смотрим на Джоконду прямым ясным взглядом.

Изображение: картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» / музей Лувр

Без сомнения, «Мона Лиза» — самая известная картина в мире. Это почётный титул, но и у него есть свои недостатки.

Словно множественными слоями лака, шедевр Леонардо да Винчи так оброс большим количеством мифов, догадок и фальсификаций, что порой сложно разглядеть за ними главное достоинство ― классическую простоту. В этой статье мы попытаемся убрать всё лишнее с работы великого мастера.

Слой первый. Личность женщины на портрете

Цифровая ретушь «Моны Лизы», убирающая потемнение от эффекта старения
Изображение: Леонардо да Винчи / Лувр

Лиза Герардини родилась в 1479 году во Флоренции в знатной семье. Итальянский историк-искусствовед Джузеппе Палланти в 2007 году установил, что семья Герардини жила на улице Маджио, прямо напротив дома Леонардо да Винчи.

В то время 27-летний мастер ещё только начинал свой путь к славе: совсем скоро он покинет Флоренцию и на несколько лет осядет в Милане, потом недолго будет служить инженером у жестокого политического деятеля Чезаре Борджиа и вернётся во Флоренцию в 51 год, уже достаточно известным художником — в 1503 году. В этом же году он принимается за портрет Лизы Герардини.

Точнее, Лизы дель Джокондо: в 1495 году в возрасте 15 лет она вышла замуж за 30‑летнего знатного дворянина и торговца шелками Франческо дель Джокондо. Она стала его третьей женой и в итоге родила ему шестерых детей.

Судя по всему, отец Леонардо, старик-нотариус Пьеро да Винчи, познакомил сына с Франческо. Именно Франческо станет инициатором их сотрудничества — он закажет художнику портрет своей жены. К тому моменту все знают, что Леонардо долго доводит до конца свои работы, если вообще заканчивает их. Более или менее точно известно, что мастер работает над «Портретом госпожи Лизы дель Джокондо» целых четыре года и не заканчивает его.

Об этом мы знаем благодаря открытию 2005 года, когда в Гейдельбергской библиотеке в архивном экземпляре «Писем» Цицерона исследователи нашли на полях такую заметку:

«Именно так поступает Леонардо да Винчи во всех своих картинах. Как и голова Лизы дель Джокондо, и голова Анны, матери Девы Марии. Посмотрим, что он сделает с палатой Большого совета, о которой он уже договорился с гонфалоньером. Октябрь 1503 года».

Заметка Агостино Веспуччи на полях Цицерона
Изображение: Heidelberg University Library

Эту важную для искусствоведов заметку оставил Агостино Веспуччи, чиновник канцелярии Макиавелли. Веспуччи был знаком с Леонардо, так как по его просьбе переводил латинский текст о битве при Ангиари, чтобы художнику было проще работать над сюжетом для дворца Синьории. Веспуччи одной этой заметкой на полях помог исследователям и верифицировать дату начала работы над «Джокондой», и подтвердил личность модели, о которой долгое время не было согласия среди специалистов.

Дальше «Мона Лиза» на время пропадает из нашего поля зрения, и только благодаря Джорджо Вазари и его «Жизнеописанию наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» мы узнаем, что в 1516 году да Винчи забирает с собой неоконченную картину, когда уезжает во Францию к своему последнему покровителю — французскому монарху Франциску I. Леонардо останавливается в замке Кло-Люсе, и весьма вероятно, что именно там он вносит финальные штрихи в «Джоконду», прежде чем умереть в 1519 году.

Франциск I кисти Жана Клуэ, 1527–1530 года
Изображение: Лувр

Слой второй. Кража

Портрет Салаи (предположительно) кисти Леонардо да Винчи
Изображение: Public Domain

Леонардо умер на 67 году жизни, все имеющиеся при нём картины он завещал своему ближайшему ученику — Салаи. «Дьяволёнок» Салаи не поехал с Леонардо во Францию, он жил в Милане, а завещанные учителем картины ещё до смерти мастера согласился уступить Франциску I за крупную сумму в 2604 ливра.

Это подтверждает найденный в 1999 году историком Бертраном Жестазом документ из Национального архива в Париже. Из него следует, что не только да Винчи ещё при жизни формировал своё завещание, но и Салаи получил королевские деньги уже в 1518 году — за год до смерти мастера.

С этого момента «Мона Лиза» прочно обосновывается во Франции, в замке Фонтенбло. О картине прежде всего знают во Флоренции, во многом благодаря ещё живым супругам дель Джокондо. Франческо умирает только в 1538 году в возрасте 73 лет, а Лиза спустя четыре года — в 63. К счастью, перед этим с ними успел пообщаться уже упомянутый основоположник искусствоведения Джорджо Вазари — благодаря его книге о работе Леонардо знали и европейские интеллектуалы.

Публика недворянского происхождения впервые смогла оценить картину только во времена Французской революции, когда в 1797 году её ввели в постоянную экспозицию Лувра. Там картина и оставалась на протяжении всего XIX века, за исключением короткого времени, когда висела в спальне Наполеона.

До 1911 года «Мона Лиза» висела вместе с другими картинами на нижнем ряду под большим полотном Паоло Веронезе, в экспозиции ничего не выделяло её как особенную картину.

Всё изменилось, когда 21 августа молодой итальянский патриот Винченцо Перуджа дерзко выкрал портрет: он вошёл в здание музея в обычное время, спрятался в чулане для мётел, а уже после закрытия вышел из Лувра с картиной под пальто.

Пустая стена в Лувре после кражи картины в 1911 году
Изображение: Walter Littlefield / The Century Company
Полицейские фотографии Винченцо Перуджа в 1909 году, за два года до кражи «Моны Лизы»
Изображение: Public Domain

Это может показаться странным, но в то время Лувр не особенно хорошо охранялся. Известно, что поэт-сюрреалист Гийом Аполлинер легко воровал из Лувра иберийские статуэтки и даже подарил одну из них Пабло Пикассо, хотя тот яростно отказывался принимать её. Именно по этой причине они оба первыми попали под подозрение — и 7 сентября Аполлинера арестовали. Дело, правда, быстро замяли — как только поэт и художник вернули статуэтки, а настоящего похитителя не могли поймать ещё два года.

Перуджа увёз «Мону Лизу» в Италию, там он два года хранил её в своей квартире, надеясь в итоге продать портрет в один из итальянских музеев. Вор находился в сильном напряжении, поэтому в итоге допустил ошибку — попытался напрямую продать картину Джованни Поджи, директору галереи Уффици. Так его и поймали.

В итоге «Джоконда» несколько недель выставлялась во Флоренции, а 4 января 1914 года вернулась в Лувр. Перуджа отсидел в тюрьме всего полгода, а вышел из неё национальным героем — ведь попытался вернуть картину на родину.

«Мона Лиза» в галерее Уффици во Флоренции, 1913 год. Директор музея Джованни Поджи (справа) осматривает картину
Фото: The Telegraph
«Мона Лиза найдена», Le Petit Parisien, 13 декабря 1913 год
Изображение: Le Petit Parisien

Всё это время «Джоконда» регулярно появлялась на первых полосах газет, поэтому публика с удовольствием стала посещать Лувр ради знаменитой картины, а художественные достоинства портрета подарили новообретённой известности нескончаемое топливо человеческого любопытства.

Пустая стена в Лувре в 1944 году
Фото: Monuments Men and Women Foundation

От чужих глаз «Мона Лизу» спрятали только на время Второй мировой войны, тогда она успела побывать в нескольких локациях: замке Амбуаз, аббатстве Люк-Дьё, замке Шамбор, а затем в Музее Энгра в здании ратуши города Монтобан. Лишь с окончанием войны картина вернулась в Лувр.

Президент США Джон Кеннеди на открытии выставки «Моны Лизы» в Национальной галерее искусств в Вашингтоне 8 января 1963 года
Фото: National Archives and Records Administration

Свои два последних путешествия «Мона Лиза» провела уже во второй половине XX века. В 1963 году картина побывала в Америке, сначала в Вашингтоне, затем в Нью-Йорке. В 1974 году шедевр сначала посетил Японию, Метрополитен-музей Токио, а затем Советский Союз, хорошо знакомый нам Пушкинский музей. С того времени полотно никуда не вывозят, так как его состояние хоть и хорошее, но саму картину специалисты оценивают как очень хрупкую.

Слой третий. Состояние картины

Леонардо написал портрет Моны Лизы на тонкой доске из древесины тополя ― очень распространённой породы как во всей Италии, так и во Флоренции. Он выбрал доску размером 79,4 см в высоту и 53,4 см в ширину, чтобы можно было изобразить модель в натуральном масштабе.

К сожалению, со временем доска испортилась, дерево очень чувствительно к перепадам влажности, поэтому оно стало выпуклым и даже раскололось. На лицевой стороне картины есть довольно большая 11-сантиметровая трещина, которая проходит от верхнего края до головы модели. К счастью, трещина остановилась ровно на уровне лба. Реставраторы стабилизировали трещину на обратной стороне картины с помощью кусков холста, чтобы она не стала идти дальше.

Вопреки распространённому мнению, картину никто никогда не обрезал — колонны на картине всегда были лишь тонкими элементами. Современные исследователи смогли обследовать как саму деревянную панель с оголёнными краями, так и рабочую раму, в которой панель находится. Они нашли следы небольшого гребня краски, который остаётся на рабочей раме во время написания картины.

Картина покрыта многочисленными слоями толстого, неравномерного и окисленного лака ― это работа реставраторов прошлого, которые после смерти Леонардо пытались сохранить дерево. Эти слои сильно состарились, поэтому образуют лёгкий жёлтый фильтр, отчего меняется вся цветовая палитра. Так, синее на картине стало зеленоватым, а нижняя часть портрета стала темнее, чем должна быть.

Как мы сказали ранее, картина хоть и хрупкая, но в хорошем состоянии, хотя к угрозам времени добавились угрозы совсем другого характера.

Слой четвёртый. Нападения

«Мне хотелось сжечь Лувр. Раскрошить молотком на мелкие кусочки греческую коллекцию в Британском музее и подтереться Моной Лизой. Отныне этот мир принадлежит мне!»

Чак Паланик, «Бойцовский клуб»

Герой Чака Паланика наверняка бы передумал делать это, если бы знал, что «Мона Лиза» написана на дереве, а не на холсте. Тем не менее он не единственный, кто хочет самоутвердится за счёт чужих шедевров.

В 1956 году произошёл первый акт вандализма ― неизвестный облил карту кислотой. После этого портрет убрали под защитное стекло, но в том же году 30 декабря боливиец Уго Унгаза Вильегас с такой силой бросил в картину камень, что разбил стекло и выбил пятнышко пигмента возле левого локтя Моны Лизы. После этого случая картину убрали под пуленепробиваемое стекло.

Следующее покушение произошло 21 апреля 1974 во время тура в Японию. 25-летняя Томоко Йонезу пыталась закрасить картину красной аэрозольной краской в первый же день работы выставки. Это была акция Движения за права инвалидов — так активисты пытались привлечь внимание к проблеме недоступности выставки для людей с инвалидностью. Краска попала на картину, но её смогли быстро удалить.

Йонезу осудили за мелкое хулиганство и выписали штраф в 3000 йен, а Токийский музей на волне скандала организовал специальный день для посещения выставки людьми с инвалидностью.

Следующий скандал произошёл в 2009 году, когда неназванная русская женщина разбила о стекло чайную кружку в ярости от того, что ей отказали во французском гражданстве.

Картина и защитное стекло не пострадали, но этот случай вновь поднял во французском обществе вопрос о необходимости выделить для «Моны Лизы» собственное выставочное пространство, которое позволит тщательнее осматривать посетителей и уменьшит столпотворение вокруг неё.

Активистки из группы Riposte Alimentaire после того, как бросили суп в «Мону Лизу»
Фото: Riposte Alimentaire / Handout / Anadolu / Getty Images

В 2022 году 36-летний мужчина на инвалидной коляске (переодетый женщиной) запустил в картину праздничный торт. Затем он произнёс короткую речь в защиту планеты. В 2024 году, на волне протестов под лозунгом «Just Stop Oil», когда экоактивисты атаковали галереи по всей Европе, две женщины из движения Riposte Alimentaire облили картину супом в знак протеста против неустойчивой мировой системы сельского хозяйства. В обоих случаях «Джоконда» не пострадала.

Под слоями

«Мона Лиза» — настоящий шедевр: глубина и точность композиции, живая светотень, мягкость, очарование взгляда и улыбки — всего этого никто не мог сотворить до Леонардо, и мало кто смог повторить после.

Именно поэтому спекуляций на тему картины много, причём первым мистификатором стал сам Джорджо Вазари.

В «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он рассказывает, что на сеансах живописи помимо художника и модели были ещё и музыканты. Они должны были веселить Лизу, чтобы с её лица не сходила улыбка. С высокой долей вероятности это всего лишь красивая легенда. Так Вазари стал первым человеком, который запустил мем с «загадочной улыбкой» Моны Лизы.

«Леонардо пишет портрет Джоконды» кисти Чезаре Маккари, 1863 год
Изображение: Museo Cassioli

Как отмечает Винсент Дельевен, один из ведущих современных специалистов по творчеству да Винчи, на самом деле Леонардо не пытался вложить в картину скрытые смыслы, а решал прежде всего художественные задачи.

При работе над композицией для портрета Лизы дель Джокондо да Винчи опирался на сильную традицию фламандского портрета, в частности на творчество Ганса Мемлинга.

Портрет Бенедетто Портинари кисти Ганса Мемлинга, один из возможных источников вдохновения да Винчи
Изображение: Uffizi Gallery

Об этом говорит и поворот тела модели в ¾, и сложенные руки у края картины. Леонардо пошёл дальше своих предшественников, применяя технику «сфумато»: он накладывал послойно тонкие полупрозрачные слои краски. Мастер стремился добавить картине большей жизненности — так он пришёл к идее лёгкой улыбки, которую уже с успехом опробовал на многих более ранних работах (например, на «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом»).

Изображение: Леонардо да Винчи / Лувр

Если же хочется глубины, то улыбку можно трактовать и символически. «Джоконда» в переводе с итальянского означает «счастливая», поэтому Леонардо мог добавить улыбку, чтобы усилить значение картины ― ведь счастливая женщина обязательно будет улыбаться. Под любым количеством слоёв.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована